Маршрут моего детства. Часть I

Марта Дорофеева
Немного автобиографии. Родилась я в нашей многонациональной Стране Союзов и еще не знала , что его девизом был клич: «Пролетарии всех стран ,объединяйтесь !»
Место моего рождения Сибирь, г. Иланский Красноярского края . Там еще родился мой брат Александр , после чего наша семья переехала на Украину в г. Садгору – это пригород г. Черновцы.

У моего папы в г. Садгоре жили родители и его младшая сестра с семьей , и в целом все его родственники жили на Украине , хотя корни были белорусские . И отец мой гордился , что он белорус. А мама у меня была полурусская . Отец у нее был русский , а мама удмуртка. Вот такое смешение трех национальностей только в одной семье о которых известно , а так как в те трудные времена родословные были утеряны , то узнать больше не представляется возможным.
Итак , в небольшом цветущем городке прошло моё детство от 3 до 5 лет. Название оправдывало городок - это был действительно цветущий и плодоносящий сад. Такого изобилия вкусных фруктов я в жизни более не встречала нигде, а была я много где. Простите за каламбур.

Несмотря на малой возраст мне запомнились несколько событий. По двум из них я написала два рассказа оба рассказа о детсаде куда я ходила с ясельной группы. Если кому –то интересно могут найти их по моей метке Марта. Один рассказ , когда я еще ходила в ясельную группу называется «Случай в «Подснежнике», а другой про первую детскую влюбленность «Белые гроздья акаций душистых». Наверно мне было года 4 , шел 5-ый, самое время влюбляться.
Конечно , я не совсем помню как мы жили тогда . Явно мы дети не голодовали, потому что нас кормили в детском саду.
Еще бабушка подкармливала нас с братом своими вкусными блинами с вареньем. Давно нет бабушки на свете , а я все вспоминаю ее блины, даже наверно больше не блины , а то состояние когда мы к ней приходили в гости.
Как она нас радушно с добротой принимала , целовала , обнимала , а мы проказники , наевшись блинов, начинали бегать друг за другом вокруг большого круглого стола . Еще двоюродная сестренка Танечка приходила на подмогу , на два года младше меня . Вот мы там задавали «шорох», но никогда бабушка не ругала и не окрикивала нас.

Сейчас я сама стала год тому назад бабушкой и веду себя с внуком как «завещала» мне бабушка Екатерина, по отцовской линии.
А у мамы моей родители погибли в годы войны , отец на фронте , а мама ее умерла с голоду, и по материнской линии бабушку с дедушкой я реально не знаю , да и фоток нет.
Моя бабушка с дедушкой родили и воспитали 12 очень красивых детей.
Все девочки, повзрослев , вышли удачно замуж несмотря, что после войны мужской половины населения страны была жуткая нехватка.
Мальчикам не так повезло , двое полегли на фронте. После войны бабушка долго разыскивала могилки сыновей и нашла …
Фото братской могилы аккуратно хранила.
Мой отец на фронте не был по малолетству. Во время войны бабушка с детьми была эвакуирована на Урал, там они выживали, как могли и после войны вся семья , за исключением моего папы, вернулась в Садгору. А папа сначала остался на Урале в г. Челябинске , там познакомился с мамой и вдвоем уехали покорять Сибирь.
Дедушка с фронта пришел покалеченный , долго не прожил . Работал сторожем в «Военкомате» , а вокруг здания военкомата рос яблоневый сад. Ах, какие там росли наливные яблочки ! Мы часто бывали у дедушки на работе , и он нас ими потчевал, и с собой клал в туесок.

Так и остались в моей памяти бабушка со вкусом блинов политых смородиновым вареньем и дедушка с ароматом яблок. А лица их помню только по фото, видимо запахи и вкусовые ощущения сильнее зрительной памяти у детей.

Помню еще, что каждую пятницу мы ходили с мамой вечером в городскую баню. Мне очень нравилось это «чистилище» .
Детям все интересно и обливаться водой из ковшика или тазика , и разглядывать голых тетенек , и почти как в сказке ночью идти из бани долгий путь домой.

Через три года моему папе – активному комсомольцу уже не терпелось поехать на целину в Северный Казахстан.
Но это будет уже другая история.
(продолжение следует)