Кальвин и Святой Дух

Инквизитор Эйзенхорн 2
КАЛЬВИН И СВЯТОЙ ДУХ
Анонимный трактат

Введение

Одна из самых больших областей беспорядка в христианских кругах сегодня касается роли Святого Духа в жизни верующих и Церкви. Эта путаница особенно изобилует в связи с Его дарами. Тем, кто утверждают, что являются учителями, не понимая того, чему они учат, следует поучиться самим, особенно у тех, кого они так ругают. Мужчины и женщины, произносящие бред во имя Его, утверждающие, что во имя Его они исцеляют, выпивают яд, манипулируют змеями, контролируют членов Церкви, берут на себя власть апостолов ради личных целей и по сути окрадывают славу Христа, подлежат обличению, их следует снимать со служений и отлучать от Церкви как злейших богохульников. 
Учитывая наше искреннее послушание всему Писанию, мы в реформатской традиции также должны учиться заново в духе глубокого смирения тому, Кто есть Дух Святой и почему Он дарован нам. В этом поиске у нас не может быть более надежного проводника, чем реформатор Жан Кальвин. Его вклад в наше познание Бога - доктринальный, опытный и практический - настолько значим и важен, что Б.Б.Уорфилд назвал его "богословом Святого Духа". Богатое учение Кальвина о Личности и работе Духа повлияло на поколения реформатских верующих, не в последнюю очередь на таких великанов, как Джон Оуэн, Томас Гудвин и Джонатан Эдвардс.
В журнальной статье мы не можем надеяться быть всеобъемлющими, поэтому мы расскажем об учении Кальвина о Духе как Божественной Личности, о Его отношении к Священному Писанию, к человеческой природе Христа, Его роли в жизни верующего и Его отношении к церковным средствам благодати, особенно в том, как Он распределяет и контролирует дары, как природные, так и духовные.

Дух как Божественная Личность

Кальвин предлагает нам здравое библейское наставление о Божественной Личности Святого Духа. Он сообщает нам, что он в восторге от упоминания Григорием Богословом Трех Лиц Божества: «Я не могу думать об Одном, не будучи сразу же окружен великолепием Трех, и я не могу различить Три, не будучи прямо перенесен к Одному" (НХВ 1.13.17). Соответственно, он отмечает, как Слово Божье усваивает божественные имена, качества, дела и поклонение Святому Духу (НХВ 1.13.14). Поэтому Он действительно Бог, как Отец и Сын. Он «живет в сущности Бога», хотя Его отличает «непередаваемое качество», а именно исхождение от Отца и Сына (НХВ 1.13.6, Комм. на Евр.1.3, Иоан.14.26, 15.26, 16.7). Здесь Кальвин тщательно разъясняет Божество Духа, Его особенную Личность и Его роль в замысле спасения. В связи с этим, отмечает Уорфилд, Кальвин избегает любых спекуляций по этому вопросу, выводя свое учение исключительно из Священного Писания. Вот почему Евангелия даже не пытаются объяснить тайны Троицы, но погружают нас прямо в то, что нам нужно знать о Евангелии нашего спасения.
 Для Кальвина Святой Дух - это не просто сила, влияние или эманация от Бога, но реальная Личность, обладающая всеми личностными характеристиками. Использование Спасителем местоимений «Он» и «Сам» в Его заключительных беседах доказывают это (Иоан.14.16-17, 16.7-8). Такие отрывки дают Кальвину возможность противостоять исламу, папству, анабаптизму и либертинизму. Из слов "Я все сказал вам", говорит Кальвин, мы узнаем, что Дух «не будет строителем" новых откровений. Из них "мы можем опровергнуть все изобретения, которые сатана привнес в церковь с самого начала под предлогом действия Духа". Когда люди утверждают, что Священное Писание «не содержит совершенства учения, но что-то более высокое было открыто Духом », - они доказывают, что "дух, который вводит любое учение или изобретение, кроме Евангелие - это дух обмана, а не Дух Христа" (на Иоан.14.26).

Отношение Духа к Священному Писанию

 При рассмотрении вопроса об отношении Святого Духа к Писанию Кальвин концентрируется на Его вдохновляющей работе и власти.
1) Вдохновение. Кальвин настаивает на том, что вся Библия - это вдохновленное Богом Слово: «Писание от Бога... и пришло к нам из уст Божьих через служение людей" (НХВ 1.7.5). В каждой книге без исключения просвечивает все разнообразие человеческих стилей, но "величие Духа" везде очевидно (НХВ 1.8.2). О Писании Кальвин регулярно использует формулу: «Святой Дух говорит". Как обычно, учение Кальвина является чрезвычайно практичным: Дух вдыхает Свои слова во всех своих авторов, гарантирует, что нашей вере дается «надежное и неизменное основание, а именно истина" (Sermons on Ephesians, 1973:10).
2) Власть и авторитет. Исходя из самых уст Божьих, Священное Писание по самой своей природе наделено Божественной властью. Искать такой авторитет в другом месте значит издеваться над Святым Духом, его Автором. Если мы хотим найти мир в нашей совести, говорит он, или быть освобожденным от непрестанных сомнений и колебаний, мы должны представить себя "тайному свидетельству Духа, которое превосходнее всякого ума... Поэтому Тот же Дух, Который говорил через уста пророков, должен проникнуть в наши сердца, чтобы убедить нас, что они добросовестно провозгласили то, что было повелено им Богом" (НХВ 1.7.4). Нам не нужно доказывать, что Библия - это Слово Божье, прежде чем мы поверим в это; Сам Дух убеждает нас в Своей правде и смиряет нас под Своей властью. Ввиду этого Божественного вдохновения и авторитета, Кальвин усматривает в нем определенные обязанности для всех: «Мы обязаны усердно читать и соблюдать Писание, если мы получим какое-либо преимущество или удовлетворение от Духа Божьего" (НХВ 1.9.2). Дух настроен «быть связанным со Словом неразрывной связью", и мы можем быть уверены, что Он показывает и проявляет Свою силу только там, где Слово принимается с должным почтением и честью" (НХВ 4.8.13, 1.9.3). Затем следует крайне необходимый урок для всех нас: «Бог не даровал Дух Своему народу, чтобы отложить использование Слова, а скореечтобы сделать его плодотворным» (Harmony of Gospels 3.375). Наконец, для нашего утешения он заверяет нас, что «то, что Бог требует от нас Своим Словом, Он точно так же дарует Своим Духом». Нам никогда не нужно отчаиваться, "укрепляясь в благодати, которую Он дал нам" (Pastoral Epistles 208).

Воздействие Духа на человеческую природу Христа

 Из многочисленных упоминаний Кальвина о Святом Духе во Христе и Его человеческой природе мы выбираем лишь несколько существенных моментов, связанных с Его зачатием, детством, получением Духа без  меры, Его крещением, искушением в пустыне, Его проповедью и чудесами, посвящением учеников, Его смертью и воскресением.
Таинственный союз Духа и человеческой природы Христа имел место таким образом, что верующие всех эпох несомненно, знают своего Спасителя по учению Духа: "Когда Он, Дух истины, придет... Он получит от Меня и покажет это вам" (Иоан.16.13-14 KJV). Мы опускаем свидетельство о Его Духе в ветхозаветных пророках, потому что это относится к Его воплощенной божественной личности, а не к Его человеческой природе (на 1 Пет.1.11).
1) Зачатие Христа. Во время своего небесного визита к Марии ангел не объясняет ей, как Дух произведет человеческую природу Христа в ее чреве но, говорит Кальвин, «он только заставляет деву созерцать силу Святого Духа и сдаться молча и спокойно Его руководству". Хотя Его действие тайно, Он "совершает не меньше, чем Святой Сын Божий".  "Удивительная работа Духа состоит в том, чтобы чудесным образом произвести Спасителя" (на Лк.1.35).
2) Его возрастание в детстве. Комментируя рост Христа в мудрости и благодати, Кальвин видит, что Христос принимает в Своей человеческой природе «согласно Его возрасту и способности возрастание свободных даров Духа, так что от Его полноты Он может излить их на нас, ибо мы получаем от Него благодать на благодать" (Лк.2.40).
3) Получение Им Духа без меры. "Христос был, - считает Кальвин, - наделен Духом величайшем совершенстве ».«Сила благодати, которой Он обладает», ни в коем случае не ограничена, как у верующих (ср. Еф.4.7). «Отец излил на Него безграничное изобилие Его Духа" (на Иоан.3.34).
4) Его крещение. Кальвин считает, что Христу нужно «быть оснащенным величайшей силой Духа", чтобы "совершить дело Искупителя" и "быть наделенным властью крестить Святым Духом" Поэтому Он Сам был крещен Духом (на Мтф.3.11-16)
5) Его искушение в пустыне. Дух привел Христа в пустыню, чтобы Он подвергся искушению, прежде чем приступить к трудному и возвышенному делу Искупителя. Он «вышел из мира людей», чтобы "вступить под руководство Духа... как Посланник Божий, посланный с небес и окруженный знаками Божественной благодати и власти". Эти знаки были даже более выдающимися, чем у Моисея, когда Он вернулся к народу после своего удивительного общения с Богом - ибо "величие Евангелия никак не может уступать закону" (на Мтф.4.1). Своей победой над сатаной, этим упрямым и настойчивым противником нашего спасения Христос «достиг триумфа для нас», преодолев искушения как "Представитель всех верующих". Поэтому мы можем ожидать, что «Дух Божий», который был с Ним, будет вести нас во всей нашей борьбе с сатаной, чтобы тем самым укрепить нашу веру (Harmony 1.210).
6) Его проповедь. После суровых испытаний в пустыне Христос «вернулся во власти Духа в Галилею », чтобы проповедовать (Лк.4.14). Чтобы доказать Свое Божественное призвание и миссию в родном городе Назарете, Он процитировал Ис.61.1, ибо ",во-первых, Он был один наделен полнотой Духа, чтобы быть Свидетелем и Посланником посол нашего примирения с Богом; во-вторых, потому что Он один силой Духа исполняет и дарует все, что здесь обещано". Более того, Он доказал, что «не действовал человеческим авторитетом или в личном качестве », но был« послан Богом для восстановления и спасения Его Церкви". Он ничего не делает по предложению или совету людей, но все под руководством Духа Божия". Это сознательное подчинение руководству Духа ставит "веру благочестивых" на надежное основание "авторитета и власти" Божьей. Само помазание Христа Духом доказывает, что Его служение послано небесами (на Лк.4.18).
7) Его чудеса. Когда наш Господь спорил со Своими врагами, Он сказал им, что сотворил Свои чудеса "рукой Божьей". Эту метафору, говорит Кальвин, Он   использовал именно потому, что это показывает, что «Бог работает и проявляет Свою силу Своим Духом» (на Мтф.12.28). Таким образом, вся Его чудесная сила власть над природой, людьми и бесами осуществлялась через Его человеческую природу при содействии Святого Духа.
8) Посвящение учеников. Господь Иисус обещал Свой Дух Своим ученикам Сам и от Своего Небесного Отца. Зачем, спрашивает Кальвин?  Потому что в Его личное отсутствие «Он не позволит им оставаться лишенными помощи, ибо Он будет присутствовать с ними в Своем Духе". Христос "поместил каждого верующего под защиту Духа", и, таким образом, Дух является нашим Утешителем.  Правда, способ утешения Духа не таков, как у Христа: Он утешает учеников, показывая им, что Христос "умилостивил гнев Божий, искупив грехи мира, чтобы искупить людей от смерти и они получили праведность и жизнь". Дух утешает их, делая их причастными не только Самому Христу, но и всем Его благословениям". Как Дух истины, Он внутренне наставляет их. Мирские люди не могут наслаждаться этим своеобразным превосходством, потому что их «плотские взгляды» рассматривают действие Святого Духа «как сон, ибо, доверяя своему разуму, они презирают небесное просвещение". Научение Святого Духа "познается только в опыте веры". Таким образом, Бог "возвышает Церковь выдающейся привилегией, стоящей выше всего мира" (на Иоан.14.17).
Когда Христос "дунул" на учеников, Он сделал это, чтобы посвятить их на "столь трудное служение", как Его проповедь по всему миру, управление Церковью и приведение людей на небеса. Это "задача, выходящая далеко за пределы человеческого потенциала», и Он «готовит апостолов к ней  по милости Его Духа". Более того, сегодня только Дух может дать людям право проповедовать Евангелие и исполнять свое служение «верно и честно». Как только они утверждены в исполнении своих обязанностей, "Единственный Пастырь Своей Церкви являет силу Своего Духа в служителях", которых Он к тому предназначает. Кроме того, "тех, кого Христос призывает к пастырскому служению, Он... украшает необходимыми дарами". Поэтому обладание Духом и Его дарами является «верным критерием» для "суждения о призвании тех, кто управляет Церковью Божией... Они получили Святого Духа" (на Иоан.20.22).
9) Его смерть. Смерть Христа мы должны считать не «внешним действием, но силой Духа». Христос страдал как человек; но "эта смерть становится спасением для нас через действенную силу Духа... И он (апостол) призывает Духа вечного по этой причине, чтобы мы могли знать, что примирение, в котором Он трудится или действует, вечно" (На Евр.9.14). Это оценил сам Кальвин. Смысл креста Христова для него совершенно очевиден: "Нет другого суда столь возвышенного, трона столь величественного, триумфа столь выдающегося, колесницы столь великолепной, как древо, на котором Христос покорил смерть и дьявола" (Philippians 191). Попутно Кальвин указывает нам на особую роль,  которую Дух играл в мучительной смерти Спасителя. Вопль Христа на Кресте, говорит он, «в высшей степени заслуживает нашего внимания... Важно то обстоятельство, что Святой Дух, для того, чтобы это глубже отложилось в памяти людей, решил, что это будет произнесено на арамейском языке". Он заставляет нас услышать голос Самого Христа среди циничных шуток зевак,  чье "отвратительное безразличие к Его мукам и глубокой печали" иначе нам запомнилось бы больше другого. Приводя слова Самого Христа, Дух неизгладимо напоминает нас,  как Он «поддерживал борьбу со скорбями смерти, как будто оскорбленный Бог бросил Его в водоворот скорби» (на Мтф.27.46).
10) Его Воскресение. «Две вещи должны быть найдены во Христе, - объясняет Кальвин, - чтобы мы могли получить спасение в Нем - Божество и человечность. Его Божественность обладает силой, праведностью, жизнью, которые передаются нам через Его человечество ». Его человечество провозглашено в Писании с точки зрения Его происхождения от царя Давида. Его Божественность «была провозглашена» тем, что Он открыто использовал Свою реальную небесную силу после Своего Воскресения, и это сила Духа. Эта сила была осуществлена через Его воскресшую человеческую природу. И Его дело становится нашим только тогда, когда уверенность в нем вкладывается в наши сердца Тем же Духом. Нужно Его особое свидетельство, что сила, исходящая от Христа, ныне та же, что и в Его Воскресении, и она неопровержимо доказывает, что Он есть Бог. Вот почему в связи с воскресением Дух прямо называется Святым - ибо силой воскресения Христа Он освящает нас, подтверждает и запечатлевает доказательство Его воскресения для нас (на Рим.1.4). Со времени Своего воскресения Христос по-прежнему Источник всех благословений для нас. Но все они сообщаются нам через Его человеческую природу Духом (Corinthians 1:212). Дар Духа был плодом воскресения Христа (Acts 1.100).
В целом Святой Дух сосредоточил Свою Божественную энергию на Спасителе, чудесным образом формируя Его человеческую природу, руководя Им и поддерживая Его, когда Он делал добро, пока Он не пришел, чтобы предложить Себя в жертву за грехи многих. Со времени Его воскресения Дух постоянно передает каждое благословение, которым мы наслаждаемся во Христе. Христос прославил человеческую природу, особенно раскрывая в ней вещи, которые не принадлежат нашему миру.

Роль Духа в жизни верующего

Присутствие и действие Святого Духа в жизни верующего столь необходимо, утверждает Кальвин, что «пока Дух не станет нашим Наставником, все, что мы знаем - это глупость и невежество" (на Еф.2.12). Более того, «продвижение каждого из нас в благочестии является тайной работой Духа" (НХВ 3.24.13). В каждой области, в которой идет применение спасения, нужно присутствие и энергии Духа. Исследуя учение Кальвина о великой перемене, мы обнаружим, что он рассматривает начало духовной жизни верующего как многогранную работу со многими компонентами: это возрождение или обращение, союз со Христом, вера, покаяние, озарение, освящение и Слово.  Для удобства мы будем рассматривать каждый из них отдельно, хотя они неотделимы в работе Духа.
1) Возрождение. «Человек должен родиться заново, - утверждает Кальвин, - потому что он плоть" (НХВ 2.3.1). То есть, будучи рожденными от Адама, мы все развращенные существа и должны стать новыми во Христе, будучи "сформированы Его Духом в новую жизнь" (Genesis 1.184). Какими бы природными силами мы ни обладали, «у нас нет ничего от Духа, кроме как через возрождение" (НХВ 2.3.1). Возрождение избранных лежит в воле Отца, его благодать и сущность - в новом рождении в Сыне, и его действенность и непобедимая сила заключена в Духе (НХВ 4.15.6).
2) Обращение.  Во многих местах Кальвин приравнивает возрождение к обращению, так как они почти не различимы во времени. Об обращении он говорит, что Бог «меняет наши сердца и обращает нас к послушанию Своим Духом», чтобы воскресить нас из нашей духовной смерти во грехе и вывести нас из этой могилы" (Isaiah 2.193). В этой мгновенной работе «мы не делаем собственных усилий», но Бог идет перед нами по Своей благодати и призывает нас к Себе. «Свободная воля» поставила бы «обращение во власть человека», но это полностью «работа Святого Духа» ( Иер.3.229-233). Бог действует изнутри, держит нас и движет нашими сердцами, создает новые склонности в нас, и они притягивают нас к Нему (Tracts 3.147-148). Таким образом, «обращение» - это «обновление ума и сердца» (4.102). Собственное обращение Кальвина стало примером его учения. «Упрямо преданного папским суевериям" человека Дух покорил и привел к тому, чтобы покориться Богу.
3) Союз со Христом. В возрождении или обращении Дух соединяет нас со Христом, Источником всей нашей духовной жизни. Он "ведет нас от Адама ко Христу", или "от себя ко Христу" (на Еф.2.2-5, Рим.7.2). Через Святого Духа "Христос действенно соединяет нас с Собой" (НХВ 3.1.1).
4) Вера. С нашей человеческой точки зрения, возрождение немедленно производит спасительную веру. Это «теплое объятие Христа", когда "Он принимает нас,  и мы наполнены Божественным Духом" (на Еф.2.6). «Вера не исходит от нас самих, но является плодом духовного возрождения" (John 1.43). Это действительно наш поступок, но он внедряется в сердце и, так сказать, активируется Духом изнутри. Если какой-нибудь пелагианин поставит этот вопрос под сомнение, Кальвин опровергает его истиной: "Никто не может обрести веру своей остротой ума, но только тайным озарением Духа" (Harmony 2.39).
5) Покаяние. Покаяние «непосредственно следует за верой» и «производится ею» (НХВ 3.3.1). Как и вера, «покаяние является истинным и своеобразным делом Святого Духа", потому что «yикто не раскаивается сам по себе» (Isaiah 1.80, 2.25). Кальвин изображает покаяние как «внутреннее обращение человека к Богу», вскоре проявляющее себя в добрых делах (Acts 1.218).
6) Озарение (просвещение). Принося Слово Божье Своему народу, Дух начинает с того, что устраняет духовную слепоту людей. Проповедь ничего не даст, настаивает Кальвин, "если Дух, как наш внутренний Учитель, не покажет нашим умам путь". Дух есть Тот, Кто "Своей дивной и единственной силой дает нашим ушам услышать, а нашему уму понять". "Путь в Царство Божие открыт только для того, чей разум стал новым благодаря просвещению Святого Духа... ибо эти тайны глубоко скрыты от человеческого понимания, так что они раскрываются исключительно через откровение Духа». Где «Дух Божий не освещает» наши умы, Священные Писания кажутся людям просто «глупостью» (НХВ 2.2.20).
7) Освящение. Кальвин учит, что после этого первоначального просвещения Дух продолжает Свою работу освящения избранных до конца. Он проникновенно говорит, что "Дух не может быть найден нигде, кроме как во Христе". Вот почему мы должны быть объединены со Христом, ибо только таким образом мы можем стать «причастниками Святого Духа». Союз со Христом несомненно ведет к освящению Духом. "Начало и возрастание всего доброго в нас исходят от Святого Духа" (на Еф.2). Святой Дух нетолько порождает веру, но постепенно взращивает ее, пока Он не доведет нас до Царства Небесного" (НХВ 3.2.33). И поэтому он заверяет нас: «Святой Дух - это непрерывный поток... Он никогда не подведет нас" (John 1.151). Именно Он окропляет нашу совесть Кровью Христа, устраняя чувство вины и обеспечивая нам доступ к присутствию Бога (Psalms 2.295). Именно Он «является залогом нашего усыновления", "подтверждает нам Евангелие", "становится судьей внутри нас", подтверждает Божьи обещания, устраняя все страхи и постепенно обращая нас к Богу (НХВ 3.2.36, Genesis 1.241, Psalms 3.235). Короче говоря, у нас нет ни частицы Божьей энергии, "кроме того, что мы получаем от Святого Духа" (НХВ 2.20.5).  Иными словами, благодаря щедрости Божьей Христос дан нам, чтобы мы могли ухватиться за Него в вере. Как только Дух объединил нас с Ним, мы получаем «двойную благодать, а именно "примирившись с Богом через безупречность Христа, мы можем иметь в небесах вместо Судьи милостивого Отца, и, во-вторых, освященные Духом Христовым, мы можем развивать чистоту жизни" (НХВ 3.11.1).
 Вот почему милости, перечисленные в Гал.5.22, названы "плодами Духа". Перечислив гнилые плоды нашей осужденной природы, апостол «теперь говорит нам, что все добродетели, блага и добрые чувства  исходят от Духа, то есть от Божьей благодати и обновленной природы, которую мы имеем от Христа". Кальвин призывает нас своим обычным практическим способом: «Если Бог Дух живет в нас, пусть Он управляет всеми нашими действиями ». "И пусть те, которые хвастаются Его пребыванием, доказывают свои притязания, живя наполненной духом, святой жизнью" (на Гал.5.25).
8) Слово. Во всех этих внутренних процессах Дух действует всегда через Его собственное письменное Слово. Как мы сказали, «Святой Дух так придерживается Своей правды... что Он показывает и проявляет Свою силу только там, где Слово принимается с должным почтением и честью" (НХВ 1.9.3). «Когда Бог светит в нас Своим Духом, Он одновременно вызывает ту священную истину, которая вечно сияет в зеркале Его Слова" (на Пс.5.29). Слово созидает и союз со Христом, и обращение, и освящение. Поэтому, когда мы проповедуем Евангелие, мы не должны отделять Слово от "действенности Духа" (Isaiah 4.39). Дух присоединяется к Своему собственному Слову, потому что без Его действия "проповедь Евангелия ничего не даст" (Isaiah 4.271).
 Итак, «Бог действует в Своих избранных двумя способами: внутри, через Его Дух, и Своим Словом. Духом Он освещает их умы и формирует их сердца в любви и совершенстве праведности, и Он делает их новым творением., He Своим Словом Он пробуждает их желание этого обновления и стремление достичь его" (НХВ 2.5.5). В качестве резкого напоминания о тех, кто разделяет их, Кальвин добавляет: «Как только Дух отделяется от Слова Христа, дверь открыта для всех видов заблуждений и обманов" (John 2.145). Что за упрек «сверхдуховным» фанатикам нашего  времени!

Отношение Духа к дарам и средствам благодати

Поскольку сегодня многие в церквях потеряли из виду Божью благодать, они пренебрегают средствами благодати. Во времена Кальвина, когда Господь избавлял большую часть Европы от папства, проповеди Таинства и молитвы высоко ценились миллионами. Эти каналы благодати питали недавно обратившиеся к протестантизму народы  чистой водой жизни, исходящей от престола Божия, превращая их в богобоязненных людей.
1) Проповедь. Как примером, так и письменно, Кальвин поощрял публичную разъяснительную проповедь Священного Писания.  В связи с этим он разработал библейскую концепцию «помазания». Проповедуя, он хотел сознательно полагаться на Святого Духа. В письме лорду Сомерсету, он выразил желание, чтобы «люди были научены таким образом, чтобы быть тронутыми жизнью, и чтобы они могли почувствовать, что то, что говорит апостол, истинно », а именно, что Слово Божье является "мечом обоюдоострым". Поэтому проповедь следует читать не по бумажке, а вживую (Works 1983, 5.190).
 Это могущественное служение Духа было самой заметной чертой проповеди самого Кальвина. Когда служитель верен  Слову, он заверяет нас, говоря только то, что Бог вкладывает в его уста, и внутренняя сила Духа соединяется его внешним голосом. Таким образом, Кальвин признал суверенитет Духа в благословении Его собственного вдохновенного Слова. Дух, напоминает он нам, не привязан к нашим языкам, но свободен даровать благодать тем, кому пожелает, и даже через немощное служение людей Он озаряет умы, возрождает сердца и обновляет жизнь" (на 2 Кор.3.6).
2) Таинства. Бог назначил Крещение и Вечерю в Своей Церкви как средства подтверждать и укреплять веру, учит Кальвин. Но все они исполняют свое назначение только тогда, когда Дух, этот внутренний Учитель, приходит к ним».  Ибо «только силой Его пронизаны сердца и движется любовь, и открываются наши души". Если Духа не хватает, тогда причастники - как слепые, смотрящие на солнце, или глухие, слушающие голос. Но когда Он присутствует, наша вера действительно устойчива, она питается и укрепляется (НХВ 4.14.9).
3) Молитва. Из-за нашей слабости, причиненной нам грехом, мы не достигнем возрастания в молитве, если Дух не присоединится к нашим призывам. В Своей доброте "Бог дает нам Духа как нашего Учителя в молитве, чтобы Он сказал нам, что правильно", и "умерил наши эмоции". Он, а не просто наш собственный дух, который молится или стонет внутри нас (Рим.8.26), потому что «наши природные силы» недостаточны, чтобы определить или выразить наши нужды перед Богом. Его стоны "неизреченны", ибо порой верующие "лепечут", они "смущены и колеблются". Поэтому Он готов побуждать нас, и  мы в молитве «должны искать такой помощи от Духа». Как и при всех других действиях Духа внутри, мы не должны удерживать собственные усилия, чтобы молиться, но отдать себя на Его милость и помощь, чтобы  Он мог сделать для нас то, что мы не можем сделать для себя" (НХВ 3.20.5).

 Дары Духа

Последнее, что нужно рассмотреть, - это дары Духа в Церкви. Сегодня распространено неправильное мышление о дарах Духа. Обычно при упоминании даров сразу думают о необычных дарах в изначальной новозаветной Церкви. Учение Кальвина принимает весь спектр даров, как естественных, так и духовных. Следовательно, оно гораздо более библейское и полезное, чем современный «харизматический» энтузиазм.
1) Естественные дары. Из-за падения наше понимание и правильное использование даже земных даров радикально неполноценно. Государства и правительства, управление семьей, наука, логика, техника, гуманитарные знания - все это пострадало (НХВ 2.2.13-15). По этой причине мы не должны забывать, но помнить с благодарностью "те самые прекрасные преимущества божественного Духа, которые Он раздает всем, кого пожелает, для общего блага человечества". Упоминая Бецалеля и Аголиава, снабженных всеми умениями, которые Дух вселил в них, чтобы построить скинию (Исх.31.2-11, 35.30-35). Кальвин заключает: «Не удивительно, что считается, что знание всего самого превосходного в человеческой жизни сообщается нам через Духа Божия" (НХВ 2.2.16). Поскольку Дух произвел лучшие достижения людей, нам не следует презирать вклад нехристиан, и использовать его и славить Бога, включая поэзию, физику, диалектику, математику, философию и «все полезные искусства» (НХВ 2.2.15).
2) Духовные дары. Что касается духовных даров, то, по словам Кальвина, «все, что нам предложено во Христе, мы получаем по воле Духа" (Катехизис Женевы). Все это даровано на благо Церкви в целом. Но мы должны различать дары, которые были необычны, переданы апостольской церкви, и те, которые продолжаются, пока Христос не придет снова. Из списка Павла в 1 Кор.12 Кальвин считал, что дар исцеления и других чудес языков и их истолкования сегодня исчезли (МЫ НЕ УВЕРЕНЫ в этом, несмотря на явные злоупотребления у еретиков. - Пер.). Их конкретным назначением, по его утверждению, было подтвердить Евангелие в Римской империи (на 1 Кор.12.8-10, ср. Мк.16.20, Деян.14.3, Евр.2.4). Поскольку эти дары теперь изъяты, мы должны сосредоточиться на спасении, провозглашенном Евангелием », которое само по себе позволит нам "верить сердцем к праведности, истинно исповедовать Христа, перейти от смерти к жизни, стать богатым во Христе, и противостоять миру сему, и его богу сатане" ( Комментарий к законам 10.46). Обычные дары, такие как проповедь, учение, увещевание, правление, уход за больными и распределение материальной помощи - не потворствуют гордости, но делают нас смиренными (на Рим.121.6-8, 1 Кор.12.28-31, 1 Фес.1.2). Об этих преимуществах он добавляет с радостью: «Чтбы мы обогащались каждый день время от времени с новыми дарами Духа, будем тянуться к Богу верой" (Acts 1.220).

Вывод

С учетом всего сказанного мы сегодня можем многому научиться у Жана Кальвина. Он вносит божественный порядок в человеческий беспорядок, здравомыслие посреди безумия и учит зависимости от Бога Святого Духа во всем добром. Поэтому давайте восхвалять и благодарить Господа за Кальвина и его драгоценное служение!
 
Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn