Севастополь 60-е... 90-е

Борис Шмуклер
   Возвратившись в Севастополь в 1960 году, через четыре года отсутствия, я почувствовал себя на некоторое время чужим. Знакомые, закончившие школы и техникумы разъехались, город разросся, появились новые районы. Родители переехали в отдельную квартиру. Младший брат вырос и поступил в техникум. Сдав благополучно экзамены и поступив в вечерний институт, я устроился судосборщиком на Севастопольский морской завод им. Орджоникидзе. Через некоторое время стал контролёром ОТК корпусного цеха, причём меня сагитировал Володя, тот самый, что рассказывал севастопольский анекдот в теплушке по дороге на воинскую службу, и с которым мы встретились на заводе.
   Работа в ОТК дала мне большую разнообразную практику, т.к. приходилось принимать работу и у корпусников и у проверщиков и у чеканщиков (различные испытания на непроницаемость), что сослужило мне хорошую службу при дальнейшей работе конструктором. Днём я работал на заводе, вечером бежал в институт.
   Как-то я случайно попал на праздничный вечер студентов-дневников и на танцах познакомился с девушкой и пошёл её провожать. Оказалось, что она учится в медицинском училище, а в институте оказалась в порядке шефства и живёт совсем близко от моего дома. Так мы стали встречаться с моей женой Сашей. Летом 1961 года мы поженились, а через год у нас родился старший сын - Женя. Жили мы на частной квартире с печным отоплением и удобствами во дворе. Две крохотные комнатки были холодными и сырыми. Женя родился как раз, когда Саше надо было сдавать выпускные экзамены. Она ходила на практику беременной и сразу после рождения сына сдала экзамены и получила диплом. И сразу пошла на работу, отдав ребёнка няни.
   Так дожили мы до 1966 года, когда пришло время мне защищать диплом. По традиции на заводе дипломников, по линии общества рационализаторов, отправляли в командировку на несколько дней, как бы по обмену опытом, на Ленинградские заводы. Это было какой-то преддипломной практикой. Я был на Балтийском, Адмиралтейском заводах и ещё где-то, уже не помню. И, конечно, посмотрел достопримечательности Ленинграда, хотя зима в тот год была необыкновенно холодная. В Ленинграде я остановился у своих родственников: дяди Володи и тёти Любы. Дядя Володя мне сказал, что на Советский Союз вещает Израиль, чего я до этого даже не подозревал. По приезде домой я нашёл "Голос Израиля", а за одно и Би-Би-Си. Станции глушились, но слушать их было можно.
   Я защитил диплом и тут оказалось, что инженеры требуются в нескольких конструкторских бюро. Я уволился с завода и поступил конструктором в недавно образовавшееся конструкторское бюро "Азчеррыба". В Севастополе полным ходом начал развиваться рыбный порт. И самым больным вопросом был квартирный вопрос. Меня в очередь на квартиру обещали поставить только через три года. Саша работала участковой медсестрой с врачом Коган, у которой муж Исаак работал в СКБ (специальное конструкторское бюро) при ремонтном заводе. Он пригласил меня к себе на работу и обещал,что через три года я получу квартиру (так и произошло). Я перешёл на работу конструктором в СКБ и проработал там до самой репатриации в Израиль и навсегда сохранил тёплые чувства к окружающим меня сотрудникам. Атмосфера в СКБ царила либеральная и дружеская.
   В мае 1967 года начало пахнуть войной между Израилем и его соседями. Я начал регулярно слушать "Голос Израиля". Передавали, что Сирия обстреливает киббуцы с Голанских высот, Египет угрожает Израилю вторжением, блокирован Акабский залив, убраны силы ООН, находившиеся между Египтом и Израилем, египетские танки вступили на Синайский полуостров и двинулись к границам Израиля. В Израиле министром обороны становится Моше Даян. В советских СМИ: "Даян - это война". Я не имею понятия об израильской армии и мне тревожно. Наконец 5 июня по радио и в печати сообщается, что Египет перешёл границу Израиля и продвигается к Тель-Авиву. Вечером включаю "Голос Израиля". Израиль передаёт, что атаковал египетские и сирийские войска и движется по Синайскому полуострову вглубь Египта. Воспитанный на советской пропаганде, считаю, что Израиль утаивает правду. Ищу Би-Би-Си у которой среди советских граждан непререкаемый авторитет. Би-Би-Си подтверждает сведения "Голоса Израиля". Я в восторге: "Голосу Израиля" можно доверять и с тех пор и до самой "перестройки и гласности" слушал "Голос Израиля", а в особенно острые моменты и Би-Би-Си. А Советский Союз, прервав дипломатические отношения с Израилем, давал новости с Ближнего Востока только в духе арабских СМИ в анти израильском изложении. Когда начальнику нашего отдела Гнедашу сказали, что Израиль атаковал Египет и Сирию, он ответил: "так им и надо, сирийцы хотели отвести воды рек от Израиля и лишить его воды". Я тогда в первый раз услышал, что был такой эпизод, когда сирийцы в 1964 году пытались соорудить отводной канал на Голанских высотах и отвести воды речек, питающих озеро Кинерет, основной источник питьевой воды Израиля. Израиль атаковал и разрушил их сооружения и после этого попытки лишить Израиль воды прекратились.
   СКБ, в основном, занималось модернизацией и переоборудованием судов вспомогательного флота по заказу военного ведомства, а так-же кренованием и составлением документации по остойчивости ремонтируемых и переоборудуемых кораблей и судов. Работа конструктора была связана с командировками по всем флотам. Расставаясь в 1957 году с Владивостоком, я был уверен, что навсегда, но судьба забросила меня туда ещё несколько раз. По нескольку раз приходилось бывать в Ленинграде, Баку, Феодосии.
   В 1968 году у нас родился второй сын - Толя, а в 1970 году мы получили квартиру недалеко от завода. После десяти лет жизни в ужасных условиях, двухкомнатная квартира нам показалась дворцом. Из-за того,что не надо было топить печь, зимы как будто стали теплее. Ещё через десять лет, после смерти отца Саши, мы объединились с её матерью и переехали в центр города. За это время дети выросли. Закончил техникум и отслужил старший сын Женя, закончил вечерний институт и женился. Повторил тот-же путь младший сын Толя. У Жени родилась дочь, у Толи сын.
   В 1985 году пришёл к власти Горбачёв. Перестройка вселила во всех надежду на демократию, все с вниманием смотрели на события, происходящие в Москве. 1991 год - развал СССР, межнациональные конфликты на Кавказе, в Средней Азии. Украина с Россией начали спор из-за Крыма и Черноморского флота. Флот лишился финансирования, предприятия лишились заказов и стали разваливаться. Все бросились в коммерцию. У нас пропали заказы и главные конструкторы рыскали по предприятиям города, чтобы найти хоть какую-то работу для СКБ. Появились миллионеры и начали скупать рыболовные и военные корабли и переоборудовать их для перевозки грузов. Мы получили несколько заказов на переоборудование. Мои дети уволились с завода и стали заниматься коммерцией. На площадях бесконечные митинги за или против Украины или России. Стали звучать антисемитские высказывания. Опустели магазины. Вода, которая и раньше шла с перерывами, стала редкостью. Её надо было таскать со двора на четвёртый этаж. У моей матери перелом шейки бедра и она слегла. В Израиле бы её подняли, но здесь она обречена. За ней ухаживает отец. Развал здравоохранения, отсутствие помощи больным. Столкнувшись с антисемитизмом и рэкетом, дети решают репатриироваться в Израиль. В 1993 году старший сын с женой и дочкой и младший сын отправились в Израиль. Жена младшего с сыном приехали позже. Мы собираемся ехать за сыновьями. Умирает моя мать. Мой брат забирает отца в Ленинград. Мы продаём приватизированную ранее квартиру и в мае 1994 года с Сашиной матерью едим в Израиль.