Молоток

Виктор Сургаев
               

      Со  слов  родителей,  невероятно  послушным  Славик  был  с  самого  детства  раннего,  ибо  он  еще  с  яселек,  а  потом  и  в  садике,  и  в  школе  тоже,  слушался  абсолютно  всех.  И  даже  тех,  кто  намного  младше  его,  что  является  весьма  необычным  и  противоестественным.  Сам  же  Славик  в  глубине  душе  искренне  верил:  слушаться  надо  абсолютно  всех,  «от  мала,  и  до  велика».  Только  вот  почему  он  так  считал – загадка,  которая  даже  и  для  него  самого  была  совершенно  непонятной  и  головоломной. 
      Может  быть  все  это потому,  что  Славик  попросту  чересчур уж хитрым  уродился  и  делал  это  на  всякий  случай?  А  вдруг,  да  когда  и  пригодится  ему  данное  послушание?  Короче,  неизвестно.  Ребус.  Ну,  а  что  касалось  родителей,  то  Славик  внимал  прямо  в  рот  им  глядя,   никогда  ничего  не  спрашивая,  не  задавая  надоевшее  всем  родителям  слово  «зачем?».  Он  просто  исполнял  их  указание  немедленно,  как    говорится,  тут  же,  не  отходя  от  кассы.  И  бедные  папа  с  мамой  вначале  испуганно,  со  страхом,  предполагали: а, попросту,  не  глуповат ли  сынок?
      И уж  не  бездушным,  беспринципным  биологическим  роботом  он  у  них  родился, вовсе  лишенный  эмоций и  критики,  так  как  исполняет  все-все  подряд? Но  ведь со своим поистине патологическим  послушанием,  и  подчинением  всем,  и  вся,  их  Славик  может  с  садика  даже  и  до  школы-то  не  дожить,  не  дотянуть?  А  потому  что  и  впрямь  запаниковавшие родители  даже от  посторонних  людей  случайно  узнавать  стали  о  вообще  страшных  вещах,  творимых  их  совсем  еще  маленьким  горе  сыночком. 
      Оказывается,  иногда  хитроумные  дружочки  Славика,  пользуясь  его  безропотностью,  на  спор  легко  уговаривали своего  странного и, видимо, совершенно «безголового»,  но  зато  невероятно,  безумно смелого товарища      переходить  дорогу  на  запрещенный  красный  свет  светофора.  Притом  вообще  вне  пешеходного  перехода!  И,  якобы,  даже  и  не  един  раз,  а  много.  Ну,  шутка  у друзей  его,  была  такая,  потому  что  со  Славиком    никогда ничего особенного  не  происходило,  и  его  «ни  разу  не  задавило».
      И  сия  рискованная  операция  «перехода  границы»  все  время почему-то  обходилась благополучно, и  смелый  Славик  на  всеобщее удивление  детей  переходил  оживленную  трассу спокойно,  неторопливо  и  удачно.  Поэтому  до  школы  Славик  все-таки  дотянул.  И  даже  не  только  до  нее,  но  об  этом  будет  чуть  позже.  Видно,  помогал  ему  при  этом  КТО-ТО    невидимый  и  очень  сильный.  Но  если  так,  тогда,  выходит,  и  родиться  Славке  столь  послушным  для  чего-то  тоже  НЕКТО  великий  разрешил?
      Если  рассуждать  по  науке  логике? Верно  же?  А,  следовательно,  всех  слушаться  Славику  тоже  именно  ОН  сам  и  заповедал?  Но,  значит,  для  какой-то  определенной,  и  пока  еще  неведомой  цели  это  нужно  было?  Так  ведь?  И  посему,  наверное,  и  бдительно  охранял  его  этот  КТО-ТО  «на  всех  путях  его  жизненных».  Спросите,  кто  он,  этот  великий?  По  словам  его  старенькой  бабули – Ангел  Хранитель,  к  Славику  еще  с  самого рождения приставленный.  Мол,  да-да,  внучек,  а  более  и  некому…
      И  вправду.  Ведь,  несмотря  на  многочисленные  жизненные  перипетии,  вызываемые чрезмерной, прямо-таки болезненной, законопослушностью,  каким-то  чудом,  но  он,  Вячеслав,  даже  свой  политехнический  институт  плодотворно закончил, став  инженером.  Да,  к  тому  же,  еще  и  на  зависть  многим,  совсем  и  неплохим,  и,  вопреки  некоторым  умникам,  он,  по  их  насмешкам  «самый  настоящий  рохля»,  им  всем  на  удивление  сумел  каким-то неведомым образом умудриться жениться на настоящей  красавице.
      А  затем  он  очень  шустро  и  детей  двоих  заимел,  а  вся  детально  изложенная  выше  информация  о  Славике,  как  об  излишне  послушном  товарище,  вот  к  чему. Вы,  господа,  иногда,  бывает,  все  равно  все  ездите  на  общественном  транспорте,  и  многие  наверняка  ощущали,  и  замечали,  какую непрестанную заботу  проявляют  наши  власть  предержащие  о  нас,  простых гражданах- обывателях.  Да,  господа.  Речь  пойдет  о  безопасности  пассажиров-россиян  в  случае  возникновения  различных  экстремальных  ситуаций  в  пути  следования,  но  перечислять  и  пугать  ими  нет  смысла.
      Однако,  при  некоей  крупной  аварии  и  возникновении  при  этом  вполне  возможного  заклинивания  дверей,  конструкторами  предусмотрено  дополнительное  отверстие  для  экстренного  выхода  людей  наружу  через  какое  либо  окно  на  боковой  стороне  автобуса.  Или  же  с  выходом  на  крышу.  И  они  обязательно  обозначены  соответствующей  ярко  заметной  пассажирам,  примерно,  такой  вот инструктирующей надписью: «Запасный  выход. При  аварии разбить  стекло  молотком». Ведь  и   вправду  здорово?
      И  сейчас  автор  искренне  надеется,  что  теперь-то  вы  непременно  уже  почувствовали неустанную заботу верхов о гражданине  пассажире?  Словом,   если  пояснить  проще,  в  случае  чего  терпящий  бедствие  гражданин  со  всего  размаха  имеет  полное право,  совершенно  не  боясь  ответственности,  жахнуть  указанным  в  инструктаже  молотком  по  спасительному  и  беззащитному  стеклу  так,  чтобы  оно  вдребезги,  на  мельчайшие  кусочки,  разлетелось.  И  тогда  долгожданная свобода  за  окошком – прямо  вот  она.
      Так что пользуйся,  родной, безоглядно  круши  подсказанным  прибором-молотком,  вылезай  и  спасай  себя!  Как  в  сказке.  Только,  господа,  по  ходу  дела  сразу  и  вопросик  один  возникает: а  где  же  в  салоне  сие  шикарное  избавительное  орудие  находится?  Ну,  само  собой  разумеется,  по  идее  оно  должно  быть  где-то  здесь  же,  совсем  близко,  рядышком  с  окном «запасного выхода». Ну, не  к  водителю  же  автобуса  за  его  личным  молотком-кувалдой  в  случае  чего  сломя  голову  нестись-бежать,  верно? 
      К тому же,  само  место  нахождения  столь  необходимого  в  экстренной  ситуации  молотка  давным-давно,  еще  с  незапамятных,  советских  времен, определено  над  окном  «запасного  выхода,  и  хранится  в  специальном стандартном приспособлении.  Да.  Чтобы в нужное время лихорадочно не дергаться  в  поисках,  а  найти   сразу.  И  шестидесятипятилетнему  автору  рассказа  за  долгую  жизнь  таки  удалось  подержать  в  руках  описываемый  молоточек.  Правда,  всего  один  раз,  только  вот  доверия  особого  он  ему  не  внушил  совершенно. Отчего?  И  с  виду  он  малых  размеров,  да  и  по  весу  чересчур  легоньким  показался  этот  «спасительный»  инструмент  ему  показался,  поэтому-то,  естественно,  и  сомнения  такие  возникли.
      А  сумеет  ли  перепуганный пассажир  в  состоянии  стресса  и  спешки,  желательно,  прямо  с  одного  удара  качественно  разбить  им  специальное  стекло,  дабы   раздробилось  оно  до  самых  «мельчайших  подробностей»,  и  чтоб  поменьше  людей   ими  поранило?  Ибо  ведь  через  оный  проем  тут же  народ страждущий  полезет  и  ненароком оцарапаться может… Более любознательные  граждане-ездоки,  вне  всякого  сомнения,  не  раз  видели  и  место  прикрепления  молоточка,  и  красную  надпись,  но  только  вот  в  95  процентах  случаев  наблюдалась  ими  одна  и  та  же  незадача…
      Ибо  ведь означенного  спасительного  орудия  над  «запасным выходом» … лицезреть  им,  к  сожалению,  не  удавалось… Да-да,  молоточка,  нами  описываемого. Точно  такого  же  мнения  придерживается  и  сам  автор.       Лично  он,  более  сорока  годков  катающийся  на  колесном  транспорте    в  качестве  пассажира,  видел  рекомендованный  и  чудом  сохранившийся  избавительный  ручной  ударный  инструмент  на  означенном  месте  за  все  это  время,  ну,  может  быть,  всего  лишь … пару  разочков.  Не  больше.  И  любознательный  писака  в  отличие  от  других  пассажиров  иной  раз  попросту  интересовался  имеющимися  в  салонах  указующими  надписями,  а  уж  инструкцией  о  том,  как  посредством означенного молоточка свою  драгоценную  жизнь  спасти – особенно…Поэтому-то  и  родился  рассказ.
      Зато  наш  главный  герой  повествования  по  имени  Славик,  невероятно    послушный  с  детства  раннего.  И  который  через  определенное  время  стал  уважаемым  господином  инженером  Вячеславом  Михайловичем,  но   тот  вообще  ни  единого  разу  в  жизни  не  испытал удовольствия видеть описываемый спасительный «чудо-молот» на указанном надписями месте.  Да-да.  Непосредственно  над «запасным  выходом», а  прямо  рядышком -    обязательная  инструкция  о  порядке  применения  оберегающего  средства
      И  неплохой  инженер  Вячеслав  Михайлович  Самострелов,  попросту  из принципа  заинтересовавшись  данным  вопросом, для  вящего  убеждения  даже  не  поленился  потратить  свое  личное  время,  и  проверить  еще  пару  десятков  автобусов  и  трамваев  тоже,  на  предмет  соискания  в  них  оного  предмета.  Однако,  во  всех  салонах  любознательного  инженера  ожидало  полнейшее  разочарование… Притом  практически,  на  деле,  все  оказалось  ведь  еще  смешнее  и  загадочнее: стационарные  места  для  молотков  имелись.  Четкие,  прекрасно  заметные  инструктирующие  надписи – тоже.
      Только сам  чудо-инструмент,  к  великому  сожалению …    отсутствовал. И предельно честный, а  потому чрезвычайно упертый  инженер Самострелов Вячеслав  Михайлович,  еще  со  школы  свято  верящий  абсолютно  во  все  изданные  законы  РФ,  ни  в  коей  мере  не  мог,  как  все  остальные  смертные просто взять  и  смириться со столь вопиющим надувательством  российского  народа,  в  частности,  пассажиров  колесного  транспорта. 
      А  самое  главное  было  вот  в  чем: ведь  в  продолжающейся  полной  безответственности  транспортных  чиновников  еще и по  настоящее  время    существует  немалый  риск  жизням  сотням тысяч  едущих  пассажиров!  Ибо  инструктирующие  надписи  красными,  черными  буквами - на  видном  месте.  Все они по-прежнему, как  и  много  лет  назад, призывают  ездоков  к  активным  спасительным действиям  при  возникновении  ЧС.  Да,  и само стационарное  приспособление  для  удержания  молоточка  тоже  везде  имеется. И  только  откровенно  жаль,  что  нет  в  нем  самого  основного! 
      Да,  господа  пассажиры.  Во  всех  проверенных  автобусах  отсутствует  не  единожды  помянутый  спасительный  ударный  инструмент,  которым  в  случае  катавасии  можно  было  стекло  раздробить… И  вопиющий  вопрос  возникает: но  тогда  для  чего,  на  хрен  нужны  места  с  приспособлениями  для  молотка,  и  эти  яркие инструктирующие, призывающие  пассажиров  к  спасению  надписи?!  Стало  быть,  все  в  салонах  общественного  колесного  транспорта  подготовлено  на  законном  основании? Но  ведь  закон-то,  господа  россияне,  закон   необходимо  исполнять  всем! А  как  же  иначе?
      Все  помнят  известный  юридический  афоризм?  Что  «незнание  законов  отнюдь  не  освобождает  от  ответственности  за  их  неисполнение»?  То-то!  И  нарушать  их  нельзя  даже  власть  предержащим,  и  указанный  молоток  обязан  существовать,  и  висеть  именно  только  там,  где  положено  ему  находиться  согласно  предписанию  более  умного,  высшего  начальства.  Но  «верхи»,  получается,  к  глубокому  сожалению  простых  россиян,  мало  пекутся  о  безопасности  пассажиров,  ибо  не  контролируют  «низших».
       Поэтому  он, покорный,  кроткий,  смирный,  всегда  законопослушный  инженер  Вячеслав  Михайлович  Самострелов,  себя  самого  давно,  еще  с  детства,  убедил: а  иначе  для  чего  тогда  вообще  было  родиться  на  свет  белый?! Разве  не  для  того,  чтобы  послушным  быть,  и  неукоснительно  исполнять  все  человеческие  законы?  Да!  Именно  чтобы  соблюдать их, изданные людьми неимоверно умными, порядочными, неординарными, и    строго обязательно, чего  бы  это  ни  стоило, и  в  чем он уверен  на  все  сто.
      Если  бы граждане, такие  вот  как  он,  обыкновенный  ведь  инженер,  придерживались  принятых  законов,  то  в  настолько  богатом  всяческими  природными  ресурсами  России  уже  давным-давно наступило бы всеобщее  благоденствие  и  процветание.  Что?  Разве  не  так?  Ибо  попросту  некому  бы  стало  воровать,  оскорблять,  затевать  агрессию  и  войны,  и  так  далее.  Правильно?  Все логично. И  исчезла  бы  надобность  творить  дела,  явно  противоречащие  принятыми  нами  же  законам. А  что  видят  наши  люди?
      Вокруг  идет  постоянное  их  нарушение,  поэтому  лично  для  себя  наш  законопослушный товарищ  инженер узаконил: исполнять  писаное  свыше  невзирая  ни  на  что  не  только  на  работе  и  дома,  но  также,  вполне  естественно,  и  в  любом  виде  транспорта.  Какие  проблемы,  господа?  Все  написано, указано,  а  наше  гражданское  дело - просто  их  исполнять  и  все.
      К примеру, его, Вячеслава Михайловича, сложившиеся обстоятельства  однажды  под  монастырь  подвели,  заставив  весьма  прилично  «влететь»  в  неприятную  дорожную  ситуацию.  И  все,  кстати,  произошло как  раз  по  вине  так  называемого  «человеческого  фактора».  Ведь  именно так  сейчас  СМИ  модно  называют людей, виновных  в  произошедших  на  дороге  несчастьях? Например,  в описываемом  произошедшем  случае  взять  того  же  водителя  большой  автомашины  общественного  транспорта,  который  самым  тупейшим  образом  самый  простецкий  житейский  закон  нарушил. 
      Это  надо  же  было  свершить  глупость  подобную?!  На  столь  важном  рабочем месте усесться пьяным за руль  переполненного  рейсового  автобуса  и,  в  конечном  итоге,  на  крутом  повороте,  превысив  скорость, завалить  перегруженный  автотранспорт  на  бок,  да  еще  и  угодив  прямо  в  речку?!  Каково,  а?  И  хорошо,  хоть  в  речку  не  слишком  уж  глубокую.  А  он,  инженер  Самострелов,  как  законопослушный  гражданин,  само  собой  разумеется,  предусмотрительно,  и  специально,  как  бы  в  ожидании  «чего-то»,  сидел  рядышком  у  «запасного  окошка»,  с  не  единожды  упомянутой  строгой  инструктирующей  надписью  красным  о  порядке  применения.
      Но  вот  из-за  чего  обидно  и  досадно  было  инженеру.  А  потому  что  не  висел  на  положенном  месте  спасительный  молоточек.  Да.  И  именно  молоточком  можно  было  попытаться  раскрошить  стекло  «запасного  окна»… А  коли  уж  законопослушный  Вячеслав  Михайлович  в  какой-то  степени  внутренне  давно  готов  был  к  некоему  подобному  аварийному  сценарию,  то  поэтому  он,  единственный  из  едущих  пассажиров,  и  не  столь  сильно  запаниковал,  когда  автобус  в  воду  «лег».  Он  немедленно  стал  действовать.  Каратистским  ударом  ноги  стекло  разбить  в  воде  у  него  не  получилось,  не  смог  он,  но  в  голове  мелькнуло: ах,  как  жаль,  что  на  его  каблуках  отсутствовали железные  подковки,  только  позавчера  предложенные,  было,  ему совершенно  бесплатно  знакомым  сапожником.  Но зато  краем  глаза  приметил  возбужденный  Самострелов  вывалившийся  из  кабины  водителя  огромный  гаечный  ключ  на  50,  которым  он,  конечно  же,  с  превеликим  удовольствием  практически  и  воспользовался. 
      Да-да.  И  провел  не  обиженный  силушкой  законопослушный  инженер  сие простецкое лихое дело  так,  что,  как  говорится,  от  «запасного  выхода»  одна  спасительная  дыра  образовалась.  А  затем  и  от  второго  окошечка  на  крыше  тоже  одно  название  осталось.  Про  его  геройский  поступок  тогда  даже  в  газете  написали,  не  забыв  за  находчивость  и  активную  жизненную  позицию  поощрить  материально  и  морально,  выхлопотав  за  спасение  утопающих  очень  красиво  смотрящуюся  почетную  медальку. 
      Ну,  да,  конечно.  За  вытолкнутых  им  наружу  десятерых  детишек,  и  пяток стареньких бабуль. Остальные,  слава  Богу,  сами  повылезли  через  сделанные  вовремя  подвернувшимся  ключом  «калитки».  Но,  сказать  к  слову,  он,  инженер,  оказался  человеком  еще  и  находчивым.  Он  тут  же  воспользовался  временной  своей  славой  и  аккуратно  вырезал  заметку  вместе  с  фотографией,  где  изображен  он  был  с  массивным  гаечным  ключом  за  поясом,  а  рядом - поверженный  автобус,  и  «отделение»  тесно  прижавшихся к  своему  спасителю  улыбающихся  детишек,  спасенных  им.
      С помощью  пленки  эту  статью  о  себе  сделал  он  непромокаемой  и  долговечной,  и  с  той  поры  постоянно  носил  его,  бережно  положив  в  паспорт,  поближе  к  сердцу.  И  ведь  которая  впоследствии  не  единожды  спасала  ему  не  только  жизнь,  но  и ... благосостояние.  Да-да,  господа!  Именно  после  того  случая  Вячеслав  Михайлович  и  принял  неплохие,    эффективные,  по  его  глубокому  убеждению,  меры,  для  сохранения  не  только  своей  драгоценной  жизни,  но  и,  соответственно,  еще  и  дорогих,    близких  ему  людей.  Конечно,  поинтересуетесь,  каким  же  это  образом?
     Во-первых,  практическим  их  инструктажем.  В  любом  виде  транспорта  сидеть (или  стоять,  это  уж  как  у  кого  получится),  но  всегда  наизготовку  и,  главное,  поближе  к  одному  из  окон  «запасного  выхода».  Чтобы,  как  умно посоветовал  сосед,  пловец-перворазрядник,  а  теперь  офицер  службы  МЧС, успеть «спасительной ласточкой», то есть, с вытянутыми вперед ручками одним махом выметнуться  наружу  через  развороченное  молотком  окно.  Но  предварительно   оказав   помощь   нуждающимся  товарищам. 
      И  офицер  еще  удивленно  переспросил  его:  он  что,  ни  разу  не  видел,  как  подобные  гимнастические  кульбиты  творят  крутые  десантники  в  фильмах-боевиках?  Ну,  то-то  же!  И  даже  если  при  этом,  допустим,  он  сам  себе  чего-нибудь  чуток  и  поломает   в  результате  прыжкового  па – ничего  страшного,  зато  ведь  живехоньким  останется!  Разве  этого  мало?!      Во-вторых,  он  вполне  серьезно  советовал  в  кармане, в портфеле, в сумке  ли, где ли, но  строго  обязательно  носить  любой  увесистый  металлический  предмет,  дабы  им  враз,  и,  желательно,  с  одного  удара,  можно  было  бы  известное  стекло  раскокать,  сокрушить  его вдребезги.  Без  «молоточка»…
      А   лично  сам  Вячеслав  Михайлович  еще  с  того  аварийного  случая,  (согласно неожиданно посетившей его  замечательной  идее),  закупил  шесть  полукилограммовых  молотков  с  удлиненными  березовыми  рукоятями.  Почему  именно  из  березы?  А  все  потому,  что  по  словам  опытного  плотника,  именно  подобное  дерево  наиболее  прочно  и  долговечно.  Почему  шесть?  А  четыре  для  семьи  своей,  и  два - тестю  с  тещей.  К  тому  же,  он,  инженер,  шустро  вычислил,  что  как  раз  такой  вес  металла  «вполне  устроит»  стекло,  и  раскрошит  его  до  полнейшей  кондиции.
      И  в – третьих.  Если  нет  особой  охоты  повсюду  таскать  с  собой  этот    неудобный  молоток,  то  в  таком  случае  нужно  не  поскупиться  и  набить  на  подошвы  увесистые  подковки.  И  предпочтительнее  на  всех  видах  своей обуви. Ведь кто  знает?  Где  и  в  какое  время  года  вас,  мол,  дорогие  родственнички,  может  авария  прихватить,  верно?  А  как  иначе  выжить? 
      Но  вот  что  не  очень-то  приятно  было узнать  обиженному  Вячеславу  Михайловичу.  Его  родная  жена,  младший  сын,  плюс  тесть  с  тещей,  эта  четверка  близких  людей,  оказались  бестолковыми,  так  как  настолько оригинальную, спасительную идею поняли совершенно неверно, и  вместо   положенного  и  восхищенного,  громогласного  «ура»,  они  для  чего-то  несколько  раз  переглянулись, недоуменно  пожали  плечами,  и  несколько  глуповато хохотнули. Словом, несмотря на медаль, всерьез  не  восприняли.
      И  только  один-единственный  соратник  в  семье  нашелся,  чему  хозяин  дома  несказанно  обрадовался  и  даже  подивился столь  ранней  мудрости  своего  старшего  отпрыска.  Ибо  папину  «и  в  действительности  верную  мысль»  немедленно поддержал и восторженно поприветствовал  лишь  один  смекалистый,  и  не  хилым  умом,  (видно,  в  отца  родного  пошедший),  сын-семиклассник.  Да.  Самый  старшенький.  Но  только  вот  истинная  причина  восторга,  из  каких  таких соображений умница-сын  немедленно подхватил  родительскую  мысль  и  сумел  тотчас  же модернизировать, и  даже  нехило,  и  самостоятельно, улучшить не поддержанный семьей  и  родственниками  отцовский  проект…Правда,  выяснилось  оное  чуть позже.
      А  задумка  отпрыска  была  не  менее  оригинальна,  чем  идея  родителя      потому,  что  старший  сын,  оказывается,  попросту  заодно  преследовал  цель,  по  его  понятиям  еще  и  намного  более   глобальную,  и   не  менее  важную  стратегически.  Да-да.  Личной  самообороны. Он  просто-напросто  заменил  не  слишком-то удобный  для  постоянного  ношения  молоток  с  длинной  рукоятью  на  более  практичный  свинцовый  семисотграммовый    кастет,  который  можно  было  молниеносно  вытащить  из  кармана,  и  основательно  раскурочить им не только какое-то там стеклышко, но даже  навсегда отбить охоту  недругу, нанеся ощутимый упреждающий удар в  лоб. 
      А  плотницкий  инструмент  в  виде  молотка  с  длинной  ручкой  сам  по  себе весьма  подозрителен  и  вообще  не  моден.  И  со  слов  всезнающих  друзей,  со стороны  откровенно смешно  будет  видеть  эти  его  защитные  средневековые  молоточные  размахивания.  Все-таки  ведь  на  дворе  не  средние  века,  а  компьютерный  двадцать  первый… Как  того  и  следовало  ожидать,  в  конечном  итоге,  с  вышеописанным  кастетом,  приравненным,  оказывается,  к  холодному  оружию, вскоре  пришлось познакомиться  уже  в  полицейском  участке  самому  отцу  практичного  сына-затейника.
      И прямо там, в  КПЗ,  послушать комичное  оправдательное  словоблудие  обладателя холодного оружия. Якобы, данный  внушительный  кусок  свинца  с  четырьмя  дырками  намеревался  он  использовать  лишь  только  в транспорте, и строго  для  разбивания  стекла  в  экстремальной  ситуации… Да.  Вместо  неудобного  молотка,  милостиво  разрешенного  носить в  ранце  его  родным  отцом.  И  хорошо,  злополучным  кастетом  сыночек  успел  пока что только нагнать страху на  недругов, многозначительно  помахав им перед их носами…Конечно, в  полиции  папеньке  пришлось  объясняться. 
      Подтверждением  «разрешения»  носить  с  собой  молоток,  инженер  Вячеслав  Михайлович  в  качестве  доказательства  правоты  предъявил  им  свой  «документ».  То  есть,  вырезку  из  газеты,  но  окончательно  добил    правоохранителей  показом  блестящей  новенькой  медали.  Правда,  он  из  скромности прицепил  ее  на  рубашку  под  пиджак.  А  для  подкрепления  эффекта  он  еще  и  гордо  продемонстрировал нутро  своего  большущего   старорежимного инженерного портфеля  со  специально  оборудованным    в  нем  гнездом  для  ношения  не  раз  уже  помянутого  выше  спасительного инструмента.  Ну,  чтобы  молоток  в  портфели   не  болтался  туда-сюда.
      Дежурный  офицер  попался  дотошный,  статью  внимательно  прочитал  дважды.  Пользуясь  лупой,  сверил  схожесть  физиономий  и  гаечный  ключ  за  поясом.  Но,  видимо,  не  успокоился.  Ради  очистки  совести  он  все-таки  созвонился  еще  с  психиатром ПНД, попросив доктора  прямо  сейчас    проконсультировать одного странного  товарища.  Да-да.  И  вместе  с  его  не  менее  подозрительным  сыночком.  И  пытливый,  добросовестный  офицер  даже  на  своем  транспорте  не  поленился  отправить  их  туда,  в  диспансер. 
      После  полуторачасовой  беседы с  доцентом,  к  тому  же,  в  присутствии  студентов-медиков, близкие  родственники были  благополучно  отпущены.  Но  мало  того.  Инициатор  идеи,  обладатель  молотка,  сумел  ведь  даже  вытребовать  у  психиатра  справку,  что  он  «на  учете  в  ПНД  не  состоит,  и  на  момент  осмотра  абсолютно  никаких  психических  нарушений  у  него  не  выявлено».  Да,  разумеется,  с  обязательной  печатью  и  угловым  штампом.  Офицер  полиции  был  вполне  удовлетворен,  правда, попутно  не  преминул-таки  напомнить  о  кастете,  который,  разумеется,  изъял.  И    только  после  других  словесных  перипетий  затем  отпустил  их  с  миром.
        Полученный  же  от  психиатра-доцента  документ,  естественно,  после  соответствующей  аккуратной  обработки,  приобщил  Вячеслав  Михайлович  туда  же,  к  газетной  вырезке  и  молотку.  И  хотя  самые  близкие  люди  категорически  проигнорировали  его  спасительную  идею,  сам  он  от  нее  ни  в  коей  мере  не  отказался.  Он  что,  совсем  глупый,  да?  Никак  нет!  А  потому  что  она,  идея  в  образе  увесистого  молотка,  впоследствии  еще  несколько  раз  его  выручала.  Только,  правда,  произошли  экстремальные  инциденты отнюдь не в транспорте, но  какое  это, господа,  имеет  значение? 
      Ибо  если  бы  его  родные  и  близкие  (ох,  и  дураки  же  они  все!)  видели,  как  он  с  помощью  своего  пресловутого  полукилограммового «помощника» несколько  раз вполне серьезно  разгонял обнаглевших  гоп-стопников  и  хулиганов,  пристававших  к  нему,  требуя  денег!  И иной  раз  бил  их,  особенно  ночью,  когда  имелась  полная  вероятность  пырнуть  инженера  ножичком  почти  на  законном  основании: в  целях, конечно  же,   господа,  самозащиты,  и  не  более  того.  Он  даже  в  полицию  из-за  этого  пару  раз  попадал.  Ну,  и  что  с  того?  До  смерти  же  он  не  убил никого? 
      Может,  кого  в  темноте,  что  вполне  вероятно,  чуток  и  покалечил,  не  без  этого…но  острые  любители  поживиться  его  личным  имуществом  на  халяву,  с  заявлениями  на  славно  отбившегося  инженера  в  полицию  не  обращались  ни  разу… Выходит,  свою  истинную  вину  хулиганы  еще  как  признали… А  соответствующие  оправдательные  документы  у  Вячеслава  Михайловича  всегда  с  собой.  Да.  Как  и  сам  «вещдок»  в  виде  молотка  с  длинной,  отполированной  со  временем  березовой  рукоятью,  и  сделанной  им  дырочкой  на  ее  конце. Для  чего? А для удобства  шнурок  там  продет. 
     Ну, чтобы  при  разгоне  острых  «любителей  дармовщинки»  с  его  руки  молоток  не  слетал… Ведь  письменно  рекомендованный  для  спасения  пассажиров  инструмент  в  виде  молотка,  господа  россияне,  в  салонах  в  массовом  виде  так  до  сей  поры  и  не  появился,  а  надписи-инструкции  наличествуют  для  чего-то  до  сих  пор.  И  не  верящие  господа  могут  убедиться  в  этом  хоть  сейчас. А  как  быть,  спросите,  с  пассажирами?
      Да,  никак.  В  случае  произошедшей  аварии,  (и  если,  разумеется,  позволит  создавшаяся  экстремальная  ситуация),  пассажиры,  поди  и  сами  додумаются  за  «инструментом»  к  водителю  транспортного  средства  обратиться… Или  подойти.  Или  подползти.  Или  нагло  отнять.  Ну,  когда  им  капитально  приспичит… Да-да.  Когда  они  лично  сами  сразу  же      незабвенного  Остапа  Бендера  вспомнят  с  его  исторически  неотразимой  фразой, что  «спасение  утопающих,  господа  хорошие, – дело  рук  самих  утопающих». Или еще и ног. Если  они  подковки  на  обувь  приобрели…
      А  наш  законопослушный  инженер  Вячеслав  Михайлович  Самострелов  до  сих  пор  внимательно  следит  за  ходом  событий  касательно  вполне  возможного  появления когда-нибудь в  транспорте  молотка  злополучного.  И  как  только  он  объявится  в  салонах  повсеместно – то  свой  «прибор»  он   таскать,  конечно  же,  перестанет.  Но  вот  от  подковок  на  каблуках,  ни  за  что  не  откажется.  А  на  всякий  пожарный  случай… А  вдруг,  да  не  окажется  инструмента  в  салоне?  Спросите,  что  же  ему  с  прочими хулиганами потом делать? Легко.  У  него  и  для  них уже  есть  «подарочек».
      Ох, не обрадуются...  На  днях  он  обратился  к  знакомому  травматологу  ортопеду. Якобы, с болями в коленном  суставе  после  некогда перенесенной  серьезной травмы ноги. И у мудрого,  всегда  далеко  вперед  смотрящего    инженера  Вячеслава  Михайловича  с  того  момента  вполне  официально  зарегистрирована болезнь  «артроз»  с  рекомендацией,  и  даже  письменным  разрешением,  при  ходьбе  стараться  обязательно  опираться  на  тросточку. 
      И  сей  третий  уже  по  счету  документ  он  также  присовокупил  к  двум   имеющимся  в  паспорте,  а  на  расходы  с  приобретением  опоры  он уж не поскупился,  и  помог  специалист  сосед.  Он на станке изготовил для  него трость  прочнейшую,  металлическую,  с  массивным  набалдашником,  а  с  нижнего  конца  опоры  при  нажатии  специальной  кнопки  выскакивал  острейший  наконечник.  Само  собой  разумеется,  острие  сие  надобно,  в  основном-то,  отнюдь  не  на  случай  какого-то  там  банального  гололеда…
      А от неукоснительного соблюдения  существующих  законов  инженер  Самострелов  В. М.  и  до  сей  поры  ни  на  шаг. Да,  конечно,  заходил  он,  озабоченный  беспорядком российский  пассажир  и  неплохой  инженер,  к  самому главному  транспортному  начальнику  по  поводу  отсутствия  в  салонах  молотков.  Но  интересующие  инструменты  со  слов  оного  власть  предержащего  господина,  якобы,  постоянно,  и  в  течение  уже  многих лет разворовывают … сами же  пассажиры. Видимо,  ввиду  отсутствия  средств  купить  этот  нужный  в  домашнем  хозяйстве  молоток  в  магазине…
      И  наш  инженер  все-таки  внес  неплохое  рациональное  предложение: он  посоветовал  молотки  прикреплять  рядышком  с  «окнами-выходами»  крепкими  металлическими  цепочками.  А  что?  Допустим,  молоток  с  охранительной  цепью  находится  возле  окошка.  Спасающийся  пассажир  хватает  инструмент  и  пару  раз  изо  всей  силы  ахает  им  по  стеклу,  а  потом  он  пусть  себе  висит  на  цепи  и  дальше.  Что?  Разве  не  окупится?
      А  вот  он  уверен,  что  да!  Тем  более,  проблема  со  спасительными  молотками  так  до  сей  поры  ведь  и  остается  нерешенной…А  законы  российские,  наставления,  инструкции,  он,  законопослушный  инженер,  рекомендует исполнять всем  живущим  гражданам  нашей  необъятной  РФ    неукоснительно… Только,  господа  россияне,  это  вовсе  не  призыв  к  тасканию  с  собой  молотков  везде  и  всюду.  На  крайний  случай  ведь  спокойно воспользоваться и обычными подковками,  а  лично  ему - тростью.
      Однако,  войдя  в  салон  любого  транспорта,  многоопытный  инженер  Самострелов  Вячеслав  Михайлович  настоятельно  рекомендует  все-таки  не  полениться  и  оглядеться.  Да.  На  всякий  пожарный.  И  определить,  где находятся  эти  самые  «запасные  выходы».  Уж  что-что,  а  пассажирам,  которые  не  прочь  пожить  еще  толику,  совершить  сие  не  столь  и  сложно.  Ведь  для  себя  же,  родного,  осматриваешься.  Не  правда  ли,  господа-россияне?  И усесться,  или  просто  встать - как  можно  поближе,  поближе  к  ним… Как  издавна  говорится   на  Святой  Руси?  Без  Бога  ни    до порога, и береженого и Бог бережет.  Или  у  кого  имеется  иное  мнение?