Азбука Ахматовой - Анненский, Анреп, Ардаматский

Юрий Прокуратов
Азбука Ахматовой - Иннокентий Анненский, Борис Анреп, Василий Ардаматский

* * *
Анненский Иннокентий, поэт

АННЕНСКИЙ ИННОКЕНТИЙ ФЕДОРОВИЧ (1855, Омск - 1909, Царское  Село, Петербург), один из величайших поэтов серебряного века. 

21 мая 1940. Я пришла один раз к Коле Гумилеву. Он кончал срочную корректуру. “Посмотрите пока эту книгу”, - сказал он мне и подал только что вышедшую книгу Анненского. И я сразу перестала видеть и слышать, я не могла оторваться, я повторяла эти стихи днем и ночью... Они открыли мне новую гармонию.

30 июня 1940. Анненский нашелся. Анна Андреевна села на диван и надела очки.
- Вот сейчас вы увидите, какой это поэт. Удивительно, что вы его не знаете. Ведь все поэты из него вышли: и Осип, и Пастернак, и я, и даже Маяковский.
                Л.Чуковская. Записки об Ахматовой

УЧИТЕЛЬ
Памяти Иннокентия Анненского

А тот, кого учителем считаю,
Как тень прошел и тени не оставил,
Весь яд впитал - всю эту одурь выпил,
И славы ждал... Он славы не дождался, -
Он был предвестьем, предзнаменованьем
Всего, что с нами после совершилось,
Всех пожалел, во всех вдохнул томленье -
И задохнулся...
                1945, Анна Ахматова

На старшей сестре Ахматовой Инне Андреевне Горенко (1883-1905) был женат брат невестки Анненского С.В. фон Штейн. По семейному преданию, когда Анненскому сказали об этой свадьбе, он ответил: “Я бы женился на младшей.”
                Комментарии к соч. Ахматовой  Том1
* * *

Анреп Борис

Анреп Борис (1883, Санкт-Петербург – 1969, Лондон), поэт и художник. Любовник Ахматовой 1915-1916, ему посвящено 30 стихотворений. Эмигрировал в Ангдию после февраля 1917 года.

Одной надеждой меньше стало,
Одною песней больше будет.
* * *
Я сбежала, перил не касаясь
* * *
Семь дней любви и вечная разлука..

4.05.66. Сегодня Эмма Григорьевна рассказала мне многое, чего я не знала:
«Белая стая» посвящена Анрепу.
С ним она в свою поездку в Оксфорд встретилась в Париже (1965). У него уже был инсульт. Он подарил ей платочек.
Л. Чуковская. Записки об  Ахматовой

* * *
Ардаматский Василий

АРДАМАТСКИЙ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ (1911, Духовщина - 1989, Москва), журналист, писатель на чекисткие темы.

8 января 1954. Вызвал Анну Андреевну в Москву здешний Союз по поводу предоставления ей квартиры. По-видимому, это великая честь и милость, но дают ей всего лишь комнату - 10 метров в коммуналке. Квартиру отдельную и хорошую, предоставляют Ардаматскому (тому самому, “Пиня из Жмеринки”), а его бывшую комнату Ахматовой.
Л. Чуковская. Записки об Ахматовой

...приобрел известность своим антисемитским фельетоном “Пиня из Жмеринки”, появившийся в журнале “Крокодил” 10 марта 1953 г. - то есть за три недели до освобождения и полной реабилитации врачей-евреев.