Маршрут моего детства Часть 2

Марта Дорофеева
В 50-60 годах для освоения целины в Казахстане переехало более миллиона жителей России , Украины , Белоруссии.
Моя семья тоже прикоснулась к этому грандиозному движению людей и событий в середине 60-х.
Вот так я в детстве оказалась в Казахстане. Проживали мы в Павлодарской области у притока Иртыша , река называлась Белая , возможно это была Белая Уби, не знаю точно.
Как бы не называлась река , но она была главная артерия жизни для нас в степи. Посёлка где мы тогда проживали я не нашла на карте сейчас , возможно, его переименовали .
Годы детства проведенные в Казахстане я вспоминаю ,как лучшие годы моего детства.
Название поселка не припомню, но то, что там были и дет.садик, и школа знаю не понаслышке.
Еще там был неподалеку немецкий «городок» и мы часто бегали к его забору , заглядывали в щели и дырки. Нам не разрешали даже приближаться к городку , но разве детей удержать запретами , как говорится – запретный плод сладок . Немцы жили обособленно , в городке было уютно и чистенько. Как они жили , где работали , ходили ли их дети в общий садик и школу , сейчас за дальностью лет не помню.

Степь нельзя не любить , если ее увидеть однажды весной , а если увидеть ребенком , можно бесконечно восхищаться великолепному цветению маков и других цветов.
Побегали мы по степи вволю , особенно нравилось играть с травой перекати- поле , когда она высохнет и оторвется от корня, похожая на большой шар. Из шаров мы делали себе коней , привязывали палку и вот он конь быстроногий (смеюсь ). Кусты травы перекати- поле использовали как животных, привязывали к изгороди веревочками и это было наше поголовье скота , баранов, коней , коров , свиней , гусей , да кого хотели , тех и имели (улыбаюсь). Так мы играли в зажиточную семью.

Их наметало к домам целые горы , это конечно , не фото тех лет , но здесь наглядный пример, как забивала эта трава все дворики и улицы. Как же можно было пройти мимо ?!
Любили мы играть и купаться в реке, с одного берега была степь, а с другого сосновый лес , густой ,поросший кустарником Карагана. Папа решил меня научить плавать варварским способом. Взял и бросил в воде от себя , он думал , что я сейчас замашу руками и поплыву, а я замахала и начала тонуть , с тех пор я боюсь воды и плавать научилась только по- собачьи и то когда под ногами чувствую дно. Вот такую медвежью услугу мне сделал папа , не учите никогда детей плавать таким способом.

В лес мы с мамой часто ходили за хмелем, там еще росла ежевика, очень много вкусной , сладкой , спелой ягоды.
Я и сейчас отдаю предпочтение ежевике , а не клубнике.
Из хмеля ,наверное ,взрослые делали пиво, но я этого не помню, возможно хмель мама сушила и продавала, а может они делали бражку . Уже не спросить родителей , но за годы прожитые в Казахстане я им премного благодарна.
Помню в лесу мы с мамой разминулись , мне всего- то было лет 6 тогда и было очень страшно . Лес шумел и свистел, и ухал , но мама меня быстро нашла и мы вернулись на переправе домой целые и невредимые.
В ту пору далекого детства я начала увлекаться цветами и выращивала у себя на грядке цветы – майоры . Старательно поливала и ухаживала за ними , но однажды лестница упала прямо на мою грядку и помяла цветы. Я горько плакала от обиды , что эту лестницу поставили именно там где росли цветы.
А это фото майоров возле дома , где я живу сейчас.

Конечно , в небольшом эссе не передать всех красот Казахстана , память цепляет только особенно запомнившиеся эпизоды , поэтому рассказываю о том , что хранит детская память.
Степь богата не только цветами, травами , но и лекарственными растениями . В степи есть аптечный сбор от любого недуга и мы пользовались целебными силами растений , так как больницей поселок похвастаться не мог. За медпомощью приходилось ездить в Павлодар . В Павлодар мы ездили так же в цирк на аттракцион мотогонок по вертикальной стенке в специальной шахте типа бочонка , мы очень любили цирк в детстве как и все дети земного шара, и эти ездовые трюки на мотоциклах запомнились навсегда, ведь сердце замирало за жизнь мотогонщиков даже у детей.
А в детсаде я была санитаркой , видимо по двум причинам, первая –мама всегда меня с братишкой обшивала и хорошо одевала для тех времен, а еще она умела делать настои и мази из лекарственных трав. А мази детям от ушибов очень были нужны.
Мы , детишки , любили из норок выманивать водой сусликов в степи. Могли целый день провести за этим занятием. Суслики такие смешные нам казались. Вот похожи на этих зверьков – собачки луговые, а может это они и были , кто их разберет сейчас.
Река кишела рыбой : щуки , сомы , налимы. Вспоминаю как мама вкусно тушила щук, все косточки размягчались , словно это щуки из консервы.
А однажды зимой отец взял меня на рыбалку ,на налимов Мы ехали на машине, я сидела тоже в кабине . Папа за рулем, и вот не доезжая до нужного места реки , а мы ехали на маленькой скорости , нас окружила стая волков.
Помню было очень страшно мне. Волки не реагировали ни на шум мотора, ни на свет фар, ни на запах бензина, кидались на кузов и под колеса машины озверевшие твари. Пришлось нам сматывать удочки и уезжать восвояси не солоно хлебавши . Вроде все обошлось , но стая волков это действительно ужасно. Однажды небольшой волк попал в железную бочку во дворе , и она перевернулась , хорошо , что мы были в доме и слышали только визг. Как он там выбрался не видели , но он все же сумел бочку опрокинуть на бок и вырвался на волю.

А  вообще , почти все там держали во дворах собак- волкодавов , почти ничем не отличающиеся от волков. Ночью их спускали с цепи побегать, и не дай бог встретиться запоздалому путнику с этой стаей собак.

В Казахстане я пошла в школу в 1 –ый класс. Учительница младших классов назначила меня старостой , училась я очень хорошо. А еще у меня был всегда беленький воротничок пришитый к вороту коричневой формы , что тоже нравилось учительнице.
Она часто оставляла меня вести урок , а сама уходила по хозяйству. Ну, что я тогда могла преподать одному Господу богу известно. Мальчишки сразу начинали драться между собой, и их мне было не унять такой маленькой крошке. Никакой учительницы они во мне не видели, но все равно я всегда была старостой в классе. Просто потому что учительница могла мне доверить класс как ни странно.

А еще хорошо помню учителя казахского языка. Мне кажется сейчас ,что русского он не знал. Старенький казах – учитель приходил в класс на урок в своем национальном костюме и в тюбетейке, которую не снимал на уроке.
Садился за стол , доставал толстую книгу и читал на казахском языке. Мы ничего не понимали , нам становилось скучно и мы начинали кидаться записками. Помню мне прилетела записка- самолетик от одного красивого мальчика- Валеры Садко. Я ему тоже отправила записку.
Мы объяснились друг другу в любви, а какая может быть любовь в эти годы , скажите вы?! Так вот я отвечу –самая настоящая, чистая как слеза ребенка. И поэтому имя и фамилию этого мальчика я помню сквозь годы , а казахский язык быстро забылся .
Прожив три года в Казахстане , мы вернулись опять в Садгору на Украину. У папы умерла мама , моя бабушка Катя и оставила в «наследство» своему сыну , а моему отцу свою квартиру.

 У меня есть небольшой рассказик «Чай по – казахски» , поэтому я не стала повторяться тут об церемонии чаепития.
Кому интересно может прочитать тут , пройдя по метке Марта.

И конечно , нельзя не отметить казахстанские арбузы и дыни , возможно с ними могут потягаться вкусом только астраханские, но замечу , что таких вкусных, сладких и сахаристых арбузов как в казахстане я нигде больше не ела , даже украинские не в сравнении с ними.

Скажу напоследок , что в Казахстане нам детишкам жилось сытно и весело. И возможно по этой причине в нашей семье произошло прибавление еще двух сестричек.
А еще взрослые за столом в праздники пели много песен , у моей мамы был очень красивый голос , правда никому из детей она не передала его ,но эти песни застольные помню до сих пор и часто пою сама себе.

(продолжение следует)