Россия что у нас впереди

Лев Ольшанский
Начало см.
http://proza.ru/2019/12/18/261


В предыдущей статье уже было отмечено, что конечного потребительского продукта в РФ в последние 20 лет стали производить меньше, чем в СССР, а потребление выросло. Чудеса?

Нет, чудес не бывает, и объяснение этому феномену предельно простое. Причины лежат на поверхности; первая из них  – проедание наследства отцов – была выяснена в прошлой статье, переходим ко второй причине:


2. Проедание природной ренты.         

 
Если бы была полностью реализована описанная в предыдущей статье схема, при которой основные фонды утилизируются через наращивание потребления, мы бы давно уже сидели без ничего, потому что основные фонды, дающие ресурсы для потребления, уничтожались бы с возрастающей скоростью, и производство благ также падало бы с ускорением. Каково бы ни было наследство, доставшееся от дедов, оно прожигается очень быстро.

Это так, но при нынешней экономике идёт не только прожигание советского наследства, но и проедание будущего. В данном случае речь идёт о природной ренте.

Для простоты рассмотрим только нефтяную ренту. Природные богатства не являются частной собственностью конкретного лица даже в самых капиталистических странах. В РФ по Конституции они тоже принадлежат якобы, народу, то есть нынешним и будущим поколениям. Но нефти сейчас в РФ добывается больше, чем потребляется. Излишек продается за границу, остальная часть дохода прожигается на потребление, следовательно, мы проедаем наследство наших потомков.[1][2]

При этом даже в нефтяной промышленности фондирование упорно стремится к нулю. Для нефтянки основа основ – геолоразведка. Сегодня темпы разведочного бурения снижены в десятки раз по сравнению даже с 70-ми годами прошлого века.

Насколько точно – установить невозможно, потому что все компании махинируют со статистикой, выдавая эксплуатационное бурение за разведочное, но сам факт многократного падения производства бурового оборудования вопиет о том, что печальный итог такого хозяйствования не за горами. Запасы нефти не восполняются в достаточном объеме, а добыча растет.

Нефтяная рента делает ненужным фондирование длинной производственной цепочки в том же автопроме. Спрашивается, зачем работать кайлом вместо приятного ничегонеделания в офисе, строить заводы, чтобы производить станки, а на станках производить машины, для производства которых нужны кадры, для подготовки которых необходимо содержать еще вузы и ПТУ? Это же нерентабельно!

Надо действовать эффективно: добываем баррель, тратя 30 баксов, продаем его за 60 баксов, половину маржи уворовываем и оффшорим, остатки швыряем на раздербан черни... то есть, потребление. Ввозим уже готовые автомобили, выдаем счастливому населению  кредиты, и в итоге грабим его еще два раза – имея доход с продажи тачек и проценты по кредитам. А по зомбоящику скажем, что «постиндустриальная» экономика – это круто, поскольку быстро растёт ВВП!

Да, сегодня мы ездим на "фордах", тыкаем пальцами в айфоны, нежимся на таиландских пляжах. А наши отцы и деды пахали (и хорошо, если за еду, а многим и на еду не хватало), не зная ни отдыха, ни роздыха, делая всю работу своими руками и на своих плечах.

Только представим себе, сколько миллионов тонн угля, леса, пшеницы, картофеля и прочих товаров было произведено за 30-60-е годы прошлого века, когда не существовало ещё малой грузоподъёмной техники; сколько же досталось нашим отцам и матерям, дедушкам и бабушкам, которые все эти сотни миллионов тонн грузов добывали, переносили и перегружали (причём, не по одному разу) на себе вручную! Это невозможно подсчитать!

Но всему незаслуженно хорошему, в том числе, и нашему "счастью" когда-то приходит конец.
Рассмотрим причины этого.

1) Легкодоступные запасы углеводородов истощаются, добыча их усложняется. В целях сохранения добычи нефти и газа в прежних объёмах приходится забираться уже за пределы Полярного круга, себестоимость добычи углеводородов непрерывно растет, прибыль от продажи углеводородов неуклонно снижается.

Разведанные запасы нефти сокращаются, темпы их воспроизводства падают. В долгосрочной перспективе это может стать серьезной угрозой энергетической и экономической безопасности государства, а также пошатнуть позиции нашей страны как крупнейшего экспортёра «чёрного золота».

В среднем по России коэффициент извлечения нефти (КИН) из месторождений в 2020 г. составил 26% (три четверти нефти остаётся в глубине под землёй в пластах), в проектах значится повышение КИН до 36%.  Это не просто хищнический, это варварский способ добычи углеводородов.

В то же время лучшие практики позволяют Норвегии достичь цифры 50%, Америке - более 40%. Введение санкций отрицательно повлияло на российские возможности применения западных технологии и оборудование.

Для того, чтобы хоть немного приблизиться к подобным значениям, необходимо вкладывать средства в профильную науку и образование, стимулировать отрасль за счёт облегчения налогового режима и прочее.

2) Кроме этого, конкуренция между нефтедобывающими странами растёт, цены на нефть нестабильны и в любой момент могут снизиться.

Отсюда вывод: государству необходимо создавать современную созидающую экономику, основанную на перерабатывающих отраслях промышленности.

Российскую элиту можно условно разделить на две группировки. Одна из них ратует за развитие перерабатывающих отраслей промышленности, другая выступает за сохранение сырьевого характера экономики.

Президент неизменно выступает за уменьшение доли углеводородов в экономике России.

Сырьевая экономика очень выгодна – при небольших вложениях можно получить большую прибыль, значительную часть которой можно, так сказать, "приватизировать" в свои личные руки. И этот наглый дерибан общегосударственной собственности происходит на протяжении последних 30 лет.

Обрабатывающее же производство требует огромных капиталовложений, а годовая прибыль от неё не так велика. Да и своровать в последнем случае становится много сложнее, и масштабы хищения будут намного меньше.

Кроме того, в случае развития обрабатывающей промышленности резко, в разы, снизятся и реальные доходы населения, поскольку придётся очень много средств вкладывать в производственные фонды, в обучение работников; на сей раз население дружно выйдет на улицу с выражениями бурных протестов.

Так зачем власти рисковать, отказываться от получения сверхдоходов и нарываться на неудовольствие населения?

         *                *                *

Конечно, производство у нас всё же существует и развивается. Например, Россия  занимает первое место в мире по числу проектов строительства АЭС за рубежом ("Росатом" строит 34 энергоблока в 12 странах по всему миру).

За последние 15 лет Россия существенно нарастила портовые мощности на Балтике, что позволило значительно снизить транзитную зависимость от Эстонии, Латвии и Литвы, оставляя тем самым валюту внутри России.

На сегодня суммарный грузооборот российских портов в Балтийском бассейне составляет 240 миллионов тонн в год, планируется увеличить пропускную способность портов Балтийского бассейна еще на 50 миллионов тонн к 2025 году. Ожидается, что со временем этот показатель достигнет более 415 миллионов тонн в год. Поэтому требуется строить всё новые терминалы для перевалки грузов на морские суда.

В Ленинградской области растёт абсолютно новый город — Усть-Луга. Он рассчитан на 60 000 человек. Часть города на 35 000 жителей уже построена. До 2030 года планируется достроить остальное.

В Усть-Луге построен новый порт, который за 16 последних лет вырос в 140 раз и уже сейчас является самым большим портом на Балтике и вторым по величине в России (самым крупным является Новороссийский морской порт).

Россия в феврале 2019 г. вышла на первое место по объемам поставок сжиженного природного газа (СПГ) на рынок Европы, превысив поставки из США в 7 раз. Загрузка газа осуществляется с завода «Ямал СПГ». С запуском всех линий завода «Ямал СПГ» доля России на мировом рынке СПГ увеличится в 2,5 раза и достигнет около 10%.[3]

В июне начал работу крупнейший в Европе и России завод по производству аммиака из углевородов компании «ЕвроХим» в г. Кингисепп Ленинградской обл. Завод производит продукцию на экспорт и на внутренний рынок.

Общий объём инвестиций в проект – 1 млрд. долларов США, производительность – 1 млн. тонн продукции в год. Ежегодные налоговые поступления нового предприятия в бюджеты разных уровней составят 3 млрд. руб.

Поставки в страны дальнего зарубежья топливно-энергетических товаров (нефть, газ, уголь) в 2018 г. составили 62% всего экспорта. Еще 10% пришлись на металлы и изделия из них.

7,3% экспорта пришлись на поставки машин и оборудования, 6% — доля химической продукции в экспорте. На долю продовольствия пришлось 5,5% экспорта, на долю лесоматериалов и бумажной продукции – 3,3%.

Возможно, власть выбрала не столь болезненный путь, как быстрая, в 2-3 года, индустриализация, а решила развивать перерабатывающую промышленность и инфраструктуру не сразу, но постепенно и непрерывно?

При таком подходе падение жизненного уровня населения будет не столь заметным и бурным (как это, было, например, в первые десятилетия Советской власти).

Публикую последние новости с сайта "Сделано у нас":

— Пущен в работу завод "ЗапСибНефтехим", один из самых амбициозных и дорогих проектов в истории России. Основное назначение завода — глубокая переработка значительных объемов побочных продуктов нефтегазодобычи Западной Сибири, в том числе попутного нефтяного газа, и импортозамещение наиболее востребованных на российском рынке полимеров.

— Сеченовский университет (г. Москва) активно внедряет уникального робота-травматолога в клиническую практику.

— в Липецкой области открыт новый автомобильный мост длиной 173 метра, в Приморском крае – мост длиной 984 метра.

— в ноябре в России открылось 21 новое производство; общий объём инвестиций составил 35 млрд рублей.
 
— в Пензе запущена линия по сборке дизелей для тепловозов.

— в Коломне введён крупнейший в России завод по сортировке ТБО.

— на Алтае впервые в России освоено производство кокса особого класса, который до этого покупали за границей.

 — Ижорский трубный завод (С-Петербург) начал поставку труб большого диаметра для строительства нефтепровода в Египте (строительство ведётся силами российских специалистов).

— создан проект развития Арктики до 2035 года, а это означает возможность приложения сил для тысяч людей молодого возраста.

 — АО «МЦСТ» (российская частная компания, специализирующаяся на разработке универсальных микропроцессоров, микроконтроллеров и управляющих вычислительных комплексов) ведёт разработку российского 16-ядерного микропроцессора Эльбрус-16С.

— на космодроме "Восточный" начат монтаж стартового комплекса для ракет "Ангара".

— в г. Иваново начался выпуск планшета с отечественной мобильной ОС.

— в Новосибирске отрыт Центр ядерной медицины.

— в Нижнем Новгороде освоен выпуск нового типа грузовиков.

- Иркутский строительный 3-Д принтер построил здание в Дубае.

— строится ТЭС в Сербии.

— в Дагестане обнаружены огромные запасы лития, что позволит избавиться от его импорта из Чили.

— в Самарской обл. начались подготовительные работы по строительству моста через Волгу.

— тверская компания создала оборудование для бурения нефтяных и газовых скважин. Подобное оборудование производилось только в США и ныне находится под американскими санкциями.


Я выписал некоторые данные за декабрь 2019 г. Сколько всего создано производств за весь месяц и за год, сказать невозможно.
 
При этом естественным образом происходит остановка старых производств, чья продукция стала ненужной или неконкурентоспособной.

Не так давно я прочитал статью одного автора Прозы, где он призывал к восстановлению производств на всех предприятиях, остановленных в 90-е и "нулевые" годы. Я постарался объяснить ему, что продукция, выпущенная на устаревших станках по устаревшим технологиям сегодня вряд ли кого-то может заинтересовать, и потому восстановление и запуск в работу всех остановленных предприятий нецелесообразны.


Ссылки:

1) Добыча нефти в России - история, статистика по годам, регионам, компаниям
   http://prognostica.info/news/show/36
2) Доходы России от экспорта нефти выросли на 38%
  3)США проиграли битву за Европу: Россия наращивает поставки СПГ
  http://www.gazeta.ru/business/2019/03/04/12222739.shtml