Нераскрытое убийство. Комментарий

Галина Айзенштадт
  Появление на сайте "Немецкой волны" интервью и фильма, в котором беглец из Беларуси, бывший спецназовец Гаравский, рассказывает о якобы своём участии в убийстве двадцатилетней давности политических оппонентов Лукашенко, явно вызвал не ту реакцию, на которую рассчитывали их авторы.
  Давняя история не только не вызвала потрясения, но - недоумение и недоверие.
  С чего это она вдруг появилась?
  Поначалу по привычке ей приписали "российский след". Дескать, всё это предпринято для давления на Лукашенко, чтобы был более сговорчивее при подписании соглашения о дальнейшей интеграции двух стран.
  Если бы в показаниях Гаравского  появилось что-то новое, со скрипом, но такое предположение можно было бы допустить.
  Но обо всём этом и действительно с фактами в руках- о существовании Собра, который прозвали "эскадроном смерти", - ещё в 2001 году говорили два следователя прокуратуры республики Олег Случек и Дмитрий Петрушкевич, которые потом вынуждены были эмигрировать из страны.
  Позже появились откровения работников КГБ Жерносека и Усвяницы.
  Петрушкевич, живущий в США, сказал, что ничего нового в показаниях Гаравского нет. На базу Собра в Бегомле, где якобы были убиты Гончар и Красовский, выезжал тогдашний министр внутренних дел Наумов с сапёрами и журналистами, исследовали место "убийства" и ничего не нашли.
  По словам Петрушевского, Павлюченко, командир Собра, сам признавался, что с преступностью боролся "своими методами", но только в отношении уголовных элементов.
  "Политическими" делами он не занимался. А со слов Гаравского выходит, что самого Гаравского использовали именно в этих целях.
  "Я не поверю, что на такое дело взяли 20-летнего непроверенного парня, когда отряд существовал уже не один год",- заявил Петрушкевич в одном из интервью.
  Это же утверждает бывший сослуживец Гаравского Михайловский:"Его на такое дело не взяли бы. Этого не могло быть, в том числе и в силу его моральных качеств. Про его моральные качества могу сказать лишь нецензурно - пи...добол.
  Он скользский, невыразительный. Да он был высоким, здоровым. Но больше ничего из себя не представлял. Ему кто-то подготовил всё, он высказал, свалил отсюда, получил убежище.
  После аварии у него, видимо, помутнение произошло".
  Любопытно, что мать Гаравского утверждает, что оплатила дорогу сына до Германии.
  А кто же оплатит там лечение Гаравского, о котором он сам говорит?
  Почему-то никто из тех, кто обсуждает  историю внезапного признания Гаравского, этим вопросом не задаётся.
  Из сообщения белорусской службы радио "Свобода" стало известно, что участие в создании фильма принимал сотрудник русской службы "Немецкой Волны" Владимир Дорохов.
  И опять никто не задаётся вопросом, а, собственно, почему? Хотя здесь можно выстроить версию, которая, что называется, имеет право на жизнь.
  Интервью у Гаравского взяла сотрудница той же службы Жанна Немцова.
  Созданный ею фонд имени отца, Бориса Немцова, в последние годы проводит различные исследования в России, Украине и Беларуси, сравнивая, как на те или иные события реагирует население этих стран, и, в частности, молодёжь.
  В начале декабря Жанна провела на эту тему встречу в пресс-центре Минска.
  Её отец когда-то "опекал" одну из белорусских партий.
  Так что можно утверждать, что интерес к Беларуси у Жанны возник не случайно.
  И вполне можно допустить, что кто-то "подсказал" ей тему "эскадрона смерти".
  Бывший лидер партии, дружившей с партией Немцова, уже подал по следам фильма, показанного "Немецкой волной", заявления в Генеральную прокуратуру и Следственный комитет республики с просьбой  о "разблокировании" материалов двадцатилетней давности.
  Бывший он потому, что молодёжь его партии, которую он возглавлял восемнадцать лет, настояла на его отставке. И, как выяснилось, без "официальной" должности, он перестал кого-либо интересовать, а амбиции у него всегда были огромные. Так что появился повод напомнить о себе.
  При этом стоит напомнить и о недавнем шуме вокруг фильма о якобы "криминальных делах" Лукашенко, слепленом блогером НЕХТА.
  Кто-то решил пойти по его следам?
  Если эта тёмная история будет иметь продолжение, то не в том направлении, о котором думали создатели фильма. "Политического" шума она не вызвала, а вот допросить Гаравского белорусские следователи имеют право, тем более, что дело об исчезновении политиков не закрыто до сих пор.
  И даже требовать его выдачи, поскольку он сам заявляет, что совершил преступление.
  Ситуация и для Германии складывается весьма щекотливая. Может ли она, да и любая другая страна, предоставить убежище человеку, который называет себя преступником и всячески старается доказать это?
  В Бундестаге есть германо-белорусская группа дружбы, представитель которой, член СДПГ, высказался за проведение тщательного расследования этой давней истории.
  Солидарно с ним высказался и эксперт по вопросам внешней политики фракции ХДС:"В этой тёмной главе истории Беларуси нужно прояснить все факты".
  Кстати, белорусский друг Немцова, в ту пору, когда возглавлял партию, имел хорошие связи в Бундестаге, и даже не раз встречался с Меркель.
  Надо полагать, он может стать одним из свидетелей в ней.