Ритуальное агентство и его реклама

Константин Матаков
                ***

Сейчас в любом более-менее крупном городе есть ритуальные агентства, которые продают принадлежности для похорон - от памятников до искусственных цветов. Понятно, кто-то же должен этим заниматься. Проблема не в этом.. Проблема в том, что эти ритуальные агентства рекламируют себя. Но даже не это вызывает ныне удивление у обывателя. Вопрос в том, как они это делают.. Например, постоянно провозглашается, что ветеранам на памятники скидка и чуть ли не бесплатная установка.. Вот чего здесь больше: заботы о ветеранах, или.. Получается: дорогие ветераны, вы только умрите, и у вас будут льготы! Т.е. это забота о ветеранах, но только не об их жизни, а об их смерти.. Конечно, любое ритуальное агентство живет под лозунгом "мы похороним любого", но.. Еще умиляет реклама в стиле "сезонные скидки" - часто они предлагают их летом.. Т.е. живешь себе летом, отдыхаешь, а тебе: в нашем ритуальном агентстве сезонные скидки! Иными словами, тебе напрямую задают вопрос: почему ты еще не сдох? Ах, как хорошо было бы тебе умереть летом.. В "12 стульях" была погребальная контора "Милости просим", и всем казалось, что это сатирическая выдумка писателей. Но теперь так не кажется: реклама любого ритуального агентства сводится к этому.. Недавно я встретил потрясающий ее образец: глобальная распродажа. суперскидки. только три дня в декабре. Ох, как хорошо было бы умереть в канун Нового года. Глобальная распродажа, за которой кроется одно: жить невыгодно, выгодно - умирать. А глобальная она, похоже, еще и потому, что это ритуальное агентство собралось охватить своей распродажей весь земной шар.. Царство мертвых против царства живых.. Однако окончательно меня добила подобная реклама буквально вчера.. Ритуальное агентство объявило.. черную пятницу! Повторю еще раз: ритуальное агентство объявило черную пятницу.. Да, мы все знаем теперь, что это время самых больших скидок. Но тут скидки для смерти.. Поневоле думаешь: а не стоит ли понимать "черную пятницу" в ином смысле? Может, она наступит для этого агентства? Или для людей? Да.. как противоестественна реклама смерти..