Художник счастья. Огюст Ренуар-8

Койфман Валерий
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
«ПОРТРЕТ ВИКТОРА ШОКЕ» (1875-76, музей иск., Кембридж, США);
«ПОРТРЕТ МАДАМ ШОКЕ» (1875, гос. галерея, Штутгарт).
В это же самое время у Ренуара и его товарищей стали появляться и верные, надежные друзья.
Одним из них стал Виктор Шоке — скромный чиновник, страстный поклонник творчества Делакруа. К тому времени, когда Шоке познакомился с Ренуаром, ему было пятьдесят четыре года, и обладая скудными средствами, но неутолимой страстью коллекционирования, тонким вкусом и независимостью суждений и оценок.
А к концу своей жизни у Виктора Шоке было 82 работы Делакруа, из них 23 работы мас-лом, 32 – Сезанна, по 11 – Ренуара и Моне, 5- Мане и т.д.
Портретам семьи Шоке присуща «мозаичность», придающая работам дополнительную изящность.
В 1875 году на распродаже картин после первой выставки импрессиони¬стов в отеле Друо Ренуар знакомится с крупнейшим издателем современ¬ной французской литературы Жоржем Шарпантье и его женой, которые в дальнейшем сыграли огромную роль в его жизни.
Она открыла художнику двери в высший интеллектуальный свет Парижа.
Шарпантье унаследовал издательское дело своего отца и успешно его продолжил и расширил.
Он стал издавать произведения моло¬дых в то время Золя, Доде и Мопассана, которые с каждой вышед¬шей в свет книгой приобретали не только французскую, но всеевропейскую славу.
ФОТО. МАДАМ ШЕРПАНТЬЕ В СВОЕЙ КВАРТИРЕ.
«ПОРТРЕТ МАДАМ ШАРПАНТЬЕ» (1876-77, музей Орсэ, Париж)
Мадам Шарпантье, зная склонность своего мужа к парижской богеме, умело и умно сосредоточила в своем доме цвет парижского общества.
Ее салон посещали многие выдающиеся деятели культуры: писатели Золя, Доде, Мопассан, Гонкуры и даже Тургенев, компо¬зиторы Сен-Санс и Массне, политик Гамбетта, художники Дега, Моне и мно¬гие другие.
Среди них Ренуар нашел блестящее общество, в кото¬ром он был принят и обласкан, в первую очередь самой хозяйкой.
Ренуар, как истинный художник, мало говорил, еще меньше философствовал среди посетителей салона мадам Шарпантье, а больше приглядывался, насыщая свою зрительную память и выражая все свое отношение к происходящему, к окружающему его миру и людям в красках, в картинах и в первую очередь в портретах. Он принимал заказы, и сам выражал желание писать портреты полюбившихся ему или поддерживающих его людей.
«МАДАМ ШАРПАНТЬЕ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ»(1878, МЕТРОПОЛИТЕН МУЗЕЙ, Н.-Й.).
Внушительных размеров полотно (154х190 см.) имело шумный успех на Салоне 1879 года.
Ренуар пишет большой портрет «Мадам Шарпантье со своими детьми».
В композицию включен великолепный натюрморт на столе, огромный сенбернар, лежащий на полу, сама хозяйка в модном платье, а дети (дочь и сын) в легких девичьих нарядах. Ренуар любил черный цвет, умел извлекать из него удивительное богатство оттенков, и это особенно чуствуется в этой картине.
Портрет принес Ренуару громкий общественный успех, неплохой материальный достаток, новые знакомства и новые заказы.
Марсель Пруст, описал эту картину в „Обретенном времени“.
Он недолюбливал Жоржа Шарпантье, но восхищался этим полотном Ренуара, сравнивал его с самыми лучшими произведениями Тициана. Никто не мог изобразить лучше Ренуара „изящество элегантных салонов и прекрасных одежд“.