Где зарождаются истоки плагиата?

Елена Плюснина
В интернете обсуждается ситуация, в которой писатель написал сочинение (по своему произведению) за школьницу и при этом школьница получила всего лишь тройку.
«Учитель аргументировал низкий балл тем, что школьница «неправильно ответила на вопросы, не раскрыла тему, а „автор имел в виду не это“». «Видимо, какой-то из московских учителей, а, может, и все они, обладает тайным знанием: что имеют в виду все авторы», — подытожил писатель В.Н. Сероклинов.
«Право ученика - трактовать произведение так, как он его понял. Мнение учителя - это тоже только мнение», - уверен автор «Пряников». Он считает неправильным оценивать интерпретации учеников и называть их неверными.
Но мне бы хотелось обратить внимание на то, что автор со спокойной совестью пишет за школьницу сочинение. Автор также спокойно признается в том, что он решил обмануть олимпиадную комиссию, и обсуждает это в интернете. И почему все согласны с тем, что ничего зазорного в этом нет? Предполагаемый ответ - «все так делают». Как же снизился уровень нравственности и общей культуры в обществе, если ненормальное явление становится нормальным!
Действительно, репетиторы часто пишут работы за своих учеников, тем самым оказывая и школьникам и обществу в целом “медвежью услугу”. Спрашивается, почему такие трудности возникают при письме сочинений? Может, потому, что школа не учит этому?
Рассказ В.Н. Сероклинова называется «Пряники». В нем герой вспоминает случай из детства – как он был болен, ничего не ел, а потом посреди ночи захотел пряников. И как отец разбил окно в магазине, оставил деньги и принес сыну пряники. И как участковый выследил его, но увидев больного ребенка, списал «преступление» на неизвестных хулиганов.
Рассказ предлагается ученикам 8 класса. Содержание рассказа для восьмиклассников более чем доступное, однако написать сочинение самостоятельно школьница не может. Кроме того, это не свободное сочинение, а сочинение по вопросам: 1) от чьего имени ведётся повествование, 2) какие черты характера и поступки помогают понять отца, 3) почему милиционер написал в протоколе «неустановленные хулиганы» 4) какие особенности речи героев существенны для понимания рассказа.
Фактически за ученика продуман план сочинения. А где же самостоятельное мышление? К восьмому классу оно должно быть уже развито.
Истоки плагиата нужно искать в школьной программе, в которой не учат самостоятельно писать сочинения, не учат мыслить. Сначала дети долго списывают упражнения, затем пишут изложение (фактически это пересказ чужих мыслей) и только после этого приступают к сочинениям, когда уже думать самостоятельно отвыкли.
Необходимо в начальной школе включить в программу обучения построение своих текстов, чтобы к восьмому классу ученики свободно владели письменной речью и самостоятельным мышлением. Тогда не нужно будет никого обманывать и сформируется привычка думать своей головой. Может, и в научных статьях плагиата станет меньше.

Е.М. Плюснина. Где зарождаются истоки плагиата?//ЛиК. - №6. – 2019.