Кристофари - это суперкомпьютер. Охота на слова

Александр Ерошкин
Суперкомпьютер «Кристофари» – явное достижение на просторах России.  Но это машина, а не мыслитель. Зачем обманывать и самим обманываться, заявляя в   прямом эфире, что это путь к искусственному интеллекту?

Само понятие «ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ» – это такая же ложь, как полёт американцев на Луну, как возможность 9.11 - двумя пассажирскими самолётами из лёгкого металла уничтожить до основания сразу три небоскрёба из прочнейших металлоконструкций, одетых в стекло и бетон.

Хватит врать. Или термины другие примените. Или не стройте иллюзий.

Искусственный интеллект – чушь несусветная.
ЧУШЬ, по Далю, - это чуха, чепуха, нелепица, бессмыслица, вздор, дичь, несвязица, нисенитница. 
НЕСУСВЕТНЫЙ, по Далю, несосветный; необычайный; невыносимый. Толковый словарь живого великорусского языка

Зачем реанимировать легенды полувековой давности? Тогда тоже делались попытки наделить машины разумом, и картины Леонардо да Винчи, воспроизведённые электронно-вычислительными машинами, выдавали за искусственный разум. Теперь речь об искусственном  интеллекте.

Как было объявлено, «Кристофари» — это суперкомпьютер, созданный Сбербанком России и компанией NVIDIA. Единственный (на декабрь 2019 года) российский суперкомпьютер, созданный специально для работы с алгоритмами искусственного интеллекта. Его мощности позволяют обучать программные модели, основанные на сложных нейронных сетях, в рекордно короткие сроки. Он предназначен для научно-исследовательских, коммерческих и государственных организаций, работающих в различных отраслях экономики - нефтегазовой, электроэнергетике, тяжелой промышленности, медицине, телекоммуникациях, ритейле и финансовом секторе.
Откуда это имя – Кристофари? Оказывается, он, сверхкомпьютер, назван в честь Николая Кристофари,  первого клиента Сбербанка, открывшего в нем сберегательную книжку.

А это уже очень интересно.

Николай Антонович Кристофа;ри (иначе Николай-Викентий Антонович Кристофари) (1802 — 9 [21] марта 1881) — почётный опекун Санкт-Петербургского опекунского совета, владелец первой Сберегательной книжки в истории России. Тайный советник.

Что мы о нём знаем? Родился в семье художника греческого происхождения.

В 1820 году окончил обучение в губернской гимназии, позднее ставшей Второй Санкт-Петербургской.    Поступил на службу в Ссудную казну и в 1823 году был назначен помощником директора. Хорошо поработал с бумагами, собрал все документы, относящиеся к ссудной казне с 1772 года, со времени её учреждения,  до 1833 года. Красиво оформил, показать не стыдно. Видимо, дошло до царя, и Император Николай I подписал Указ от 30 октября (11 ноября) 1841 года «Об учреждении сберегательных касс», тем самым  положил начало первым сберегательным кассам в России, созданным при Воспитательных домах для сирот и незаконнорождённых детей.

Тут надо знать, о каких сиротах речь шла. У богатейших русских чиновников и помещиков  было немало детей, рождённых на стороне, особенно от подданных  европейских стран. Таким детям нельзя было дать свою фамилию, нельзя устроить на госслужбу, нельзя завещать имение… Вот и создавали для них воспитательные дома, где они могли получить хорошее образование. Александр Иванович Герцен, создатель «Колокола», западник до мозга костей,  как раз из таких детей. Пьер Безухов в романе Льва Толстого «Война и мир» тоже из незаконнорожденных, то есть рождённый вне официального, церковного, брака. Революция в России произошла, а  воспитательные дома сохранили свою суть. Помните, Остап Бендер   под маской пожарного инспектора проник в дом престарелых? А  там «Сироты! Тяжелое наследие царского режима!» Богатые родители денег не жалели, а ещё находились опекуны, как у Герцена  поэт Василий Жуковский, которые тянули  «в люди» нужных им «сирот», могли замолвить о них слово самому государю.

Вот о ком позаботился не очень крупный финансист греческого происхождения,  помощник директора ссудной кассы. Он всё рассчитал, и Первая правительственная сберегательная касса была открыта 1 (13) марта 1842 года в здании Опекунского совета при сохранной казне Санкт-Петербурга.

 Сберегательная книжка за № 1 была выдана чиновнику Ссудной казны, надворному советнику Н. А. Кристофари, внёсшему вклад в сумме десяти рублей.

Видите, как легко и дёшево сделать в России карьеру выходцу из Греции. Вообще, у инородцев это хорошо получалось и в прошлом, и сейчас. Около денег, но не ответственен за результат. И знакомых много, и благотворителей, и честь все ему отдают… И рукопожатный. 

В 1850-х годах Н. А. Кристофари провёл ревизию документов и вкладов ссудной казны, а с 1855 года он уже заведовал канцелярией опекунского совета.

В 1866 году Кристофари  назначен почётным опекуном и получил в своё управление Карточную фабрику,  предприятие мечты.

До Великой Смуты да и позднее игра в карты на Руси жестоко преследовалась. При Петре I послабление вышло, в Москве две небольшие мануфактуры выпускали колоды карт, но до импортозамещения было очень далеко. Торговля игральными картами давала двору немалые доходы,  и в 1765 году правительство установило пошлину на ввоз карт из-за границы, а право получать доход от пошлины было дано Воспитательным домам.

В 1811 году решили открыть карточную фабрику в Санкт-Петербурге, а в 1817 году император Александр I дал согласие на устройство Карточной фабрики при Александровской мануфактуре Воспитательного дома. Одновременно он запретил ввоз карт из-за границы. Полное импортозамещение. Через два года было выпущено 20000 колод.

Когда в 1860 году Александровскую мануфактуру закрыли, Карточная фабрика осталась. Став её директором (1866),  Кристофари  позаботился о кадрах, были построены дешёвые квартиры для рабочих,  училища для мальчиков (1867), школы и курсы для девочек (1868) и родовспомогательный приют.

В 1859 году Кристофари участвовал в комиссии по составлению проекта общего устава для Заёмного банка. Готовилась отмена крепостного права, и в комиссии рассматривали, как облегчить крестьянам выкуп земельных угодий.

В 1860 году Николай Антонович впервые был командирован за границу, чтобы  посмотреть, как управляют там воспитательными и благотворительными учреждениями. Это было единственное лето за границей на лечебных водах, во все  остальные времена он оставался в Петербурге и с большой охотой брался заведовать теми благотворительными учреждениями, попечители которых уезжали в отпуск.

Помимо богатых отпрысков в Воспитательном доме был и не до конца учтённый контингент – подкидыши и сироты из бедных семей. Символ Воспитательного дома был двусмысленным, издевательским в отношении многих - пеликан, кормящий детей мясом своего собственного сердца. Так императрица Мария  представила аллегорический знак Ведомства уч-реждений. Надпись «Себя не жалея, питает птенцов» ставилась на бубновом тузе каждой колоды. Так правительство объясняло покупателям игральных карт, как важ¬на и ценна для государства благотворительность.

А на Кар¬точной фабрике царили совсем иные нравы. Доказательств нет, но архивы фабрики время от времени уничтожались. Что скрывали этим фактом? А то, что на мануфактуре трудятся около 900 детей 9—10-летнего возраста (30 процентов всех ра¬бочих), большей частью не получающие за свой труд ни копейки.

Усилиями Н.А. Кристофари при мануфактуре был создан
Родовспомогательный  приют. Попасть в него могли только сотрудницы Карточной фабрики, женам и дочерям работников путь в приют закрыт. На содержание каждой роженицы отводились 50 копеек на все время пребывания в приюте — этого хватает ровно на полдня «сытой жизни». В итоге некоторые работницы предпочитают рожать прямо за станком без всякой медицинской помощи, а не в таком приюте. Схожая ситуация на мануфактуре и с ле¬чением детей, перевод в лазарет свидетельствует о том, что скорая смерть неминуема. Это отмечено в книге Евгения Ковтуна «Азарт в Стране Советов: Государственная карточная монополия»., Т.3, М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2012.

Есть в книге и эпизод о бунте  рабочих фабрики в 1867 году, когда протестующие ворвались в квартиру директора.  Как говорится, из руководства никто не пострадал. О судьбе нападавших неизвестно, архивы уничтожены.

В общем, своею покладистостью, умением в нужный момент оказаться в нужном месте Кристофари снискал себе славу не только первого клиента Сбербанка, но и благотворителя. В Москве и в Санкт-Петербурге ему установлены памятники, выпущена серебряная памятная монета номиналом три рубля с изображением портрета Н. А. Кристофари.

И, конечно, 16 декабря 2019 года Сбербанк представил суперкомпьютер «Кристофари», он разработан дочерней компанией Сбербанка SberCloud совместно с компанией NVIDIA на основе высокопроизводительных узлов NVIDIA DGX-2, оснащенных вычислительными ускорителями Tesla V100.

Сведения в СМИ указывают, что данный суперкомпьютер имеет эффективную производительность порядка 6,7 петафлопс, что он по мощности 29-й в мире и седьмой в Европе.

Компьютер будет предоставляться в аренду на коммерческой основе. Стоимость аренды - 5750 рублей в минуту. Компьютером смогут  воспользоваться вузы и научные структуры.

Сбербанк уже использует «Кристофари» для распознавания речи при анализе обращений клиентов в колл-центр банка, а также для автоматизированного робота-оператора. Суперкомпьютер также тестируют клиенты облачной платформы СБ.