В. Познер, православие и область согласия

Геннадий Гаврилов
О Познере говорят, что он «оборотень», который продаёт свой дар тем, кто больше платит,
что он «фиговый листок» власти, скрывающей свою ориентацию.
Называют его и  русофобом.
Но над всеми мнениями царит тот факт, что  Первый канал ТВ даёт ему право говорить на всю страну  всё то, за что некоторые его считают русофобом.
И это несмотря на то, что телемосты, которые он наводил с Америкой  в самом начале перестройки, толи разведены, толи рухнули.
              Без сомнения, Познер и в свои преклонные годы  выглядит живее и умнее  многих  других ведущих и участников  диспутов, которые могут и перекрикивать друг друга, и водой в лицо плеснуть…
И всё же, возникает вопрос: а почему Познера в эфире стало так много?
Художник А.Шилов, например, пишет портреты знаменитостей. И они к нему идут, видимо, уважая его дар портретиста. А какой дар у В.Познера? Почему он, а не Соловьёв, например, беседует с самыми известными людьми страны?
Талант журналиста?  Не он, так кто-то другой? Наверное, ответ где-то посередине.
         Одна из тем, которой он часто касается в своих передачах, это вопрос о вере вообще и православии в частности.
 О своём неверии В.Познер заявляет при каждом удобном случае твёрдо и с некоторой гордостью за то, что он свободен от опиума религии.
Нравственный базис, считает он, существует независимо от религии.
Христианство, по его мнению,  за две тысячи лет не сделало людей лучше. А православие отличается от других ветвей христианства тем, что обрекает людей на рабство.
                Как-то так получается, что в диалогах со служителями церкви Познер выглядит если не победителем, то на высоте положения, во всяком случае,  убедительнее.
А на чей-то взгляд, и на голову выше.
         Например, в разговоре с протоиреем Д.Смирновым поединок мнений выглядел так:
сначала священник блеснул смелым суждением о выборах в современной  России.
Он считает, что выборы – это полная профанация демократии. Не должно быть равенства во мнении ректора университета и бомжа. Многие согласятся.
В.Познер в ответ напомнил Д.Смирнову его слова о том, что, будто бы,  Черчиль назвал демократию
«наихудшей формой правления».
И обвинил его в извращении смысла высказывания до полной неузнаваемости, потому что было скрыто продолжение фразы: «… за исключением всех тех других форм, которые применялись время от времени». То есть, демократия – это лучшее из того, что придумали люди.
А протоиерей Смирнов вводит людей в заблуждение самым грубым образом.
…Довольно крупный по телосложению и уже очень не молодой священник выглядел пойманным с поличным.
В.Познер не подал вида, что торжествует. Не наслаждался минутой своей славы.
Но момент истины не заметить было нельзя: как говорят, «подловил на слове…».

В другой передаче,  будучи гостем канала «Спас», В.Познер, говоря о причинах своего неверия в Бога, вспомнил   историю исхода евреев из Египта. И тут он уже «подловил» на слове самого Бога, а именно на Его фразе  в  книге «Исход(7.3): « Я ожесточу сердце фараона».
Зачем было «ожесточать»? Это же подло: сначала ожесточить, а потом за это наказать…
И всё выглядит так, будто  это Бог довёл фараона до того, что пришлось позволить убить в Египте всех первенцев мужеского пола. То есть: Бог, по мнению Познера, провокатор.
Из этого случая и ему подобных очень многие делают вывод не в пользу веры.
А Познер его формулирует так:
« он (Бог) в ответе за все. Он все знает. И все происходит именно потому, что он так хочет. И тогда я хочу спросить, а как же маленькие дети заболевают раком? Как может быть Чернобыль? Как может быть цунами в Японии, которое унесло жизни более 2 тысяч людей, в том числе новорожденных. Как мог быть Холокост? Это все ты сделал? Тогда я говорю: как тебе не стыдно?».
            
В  вину Богу вменяются  войны, землетрясения, болезни,  клопы…
А чего, уж мелочиться? -  Можно обвинить Его сразу в том, что даёт нам такую короткую жизнь.
Китайцы, например, отвергают христианство за то, что Бог отдал Сына на распятие.
Марк Твен когда-то упрекал Создателя за то, что мужчинам Он  дал меньше мужской силы, чем хотелось бы им и женщинам.
Сам Христос прямо заявляет:  «Не мир пришёл Я принести, но меч»,
«И враги человеку - домашние его».
И вот Познер, китайцы  и прочие говорят: ах, так? Тогда мы не верим в бога.

Провокация со стороны Познера была в том, что диспут  он затеял так, что «победить» его можно было только доказательством существования Бога.
Оппонентом или собеседником Познера был профессор богословия протоирей М.Козлов.
И он  принял вызов, на что-то надеясь. Можно сказать, повёлся.
Естественно, попытки переубеждения со стороны профессора и протоирея  выглядели неубедительно.
     Не делая  вид торжества победителя,  Познер и тут  великодушно провозгласил право каждому иметь своё мнение. 

Познер поставил в вину христианству то, что за многие века человечество не стало лучше.
Тут, чтобы возражать, надо сразу оговорить критерии.  В каком смысле «лучше»?
Так же жгут за ереси на кострах? Ссылают в монастыри?
А в другом разговоре он заявил, что  протестантские страны живут лучше православных.
Так, значит, всё-таки, некоторые христиане делают жизнь лучше?
А страны третьего мира, в которых до сих пор людей едят, не смущают Познера?
Или это только  гастрономическое пристрастие?
             Но доля истины в его утверждении есть.
В ЮАР, например, 73 процента жителей считаются христианами. А преступность там такая, что страну после отмены апартеида называют адом.
И можно согласиться с Познером, что христианство отнюдь не торжествует.
Хотя тут семь раз надо проверять, по праву ли кто-то себя называет христианином,
всё же можно сказать, что христианство на данном отрезке истории  проигрывает историческую битву.  А  полную  победу своего учения Христос до своего пришествия и не обещал:
 «Пришед, найду ли веру на земле?».

Беседа В. Познера с митрополитом Илларионом гораздо меньше походила на спор о религии.
Но и здесь был момент, в котором Познер в свойственной ему манере выявил одно очень интересное противоречие в словах служителя церкви.
Когда разговор склонился к политике, митрополит спокойно и чётко заявил, что церковь не даёт оценок политике власти.
В.Познер почти сразу заговорил  о социальной концепции РПЦ, в которой говорится, что церковь в определённых случаях может призвать верующих к гражданскому неповиновению.
И спросил: «За 15 лет после создания «Концепции» государство не давало повода для неповиновения?».
Ответ был в том духе, что между властью и РПЦ отношения конструктивные.
Естественно возникает вопрос: неужели нет и не было ни одного  повода у церкви сделать первым лицам власти замечание за их неполное соответствие занимаемой должности?
Что именно должно произойти, чтобы церковь призвала к неповиновению?
Но вопроса не было.
А митрополита Иллариона можно было уличить случаем из его собственной биографии: в эпоху М.Горбачёва, будучи священником, он обратился по телевидению Каунаса с призывом к военным не применять оружие против народа. И даже получил за это литовскую медаль.
Познер также  легко мог бы «срезать» митрополита другим  простым вопросом:
 «А как церковь может принять решение о неповиновении, если она не будет давать оценок политическим решения или действиям власти?»
Но он не сделал и этого.
Зато дал митрополиту Иллариону повод заявить о том, что Сталин  «вполне сопоставим с Гитлером». 
Причём, если в разговоре о Петре 1, как виновнике заражения  России западными либеральными ценностями,  митрополит Илларион уклонился от сопоставления плюсов и минусов его правления, то о Сталине было сказано однозначно,  что он был «чудовищем, духовным уродом, который создал жуткую, античеловеческую систему управления страной, построенную на лжи».
Познер, будто бы, возразил, что Сталина уважают больше половины тех, кто называет себя христианами.
Но это было не возражением на обвинения  Сталина, а очередным камешком в огород российских христиан. 
   
В. Познер настойчиво пропагандирует полное отречение от Библии, как основы нравственных ценностей, чтобы расчистить место для заповедей толерантности.
 Досадно и загадочно, что импульс для дискуссий на тему религии задаёт неверующий Познер, а не служители церкви. В заслугу ему это трудно поставить. Но и судить трудно, потому что сказано: «Надобно прийти соблазнам…».
Можно понять В.Познера и даже уважать за смелость суждений.
  Например, по вопросу нетрадиционных сексуальных ориентаций он отстаивает своё:
«– могу вам сказать, это факт, уже никто не оспаривает, что примерно 10% населения земли рождается с таким генотипом. И это не болезнь, тем более это не разврат, это вариация нормы».
Или ещё кардинальнее:
«…если человек хочет менять свой пол, ну а тебе-то какое дело? Пускай меняет. Это опять-таки, если мужчина хочет стать женщиной или, наоборот, женщина хочет стать мужчиной».
Тут обращает на себя внимание и явно завышенное число людей, имеющих «нетрадиционный» генотип, и   присказка: « Я – как биолог по образованию…»
 Биологом Познер никогда не был. Есть только справка, что он - биолог.
          Известно, что на каждые 100 человек рождается сколько-то  умственно и психически больных людей.
Можно ли на этом основании считать  нормой саму болезнь?
         Он прав, говоря, что многие из тех, кто называет себя христианами, ни разу не читали Библию.
Но почему он легко и охотно принимает за истину совершенно бездоказательные суждения и обычаи, за которые, согласно Писанию, Бог уничтожал всё живое и во всём мире, и в  отдельных городах?
Почему такой максимализм в отношении Библии и религии: всё или ничего?
   В.Познер кажется уже  не фиговым листом, а служителем той силы, которая издавна враждует с Богом.
Но протоирей Д.Смирнов сказал Познеру, что это ему только кажется, что он неверующий.
 А протоиерей  М.Козлов предложил искать «область согласия» с ним, утверждая, что она должна где-то быть.
  В Библии есть и такие строки, в которых можно усмотреть состав экстремизма.
Понадобился специальный указ  президента Путина, чтобы снять с неё подобные обвинения. 
Заодно с христианами  под защиту указа попадают иудеи и  мусульмане.
В истории церкви есть такие события, за участие в  которых  Римская церковь сочла нужным покаяться.
В истории русского православия есть страницы, за которые ему, по крайней мере,  должно быть стыдно.
Но называя христианство бесполезным для истории человечества,  Познер, фактически,   предлагает
 реабилитировать Содом.   
Какую же область согласия с ним ищут священники РПЦ?   
«Сказал безумный: нет Бога»… В.Познер в здравом уме и в хорошей форме для его лет.
Он  тоже говорит: «Не верю…», но зачем-то хочет это сказать всем.
Он несёт людям то, что ему кажется светом.
Досадно, что ему в этом вольно или невольно помогают служители церкви, для которых свет Познера – это тьма. 
Потому что после их разговоров остаётся впечатление, что торжествует неверие.

Возвращаясь к Египетскому фараону, которому Бог ожесточил сердце…
В Библии есть и ещё более поразительные сюжеты: невозможно без содрогания читать, как Бог проверял веру Авраама, повелев ему принести своего сына в жертву.
Можно ещё вспомнить из Ветхого завета растерзание медведем 42-х детей, дразнивших пророка Елисея  «плешивым».
Можно считать, что и Рождество  Христово стало поводом для убийства царём Иродом  младенцев Вифлеема…
        Пророк Илья, как написано в Ветхом завете,   вступил в открытый поединок против 450 служителей Ваала. И это была не дискуссия, а разоблачение лжепророков, которое кончилось их казнью по законам того времени.
В  наше время Бог не даёт такой власти своим проповедникам.
И некоторые люди это стали считать признаком Его полного отсутствия.
Не замечая глубокого противоречия: если Бог позволяет казнить за неверие,  то Он плохой.
Если не казнит – то его нет…
Не говоря, уж, о том, что если бы сейчас священники имели силу пророка Илии, то их поубивали бы всех: не пришло ещё время выступления Небесного воинства. 

В беседе с митрополитом Илларионом  В.Познер сказал, что сейчас в России стало модно называть себя верующим. Все чувствуют и посыл, который исходит от руководителей страны, посещающих церковь по праздникам, и «шефство», которое власть взяла над церковью.
  И наоборот, называться атеистом чревато, это будет против течения…
Тем самым он, как бы, сказал: вот и я один из тех смелых и одиноких воинов в поле…
И в этом нельзя не замечать, как минимум,  лукавства.
В.Познер прекрасно знает, что все веяния толерантности, противоречащие христианству, находятся под покровительством власти западных стран, что толерантность насаждается не менее жёстко, чем, иногда,  насаждалось христианство.
Не может он не видеть, что христианство сейчас побивают камнями пропаганды, а иногда и буквально.
Так что, чувствует он за собой покровительство…
 А может быть, специально вызывает огонь  христианской проповеди на себя, в надежде стать верующим?   
В интервью «МК» В.Познер сказал: «Много думаю о смерти. У меня такие мысли: а что, если через минуту я упаду, и все? И закончится все. Думаю об этом, думаю… И вот тогда я бы хотел, чтобы не было никаких поминок. Чтобы никаких попов не было…»
Это конечно не то, как у Л.Толстого: «Закопайте, чтобы не воняло», но тоже как-то нервно…
Если «закончится всё», то какая разница, как это будет…