Рыцарь, красная роза и два ворона

Владимир Пименов
V.P. Преданье старины глубокой из славной истории чешского рыцарства. Где вымысел, который хочется считать правдой, а исторический факт кажется чудом.
По мотивам «Сказаний старой Праги» Адольфа Венига – чешского писателя, педагога, либреттиста и переводчика (13 августа 1874г.- 19 марта 1940 г.)
Великий чешский композитор Антонин Дворжек написал замечательную оперу «Чёрт и Кача» по  либретто двадцатипятилетнего Адольфа Венига.
*
На Европу надвигалась страшная беда с востока — татары. Разорив Русь, зимой 1241 г. они вторглись на территорию Польши. Татары сожгли Сандомир и Краков и другие города и двинулись в сторону польско-чешской границы.
Король Чехии Вацлав решил собрать всех своих рыцарей...

Musica Nova Harmonie des Nations (CD)
Странствующий музыкант забавлял слуг во дворе замка Бертольдов игрой на свирели. Простые, но трогательные звуки нежно разливались по стенам старинного замка и уходили далеко, через осенние поля, в горы. Взглянув на солнце, которое в тихом  великолепии сияло на западе, музыкант замер, как бы что-то вспомнил. Минуту или две искал он ответа на лазоревом небе и в душе своей на какой-то вопрос, но нетерпеливые слушатели вернули его мысли на землю дружными возгласами.
В узком и высоком проёме окна рыцарского зала возникла фигуру мужчины.   Ему было тесно в раме окна. Он был высокого роста и широкоплеч, а его светлые волнистые волосы казались золотыми в лучах заходящего солнца. Природа  наградила его всем, о чём только мог мечтать настоящий мужчина наследник и продолжатель древнего рода славных рыцарей из Бертольдиц. Да, это был сам хозяин замка, молодой рыцарь Бертольд. Был он отважен и смел, имел благородное сердце. На всех рыцарских турнирах и играх был победителем.
Когда умолкли звуки свирели, другой музыкант ударил по струнам своей лютни и по двору замка разнеслись величественные звуки незнакомой песни. Песнь была о последних цветах уходящего лета, которые милее  роскошных первенцев весны, о часе разлуки, который слаще ожидания первого свидания, о рыцаре доблестном и славном, которого король Вацлав Одноглазый любил больше всех своих приближенных. Люди стояли вокруг музыкантов и,  как зачарованные, слушали. Они узнавали в этой прекрасной песне своего молодого хозяина. Даже природа, погрузившись в глубокое молчание, гордым взором, уходящего пурпурного солнца, любуется творениями своими.
Замерли последние  звуки. Слушатели восхищенно славили музыкантов. В замок спустились сумерки и слуги разожгли ночные костры. Но музыканты...Зазвучала весёлая музыка и вот уже позабыв обо всём, взявшись за руки, они несутся по двору замка в весёлом танце.
Бертольд закрыл окно и стены рыцарского зала погрузились в полумрак. Всё здесь было знакомо с детства: потемневшие от времени стены, склонившие шлемы рыцарские доспехи предков, оружие, знамёна. Над камином висит его верный щит, свидетель славных побед. У противоположной стены, на походной треноге фамильный прапор рода рыцарей Бертольдов. Молодой рыцарь сел в кресло, накрытое волчьей шкурой, которое стояло возле небольшого                стола с шахматными фигурами. Свеча осветила благородные черты
его лица и он погрузился в прерванные размышления:
- Отчего  сердце моё страдает ,иногда, без всякой  известной мне причины? 
- Отчего  свет помрачается в глазах моих, тогда как  лучезарное солнце сияет на небе?
- Как  изъяснить те приступы меланхолии, в которых вся душа моя сжимается и холодеет?  Может это предчувствие отдалённых бедствий?
И опять нахлынули  видения минулой ночи: перед королевским троном стоят два рыцаря. Они опираются  своими сильными руками на меч, вогнанный в каменную плиту. На одном из рыцарей чёрный плащ, украшенный фиолетовыми разводами, а на шлеме лапа  птицы с острыми когтями. На красном плаще другого  рыцаря вышита золотая роза, а в руке его щит, на котором изображена кованая решетка, огораживающая место турнира... Да, это его, Бертольдов щит, который оберегал его в боях и приносил удачу. Королевский трон пуст, а на спинке его сидит огромный чёрный ворон.
Скоро, скоро затрубят трубы и грянет бой. Ветер неистово треплет флаги на длинных копьях между зубцами крепостной стены.
Чёрный рыцарь приподнял забрало своего шлема и Бертольда пронзил мрачный взгляд чёрных, пустых глазниц. Стены замка содрогнулись от страшного хохота. Бертольд не знал страха. Он много раз смотрел смерти в лицо и смерть уходила с его дороги. Грозный и свирепый хохот перешел в стон и шипение. Мрачный рыцарь растворился во мраке ночи.
В предрассветных сумерках мирно спали, уставшие от ночного разгульного веселья слуги. Они лежали в невообразимых позах там, где застала их усталость.
Вдруг за воротами прозвучали призывные звуки рога. Это прибыл долгожданный посол от короля. Бертольд сам вышел встретить всадника и провёл его в рыцарский зал. Посланник короля Вацлава Одноглазого привёз приглашение на традиционный рыцарский турнир, посвященный дню рождения его единственной дочери Радмилы. Все называли её первой красавицей и король уже подумывал о будущем зяте.
 На прошлом турнире, когда  Бертольд одержал победу над рыцарем из Подебрад, король подозвал участников поединка, чтобы поблагодарить их за честный бой и объявить победителя. Красавица  Радмила вскочила со своего кресла, щёки её пылали, а в пламенных её очах стыдливость с нежностью сражалась, когда она бросила красную розу к ногам победителя.
Всё может описать наше пылкое воображение. Всё, кроме того неуловимого мгновения зарождения любви. Она рождается внезапно от  соосязания двух, ищущих дру друга душ, в одном взоре, в одной неуловимой искре глаз. Она есть нечто иное, как симпатия, соединение двух половинок, которые ожидали эту встречу.
Только один раз звезда падает с неба-только один раз любит сердце.
Молодой рыцарь с томлением ждал следующей встречи с избранницей своего сердца - со своею судьбою.

Турнир в Праге! Ах, Боже мой! Там будет Радмила!
Дамы займут свои места, скрывая волнение и трепеща от страха за своих рыцарей, трубачи раздуют свои трубы на крепостных стенах, выступят герольды, рыцари гордо объедут поле и преклонят копья перед своими красавицами... Трубы опять затрубят.
- Начинаем! - объявят герольды. Рыцари разъедутся, чтобы помчаться дру на друга...дамы  ахнут...кто-то рухнет в пыль...и герольды не огласят его имени...
Никогда Радмила не ахнет!
Призвав к себе бродячих музыкантов, влюблённый рыцарь пригласил их следовать с ним в Прагу и, немного смутившись, заказал написать песню в честь своей возлюбленной.
Наконец настал этот долгожданный день. Нарядные, весёлые люди шли по улицам города. Торжественное шествие  возглавлял молодой, красивый рыцарь с победоносным щитом, прикреплённым к седлу белой лошади. В правой руке у него была красная роза, подаренная Радмилой и бережно  сохранённая. Горожане приветствовали своего героя.
Попасть на Градчаны к королю можно только, проехав каменный мост через Влтаву. Играла музыка. Слуги счастливого  Бертольда дружно распевали песнь, прославляющую красавицу Радмилу, и волны реки подхватывали и разносили по горам и лесам  «Гимн любви».
 Проехав мост, Бертольд уже был под сводами башни, которая запирала мост со стороны Малого города, как вдруг из зубца крепостной стены свалился камень ему на голову, а рыцарь был без шлема. Славный и непобедимый рыцарь, с разбитой головой, упал с коня. Там наверху в зубце стены не хватало одного камня. Время и непогода разрушили раствор вокруг него, и он держался не крепко. В то время, когда Бертольд со своей свитой ехал по мосту, два ворона взлетели со стены, облетели башню, уселись на тот злополучный камень и устроили между собой борьбу. Они колотили друг друга крыльями и клювами, камень и свалили.
Так погиб непобедимый рыцарь Бертольд из Бертольдиц. Смерть подстерегла его там, где менее всего была ожидаема.
Когда принесли королю это горестное известие, он был сильно и надолго опечален. И приказал король: чтобы на то место, откуда камень выпал, новый камень поставлен не был. Пусть то пустое место на зубце башни будет памятью неожиданной смерти несчастного рыцаря. Слуги короля разыскали музыкантов, которые приехали с Бертольдом в Прагу. Вацлав приказал им исполнить ту песню, о которой с восторгом говорил весь город. Красавица Радмила слушала, и горькие слёзы катились по её бледному лицу. Слёзы любви капали на красную розу, которую мужественный влюблённый рыцарь так и не выпустил из своей крепкой руки.
*
                « Если бы человеку, самому благополучному, вдруг открылось будущее, то замерло бы сердце его от ужаса и язык его онемел бы в самую ту минуту, в которую он думал назвать себя счастливейшим из смертных...»
                Н.М.Карамзин, 1766-1826.