Эдуард Мане-предшественник импрессионизма-8

Койфман Валерий
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Наступил момент, когда у Мане, не без влияния Берты Моризо, усилилось стремление перейти к пленэру.
Художник создает картину «Железная дорога», которая была написана в один год с картиной «Кружка пива», но являет собой наглядный и полный контраст с ней.
Несмотря на название «Железная дорога», Мане как всегда верен себе: его, даже вне помещений, заботит прежде всего изображение фигур людей.
Это сближает его с другим великим художником Эдгаром Дега.
Главный персонаж картины Мане – молодая женщина в платье синего твида, столь модного в ту пору.
Железная дорога, знаменитый вокзал Сен-Лазар, архитектурная знаменитость Парижа в стиле модерн (который кстати вдохновил вскоре Клода Моне на его знаменитую серию картин), как и поезд только угадывается за фигурами людей.

Картина смотрится прежде всего как портрет. Женщина на картине та же знаменитая Викторина Мёран, модель «Завтрака на траве», «Олимпии» и многих других картин.
Это последнее изображение Викторины на картинах Мане. Она изображает благородную, благоразумную мать семейства со щенком на коленях и дочерью, стоящей спиной к зрителю.
Дерзкий взгляд Олимпии здесь стал внимательным и даже заговорщицким, мол вот какая я на самом деле!
В картине много солнечного света, большое облако пара, оставленное паровозом, тоже пронизано светом и подчеркивает ощущение открытого пространства.
Цвет в картине сверкает, композиция замечательна, но современники все же сочли даже такие сочетания композиции и гамму картины эксцентрическими.

Становление импрессионизма как направления в 70-е годы особенно сблизило главу Батиньольской школы, коим считался Мане, с младшими коллегами.
Выезды на натуру и пленэр в парижские окрестности вместе с Клодом Моне еще решительней очистили палитру Эдуарда Мане, омыли ее солнечными потоками, пронизали воздухом.
Живописное погружение в природу на время даже притушило меланхолические ноты его мировосприятия.
Картина «В лодке» излучает не только душевный покой, но и пронзительное чувство красоты жизни, обжигающее сияние голубизны и света.
Для этой картины художнику позировали брат Сюзанны Рудольф Леенхоф с неизвестной дамой. Композиция строится свободно, художник фиксирует всего лишь «кусок» речной глади без линии горизонта и по диагонали вплывающую в нее часть ялика с сидящими на корме мужчиной и женщиной.

Также очень близка к импрессионистическому восприятию мира картина «Аржантей». Здесь вновь изображен шурин Рудольф Леенхоф, кто женщина - неизвестно. Мане блестяще освоил в «Аржантее» свой новый метод.

В сущности сцена является двойным портретом любителей катания на лодке, присутствие которых скорее натуралистическая иллюстрация а-ля Мопассан, в то время как задний план – импрессионистический взгляд на берега Сены.
Еще одна импрессионистическая картина Мане «Лодка-мастерская Клода Моне».
Эта картина, дань уважения к младшему собрату по искусству, она полна братских чувств к будущему мэтру импрессионизма.
Моне пишет, сидя в лодке посреди воды, ведь река и вода это основная тема настоящего и будущего творчества Моне.
Используя дополнительные желтые и синие мазки, Эд.Мане добивается полной иллюзии вибрирующего движения воды, затененной лодкой.
Мане впервые, пожалуй, отказался от использования чистого черного цвета и заменил его сочетанием отдельных мазков разного цвета.