Пособие по истории детства. Год 1956. Общий фон

Василий Носачёв
1956-ой год
Температурные рекорды: -46 — 26 ноября.               
В городе. Сооружён 1-й крупноблочный жилой дом.
Строится Приборостроительный завод им.Ленина (п/я №32).
Июнь. Обустраивается пляж на левом берегу Оби.
Июль. 1-й приезд Н.С.Хрущёва на совещание по вопросам освоения целинных земель.
29 августа. Открыта детская областная библиотека им.Горького.
Консерватория провела 1-й набор 58 студентов.
1-й набор студентов в Институт кооперативной торговли (в здании Облпотребсоюза).
1-й магнитофон «Мелодия МГ-56» выпущен на заводе «Точмаш».
Симфонический оркестр (дирижёр Арнольд Кац) создан при Н-ской филармонии.

22 ноября. 1-й пробный рейс реактивного пассажирского самолёта Ту-104 по маршруту
Москва-Новосибирск (с 3.04.57 г. — регулярный)
Декабрь. Открыт 1-й в Сибири хоккейный стадион — «Динамо» в самом центре,
ул.Коммунистическая, напротив областного управления КГБ.
Отрыты ДК им.Горького на ул.Богдана Хмельницкого,40 – самый большой в городе.

4 ноября (воскресенье!) плотина окончательно перекрыла Обь, началось заполнение водохранилища длиной 200 км до Камня на Оби.
Некоторые водители самосвалов выполняли в эти дни до 120 рейсов в сутки.
*(подробнее смотри отдельно сноску "Перекрытие Оби" в конце текста).

Во время ночного пожара в закрытом помещении зоопарка погибли 140 животных.
!Впервые жители Новосибирска отправились в турпоездки за границу: в страны соцлагеря, а также в Финляндию.

В стране. 6-я пятилетка.
14-25 февр. ХХ съезд КПСС. Закрытое заседание и доклад Хрущёва «О культе личности и его последствиях».
Постановление ЦК «О преодолении культа...». Отмена Сталинских и восстановление Ленинских премий.
Горшков С.Г. — главком ВМФ (до 1985 г.)
События в Грузии, (о которых мы не знали)
5 марта нет статей о Сталине. Тбилиси возбуждён. 6 и 7 массовые  шествия студентов.
9-го применена сила (15 убитых, 54 раненых)
16 июля. Карело-Финская ССР преобразована в автономию, и в СССР остаётся 15 союзных республик.
1-я Советская Антарктическая экспедиция – начальник М.Сомов,
создание полярной обсерватории «Мирный» и открытие ряда островов.
Июнь. Отмена платы за обучение в старших классах и в высших учебных заведениях.
Открыта промышленная выставка на территории Всесоюзной с/хоз. Выставки.
14 июля. Закон «О государственных пенсиях».
Установление 6-ти часового рабочего дня для подростков от 16 до 18 лет.
20 октября. Учреждена медаль «За освоение целинных земель».
Начало освоения медно-никелевых руд в Мурманской обл. (г.Заполярный с 1963 г.)
Сентябрь. Создан Советский комитет ветеранов войны — председатель, маршал Василевский, отв.секретарь А.П.Маресьев.
Создан Советский комитет солидарности стран Азии ( а с 1958 г. и Африки).
Встреча испанских матерей с детьми, эвакуированными в СССР в 1937 г.

В мире.  2 дек. группа из 82 чел. высаживается с яхты «Гранма» в провинции Орьенте Куба
и превращается в повстанческую армию Фиделя Кастро. Борода Фиделя – надолго в наших сердцах.
«Венгерские события» Военный мятеж Имре Надя (революция) подавлен советскими войсками.
Янош Кадр — наш кадр в ВНР.
Польша. Забастовки в Познани и выдвижение Вл.Гомулки на 1-го секретаря ЦК ПОПР
Отставка военного министра Рокоссовского (с 1945 г.)
Финляндия. Урхо Калева Кекконен — Президент и наш друг. СССР передаёт Финляндии военно-морскую базу Удд.
КНР. 2 февраля землетрясение, унёсшее до 830 тыс.жизней!?
Чжоу Эньлай, Лю Шаоци и Дэн Сяопин выдвигаются в приближение Мао (до 66 г.)
Египет. Национализация Суэцкого канала и англо-франко-израильская агрессия против республики Египет.
Вывод войск и 70 млн.долларов прибыли Онассису за провоз нефти вокруг Африки (и прочим тоже), пока канал будет закрыт.
Гамаль Абдель Насер — наш человек, и на него денег не пожалеют.
19 октября. Восстановление дипломатических и консульских отношений с Японией.
Советско-японская декларация о прекращении состояния войны. Но не мирный договор! Его нет?
ФРГ. Вооружённые силы теперь именуются «Бундесвер» и входят в структуры НАТО.
Независимость: Судан; Марокко; Тунис.

Наука и техника. 
Нобелевская премия: Семёнов Н.Н., академик, основатель научной школы физ-химии, теория цепных реакций
Бардин Джон, У.Браттейн, У.Шокли — изобретение транзистора (1948 г.)
Лауреаты Лен.пр.: Сахаров А.Д., за создание водородной бомбы и работы по плазме и 2-я звезда Героя (ему 35 лет)
Герои Соц.Труда: 3-я Зельдович Я.Б., (и ещё не академик!) теории горения, детонации, ударных волн, физике элементарных частиц
1-я Келдыш М.Ф., математик, (академик с 35 лет), иссл. процессов аэрогидродинамики («шимми», «флаттер»), дир.НИИ-1
1-я Королёв С.П. , генеральный конструктор космической техники;       
Блохинцев Д.И., физик, квантовая механика, теория ядерных реакторов
ИсаевА.М., гл.конструктор ЖРД самолёта БИ-1; ракет Р-11 (Р-11М, Р-11ФМ)
Бармин В.П. – разработчик ракетных стартовых комплексов
Пилюгин Н.А. – разработчик систем управления ракетоносителями и ИСЗ
Глушко В.П. – разработчик ЖРД для ракетной техники.
Все в 57-58 году получат ещё и по Ленинской премии
Микоян А.И., авиаконструктор
Герой Соц.Труда: Лебедев С.А. - дир.Инст., труды по устойчивости энергосистем и вычислительной технике (БЭСМ)
Герой Сов.Союза: 4-я(и последняя звезда) Жукову Г.К., пока ещё Министру обороны (до октября 57 г)
Доктором ист. наук стал Герасимов М.М., антрополог, вернувший внешний облик Ивана Грозного, Улугбека и пр.
С поста Президента ВАСХНИЛ «уйдут» Лысенко Т.Д., но он ещё восстанет в 1961 г. и припомнит.

Литература:     Ушли А.ФАДЕЕВ,  Б.БРЕХТ,  А.МИЛН               
Проза: Реформа русского языка
А.Алексин – повесть «Необычайные похождения Севы Котлова»
М.Ауэзов завершил 2-ой том романа «Путь Абая» – Ленинская премия 59 г.
С.Антонов – повесть «Дело было в Пенькове» – к/ф 57 г.               
А.Бек – роман «Жизнь Бережкова»
Д.Гранин – «Собственное мнение», ж.«Новый мир»,  к «мнению» присмотрятся критики-идеологи
В.Дудинцев – роман «Не хлебом единым», ж.«Новый мир» №№8–10, подвергнется резкой критике.
В.Каверин – завершил трилогию «Открытая книга» – к/ф 71 г. и в 77 – 79 годах сериал (9) Ленфильма
Л.Кассиль – «Ход белой королевы» – к/ф 71 г.
В.Катаев – повесть «Хуторок в степи»
Л.Лагин – «Атавия Проксима», фантастический роман
П.Нилин – повести: «Жестокость» – к/ф 58 г., «Испытательный срок» – к/ф 60 г.
А.Рыбаков – повесть «Бронзовая птица» – к/ф 74 г

Поэзия:
Е.Долматовский – роман в стихах «Добровольцы» – к/ф 58г.
Е.Евтушенко – сборник «Шоссе энтузиастов»
С.Кирсанов – сборник «Семь дней недели»
Б.Окуджава – сборник  «Лирика»
Р.Рождественский – сборник «Испытание», поэма « Моя любовь»
Я.Смеляков – поэма «Строгая любовь»

Издания:
Е.Беляев – 2х-томник фантастики, переросший в 3х-томник
М.Зощенко – «Избранные рассказы и повести 1923-1956гг.», Ленинград
К.Чуковский – «От двух до пяти» –11!издание
Дж.Голсуорси – «Сага о Форсайтах»
Р.Киплинг – «Маугли»
Ж.И.Кусто один из изобретателей акваланга (ещё в 1943 г.) написал книгу «Мир тишины»
Давид Бурлюк — один из основателей русского футуризма приезжал погостить (в эмиграции с 20 г.)
Б.Ясенский – «Заговор равнодушных», неоконченный роман реабилитированного русско-польского писателя. Расстрелян в 1937 г.

В ноябре в Италии издан «Доктор Живаго» Б.Пастернака, что не пройдёт ему даром
Журналы:
В «Новом мире» первая публикация рассказов бывшего солдата вермахта Г.Бёлля, там же – «Литературные заметки» К.Симонова 
и  «У карты нашей литературы» – о творчестве И.Бабеля  и  Б.Пастернака
Начали выходить «Молодая гвардия», «Наш современник», «Весёлые картинки»
Возобновил выход журнал «Костёр»
2-ой выпуск (декабрь) альманаха «Литературная Москва»: «Заметки писателя» А.Крона, подборка стихов Марины Цветаевой со вступительной статьёй И.Эренбурга;  рассказы: А.Яшина «Рычаги», Ю.Нагибина  «Свет в окне», Н.Жданова
«Поездка на родину»; стихи – К.Ваншенкин, С.Кирсанов, Н.Заболоцкий. Выход альманаха вызвал острую полемику вплоть до т.Н.С.Хрущёва

Драматургия:
А.Володин – «Фабричная девчонка», поставлен в ЦТСА в 57 г.
А.Файко – «Не сотвори себе кумира»
М.Шатров – «Место в жизни»

Политика: 6.02. реабилитирован А.И.Солженицын, с 1957 работает в рязанской школе №2
          Варлам Шаламов после реабилитации возвращается в Москву
Музыка:
Ирина Архипова – дебют в Б.Т. в роли Кармен
Г.Милютин – оперетта «Поцелуй Чаниты», постановка с Татьяной Шмыгой?, к/ф 74 г.
1-я сольная программа Гелены Великановой: «Маленькая Мари», скоро она споёт «Поезда», «Ландыши», «Тэрулу», «Тишину»
Павел Лисициан – народный артист СССР; М.Ростропович — гастроли в Лондоне и в Нью-Йорке

Песни из к/ф
Б.Мокроусов-А.Фатьянов «Когда весна придёт не знаю» из к/ф «Весна на Заречной улице»
А.Лепин –В.Коростылёв? «Песенка о хорошем настроении»,  «Пять минут», «про Танечку», из к/ф  «Карнавальная ночь»
Н.Богословский – Н.Доризо «Романс Рощина», «Песня выпускников» к/ф «Разные судьбы»
Д.Кабалевский – Е.Долматовский «Школьные годы» - вальс из одноименного фильма
В.Трошин – М.Фрадкин – Е.Долматовский «За фабричной заставой» из к/ф «Они были первыми»

Театр: О.Ефремов, театр «Современник» постановка «Вечно живые» В.Розова
В.Киршон - «Чудесный сплав» – фильм-спектакль Ленинградского театра им.Ленинского комсомола (Н.Ургант-О.Басилашвили)
Последний сезон Сергея Лемешева в Большом театре в качестве солиста-тенора
Изо:
И.Грабарь – народный художник СССР
Открытие мемориала обороны Брестской крепости
Выставки картин импрессионистов Пикассо и Матисса в Москве и Ленинграде. Картины извлечены из запасников закрытого в 1941-ом году (и уже более не открывшегося!) Музея новой западной живописи. Позже  в 57 г.)отделы нового западного искусства откроются в московском музее изящных искусств и на верхнем этаже Эрмитажа.

За рубежом:
Элвис Пресли – король рок-н-ролла, 13 его синглов, начиная с «Отеля разбитых сердец», в сотне хитов
Дебют Клиффа Ричарда (17 лет),  а  в 59–ом выпустит первую пластинку
6 июля в Ливерпуле знакомятся Джон Леннон и Пол Маккартни и начинают сочинять и петь.

Кино:
Экранизации в год ухода А.Довженко – лидерство Киевской к/ст в экранизациях.
«Два капитана» – В.Венгеров по р-ну В.Каверина  (О.Заботкина, А.Михайлов, Е.Лебедев)*
«Педагогическая поэма» – А.Маслюков, Киевская к/ст. по А.С.Макаренко ( Ю.Панич-д.)*
«Есть такой парень» – В.Ивченко, Киевская к/ст по р-ну А.Андреева (Н.Фатеева-дебют)*
«За власть Советов» – Б.Бунеев, сц.В.Катаев по одноим. р-ну (Б.Чирков, Юлиан Панич, Д.Сагал)
«Капитан старой черепахи» – В.Воронин, Г.Габай, Одес.к/ст.по п-сти Л.Линькова (Наталья Фатеева)
«Кровавый рассвет» – Ю.Д-Михайлик по р-ну М.Коцюбинского, К.к/ст. (Ада Роговцева-д., Ю.Панич)
«Мальва» – В.Браун, Киевская к/ст. по рассказу М.Горького (Дзидра Ритенберг, Г.Юхтин)
«Мать» – М.Донской, Киевская к/ст., 3-я экр. р-на М.Горького (В.Марецкая, А.Баталов, О.Борисов-д.)
«Обыкновенный человек» – А.Столбов по пьесе Л.Леонова (В.Меркурьев, И.Скобцева)*
«Сорок первый» – С.Чухрай по п-ти Б.Лавренёва (И.Извицкая – О.Стриженов), см.приложение
«Первые радости» и «Необыкновенное лето» – В.Басов, сц.А.Каплера по р-ну К.Федина
«Отелло» – С.Юткевич (С.Бондарчук, И.Скобцева-д., В.Сошальский, Е.Весник-д.), комп.А.Хачатурян
«Тайна двух океанов» – К.Пипинашвили, Грузия-фильм, по р-ну Г.Адамова (С.Столяров, М.Глузский)

Киноповести:
«Бессмертный гарнизон» – З.Аграненко, Э.Тиссэ, сц.К.Симонов (В.Макаров, Н.Крючков, В.Серова)*
«Вихри враждебные» (53г, вышел в 56 г уже без Сталина)– М.Калатозов, сц.Н.Погодин
«В квадрате 45» – Ю.Вышинский, сц.Э.Брагинский-дебют, о мужестве пожарных-парашютистов.
«Дело Румянцева» – И.Хейфиц, сц.Ю.Герман, Ленф. (А.Баталов, С.Лукьянов, Е.Леонов) *
«Дело №306» – А.Рыбаков (Марк Бернес в роли следователя Градова) *
«Медовый месяц» – Н.Кошеверова, Ленфильм (Л.Касаткина, П.Кадочников, З.Фёдорова, С.Филиппов)
«Они были первыми» – Ю.Егоров (дебют: Л.Алёшникова, А.Державин, М.Ульянов, Г.Юматов) *
«Поэт» – Б.Барнет (Н.Крючков, И.Извицкая, З.Фёдорова, П.Алейников), драма о белых и красных
«Пролог» – Ефим Дзиган, сц.А.Штейн (Н.Плотников, М.Пастухова, П.Кадочников) - лениниана
«Мексиканец» – В.Каплуновский, сц.Э.Брагинский (О.Стриженов, Т.Самойлова-дебют)
«Разные судьбы» –  Л.Луков, к\ст.Г.(Т.Пилецкая, Г.Юматов, Ю.Панич, Т.Конюхова, Б.Фрейндлих)*
«Триста лет тому...» – В.Петров, сц.А.Корнейчук, Киевская к/с (Ю.Панич, Е.Самойлов)
«Убийство на улице Данте» – М.Ромм/Е.Габрилович (М.Козаков, И.Смоктуновский, В.Гафт-д.)*
«Человек родился» – В.Ордынский, сц.Л.Агранович (О.Бган-д., В.Гусев, В.Андреев, Н.Дорошина)*
«Это начиналось так» – Л.Кулиджанов, Я.Сегель, к/ст.им.Горького, см.прилож
«Школьные годы» - Иванов? Возможно док .ф . с вальсом Д.Кабалевского

Кинокомедии:
«Карнавальная ночь» – Эльдар Рязанов (дебют Л.Гурченко, Ю.Белов, И.Ильинский) см.пр.
«Драгоценный подарок» – А.Роу, сц.А.Филимонов (В.Володин, М.Миронова,  Р.Зелёная, В.Орлова)
«Максим Перепелица» – А.Граник, сц. И.Стаднюк, Ленфильм (Леонид Быков) смотри приложение
«Хозяйка гостиницы» – Мих.Названов,  по комедии Карло Гальдони (О.Викланд, А.Мягких, В.Якут)
«Безумный день» – А.Тутышкин по ком. В.Катаева «День отдыха» (И.Ильинский, Р.Плятт, О.Аросева)
«Она вас любит» – С.Деревянский, Р.Суслович (Г.Вицин, Т.Носова, И.Кмит, А.Ширвиндт-дебют)
«Гость с Кубани» – А.Фролов, сц.Ю.Нагибин (А.Кузнецов, Т.Логинова, Т.Носова,  Лев Дуров-дебют)
«На подмостках сцены» – К.Юдин (В.Меркурьев, Ю.Любимов) по водевилю «Лев Гурыч Синичкин»

Детское кино:
«Старик Хоттабыч» – Г.Казанский, Ленфильм, по п-ти Л.Лагина (Н.Волков-ст.)
«Девочка и крокодил» – И.Гиндин, И.Менакер, Ленф. (Е.Грановская, З.Фёдорова, Наташа Селезнёва)
«Илья Муромец» – А.Птушко, 1-й сов.широкоэкранный к/ф. (Борис Андреев), см.приложение
«Миколка Паровоз» («Начало пути») – Л.Голуб, Бел.фильм по одноим.п-сти М.Лынькова
«Приключения Артёмки» – А.Апсолон, сц.Л.Соловьёв, Ленф., по п-ти И.Василенко «Артёмка в цирке»
«Призвание» – М.Фёдорова, сц.В.Спирина, к/ст.им.Горького (Ада Войцик, Леонид Галлис)
«Серый разбойник» – Б.Долин, Моснаучфильм

Мультфильмы:
«Кораблик» – сц.В.Сутеев-Альмарик

Восстановлены:
«Жила-была девочка» – В.Эйсымонт, «Союздетфильм» 1944 г. (Нина Иванова-дебют)

За рубежом
«Канал» – Анджей Вайда, Польша (Тереза Ижевска, В.Глинский, Э.Каревич) о Варшавском восстании
«Мистер Пикин вверх тормашками» – Англия, ДЖ.П.Карстэйрс (Норман Уиздом) один из 13! фильмов про Питкина.
дебют Элвиса Пресли в киновестерне «Люби меня нежно»

Спорт
VII-я зимняя олимпиада в Кортина д/Ампецо 26 января – 5 февраля. Советская команда участвует впервые, но побеждает в неофициальном командном зачёте – 103 очка:
1е олимпийское золото сб.СССР по хоккею с шайбой (В.Бобров, Трегубов, Уколов, Бабич, Сологубов, Пучков, Мкртчан, а также наши бывшие земляки - В.Кузин и В.Никифоров и др. Семь матчей – 7 побед, ст.тренер – Аркадий Иванович Чернышёв
успех конькобежца Евгения Гришина, лыжи - Павел Колчин и Л.Козырева, и в эстафете у мужчин.
 
XVI-е летние олимпийские игры в Мельбурне 22 ноября – 8 декабря. Вторая летняя олимпиада для команды СССР и первая победа в НКЗ – 622,5 очка, а в Хельсинки наши поделили 1–2 е  места с командой США (по 494 очка):
Отличные выступления команд гимнастов, штангистов, боксёров, стрелков – это наши козыри и на будущее.
Герои Мельбурна: Виктор Куц, В.Енгибарян, В.Чукарин, Лариса Латынина, А.Воробьёв, Г.Шатков, В.Сафронов, А.Азарян, В.Муратов, В.Иванов.
Золото и у футболистов, чем страна будет очень гордиться (Игорь Нетто, Лев Яшин, Никита Симонян, Б.Татушин, М.Огоньков, А.Башашкин, А.Ильин и др. Тренер Гавриил Дм.Качалин. Участвовавшие в предварительных играх Э.Стрельцов,  В.Иванов  и герой полуфинала – Тищенко,отыгравший со сломанной ключицей , золотых медалей не получили, т.к. до ОИ-72 г. золотые медали и звание ОЧ получали только участники финальной игры
Серебряная медаль по штанге у новосибирца Равиля Хабутдинова (лёгкий вес), в т.ч. олимпийский рекорд в рывке – 125 кг.

За рубежом
Знаменитый венгерский боксёр – Ласло Папп в расцвете своего яркого таланта.

* Перекрытие Оби
(по тексту Н. П. Яненко "50 лет назад завершилось перекрытие русла реки Обь на строительстве Новосибирской ГЭС")

Чтобы не допустить перерыва в судоходстве на 2,5 месяца, русло Оби впервые в истории гидростроительства было намечено перекрыть в осенне-зимних условиях.

Первоначально схему операции выбрали с оставленным для прохождения судов прорана шириной 150 м , который потом было решено перекрывать с помощью наплавного понтонного моста длиной 59 м и трехпролётного ряжевого моста.
Между ними оставалась свободная протока шириной более 40 м. Предполагалось засыпать её с торцов обоих мостов, создать остров, а затем произвести одновременную отсыпку с ряжевого и понтонного мостов.

В ночь на 25 октября 1956 г. строители начали решающий штурм реки. С наведенного понтонного моста мощные самосвалы сбросили тысячи кубометров камня.
К 10 часам утра на поверхности воды показались первые глыбы, а к полудню каменный остров поднялся на высоту моста.
27 октября обская вода через плотину вышла в главное русло. Но река и не думала сдаваться. Она готовила один «сюрприз» за другим.
Утром 27 октября начался сильный штормовой ветер с дождем и снегом. Основной поток Оби прижимался к левому берегу, из-за чего наплавной мост деформировался. Вода просочилась сквозь ряжевую перемычку, отделяющую бетонную плотину от здания ГЭС, грозя затопить котлован.
Сила её была настолько мощной, что буквально через несколько минут она вымыла из перемычки засыпанный грунт.
Понтоны были затоплены, пролеты моста унесены потоком вниз по течению на несколько километров.
Одновременно произошли ещё две аварии. Через секционную перемычку вода проникла в котлован здания станции, и произошло короткое замыкание на ЛЭП, питавшей электроэнергией весь левый берег.
Всё погрузилось в темноту. На стройке объявили аварийное положение.
Началось общее похолодание, температура воздуха понизилась до минус десяти градусов. Стали поговаривать о переносе перекрытия на более поздний период, однако расширенное совещание с участием представителей из Москвы приняло решение о возобновлении работ.

Ситуацию усложняли дождевые паводки в горах Алтая. Пришлось изыскивать новые, более эффективные средства перекрытия. Коллектив правобережного управления, возглавляемый опытным гидростроителем А. Е. Московченко, предложил вести перекрытие «пионерным» способом (т. е. идти от берега вперёд и сбрасывать в реку камни, создавая плотину).
Подобных способов перекрытия таких мощных рек, как Обь, история не знала, выбора у строителей в сложившейся ситуации не было.
Пришлось бросать в реку связанные в гирлянды негабаритные камни, сборные железобетонные каркасы, забракованные балки весом до 10 т, а также сварные корзины, заполненные камнем.
Скорость воды достигала 6 м в секунду. Волны с огромной силой били по растущей плотине, но камни задерживались, сбивая силу течения.
Более 100 часов продолжалась засыпка прорана, и, наконец, в воскресенье 4 ноября берега соединились.
В результате образовалось искусственное водохранилище – Обское море.
Плотина протяженностью 5 км подняла воду в реке на 20 м выше обычного летнего уровня. Одиннадцать суток перекрытия были самыми трудными в истории строительства гидроузла.




КИНО ПРИЛОЖЕНИЕ

«КАРНАВАЛЬНАЯ НОЧЬ», СССР, МОСФИЛЬМ, 1956, цв.
Музыкальная новогодняя комедия-дивертисмент.
Молодые энтузиасты во главе с Леной Крыловой вопреки начальнику Дома культуры Огурцову решают организовать по-настоящему веселый новогодний бал — и это им удается.
Лидер проката (1956, 1 место) — 45.64 млн. зрителей.
В ролях: Игорь Ильинский, Людмила Гурченко, Юрий Белов, Георгий Куликов, Сергей Филиппов, Андрей Тутышкин, Тамара Носова, Геннадий Юдин, Владимир Зельдин, Борис Петкер, Валентин Брылеев, Алексей Полевой, С. Хмельницкий, Владимир Пицек.
Режиссер: Эльдар Рязанов. Авторы сценария: Борис Ласкин, Владимир Поляков.Композитор: Анатолий Лепин.
Текст песен: Владимир Лифшиц, Вадим Коростылев.
Диплом МКФ в Эдинбурге—57;2-я премия фильму, персональные пр. актеру (И.Ильинский) и звукореж.(В.Зорин) ВКФ—58 в Москве;
Один из лучших (четвертый из 82-х!) фильмов, выпущенных в прокат в 1956 году по результатам опроса читателей газеты «Советская культура»

«ДЕЛО № 306», СССР, Мосфильм, 1956, ч/б. Детективно-приключенческий фильм.
О работниках советской милиции, которые в простом уличном происшествии Москвы сумели разгадать действия агентов иностранной разведки. Лидер проката (1956, 2 место) — 33.5 млн. зрителей
В ролях: Борис Битюков, Марк Бернес, Татьяна Пилецкая, Константин Нассонов, Ада Войцик, Максим Штраух, Людмила Шагалова, Евгений Весник, Татьяна Токарская,Евгений Тетерин, Софья Фадеева, Владимир Ратомский, Анастасия Зуева, Виктор Колпаков.
Режиссер: Анатолий Рыбаков. Автор сценария: Матвей Ройзман. Композитор: Владимир Юровский


«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЭМА», СССР, КИЕВСКАЯ киностудия, 1955, цв.
Постреволюционный школьный фильм. Авторы сценария: И.Маневич,М.Маевская. По одноименному роману А.С.Макаренко.
Первая роль в кино Юлиана Панича (Карабанов). Лидер проката (1956, 4 место) — 32.34 млн. зрителей.
В ролях: Владимир Емельянов, Михаил Покотило, Елена Лицканович, Нина Крачковская,Павел Кадочников, Георгий Юматов, Ролан Быков, Юлиан Панич, Константин Михайлов,Александр Суснин, Степан Шкурат, Юрий Саранцев, Наталия Наум.
Режиссеры: Алексей Маслюков, Мечислава Маевская. Композитор: Анатолий Свечников.Текст песен: Сергей Васильев

«ДВА КАПИТАНА», СССР, Ленфильм, 1955, цв. Кинороман. По одноименному роману В. Каверина.
История Саши Григорьева, с детских лет поставившего перед собой благородную и трудную задачу — раскрыть тайну гибели полярной экспедиции капитана Татаринова. «Бороться и искать, найти и не сдаваться» — таков девиз юного героя фильма, будущего летчика полярной авиации. Лидер проката (1956, 5 место) — 32.0 млн. зрителей.
В ролях: Александр Михайлов, Ольга Заботкина, Анатолий Адоскин, Евгений Лебедев, Боря Беляев, Людмила Шкелко, Эдик Кузнецов, Борис Аракелов, Инна Кондратьева,Татьяна Пельтцер, Елена Максимова, Нина Дробышева, Мария Яроцкая, Бруно Фрейндлих, Михаил Ладыгин.
Режиссер: Владимир Венгеров. Авторы сценария: Вениамин Каверин, Евгений Габрилович. Композитор: Олег Каравайчук

«ДЕЛО РУМЯНЦЕВА», СССР, Ленфильм, 1955, цв. Психологическая криминальная драма. Авторы сценария: Ю.Герман, И.Хейфиц.
Лидер проката (1956, 6 место) — 31.76 млн. зрителей.
Начальник автобазы, связанный с бандой спекулянтов, посылает ничего не подозревающего Румянцева (А. Баталов) в рейс с краденым грузом. В дороге молодого шофера арестовывают и сажают в тюрьму. Чтобы замести следы, истинные преступники делают так, что вся тяжесть преступления ложится на Румянцева. Подозрительный и бездушный капитан милиции не в состоянии найти подлинных преступников. И тогда дело Румянцева, который решил, наконец, защищать себя, переходит в руки умного и опытного полковника...
В ролях: Алексей Баталов, Сергей Лукьянов, Геннадий Юхтин,Владимир Лепко, Евгений Леонов, Николай Крючков, Инна Макарова.
Режиссер: Иосиф Хейфиц Композитор: Венедикт Пушков.

«РАЗНЫЕ СУДЬБЫ», СССР, киностудия им. М.Горького, 1956, цв., 107 мин. Молодежный фильм.
Популярная мелодрама 50-х годов о выпускниках ленинградской школы. Лидер проката (1956, 8 место) — 30.69 млн. зрителей.
В ролях: Татьяна Пилецкая, Юлиан Панич, Георгий Юматов, Лев Свердлин, Ольга Жизнева, Татьяна Конюхова, Сергей Блинников, Ада Войцик, Владимир Дорофеев,Всеволод Санаев, Константин Сорокин, Бруно Фрейндлих, Сергей Филиппов, Муза Крепкогорская.
Режиссер: Леонид Луков. Авторы сценария: Леонид Луков, Яков Смоляк. Композитор: Никита Богословский. Текст песен: Николай Доризо.

«СОРОК ПЕРВЫЙ», СССР, Мосфильм, 1956, цв., 93 мин. Драма. По одноименному рассказу Бориса Лавренева.
Один из первых и ключевых оттепельных фильмов, один из самых смелых для своего времени опытов освобождения индивидуального чувства из под власти «божественного социального». Фильм получил специальный приз МКФ в Каннах.
Это была вторая экранизация повести Лавренева. Фильм «Сорок первый» режиссера Протазанова был выпущен еще в 1927 году.
В ролях: Изольда Извицкая, Олег Стриженов, Николай Крючков, Николай Дупак, Георгий Шаповалов, Петр Любешкин.
 Режиссер: Григорий Чухрай. Автор сценария: Григорий Колтунов. Композитор: Николай Крюков.

«БЕССМЕРТНЫЙ ГАРНИЗОН», СССР, Мосфильм, 1956, ч/б, 98 мин. Героическая драма.
Фильм посвящен защитникам Брестской крепости. Время действия: 22 июня — 20 июля 1941 года, первые, самые страшные дни Великой Отечественной войны. Лидер проката (1956, 10 место) — 30.0 млн. зрителей.
В ролях: Василий Макаров, Владимир Емельянов, Николай Крючков, Анатолий Чемодуров, Валентина Серова, Лидия Сухаревская, Антонина Богданова, Геннадий Сайфулин.
Режиссеры: Захар Аграненко, Эдуард Тиссэ. Автор сценария: Константин Симонов. Композитор: Вениамин Баснер.

«МАКСИМ ПЕРЕПЕЛИЦА», СССР, ЛЕНФИЛЬМ, 1955, ч/б, 94 мин. Комедия. Прокат (1956, 13 место) — 27.85 млн. зрителей.
Призыв в армию не омрачил веселую душу Максима: он уверен, что любимая его дождется. Пытаясь избежать трудностей солдатской службы, Максим хитрит и получает за это наряды вне очереди. Однако гибкость характера и добродушный нрав делают его податливым в деле перевоспитания. Проявив смекалку и инициативу во время учений, герой получает звание младшего сержанта и в срок возвращается в родное село...Первая роль в кино Лидии Федосеевой (лаборантка).
В ролях: Александр Борисов, Леонид Быков, Николай Яковченко, Константин Сорокин, Людмила Сосюра, Таисия Литвиненко, Георгий Вицин, Татьяна Пельтцер, Василий Фушич, Павел Усовниченко, Лидия Федосеева-Шукшина, Раднэр Муратов.
Режиссер: Анатолий Граник. Автор сценария: Иван Стаднюк. Композитор: Василий Соловьев-Седой.Текст песен: Михаил Дудин.
Исполнение песен: Леонид Быков.

«ИЛЬЯ МУРОМЕЦ», СССР, МОСФИЛЬМ, 1956, цв., 94 мин. Былина, сказка. Первый советский широкоэкранный фильм.
В фильме участвовали: - 106 тыс. солдат-статистов; - 11 тыс лошадей — больше всего в истории мирового кинематографа (Пэтрик Робертсон.«Новая книга рекордов Гиннесса по кино», 1993).
В ролях: Борис Андреев, Андрей Абрикосов, Наталья Медведева, Нинель Мышкова,Александр Шворин, Сергей Мартинсон, Г. Демин, Сергей Столяров, Муратбек Рыскулов,Шукур Бурханов, Михаил Пуговкин, Ия Арепина, Владимир Тягушев.
Режиссер: Александр Птушко.Автор сценария: Михаил Кочнев.Операторы: Федор Проворов, Юлий Кун.
Художник-постановщик: Евгений Куманьков. Композитор: Игорь Морозов.

«УБИЙСТВО НА УЛИЦЕ ДАНТЕ», СССР, МОСФИЛЬМ, 1956, цв., 104 мин. Политический памфлет, драма. Авторы сц.: Е.Габрилович, М.Ромм.
О французской актрисе Мадлен Тибо, принявшей активное участие в движении Сопротивления в годы Второй мировой войны и погибшей от руки собственного сына, не разделившего ее взглядов. Первые роли в кино Михаила Козакова (Шарль Тибо), Валентина Гафта (Роже) и Иннокентия Смоктуновского (доктор). Прокат (1956, 15 место) — 27.42 млн. зрителей.
В ролях: Евгения Козырева, Михаил Козаков, Николай Комиссаров, Максим Штраух,Ростислав Плятт, Владимир Муравьев, Георгий Вицин, Валентин Гафт, Иннокентий Смоктуновский, Анатолий Кубацкий, Аркадий Щербаков, Леонид Губанов, Павел Шпрингфельд, Елена Понсова,Геннадий Юдин, Александр Шатов.
Режиссер: Михаил Ромм. Композитор: Борис Чайковский.
Лучшая режиссерская работа и лучшая актерская работа (Евгения Козырева) по тайному голосованию на итоговой конференции к/ст «Мосфильм» за 1956 год.
«ЧЕЛОВЕК РОДИЛСЯ», СССР, МОСФИЛЬМ, 1956, ч/б, 96 мин. Прокат (1956, 16 место) — 27.2 млн. зрителей.
Мелодрама. «Предоттепельная» картина на еще запретную тему сиротства и одинокого материнства.
В ролях: Ольга Бган, Владимир Гусев, Владимир Андреев, Александр Ханов, Наталья Серебрянникова, Нина Дорошина, Григорий Абрикосов, Татьяна Барышева, В. Маклашин, Виктор Терехов.
Режиссер: Василий Ордынский. Автор сценария: Леонид Агранович. Композитор: Вениамин Баснер. Текст песен: В. Попов.

«ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ», СССР, киностудия ИМ. М.ГОРЬКОГО, 1956, ч/б. Историко-революционный фильм.
О первых комсомольцах Петрограда, вставших в 1918 году на защиту Советской власти.Первые роли в кино Лилии (Лилианы) Алешниковой (Глаша), Михаила Ульянова (комсомолец Колыванов) и Михаила Державина-мл. (Евгений Горовский). В роли Ленина снялся Михаил Кондратьев.
В ролях: Георгий Юматов, Лилия Алешникова, Марк Бернес, Михаил Ульянов, Александр Толстых, Виктор Терехов, Михаил Державин, Нина Крачковская, Сергей Голованов,Александр Граве, Клара Румянова.
Режиссер: Юрий Егоров. Авторы сценария: Юзеф Принцев, Юрий Егоров.
Композитор: Марк Фрадкин. Текст песен: Евгений Долматовский. Исполнение песен: Владимир Трошин.

«ЭТО НАЧИНАЛОСЬ ТАК. . .», СССР, киностудия ИМ. М.ГОРЬКОГО, 1956, цв. Оптимистическая драма. Авторы сц.: Соломон Гарбузов
На целину, в казахские степи, прибывает московская группа комсомольцев и сразу же сталкивается с бюрократизмом и безалаберностью. Кто-то бежит из совхоза на более верные заработки, а кто-то просто не хочет работать. Но появляется новый энергичный директор — и начинается настоящая жизнь...
В ролях: Владимир Емельянов, Валентин Зубков, Лилия Алешникова, Николай Довженко, Владимир Ратомский, Ролан Быков, Николай Парфенов, Борис Лифанов, Ольга Аросева.
Режиссеры: Лев Кулиджанов, Яков Сегель., Лев Кулиджанов, Яков Сегель. Композитор: Александр Локшин.Текст песен: Павел Грушко.

«ЕСТЬ ТАКОЙ ПАРЕНЬ», СССР, КИЕВСКАЯ киностудия, 1956, цв. По роману Александра Андреева «Широкое течение».
В ролях: Альберт Шестопалов, Владимир Васильев, Николай Гринько, Олег Голубицкий, Алексей Бахарь, Нина Крачковская, Наталья Фатеева, Николай Бармин, Александр Смирнов, Петр Масоха, Екатерина Литвиненко, Елизавета Кузюрина, Софья Карамаш, Андрей Сова.
Режиссер: Виктор Ивченко. Автор сценария: Александр Андреев.

«ВИХРИ ВРАЖДЕБНЫЕ» («Феликс Дзержинский»), СССР, Мосфильм, 1953, цв. Историко-революционный биографический фильм.
О первых годах (1918—1921) становления советской власти, о жизни и деятельности Ф.Э.Дзержинского. Фильм вышел на экраны (1956) с изъятыми сценами со Сталиным (М.Геловани).
В ролях: Михаил Кондратьев, Владимир Емельянов, Леонид Любашевский, Владимир Соловьев, Иван Любезнов, Алла Ларионова, Виктор Авдюшко, Георгий Юматов, Николай Гриценко, Андрей Попов, Сергей Ромоданов, Сергей Лукьянов, Олег Жаков,Григорий Кириллов.
Режиссер: Михаил Калатозов. Автор сц.: Николай Погодин, Геннадий Мясников. Композитор: Дм.Кабалевский. Текст песен: Алексей Сурков

«ОБЫКНОВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК», СССР, МОСФИЛЬМ, 1956, ч/б. Кинороман. По одноименной пьесе Леонида Леонова.
В ролях: Василий Меркурьев, Ирина Скобцева, Георгий Куликов, Евгения Козырева,Серафима Бирман, Петр Константинов, Роза Макагонова, Александра Панова, Валентина Беляева, Иван Бычков, И. Коваленко, Владимир Марута, Михаил Трояновский, Николай Чистяков.
Режиссер: Александр Столбов. Авторы сценария: Леонид Леонов, Михаил Ромм. Композитор: Борис Чайковский.

КИНО РЕЦЕНЗИИ

«СОРОК ПЕРВЫЙ», СССР, Мосфильм, 1956, цв., 93 мин.
Один из первых и ключевых оттепельных фильмов, один из самых смелых для своего времени опытов освобождения индивидуального чувства из-под власти «божественного социального». Благодаря повести Бориса Лавренева, на которую обратил внимание дебютант Григорий Чухрай, на наш экран проникла любовь к врагу, незваная, отчаянная и обреченная.
Поручик Говоруха-Отрок приговорен изначально и не от того, что попался красным, и не от того, что сохранил верность белым и даже не от того, что он аристократ, а от того, что его, такого, как он есть, полюбила верная невеста Революции. Рано или поздно ей все равно пришлось бы спрятать, уничтожить эту постыдную любовь, рано или поздно должен был прозвучать этот выстрел. В прологе красноармейский снайпер Марютка попадает в сороковую живую цель и упускает сорок первую. Но то, что следующий точный выстрел обязательно будет, заявлено уже в названии. И эти цифры как рок весят над повествованием. В нашем кино трудно найти другой сюжет так замечательно близкий к классической трагедии, с ее чистым подобием жизни как таковой, с неотвратимым приговором, вынесенным в самом начале и отсрочкой, предоставленной чувству.
В материнской теплоте советских культов, окружавшей экранный мир, умещалась лишь сдержанно-инфантильная любовь.
Земная по происхождению, она была выражением любви запредельной. Чухрай и Урусевский впервые показали ее как самостоятельную стихийную силу. Вырванная из созданного людьми мира и помещенная в мир природный, она стала его универсальным кодом. Ей достались даже такие неотъемлемые символы Революции, как буря, как морской шторм.
Золото песка и золото тел, синева глаз поручика и синева моря. Природа, вступив в сговор с чувством, уничтожает по одному и скопом всех боевых друзей Марютки. Жалеет ли она засыпанных песками и утонувших товарищей? Нет, ей не до этого. Ее задача — стать Евой и вернуть нас в рай первоначальной страсти. Рассказ о Робинзоне — это только бессознательная маскировка настоящего первоисточника. Когда герои остаются одни на острове, без очень кстати унесенного штормом ботика, вдруг возникают кадры, показывающие как на материке казаки проводят карательную экспедицию против местных жителей, оказавших помощь красному отряду. Однако эта попытка напомнить, что влюбленные живут в совсем другом мифе, кажется совершенно напрасной.
Шторм совершает еще одну важную операцию, предшествующую вхождению в миф. Одежда намокла — герои вынуждены раздеться.
Следующий шаг: болезнь поручика и выход наружу окончательно созревшего взаимного влечения. Болезнь и любовь — эта связка для оттепельного кино почти фатальная.
К этому моменту внешняя привлекательность героев достигает своего максимума. Извицкая-Марютка, благодаря своим естественным данным и мастерству Урусевского, вполне может претендовать на место самой женственной героини советского кино, а Стриженов-поручик носит жалкие обрывки своего мундира с такой безупречной элегантностью, какую не встретишь даже в лучших костюмных фильмах.
Однако нам не дают забыть, что чувственность проникла в этот мир контрабандой. Никаких законных прав у нее здесь нет. Видимо поэтому не получаются любовные сцены как таковые.
Они почти стерильны. Другое дело — идеологические дискуссии, которые пронизаны явным эротическим подтекстом. В эти минуты герои действительно выглядят прекрасными.
Бунт естественного человека и в 20-е и в 50-е был, конечно, обречен. И не из-за какой-то внешней принуждающей силы, а из-за него самого. Рано или поздно он должен был склонить голову перед коллективными святынями . Удивительна сила этой веры, порождающей столь глубоко иррациональные поступки, как последний марюткин выстрел, и заставляющей принимать их как должное через сорок лет после революции. Но нельзя и не заметить серьезных перемен. Отраженный в зеркале условного прошлого, оттепельный человек оказался непреодолимо раздвоенным. В нем парадоксально соединились жажда личной свободы и искренняя вера, эту свободу отрицающая. Влюбиться без памяти в того, кого еще вчера ненавидела так же яростно и страстно. Не дрогнув взять прицел, всадить пулю точно между лопаток, а потом обнимать мертвое тело и выть: «Синеглазенький, мой... » Прежде советский фильм не мог, не имел права так закончиться. Новизна образа в этом сосуществовании сильнейших душевных контрастов, не способных вытеснить друг друга.
Оттепельное кино находит в революционной теме трагический масштаб страдания и с презрением отворачивается от искупления, как от недопустимого упрощения и снижения образа. Идеал там — у начала нового мира, но это идеал мученика, которого нельзя оторвать от его мучений, нельзя спасти.