Метафизический трамплин

Сергей Виноградов 4
    Мой мозг начинал стремительно каменеть. Если я сейчас же не выйду на улицу, то он окончательно превратится в некий артефакт, абсолютно бесполезный для меня, но весьма интересный для палеонтологов, как объект для изучения древних форм жизни. Я позакрывал все графики и таблицы, быстро оделся и вышел на воздух. Конец декабря, а снега практически нет – лишь жалкие нашлёпки кое-где на газонах. Да и те стремительно тают. Я шёл и напевал себе под нос:

- Это не снег – это жалкая копия снега,
Оригинал спрятан в сейфе до лучших времён…

И если так будет продолжаться, то тащиться в лес к сидящим возле костра двенадцати мужикам, не будет никакой надобности – всё и так расцветёт к Новому году.
   Никакого чёткого плана у меня не было: я просто шёл, куда глаза глядят. Тут напротив меня остановился трамвай, и я, не раздумывая, запрыгнул в него. Даже номер и маршрут не посмотрел. Мне было всё равно куда ехать. Я сел рядом с местом кондуктора, которое стояло на постаменте, и возвышалось над всем остальным пространством наподобие трона. Трон был одет в меховой чехол, а для пущей важности над этим сакральным местом красовалась табличка, на которой ярко-красными буквами на золотистом фоне было выведено: «Место кондуктора не занимать!». Трон временно пустовал. Народу в салоне было мало, но по мере движения в неизвестном мне направлении салон всё более наполнялся верноподданными. Вскоре нарисовалась хозяйка трона. Это была грузная женщина неопределённого возраста в меховой жилетке, с многокарманной сумкой на необъятном пузе, которое она торжественно несла перед собой, и которым подобно ледоколу, рассекающему льды, прокладывала себе путь. Кондукторша с разбегу воцарилась на троне и отдышавшись, царственным взором оценила свои владения. Ни один подданный не мог скрыться от её властного взгляда. Просто – Шамаханская царица! На одной из остановок царице пришлось покинуть трон и отлучиться по неотложным государственным делам в конец салона. Видимо, это касалось налогообложения. Рядом с троном вдруг обнаружилась небольшая старушка, оснащённая слезливыми глазами, наполненными вселенской добротой и материнской любовью ко всем окружающим. Но как только она увидела, что царственная особа находится в недосягаемости, её лицо тут же преобразилось: в глазах появились колючий азарт и помноженная на огромный опыт хитрость. Она мгновенно взлетела на опустевший трон и немного поёрзав, устроилась поудобней и расплылась в довольной улыбке. Тихонько похихикала, и с торжеством, оглядела окружающих.

    Но торжество самозванки длилось не долго. Шевеление людских масс показывало, что ледокол пришёл в движение в направлении своего законного трона. А хитрая самозванка, исполненная торжеством, проморгала момент появления царственной особы перед своим троном. Особа, как вкопанная, остановилась перед незаконно занятым троном и от охватившего её чувства справедливого негодования даже начала задыхаться. Самозванка от испуга вжалась в кресло и покорно ждала своей участи. Царица, отойдя от временного оцепенения, принялась шарить в своей сумке в поисках оружия возмездия. И оно было найдено – в руке кондукторши, аки меч сверкнул карающий валидатор! Старушка смиренно достала пластиковую карту и приложила к валидатору. И когда тот показал, что поездок на карточке нет, царскому злорадству не было предела:
- У вас кончились поездки, оплачивайте проезд! – Прогремела она. Старушка в недоумении пробормотала что-то вроде: «не может этого быть, у меня же оставалось…». Она снова и снова прикладывала свой проездной к коварному прибору, но результат оставался неизменным. Тогда несчастная принялась судорожно рыться в своей сумке и отсчитывать мелочь. Она долго пересчитывала свои скудные гроши, и когда нужная сумма наконец набралась, с презрением протянула узурпаторше горсть монет. А та принялась неспеша пересчитывать. Потом подняла свои алчные глаза и с претензией в голосе и, делая акцент на согласных, издевательски громко проговорила:
- Здесь на два рубля меньше! Ещё два рублика с вас, - злодейски улыбнулась она, сверкнув вставными металлическими зубами. Старушка не выдержала:
- Я же всё пересчитала… Не может этого быть! – Но, видимо поняв, что торг здесь не уместен, опять полезла в сумочку. Достала монету и брезгливо отвернувшись в сторону протянула кондукторше. А та спокойно приняла подношение и высыпала всю сумму к себе в сумку, тем самым пополнив казну. Потом спокойным и подчёркнуто вежливым голосом попросила освободить своё служебное место. Старушка опустила голову и послушно покинула трон.
 
    Несчастная встала напротив утраченного трона и гордо выпрямилась. Пассажиры молча наблюдали всю эту сцену. Старушка обвела пассажиров полным трагизма взглядом. Некоторые не выдерживали и отводили глаза. Свергнутая, но не сломленная.… И до самой своей остановки она простояла с вытянувшейся и скорбной физиономией матери Терезы, которую неожиданно и несправедливо лишили родительских прав. И не высшие церковные власти, а обычные российские органы опеки и попечительства - вульгарного вида толстая тётка с милиционером подмышкой. Это просто унизительно! Да ещё и все многомиллионные счета, в придачу, заморозили, а это для неё намного ужасней и страшней, нежели лишение родительских прав на многочисленную паству. И теперь она никакая не супермать планетарного масштаба для всех страждущих, а так – просто старушка с мизерной пенсией. И это чудовищно!

     Сцена, скажем, не очень приятная, с отрицательным подтекстом, но необычайно ёмкая! Хорошо бы снять чёрно-белый глухонемой фильм по этому сценарию… Мощная получилась бы короткометражка. А я тем временем решил, что моя программа maximum на сегодня уже перевыполнена, и я могу с чувством выполненного долга спокойно пройтись по набережной. Выйдя из трамвая, я углубился во дворы по направлению к реке. Перешёл Большой Сампсониевский и свернул в сторону Большой Невки. Переполняющие меня бесформенные впечатления стали выкристаллизовываться в нечто большее, нечто псевдо-материальное: я почувствовал под собой некий метафизический трамплин. Мельтешащие в воздухе бесцветные шарики обрели сияние, которое можно было почувствовать не только кожей. Я ощущал своей курткой мягкое прикосновение его лучей. И желание закурить отпало за ненадобностью.


    Я брёл по Гельсингфорской улице, которая упиралась в набережную Большой Невки. Казалось, что никакой реки впереди нет, и достаточно пройти буквально пару сотен метров, и я окажусь на Аптекарской набережной Петроградской стороны, возле Ботанического сада. Я остановился и прислушался: все звуки улицы исчезли. Воздух стал чудовищно прозрачным, как после дождя. Все окружающие меня предметы обрели такую необычайную резкость и контрастность, что казалось – об них можно порезаться. Я немного постоял и двинулся дальше. Казалось, что пространственно - я шагаю на месте, а то, по чему я шагаю и всё, что меня окружает, движется в противоположном моему движению направлении. Как на беговой дорожке в фитнес-центре. И с каждым шагом я всё более увеличивался в размерах. А улица становилась какой-то маленькой, как бы камерной что ли, даже кукольной. И вдруг я осознал, что совершенно спокойно смогу перепрыгнуть Большую Невку. Просто так – запросто: разбегусь и перемахну совершенно без напряга. Страха не было. Я разбежался и оттолкнувшись от асфальта легко перемахнул на другой берег, прямо как во сне. Я просто подпрыгнул вверх, а улица, Выборгская набережная и река просто проплыли подо мной по инерции. И вот я оказался на Аптекарской набережной, уже на другом берегу. Вот, чёрт! Никто же не поверит! Я постоял, отдышался и пошёл по набережной. Интересно: а во второй раз получится? Прежней уверенности уже не было, и я не стал больше рисковать. А город обрёл прежний вид, сияние исчезло. Но была твёрдая уверенность, что мир и я вместе с ним сегодня в корне изменились и, что при удачном стечении обстоятельств, мне вполне по силам повторить не только этот прыжок, но ещё и кое-что покруче.
 
18 декабря 2019