Азбука Ахматовой - Гиппиус, Гладков, Глебова-Суд

Юрий Прокуратов
Азбука Ахматовой - Зинаида Гиппиус, Федор Гладков, Ольга Глебова-Судейкина
* * *
Зинаида Гиппиус

ГИППИУС ЗИНАИДА НИКОЛАЕВНА (1869, Тульская губ. - 1945, Париж), поэт. Жена Д. С. Мережковского.

8 февраля 40. Я спросила ее о Зинаиде Николаевне. Была ли та красива? — Не знаю. Я видела ее уже поздно, когда она была уже вся сделана… Зинаида Николаевна в рыжем парике, лицо будто эмалированное, в парижском платье... Они меня очень зазывали к себе, но я уклонилась, потому что они были злые - в самом простом, элементарном смысле слова.
                Л. Чуковская. Записки об  Ахматовой

* * *
Федор Гладков

ГЛАДКОВ ФЕДОР ВАСИЛЬЕВИЧ (1883, Саратовская губ. - 1958, Москва), писатель.

5 июля 1953. Она спросила, читаю ли я статьи Гладкова о языке и что о них думаю. Я их изо всех сил обругала.
- Клинический случай старческого маразма, - сказала Анна Андреевна. - Как можно такое острое заболевание демонстрировать на всю страну...
                Л. Чуковская. Записки об Ахматовой
* * *

Ольга Глебова-Судейкина

Ольга Афанасьевна Глебова-Судейкина (27 мая 1885, Санкт-Петербург — 19 января 1945, Париж) — знаковая фигура Серебряного века: актриса, танцовщица, художник, скульптор, переводчик, декламатор, одна из первых русских манекенщиц. Свой последний год в России Ольга Судейкина прожила с Анной Ахматовой под одной крышей, а в 1924 году эмиграция разлучила их.

Ольга Афанасьевна была одной из самых талантливых натур, когда-либо встреченных мною... Ольга Афанасьевна выражала собой рафинированную эпоху Петербурга начала ХХ века так же как мадам Рекамье - выражала эпоху раннего ампира. Вкус Ольги Афанасьевны был вкусом эпохи, утонченной и вычурной.
                А. Лурье


О. А. Глебовой-Судейкиной
Пророчишь, горькая, и руки уронила,
Прилипла прядь волос к бескровному челу,
И улыбаешься - о, не одну пчелу
Румяная улыбка соблазнила
И бабочку смутила не одну.
Как лунные глаза светлы, и напряженно
Далеко видящий остановился взор.
То мертвому ли сладостный укор,
Или живым прощаешь благосклонно
Твое изнеможенье и позор?
27 августа 1921

О. С.
Ты ли, Путаница-Психея.
Черно-белым веером вея.
Наклоняешься надо мной,
Хочешь мне сказать по секрету,
Что уже миновала Лету
И иною дышишь весной.
Не диктуй мне, сама я слышу:
Теплый ливень уперся в крышу,
Шепоточек слышу в плюще.
Кто-то маленький жить собрался,
Зеленел, пушился, старался
Завтра в новом блеснуть плаще.
Сплю -
она одна надо мною. -
Ту, что люди зовут весною,
Одиночеством я зову.
Сплю -
мне снится молодость наша.
Та, ЕГО миновавшая чаша;
Я ее тебе наяву,
Если хочешь, отдам на память.
Словно в глине чистое пламя
Иль подснежник в могильном рву.
25 мая 1945
Фонтанный Дом

16 февраля 42. Улучшив удобный момент, я спросила: «А какой по-настоящему была О.А.?.. По поэме я внешне ее представляю себе, но…»
- «Ну, что вы, Л.К.! Очень неверно. Как это «внешне» вы себе представляете? Будто в поэме я действительно нарисовала свою подругу, как думают некоторые… Я нарисовала не ее, а ее, и себя, и Соломинку Андроникову… Все мы тогда такие были…»
- Ну а какой все-таки О.А. была в действительности? За что вы любили ее?
- «Она была очень острая, своеобразная, умная, образованная…Прекрасно знала искусство, живопись, особенно Возрождение… Когда мы жили вместе, она была уже увядшей, так что я подозреваю, что ей было не тридцать пять, а уже больше сорока… Потом у нас испортились отношения на семейной почве… Да рассказывают, что там (в Париже) она была очень одинока, очень нища. Но царственно носила свои лохмотья. 
Л. Чуковская. Записки об Ахматовой