Ярилин день по мотивам пьесы а. н. островского сне

Вибе Наталия
ЯРИЛИН ДЕНЬ
(По мотивам пьесы А.Н. Островского «Снегурочка»)

ЦАРЬ БЕРЕНДЕЙ
БОБЫЛЬ
БОБЫЛИХА
РАДУШКА
МАЛУШКА
БРУСИЛО
ЗАБАВА
МАКОША
ЛЕЛЬ
КУПАВА
МИЗГИРЬ
МИЛАВА
ЗЛАТА
ЛАДА
СНЕГУРОЧКА


ПРОЛОГ
Ярилин день. Жители деревни на опушке заповедного леса. Им холодно, зябко несмотря на то, что вот-вот должно начаться лето
РАДУШКА
Иди-иди, негодный!
Чуть отвернусь, как ты с другой воркуешь!
БРУСИЛО
Да чтоб тебя заела злая ревность!
РАДУШКА
Заесть-то не заест, а на тебя не гляну,
Хоть со слезами в ноги киданешься
БРУСИЛО
Да чести много, дюже ты упряма,
А мысли, что ни есть, - все о нарядах
МАЛУШКА
Оставь меня, иди другую дуру
Себе ищи
ЛЕЛЬ
Да в чем вина моя? Не разумею…
БОБЫЛИХА
Да что в тебе? Сиротская душонка?
Ни терема, ни кладовых амбарных…
БОБЫЛЬ
Ищи себе, девица, ты такого,
Который побогаче, посолидней
МАЛУШКА
А коли не полюбится?
БОБЫЛИХА
И что тут за беда? Лишь бы
В достатке жить, а не как я с Бакулой!
За деньги и полюбится! Все стерпишь,
Коли барыш получишь вместе с мужем!
БОБЫЛИХА
А ты иди, пой песенки коровам,
Девчатам неча по ночам их слушать.

Девушки смеются. Молодые люди сторонятся, обиженные. Поднимается ветер
МАКОША
Никак не хочет уходить косматый
Мороз
ЛАДА
И небо хмурится,
И дождь пленой зыбучей
Окутал земли честных берендеев
КУПАВА
Доколе ли Весна к нам тропку не найдет?
Доколе не согреет нас Ярило
И жаром не окутает поля?
БОБЫЛИХА
Опять завидовать останется другим,
К кому Ярило ныне благосклонней…
А нам – голодный год, холодный кров
Он уготовил…
ЛЕЛЬ
А коль получится-таки его задобрить
Да пляскам веселыми потешить,
Да песнями задорными развеять
Его остуду к нам?
(пауза)
Скорее в круг! Авось затмим Яриле
Глаза, и сменит гнев на милость
Обрядовые песни. Заканчиваются коленопреклонением и взыванием к ЯРИЛЕ. Ответа нет. Все переглядываются, поднимается БЕРЕНДЕЙ-ЦАРЬ. Все бросаются к нему.
ЦАРЬ БЕРЕНДЕЙ
Сей год не кажется Ярило
На наш призыв, когда, встречая Солнце,
В великий день Ярилин, мы напрасно
Тьмотысячной толпой к нему взываем.
Сердит на нас Ярило.
ЗЛАТА
Царь премудрый,
За что б ему сердиться?
ЦАРЬ БЕРЕНДЕЙ
Есть за что.
В сердцах людей заметил я остуду
Немалую; горячности любовной
Не вижу я давно у берендеев.
А видятся совсем другие страсти.
ЛАДА
Так как нам быть, великий царь?
Ужели средства нет исправить дело?
ЦАРЬ БЕРЕНДЕЙ
Мольбами лишь смягчают гнев богов
И жертвами. Берендеи,
Готов ли кто, забыв свои обиды,
Забыв про зависть, про тщеславный взор,
Собраться всем, кто есть в моем народе,
Чтоб всех зараз союзом неразрывным
Соединить? Угодней нет Яриле жертвы!
БОБЫЛЬ
Мудрый,
Великий царь, уж как ни весела,
Ни радостна такая встреча Солнцу,
Да только жаль, что невозможна.
ЦАРЬ БЕРЕНДЕЙ
Что?
БОБЫЛЬ
Не гневайся! Невесты
Рассорились до драки с женихами.
Уж где женить! На сажень маховую
Не подведешь друг к другу.
ЦАРЬ БЕРЕНДЕЙ
За что ж?
БОБЫЛЬ
Все за то ж…
МАКОША
Не по закону человечьему живете…
Одумайтесь!
ЦАРЬ БЕРЕНДЕЙ
Тогда повелеваю!
Пока в стране веселых берендеев
Не явится однажды из народа
Такой или такая, чтобы без оглядки
Уметь гореть, любить чтоб не бояться
Не за дары несметные, а просто
За то, что рядом тот, кто люб,
Пусть позабудут злые берендеи
О ласках и тепле твоем, Ярило!
Пусть стынут, дикие, и пусть Мороз сердитый
Владычествует всласть у берендеев!
Раскат грома
Времена года - зарисовки


ДЕЙСТВИЕ 1
Начало весны. Полночь. Красная горка, покрытая снегом. Вдали слобода берендеев. Полная луна серебрит всю открытую местность. Вдали кричат петухи.
Явление первое
По переднему планы проходят берендеи, зазывают весну, провожают Масленицу
Весна-Красна спускается на Красную горку в сопровождении птиц.
Действо продолжается в замедленной съемке
ВЕСНА.
В урочный час обычной чередою
Являюсь я на землю берендеев.
Нерадостно и холодно встречает
Весну свою угрюмая страна.
Шестнадцать лет уже она такая –
Студеная и будто неживая.
Шестнадцать лет тому, как я для шутки, стала
Заигрывать с Морозом, старым дедом,
Оставить бы седого,
Да вот беда, у нас со старым дочка —
Снегурочка. Любя Снегурку,
Со старым я поссориться боюсь;
А он и рад тому — знобит, морозит
Меня, Весну, и берендеев.
Берендеи с хохотом, песнями продолжают гулянья


Явление 2
Поднимается ветер, — набегают тучи, закрывают луну, мгла совершенно застилает даль.
Берендеи разводят костер, прыгают через него, греются на заднем плане
Световые эффекты
МОРОЗ
Весна-Красна, здорово ли вернулась?
ВЕСНА
И ты здоров ли, Дед-Мороз?
МОРОЗ
Спасибо,
Живется мне не худо. Берендеи
О нынешней зиме не позабудут,
Веселая была, плясало солнце
От холоду на утренней заре,
А к вечеру вставал с ушами месяц.
ВЕСНА
Не дурно ты попировал, пора бы
И в путь тебе, на север.
МОРОЗ
Не гони,
И сам уйду.
ВЕСНА
На кого же
Снегурочку оставишь?
МОРОЗ
Дочка наша
На возрасте, без нянек обойдется.
ВЕСНА
Эх, старый! Девке воля
Милей всего.
А там полюбится один.
МОРОЗ
Вот то-то мне и нелюбо. Ты послушай!
Вот вчера
Из-за моря вернулась птица-Баба,
И что же я подслушал! Птица-Баба, —
Услышала о том, что будто Солнце
Сбирается губить Снегурку; только
И ждет того, чтоб заронить ей в сердце
Лучом своим огонь любви; тогда
Спасенья нет Снегурочке, Ярило
Сожжет ее, испепелит, растопит. Доколе ж
Младенчески чиста ее душа,
Не властен он вредить Снегурке.
ВЕСНА
Полно!
Поверил ты рассказам глупой птицы!
Недаром же ей кличка — баба.
МОРОЗ
Знаю
Без бабы я, что зло Ярило мыслит.
Уж коли не оставить в терему, а дать свободы малость,
Отдать ее в слободку, Бобылю
Бездетному, на место дочки. Будет
Заботы ей по горло, да и парням
Корысти нет на бобылеву дочку
Закидывать глаза. Согласна ты?
ВЕСНА
Согласна, пусть живет в семье бобыльской;
Лишь только бы на воле.
МОРОЗ
Дочь не знает
Любви совсем;
И знать любви не будет, если ты...
ВЕСНА
Довольно!
Покличь ко мне Снегурочку.
МОРОЗ
Снегурка,
Снегурушка, дитя мое!
СНЕГУРОЧКА
(выглядывая из лесу)
Ау!
(Подходит к отцу.)
Берендеи с песнями и танцами продолжают гулянья


Явление третье
Впереди слева появляется СНЕГУРОЧКА.
ВЕСНА
Ах, бедная Снегурочка, не хочешь ли на волю?
С людьми пожить?
СНЕГУРОЧКА
Хочу, хочу, пустите!
МОРОЗ
А что манит тебя покинуть терем
Родительский?
СНЕГУРОЧКА
Людские песни.
Ах, отец,
С подружками по алую малину,
По черную смородину ходить,
Аукаться; а зорькою вечерней
Круги водить под песни, — вот что мило
Снегурочке. Когда, зимой холодной,
Вернешься ты в свою лесную глушь, песню
Под наигрыш метели запою
Веселую. У Леля перейму.
МОРОЗ
А Леля
Узнала ты откуда?
СНЕГУРОЧКА
К нему девицы ходят
ВЕСНА
А разве
Пригожий Лель горазд на песни?
СНЕГУРОЧКА
Мама,
Слыхала я и жаворонков пенье,
И громкие раскаты соловьев; песни Леля
Милее мне. И слушаешь, и таешь...
МОРОЗ (Весне)
Слышишь: таешь!
СНЕГУРОЧКА
Ты уж очень
Сердит на них, на Леля с Солнцем; право,
Ни Леля я, ни Солнца не боюсь.
Вдали слышны голоса.
ВЕСНА
Валит толпа веселых берендеев.
Пойдем, Мороз! Снегурочка, прощай!
МОРОЗ
Прощай,
Снегурочка, дочурка! Не успеют
С полей убрать снопов, а я вернусь.
ВЕСНА
Пора бы гнев на милость
Переменить. Уйми метель! (Уходит.)
Вдали крики: «Честная Масляница!» Мороз, уходя, машет рукой; метель унимается, тучи убегают. Ясно, как в начале действия. Толпы берендеев; одни подвигают к лесу сани с чучелой Масляницы, другие стоят поодаль.
 

Явление четвертое
Снегурочка, Бобыль, Бобылиха, берендеи.
Проходят берендеи, поют песни на Масленицу. Отстают БОБЫЛЬ и БОБЫЛИХА
БОБЫЛИХА
Пойдем домой!
БОБЫЛЬ
Постойте! Как же это?
Неужто вся она? Кажись бы, мало
Погуляно и попито чужого.
Как хочешь
Живи теперь да впроголодь и майся
Без Масляной. А можно ль бобылю?
БОБЫЛИХА
Домой пора, бесстыжий, люди смотрят.
БЕРЕНДЕИ
Не тронь его!
БОБЫЛИХА
Шатался всю неделю;
С чужих дворов нейдет, — своя избенка
Нетоплена стоит.
БОБЫЛЬ
Аль дров не стало?
БОБЫЛИХА
Да где ж им быть? Они не ходят сами
Из лесу-то.
БОБЫЛЬ
Давно бы ты сказала.
Не скажет ведь, такая, право... Я бы...
Топор со мной, охапки две нарубим
Березовых, и ладно. Подожди!
Идет в лес и видит Снегурочку, кланяется и смотрит несколько времени с удивлением. Потом возвращается к жене и манит ее в лес. В это время Снегурочка отходит и из-за куста.
БОБЫЛЬ (Бобылихе)
Смотри, смотри! Боярышня.
БОБЫЛИХА
Да где? (Видит пни и коряги)
Ах, чтоб тебя! Вот невидаль какая. (Возвращаясь.)
У! пьяница! Убила бы, кажись.
Снегурочка опять возвращается на свое место.
ГУЛЯЮЩИЕ
Да что у вас за споры?
БОБЫЛЬ
Поглядите!
Диковина, честные берендеи.
Все подходят к дуплу.
БЕРЕНДЕИ (с удивлением)
Боярышня! Живая ли? Живая.
БОБЫЛЬ (Снегурочке)
Дозволь спросить, далеко ль держишь путь
И как зовут тебя и величают?
СНЕГУРОЧКА
Снегурочкой. Куда идти, не знаю.
Коль будете добры, с собой возьмите.
БОБЫЛЬ
К царю отвесть прикажешь, к Берендею
Премудрому в палаты?
СНЕГУРОЧКА
Нет, у вас
В слободке я пожить хочу.
БОБЫЛЬ
Спасибо
На милости! А у кого ж?
СНЕГУРОЧКА
Кто первый
Нашел меня, тому и буду дочкой.
БОБЫЛЬ
Да точно ль так, да в правду ли ко мне?
Снегурочка кивает головою.
Ну, чем же я, Бакула, не боярин!
Вались, народ, на мой широкий двор,
На трех столбах да на семи подпорках!
БОБЫЛИХА
И как это, живешь-живешь на свете,
А все себе цены не знаешь, право.
Возьмем, Бобыль, Снегурочку, пойдем!
Дорогу нам, народ! Посторонитесь.
СНЕГУРОЧКА
Прощай, отец! Прощай, и мама! Лес,
И ты прощай!
Деревья и кусты кланяются Снегурочке. Скрип. БЕРЕНДЕИ в ужасе убегают, БОБЫЛЬ и БОБЫЛИХА уводят Снегурочку.


ДЕЙСТВИЕ 2
Явление первое
Снегурочка сидит на скамье перед домом Бобыля и прядет.
Слобожане переглядываются и расходятся, Бобыль и Бобылиха подходят к Снегурочке и смотрят на нее, качая головами.
БОБЫЛЬ
Хе-хе, хо-хо!
БОБЫЛИХА
Поверил ты чужому разговору,
Что бедному приемыши на счастье,
Да вот и плачь — достался курам на смех
Под старость лет.
БОБЫЛЬ
Скудаться нам до веку,
Таскать кошель на плечах на роду
Написано.
СНЕГУРОЧКА
Сам ленив,
Так нечего пенять на бедность. Бродишь
Без дела день-деньской, а я работы
Не бегаю.
БОБЫЛЬ
Да что твоя работа!
Кому нужна? От ней богат не будешь.
БОБЫЛИХА
Помаялись, нужда потерла плечи,
Пора бы нам пожить и в холе.
СНЕГУРОЧКА
Кто же
Мешает вам? Живите.
БОБЫЛЬ
Ты мешаешь.
СНЕГУРОЧКА
Так я уйду от вас. Прощайте!
БОБЫЛИХА
Полно!
Живи себе! Да помни и об нас,
Родителях названых!
СНЕГУРОЧКА
Откуда ж
Богатству быть у девушки-сиротки?
БОБЫЛИХА
Краса твоя девичья то ж богатство.
БОБЫЛЬ
А парни наши
С ума сошли; оравами, стадами
Без памяти кидались за тобой,
Покинули невест, перебранились,
Передрались из-за тебя. Жена,
Житье-то бы!
БОБЫЛИХА
Не говори, Бакула,
Не огорчай! В руках богатство было,
А хва;ть-похва;ть, меж пальцами ушло.
СНЕГУРОЧКА
Зачем они гонялись вслед за мною,
За что меня покинули, не знаю.
Напрасно ты зовешь меня суровой.
Стыдлива я, смирна, а не сурова.
БОБЫЛЬ
Стыдлива ты? Стыдливость-то к лицу
Богатенькой.
А нам она не ко двору; пришла.
СНЕГУРОЧКА
Чего же вы хотите от меня?
БОБЫЛЬ
Приваживай, ласкай ребят.
СНЕГУРОЧКА
А если
Не по; сердцу придется?
БОБЫЛЬ
Поневолься.
Не по; сердцу, а парня ты мани,
А он прильнет и не отстанет: будет
Похаживать.
БОБЫЛИХА
Да матери подарки
Понашивать.
БОБЫЛЬ
Отца медком да бражкой
Попаивать.
Соскучишься с одним - мани другого!
СНЕГУРОЧКА
Коль правда то, что девку не минует
Пора любви и слез по милом, ждите,
Придет она.
БОБЫЛЬ
Ну, девка.
За сценой пастуший рожок.
БОБЫЛИХА
Чу, рожок!
Пригнал пастух скотину. Нет своих,
Хоть на чужих коровок полюбуюсь.
(Уходит.)


Явление второе
СНЕГУРОЧКА  отходит в сторону. Проходит толпа берендеев
Последний идет ЛЕЛЬ. Видит СНЕГУРОЧКУ.
БЕРЕНДЕИ смотрят издали на сцену
БОБЫЛЬ и БОБЫЛИХА замирают
ЛЕЛЬ
Прикажешь петь?
СНЕГУРОЧКА (кланяется)
Приказывать не смею,
Прошу тебя покорно.
ЛЕЛЬ
Не стою я твоих поклонов.
СНЕГУРОЧКА
Чем же
Платить тебе за песни?
ЛЕЛЬ
Добрым словом,
Приветливым.
СНЕГУРОЧКА
Какая ж это плата?
Со всеми я приветлива.
ЛЕЛЬ
Сорви цветок с травы и подари
За песенку, с меня довольно.
СНЕГУРОЧКА
Шутишь,
Смеешься ты. На что тебе цветочек?
А нужен он, и сам сорвешь.
ЛЕЛЬ
Цветок
Не важность есть, а дорог мне подарок
Снегурочки.
СНЕГУРОЧКА
К чему такие речи?
Зачем меня обманываешь, Лель?
Не все ль равно, где б ни взял ты цветочек, —
Понюхаешь и бросишь.
ЛЕЛЬ
Вот увидишь,
Давай его!
СНЕГУРОЧКА (подавая цветок)
Возьми!
ЛЕЛЬ
На видном месте
Приткну его. Пусть девки смотрят. Спросят,
Откуда взял, скажу, что ты дала.
БЕРЕНДЕЙКИ запевают песню. ЛЕЛЬ оглядывается, бежит к ним
СНЕГУРОЧКА
Куда бежишь? Зачем цветок бросаешь?
ДЕВУШКИ
На что ему завялый твой цветок!
Уходит.
БОБЫЛЬ и БОБЫЛИХА, рассерженные, уходят


Явление третье
Снегурочка — одна.
СНЕГУРОЧКА
Как больно здесь, как сердцу тяжко стало!
Тяжелою обидой, словно камнем,
На сердце пал цветок, измятый Лелем
И брошенный. К другим
Бежит пастух; они ему милее.
(Прислушивается.)
Чу! смеются.
А я стою и чуть не плачу с горя.
А как винить его? Где веселее,
Туда его и тянет сердце. Прав
Пригожий Лель. Беги туда, где любят.


Явление четвертое
На улице показываются МАЛУШКА, РАДУШКА, БРУСИЛО, ЛЕЛЬ, ЛАДА, МИЛАВА, ЗЛАТА, ЗАБАВА, потом КУПАВА. Парни с поклоном подходят к девушкам.
МАЛУШКА (парням)
Оставьте нас! Подите подлещайтесь
К Снегурочке своей!
РАДУШКА (Брусилу)
Не подходи,
Бесстыжие глаза твои!
БРУСИЛО
Доколе ж
Томиться нам, скажите!
РАДУШКА
К Снегурочке подите!
Сменяли раз подруг своих заветных
На новую, так веры нет.
МАЛУШКА
Найдите
Получше нас, коль мы нехороши.
БРУСИЛО
А если нам от новой взятки гладки,
Куда ж тогда?
ЗЛАТА
Не плакать же об вас.
Девушки и парни расходятся в разные стороны. Выходит КУПАВА
КУПАВА (подходя к Снегурочке)
Снегурочка, одна стоишь, бедняжка!
Оставили тебя, забыли парни,
Хоть Леля бы ласкала.
СНЕГУРОЧКА
Лель не любит
Скучать со мной, ему веселья нужно.
КУПАВА
Снегурочка, а я-то как счастлива! Слушай,
Сбирала я цветы на Красной горке,
Навстречу мне из лесу молодец,
Сама суди, не каменное сердце, придется
Кого-нибудь любить, не обойдешься.
Так лучше уж красавца, чем дурного. Он богатый
Отецкий сын, по имени Мизгирь.
Уж так-то клялся
В Ярилин день, на солнечном восходе,
В глазах царя венками обменяться
И взять меня женой, тогда прощайте.
В его дому, в большом посаде царском,
На всем виду, богатою хозяйкой
Забарствую.
Снегурочка ее целует.
МАЛУШКА
Забарствуешь? Вот повезло Купаве!
ЛАДА
Жених на зависть всем девицам:
И ладный, и приветный. и богатый.
ЗЛАТА.
Не то что Лель с Брусило слободяне,
У них за пазухой лишь песни за цветочки!
ЗАБАВА.
На что они такие нам достались?
СНЕГУРОЧКА.
Так разве их не любите?
ЗАБАВА
За что же
Любить-то их? За песни да за вздохи на закате?
Да только вздохами-то сыт не будешь!
Мимо проходит МАКОША
МАКОША
Ох, не быть тебе счастливой, молодица!
За ложь такую осердчает наш Ярило…
Уходит
СНЕГУРОЧКА.
Да любишь ли его?
КУПАВА
Люблю, конечно!
А ты бы не любила? С барышами
Веселая назавтра жизнь начнется!
Люблю без памяти да без оглядки!
Да вот и он!
(Бежит и прячется между девушек.)
 

Явление пятое
Входит Мизгирь. Снегурочка прядет.
КУПАВА
Голубушки-девицы,
Пришел красы девичьей погубитель,
С подружками, с родными разлучитель.
Не выдайте подружку, схороните!
А выдайте, так за великий выкуп.
МИЗГИРЬ (учтиво кланяясь)
Красавицы-девицы, между вами
Не прячется ль красавица Купава?
ЗЛАТА
Красавица Купава нам, девицам,
Самим нужна. Отдать, так не с кем будет
Круги водить и вечера сидеть,
И тайности девичьи говорить.
МИЗГИРЬ
Красавицы, подружка вам нужна,
А мне нужней. Одним-один гуляю,
Хозяйки нет: кому я золотые
Ключи отдам от кованых ларцов?
ЗАБАВА (девушкам)
От кованых ларцов? А не возьмешь другую?
Гляди-ка: девицы тебя любить готовы!
МИЗГИРЬ
Готовы вы, а мне милей Купава,
Отдайте, девицы!
ЗАБАВА
Отдать иль нет?
ЛАДА
Рублем или полтиной,
Коль жаль рубля, хоть золотою гривной
Дари девиц, - Купаву отдадим.
МИЗГИРЬ
Не жаль для вас ни гривны, ни полтины,
Не жаль рубля девицам подарить.
(Берет из мешка деньги и раздает девушкам.)
КУПАВА
Сердечный друг, свою девичью волю,         
Подруг, родных на милого дружка
Сменяла я; не обмани Купаву,
Не погуби девического сердца.
В стороне стоят ЛЕЛЬ и БРУСИЛО
БРУСИЛО
Однако нам Мизгирь в глаза смеется.
Своих девчат чужому-чуженину
Негоже отдавать.
ЛЕЛЬ (Мизгирю)
Что же слышишь,
Сбирается тебя побить Брусило!
МИЗГИРЬ
Брусило?
БРУСИЛО (Лелю, который его подталкивает)
Да полно, стой!
(Мизгирю.) Не слушай, государь!         
Известно, так дурачимся, для шутки,
Промеж себя.
РАДУШКА
Эх, горе-богатырь!
Да так тебе и надо.
МАЛУША
Ни;што им!
У них в глазах и нас возьмут чужие.
БРУСИЛО
А мы пойдем за девками чужими.
ЛАДА
А мы об вас и думать позабыли.
Девки и парни расходятся врозь.
КУПАВА (парням)
Не стыдно ль вам? К девице-слобожанке
Жених пришел, его приветить нужно;
А вы на брань и драку лезть готовы.
ЛЕЛЬ
Брусило здесь зажига.
БРУСИЛО
Не порядок —
Чужих ребят пускать в слободку
Купаву взять и без него умели б.
КУПАВА
Умел бы ты, да я-то не умею
Любить тебя, вот горе.
Какой любить?! Ведь кладовых амбарных
В своем ты терему и вид ты позабыл!
Сзади проходит Макоша
МАКОША
Ох, не простит такие речи
Великий ясноокий наш Ярило!
Девушки запевают: «Ай во поле липонька» и уходят; парни за ними, поодаль. Купава с Мизгирем подходят к Снегурочке.
КУПАВА
Снегурочка, потешь свою подружку
В последний раз, в останешний, — пойдем
Круги водить, играть на Красной горке.
СНЕГУРОЧКА
Я, Купава,
Иду с тобой. Пряжу
Снесу домой и побегу за вами.
(Уходит в избу.)
КУПАВА (Мизгирю)
Сердечный друг, пойдем! Они догонят.
МИЗГИРЬ
Твоя подружка
Снегурочка?


Явление шестое
Снегурочка выходит, за ней Бобыль и Бобылиха.
КУПАВА
Снегурочка, моя подружка. Она догонит
МИЗГИРЬ
Да правда ли? Не веселей ли будет
Снегурочке со мной идти?
КУПАВА
А я-то?
МИЗГИРЬ
А ты возьми другого. Снегурочка,
Не счесть богатств моих – и все твоими станут,
Лишь ты согласье дай
КУПАВА
Как же, милый?
Ведь я твоя, твоя; одна могила
Разлучит нас.
МИЗГИРЬ
Пойдешь ли ты, иль нет,
А я останусь здесь. Снегурочка, ведь ты моею
Согласна стать?
БОБЫЛЬ
Покорно просим.
КУПАВА
Снегурочка, завистница, отдай
Дружка назад!
СНЕГУРОЧКА
Подружка дорогая,
И ты, дружок ее, оставьте нас.
(Хочет идти.)
МИЗГИРЬ (удерживает ее)
Снегурочка, останься!
(Купаве.) Смотри туда, Купава! Видишь, солнце
На западе, в лучах зари вечерней,
В пурпуровом тумане утопает!
Воротится ль оно назад?
КУПАВА
Для солнца
Возврата нет.
МИЗГИРЬ
И для любви погасшей
Возврата нет, Купава.
КУПАВА
Да как же так?
(Убегает.)
МИЗГИРЬ
Дарами
Бесценными красу твою осыплю.
СНЕГУРОЧКА
Любви моей не купишь.
МИЗГИРЬ
Ты цену называй!
СНЕГУРОЧКА
Любви моей не купишь!
МИЗГИРЬ
Вздор! Все покупается на свете!
СНЕГУРОЧКА
Любви моей не купишь, разве ты не слышишь,
О чем твержу я? Да и раз такая
Любовь людская, что она без платы
Сребром и златом вроде не бывает,
То не нужна она мне!
МИЗГИРЬ
И жизнь свою отдам в придачу.
Казну мою отдам!
БОБЫЛИХА (Снегурочке)
Ты, с ума-то
Великого, не вздумай отказаться!
БОБЫЛЬ
Мешки пойдут, Снегурочка, попомни
Родителей!
БОБЫЛИХА
Не пронесли бы мимо.
СНЕГУРОЧКА
Не надо мне богатств твоих.
МИЗГИРЬ
Впервой у берендеев
За лет как уже шестнадцать, ну не меньше,
Такая есть, чтоб на мои богатства
Не зарилась. Откуда ты такая?
СНЕГУРОЧКА
У Бобыля живу.
БОБЫЛЬ
Попотчевал бы гостя, да не знаю,
Чего подать: сотов медовых, меду
Стоялого серебряную стопу,
Коврижку ли медовую да бражки?
МИЗГИРЬ
Чего не жаль, того и дай.
БОБЫЛЬ
И всякого довольно,
Да не у нас, а у соседей. Веришь,
Шаром кати — ни корки хлеба в доме.
МИЗГИРЬ (Вытаскивает из-за пазухи мешок с деньгами)
Бери мешок, старик, — пойдет в задаток
За дочь твою.
БОБЫЛЬ
Тащи в избу, старуха,
Корпи над ним! Покорно благодарствуй!
МИЗГИРЬ (обнимая Снегурочку)
Не знаешь ты цены своей красе.
По свету я гулял торговым гостем; но красоты подобной
На свете мне встречать не приходилось.


Явление седьмое
Входит КУПАВА с девушками и парнями. МАКОША сходит с крыльца.
КУПАВА
Голубушки-подружки, поглядите!
Глядите все: в слезах теперь Купава!
ЗАБАВА
Да как же так?
КУПАВА
Скажи, злодей, при всем честном народе,
Тогда ли ты обманывал Купаву,
Когда в любви ей клялся?
МИЗГИРЬ
К чему слова! Для сердца нет указки.
Вольно ему любить и разлюбить.
ЛАДА
Обидно берендейкам
Такую речь от берендея слышать.
МИЗГИРЬ
Любовь Купавы – жажда лишь богатства
МАКОША
Ох, девки, как же вразумить вас?!
ЗАБАВА
А в чем неправда? Ведь всему цена
На свете есть, как и красе Купавы
СНЕГУРОЧКА
Да разве то любовь! Зачем она такая?
Ведь то обман!
КУПАВА
Уж больно ты честна,
А где жених мой?
СНЕГУРОЧКА
Да разве в том
Моя вина?
КУПАВА
А чья? Обидно мне!
СНЕГУРОЧКА
Да в чем обида? В том, что очи
Обманом застилаете, и в том,
Что за любовь свою вы платы ждете?
Все стоят пораженные
КУПАВА
Родные, заступитесь!
Никто не двигается.
Защиты нет Купаве?
Все молчат.
О реченька, студеная водица,
Глубокая, проточная, укрой
Тоску мою!
(Бежит к реке, Лель ее удерживает, почти бесчувственную.)
ЛЕЛЬ
Зачем топить ретивое сердечко!
Пройдет тоска и сердце оживет.
МАКОША
За правду лишь один у нас в ответе -
Великий царь. Проси царя, Купава.
СНЕГУРОЧКА
За правду? Правда в чем?
ВСЕ
За всех сирот заступник Берендей.
КУПАВА
Постылый ты, постылый человек!
(Падает на руки Леля.)
МАКОША
Дождался ты проклятья от Купавы.
Не долго ждать погибельного гнева
От праведно карающих богов.
ДЕЙСТВИЕ 3
Явление первое
Дворец ЦАРЯ БЕРЕНДЕЯ
ЦАРЬ БЕРЕНДЕЙ
(Читает грамоту) Великий царь счастливых берендеев,
Живи вовек! От радостного утра,
От подданных твоих и от меня
Привет тебе! В твоем обширном царстве
Покуда все благополучно.
(Сворачивает бумагу)
Правда ль?
Благополучие — велико слово!
Не вижу я его давно в народе,
Пятнадцать лет не вижу. Наше лето,
Короткое, год от году короче
Становится, а вёсны холодней.
Шестнадцать лет, как в гневе произнес
Слова проклятные я против берендеев.
И с той поры средь них и не сыскался
Такой, чтоб сердцем был горяч,
Чтоб пламень вновь зажечь в сердцах народных,
Чтоб о завистных думах позабыли все
И жизнь теплом наполнили…


Явление второе
Стук в дверь
ЦАРЬ БЕРЕНДЕЙ
Кто там пришел? Дверь не на засове!
Входит КУПАВА, жители слободы
КУПАВА (кланяясь)
Батюшка, светлый царь!
ЦАРЬ БЕРЕНДЕЙ (ласково подымая ее)
Сказывай, слушаю!
КУПАВА
Батюшка, светлый царь,
Нешто так водится?
Сердце-то вынувши... (Плачет.)
ЦАРЬ БЕРЕНДЕЙ
Сказывай, слушаю.
КУПАВА
Сердце-то вынувши,
Душу-то вызнобив,
Девичьей ласкою
Вдосталь натешившись,
При людях девицу
Назвал ненужною.
ЦАРЬ БЕРЕНДЕЙ
Сказывай по;-ряду,
Что и как деялось.
КУПАВА
Время весеннее,
Праздники частые,
Бродишь, гуляючи,
По лугу, по лесу,
Долго ли встретиться,
Долго ль знакомиться
Девушке с парнями?
Встретилась с юношей,
Чину торгового,
Роду Мизгирьего.
ЦАРЬ БЕРЕНДЕЙ
Сказывай, сказывай!
КУПАВА
Дай-ка, спрошу тебя,
Батюшка, светлый царь:
Клятвы-то слушать ли,
В совесть-то верить ли,
Али уж в людях-то
Вовсе извериться?
ЦАРЬ БЕРЕНДЕЙ
Как же не верить-то,
Милая девушка!
КУПАВА
Дай-ка, еще спрошу!
Парень приглянется,
Парень полюбится,
Думаешь век прожить
В счастье да в радости;
Надо ль любить его?
ЦАРЬ БЕРЕНДЕЙ
Надо, красавица.
КУПАВА (плача)
Так я и сделала.
Сказывать, светлый царь?
ЦАРЬ БЕРЕНДЕЙ
Сказывай, сказывай!
КУПАВА
Видно, людское-то
Счастье не на;долго.
Вздумали, в лес пошли,
Взяли подруженек,
Звали Снегурочку.
Только завидел он
Злую разлучницу,
Коршуном воззрился,
Соколом кинулся,
Подле разлучницы
Вьется, ласкается,
Гонит, срамит меня,
Верную, прежнюю.
ЦАРЬ БЕРЕНДЕЙ
Красавица, поверь, что если б громы
Средь ясного, безоблачного неба
Раскатами внезапно возгремели,
Не так бы я дивился, как дивлюсь
Словам твоим бесхитростным.
(Кричит) Приспешники, ищите по посаду
Преступника; поставьте Мизгиря
На суд царев.
(Купаве) Девица, не тужи!
Обидчика забудь! А за обиду
Отмститель суд да царь.


Явление третье
Из толпы выталкивают Мизгиря
ЦАРЬ БЕРЕНДЕЙ (Мизгирю)
В вине своей винишься ль ты?
МИЗГИРЬ
Винюсь.
ЦАРЬ
Вина его ужасна, берендеи
Поругана любовь!
РАДУШКА
Заставь его жениться на девице
Обиженной!
ЦАРЬ БЕРЕНДЕЙ
Мизгирь,
Желаешь ли загладить грех, Купаву
Понять в жену?
МИЗГИРЬ
У Мизгиря невеста —
Снегурочка.
ЦАРЬ БЕРЕНДЕЙ
Купава!
КУПАВА
Великий царь, любви Купава ищет.
Хочу любить, а как его полюбишь?
Не надо мне его.
МИЗГИРЬ
О чем ты при народе речь заводишь?
Давно ль любовь ты вспомнила? Как только
Царя завидела, чтоб наказание сладил?
Молить не буду о прощенье,
Да только ведаю, что о любви и речи
Недавно не было. Побарствовать хотела,
Да не сложилось: Я Снегурку встретил.
Вот ей мои богатства ни к чему,
Она на них не воззрилась упрямо,
Не бросилась на шею с лживой клятвой
В любви до гроба, как досель Купава
ЦАРЬ БЕРЕНДЕЙ
Да правду ль говорит Мизгирь, скажи Купава?
Любила ль ты его? Иль это только зависть,
Что кладовые не тебе по праву достаются?
КУПАВА
А что плохого в этаком желанье?
ЦАРЬ БЕРЕНДЕЙ
А что плохого? Все ли берендеи
И тени злого здесь не видят?
Доколе не научитесь любить
Не ради выгод, а по зову сердца разве?!
ЗЛАТА
За что разгневался ты, светлый Берендей?
Равно любить с корыстью али просто!
МАЛУШКА
Любовь крепчает только от богатства,
А с сундуками – просто нерушима.
РАДУШКА
Почто не разумеешь, светлый Берендей,
Что любим мы богатых только крепче.
БРУСИЛО
А мы готовы хоть кривую взять
Лишь было бы приданого поболе
КУПАВА
Почто разгневался на нас ты, светлый царь?
Сердца у нас любить умеют, право,
Да только бы не зря…
ЗАБАВА
Вот у Снегурки
Любовь и правда в сердце не родится.
На что тебе она, скажи, Мизгирь!
МИЗГИРЬ
Любви Снегурочка и впрямь пока не знает,
А вы уж больно много знаете о ней!
ЦАРЬ БЕРЕНДЕЙ
О горе вам, о горе, берендеи!
Ярило-бог за это преступленье,
Как берендеи променять смогли
Любовь на кладовые да богатства,
Вовек на наши земли не вернется!
НАРОД
Снегурочка идет!


Явление пятое
Входит Снегурочка, за ней Бобыль и Бобылиха, одетая богато, в большой рогатой кичке.
СНЕГУРОЧКА (оглядывая дворец)
Какой простор, как чисто все, богато!
БОБЫЛИХА
Да ты бы поклонилась
Вперед всего!
СНЕГУРОЧКА
Забыла, не взыщите!
Ну, здравствуйте, честны;е берендеи!
А это кто?
БОБЫЛИХА
Да это царь.
СНЕГУРОЧКА
Ах! Мама, страшно стало
Снегурочке. Пойдем на волю.
БОБЫЛЬ
Ну-ка.
С добра ума какую речь сказала!
Вперво;й пришлось Бакуле Бобылю
На царские палаты любоваться,
БОБЫЛИХА
Невежа ты! Глазеешь, рот разиня,
По сторонам, а батюшка, великий
Премудрый царь, дивится: что за дура
В высокие хоромы забежала!
СНЕГУРОЧКА (подойдя к царю, кланяется)
Здравствуй, царь!
ЦАРЬ БЕРЕНДЕЙ
(берет ее за руку)
Да ты и впрямь достойна восхищения!
Не хочешь ли сменить бобылью келью
На царские палаты? Все богатства
Мои твоими станут. Что ж ты скажешь?
СНЕГУРОЧКА
Не надобно мне царских кладовых,
Не надобно заморского богатства.
Зачем мне это?
ЦАРЬ БЕРЕНДЕЙ
Что же нужно?
БОБЫЛЬ и БОБЫЛИХА
Не слушай ты ее, великий царь!
ЦАРЬ БЕРЕНДЕЙ
Родители названые? Подите
К толпе. Там самое вам место.
(Снегурочке) Чего ж ты хочешь? Ты просить не бойся
Отказу нет тебе
БОБЫЛЬ
С такой красой
Проси хоромы!
БОБЫЛИХА
Да амбары с медом!
ЦАРЬ БЕРЕНДЕЙ
Так что же ты молчишь?
СНЕГУРОЧКА
Что сказать
Не знаю я. Не надо ни амбаров,
Ни царские хоромы не нужны.
Хочу любить уметь, да только той любовью,
Чтоб не за что-то, а за то, что рядом тот, кто мил.
Пауза
ЦАРЬ БЕРЕНДЕЙ
Берендеи, ликуйте: дождались!
Пришла она, Снегурочка пришла!
Не зарится на злато, на палаты,
Дождался Берендей!
КУПАВА
О чем ты, светлый царь?
ЦАРЬ БЕРЕНДЕЙ
Снегурочка любви не знает, это правда,
Да только сердце бьется в ней живое,
И коль его зажечь огнем любви,
То сердца юного на всех в слободке хватит!
Снегурка растопить сумеет лед
На сердце каждого, честные берендеи,
Она научит снова нас любить –
И к нам вернется вновь Ярило-солнце!
БОБЫЛЬ
Любви учить Снегурочку, признаться,
Немало уж пытались, только даром
Потратили труды.
ЦАРЬ БЕРЕНДЕЙ
Берендеи,
Кому из вас удастся до рассвета
Снегурочку увлечь любовью, тот
Из рук царя, с великим награждением,
Возьмет ее и лучшим гостем будет
На празднике Ярилы.
Молчание
МАКОША
Из юношей цветущих, берендеев,
Известных мне, один лишь только может
Внушить любовь девице, — и это Лель.
ЦАРЬ БЕРЕНДЕЙ
Какая честь тебе, пастух.
ЛЕЛЬ
Не мне,
Великий царь, а Солнцу подобает
Такая честь. Снегурочка, пойдем!
Смотрите ей в глаза! Она полюбит,
Снегурочка полюбит непременно.
МИЗГИРЬ
Великий царь, позволь и мне пытаться, —
Огонь любви моей воспламенит
Снегурочки нетронутое сердце.
ЦАРЬ БЕРЕНДЕЙ
Мизгирь и Лель, при вашем обещанье
Покоен я и беспечально встречу
Ярилин день.


ДЕЙСТВИЕ 4
Просторная поляна в лесу; справа и слева сплошной лес стеной; перед лесом, по обе стороны, невысокие кусты. Вдали, меж кустами, видны богатые шатры. Вечерняя заря догорает.
Явление первое
Молодые берендеи водят круги. Девушки и парни в венках.
Снегурочка надевает венок на Леля. Круг расходится, все смотрят на Бобыля, который пускается в пляс
БОБЫЛИХА (Макоше)
Пожалуйте! И наша не щербата
Копеечка, — и мы поразжились.
Все смеются
БЕРЕНДЕЙКИ
В кругу подруг веселых         
Красавицу-девицу выбирай
Лель идет к девушкам.
СНЕГУРОЧКА (тихо Лелю)
Возьми меня!
ЛЕЛЬ
Изволь. Поди к сторонке!         
Девичий круг нельзя не обойти,
Для виду хоть. За что же их обидеть!
СНЕГУРОЧКА отходит, весело смотрит, оправляется и охорашивается.
ЛЕЛЬ берет КУПАВУ и целует.
СНЕГУРОЧКА не верит своим глазам
СНЕГУРОЧКА
За что ты так? (Убегает).
ЛЕЛЬ и КУПАВА поднимаются выше
ЗЛАТА
А Купаве
За что про что такая честь? Красавиц,         
Не ей чета, найдется между нами.
БОБЫЛИХА
Это как же?!
ЛАДА
Да сердцу ж не прикажешь!
БОБЫЛИХА
И черт с ним! Все равно сиротский
Он сан имеет – за душой ни крошки!
Вот если бы Мизгирь…
БОБЫЛЬ
Вот там достаток! А где Снегурка?
БОБЫЛИХА
Вот дура дурой! Говорят тебе:
Иди да приласкай того, другого,
А по сиротам слез своих не лей:
Обсохнут слезы, серебро не сохнет!
БОБЫЛЬ
Идем однако. Как бы не наделала
С собой чего дуреха. Мы ж в накладе
Останемся! Пока Снегурка с нами,
Надежда есть безбедно поживать


Явление второе
СНЕГУРОЧКА одна
СНЕГУРОЧКА
(Снимает венок.)
Завял венок; наутро надо новый
Сплести себе из тонких гибких веток.
Выходит МИЗГИРЬ.
МИЗГИРЬ
Снегурочка, тебя давно ищу я.               
(Берет ее за руку.)
СНЕГУРОЧКА (с испугом)
Ах, нет. Уйди! Не надо.
МИЗГИРЬ
Не оставлю
Твоей руки, пока в мольбах и стонах
Не выскажусь тебе. Полюбишь,
Полюбишь ли меня, скажи?!
СНЕГУРОЧКА
О нет!
Любить бы Леля – так все бы просто, а с тобой…
Чего-то я боюсь с тобой. Уйди!
(Старается вырвать руку.)
МИЗГИРЬ
В моих хоромах
Хранится жемчуг; полцарства стоит
Жемчужина. Вещи равной
Не подберешь. Ценой ему равна,
Снегурочка, одна любовь твоя.
СНЕГУРОЧКА
Бесценный жемчуг
Себе оставь; не дорого ценю я
Свою любовь, но продавать не стану:
Сменяюсь я любовью на любовь.
Пытается убежать. МИЗГИРЬ не отпускает ее. Оживает лес, задерживает МИЗГИРЯ
Уходит.


Явление третье
В лесу блуждает СНЕГУРОЧКА.
СНЕГУРОЧКА
Обманута, обижена, убита
О мать, Весна-Красна!
Бегу к тебе и с жалобой и с просьбой:
Любви прошу, хочу любить!
Из озера поднимается ВЕСНА, окруженная цветами.
ВЕСНА
Снегурочка, дитя мое, о чем
Мольбы твои? Великими дарами
Могу тебя утешить на прощанье.
Последний час Весна с тобой проводит,         
С рассветом дня вступает бог-Ярило
В свои права и начинает лето.
Чего тебе недостает?
СНЕГУРОЧКА
Любви!
Хочу любить — но слов любви не знаю,
И чувства нет в груди.
ВЕСНА
Дочка,
Забыла ты отцовы опасенья.
Любовь тебе погибель будет.
СНЕГУРОЧКА
Мама,
Пусть гибну я, любви одно мгновенье
Дороже мне годов тоски и слез.
ВЕСНА
Изволь, дитя, — любовью поделиться
Готова я; родник неистощимый
Любви в венке моем цветном.
Надень его!
СНЕГУРОЧКА надевает венок
СНЕГУРОЧКА
Ах, мама, что со мной? Какой красою
Зеленый лес оделся! А небо, мама, небо!
Разлив зари зыбучими волнами
Колышется.
ВЕСНА
Снегурочка, прощай,
Дитя мое! С первой встречи
Счастливца ты даришь любовью, кто бы
Ни встретился тебе. Но, радость, дочка,
Таи любовь от глаз Ярила-Солнца: не любуйся
Багряными потоками рассвета.
Беги домой тропинками лесными
В тени кустов и избегая встречи;
Предчувствие тревожит сердце мне.
Прощай, дитя, до нового свиданья,
И матери советов не забудь.
Пропадает.;
Явление четвертое
СНЕГУРОЧКА одна
СНЕГУРОЧКА
Какое я сокровище храню
В груди моей. Ребенком прибежала
Снегурочка в зеленый лес — выходит
Девицею с душой счастливой, полной
Отрадных чувств и золотых надежд.
Появляется МИЗГИРЬ.
МИЗГИРЬ
Снегурочка!
СНЕГУРОЧКА
Ах, встреча!
МИЗГИРЬ
Остановись! Боишься ты?
СНЕГУРОЧКА
О нет, Мизгирь, не страхом
Полна душа моя.
МИЗГИРЬ (обнимая ее)
Жадным слухом
Ловлю твои слова, боюсь поверить.
СНЕГУРОЧКА
О милый,
Прости меня! (Прижимается к нему)
Вдали слышны песни
Но, милый мой, бежим скорее, спрячем
Любовь свою и счастие от Солнца,
Грозит оно погибелью!
Завет отца и матери, о милый,
Не смею я нарушить. Вещим сердцем
Почуяли они беду, — таить
Велели мне мою любовь от Солнца.
Погибну я!
МИЗГИРЬ
Что за прихоть!
СНЕГУРОЧКА
Не прихоть, нет. Все ярче и страшнее
Горит восток. Укрой меня под тенью
Склонившихся над озером ветвей.
(Прячется под зелень.)
;
Явление пятое
Обрядовые песни. Заканчиваются коленопреклонением и взыванием к ЯРИЛЕ. Ответа нет. Все переглядываются, поднимается БЕРЕНДЕЙ-ЦАРЬ. Все бросаются к нему.

ЦАРЬ БЕРЕНДЕЙ         
Печально я гляжу на торжество
Народное: разгневанный Ярило
Не кажется, и лысая вершина
Горы его покрыта облаками.
МИЗГИРЬ
(подводя Снегурочку к царю)
Великий царь, твое желанье было
Законом мне, и я его исполнил:
С Снегурочкой на брак благослови!
БОБЫЛЬ
О, диво!
БОБЫЛИХА
Полюбила Снегурочка.
ЦАРЬ БЕРЕНДЕЙ
Охотой ли, девица
Снегурочка, вручаешь жениху
Судьбу свою? И не корысти ль ради
Стоишь ты с ним рука об руку?
СНЕГУРОЧКА
О царь!
Спроси меня сто раз, сто раз отвечу,
Что я люблю его.
Яркий луч солнца прорезывает утренний туман и падает на Снегурочку.
Но что со мной: блаженство или смерть?
О мать-Весна, благодарю за радость,
За сладкий дар любви!
В очах огонь... и в сердце... и в крови
Во всей огонь. Люблю и таю, таю…
Прощайте, все
Подруженьки, прощай, жених! О милый,
Последний взгляд Снегурочки тебе.
(Тает.)
МИЗГИРЬ
Снегурочка, живи! Не призраком лежала
Снегурочка в объятиях горячих:
Тепла была; и чуял я у сердца,
Как сердце в ней дрожало человечье.
Снегурочка, обманщица не ты;
Обманут я богами; это шутка
Жестокая судьбы. Но если боги
Обманщики — не сто;ит жить на свете!         
МАКОША
Остановись, Мизгирь!
Ведь если ты свершишь то, что задумал,
То зря Снегурка в жертву принесла
Себя, свою любовь девичью! Да славится она!
Рожденная от снега, все ж была
Снегурка сильной и горячей сердцем.
Ее любовь – ее Яриле жертва,
За нас, за честных славных берендеев.
БЕРЕНДЕЙ
Да славится она!
Снегурка, хладное Мороза порожденье,
Сумела научить нас так любить,
Как некогда умели берендеи. За это
Ее невестою избрал Ярило.