Дорога в сумерках

Анна Турченко 2
1. НАТ. ПОЗДНИЙ ВЕЧЕР.

Перрон городского вокзала.Тишина, темнота. То тут, то там стоят люди – одиночки или небольшими группами, у каждого большие дорожные сумки. Большинство молчат, некоторые из них зависают в своих смартфонах, холодный свет экранов освещает их бледные, уставшие лица. Другие вполголоса общаются между собой. Затем электронный голос сообщает о прибытии поезда. К перрону устремляется еще большее количество людей, ожидавших на вокзале. Все тянутся ближе к краю платформы, к путям. Ночь в один момент становится оживленной. Появляется поезд. Проезжает вдоль перрона, снижает скорость и в конце концов останавливается. Открываются двери вагонов. Проводники спускают из тамбура железные лесенки. Один за другим начинают выходить пассажиры. Из одного из вагонов выходит МАКС, молодой мужчина, не старше 32 лет, высокий, поджарый, энергичный, хоть и немного помятый в силу того, что провел в поезде бессонную ночь, выпивая с соседями по купе. Навеселе, радостный, но не слишком пьяный. Одет стильно, хоть и нарочито просто – дорожный вариант, чтобы не слишком бросаться в глаза. Через плечо переброшена сумка с ноутбуком и документами. В силу настроения, приподнятого градусом, а также свойственной Максу самоуверенности, он даже из поезда не просто выходит, а спрыгивает с верхней ступеньки лестницы, и сразу быстро делает пару шагов вперед – с одной стороны, освобождая пространство для идущих сзади пассажиров, а с другой как будто торопясь вперед, в город, куда он вернулся после командировки. Куртка нараспашку, руки уперты в бока, Макс с широкой улыбкой вдыхает ночной воздух, поднимает глаза к стремительно темнеющему небу. Позади Макса в тамбуре поезда появляются еще двое, ЛЕХА и ПАЛ ПЕТРОВИЧ. Леха молодой, не слишком уверенный в себе парень 25 лет, скромный и опрятный. Пал Петрович – его непосредственный начальник, лысеющий, низкорослый мужичок под 60 лет, менеджер среднего звена, из тех, кто на работе держится смиренно и тихо, но за пределами компании начинает ощущать себя хозяином мира. Эти двое также возвращаются из деловой поездки по делам своей фирмы, и с Максом познакомились только случайно, в купе. Леха более-менее трезв, Пал Петрович пьян почти в стельку. Леха поддерживает его, помогая Пал Петровичу держаться в вертикальном положении.

ЛЕХА
Осторожно, Пал Петрович, тут лестница.

Пал Петрович делает рывок рукой, освобождаясь от Лехи. Леха выжидает момент, когда Пал Петрович опустит руки, и снова подхватывает его. Макс, услышав возню своих попутчиков, возвращается к поезду и помогает Пал Палычу спуститься. Следом спускается Леха и снова принимает на себя тело Пал Петровича.
ЛЕХА
Простите его, он слишком много выпил.

МАКС
Да нормально, бывает.

Макс игнорирует его, еще сразу после своей реплики он направляется к поезду, где проводница передает ему чемоданчик Пал Петровича.

ПАЛ ПЕТРОВИЧ
Я не пьян!

ЛЕХА
Но если начистоту, это Вы же сами его всю ночь подпаивали. А он человек слабовольный...

Макс возвращается к попутчикам, передает Лехе чемодан. Леха его принимает. Пал Петрович начинает заваливаться в сторону Макса, пытаясь то ли обнять его, то ли просто приблизиться, чтобы что-то сказать. Леха, пользуясь передышкой, достает из кармана телефон, чтобы заказать такси. Тем временем Пал Палыч все-таки падает на Макса, и тот пытается отделаться от него, не обидев: сначала принимает объятия, легонько похлопывает по спине, а потом пытается осторожно, но решительно оттолкнуть. Видя это, Леха не заканчивает звонок, и спешит на помощь Максу. Совместными усилиями Пал Петрович падает уже на Леху. При этом Пал Петрович находится в состоянии, и даже пытается говорить что-то более-менее связное. Макс делает шаг назад от них.

МАКС
Пал Петрович, было приятно пообщаться.

Макс пожимает Пал Петровичу руку, тот снова пытается его обнять и едва не валит Макса с ног. Леха снова подхватывает Пал Петровича. Макс смеется, и уже шаг за шагом уходит спиной вперед.

МАКС
Леха, будь здоров! Может, еще встретимся как-нибудь.

ЛЕХА
Эй, я сейчас буду такси вызывать, может, подождете, поедете с нами?


МАКС
У меня тут машина на парковке недалеко!

ЛЕХА
А Вам сейчас за руль разве можно?

МАКС
Холодно! Как раз протрезвею, пока дойду!

Макс поворачивается к попутчикам спиной и решительно уходит.

ЛЕХА
Счастливо Вам добраться!

Макс не отвечает и не оборачивается, только машет рукой на прощание.

2. НАТ. ВЕЧЕР.

Здание вокзала. Привокзальная площадь. Макс выходит из здания вокзала, и уверенно, почти не глядя, направляется в сторону платной крытой парковки.

3. ИНТ. ПОЗДНИЙ ВЕЧЕР.

Помещение платной крытой стоянки. Макс подбегает ко входу, коротко машет уже знакомому полусонному охраннику. Показывает документы, оплачивает услуги.

4. ИНТ. ПОЗДНИЙ ВЕЧЕР.

Платная стоянка. Зал освещен тускло, машин совсем немного. Проходя через зал, Макс нажимает на ключах кнопку снятия с сигнализации. Стоящая у дальней стены машина подает звуковой сигнал и мигает фарами. Макс подходит к машине, слегка хлопает ее по крыше, будто приветствуя. Затем открывает багажник, убирает туда чемодан, закрывает багажник и идет на водительское сиденье. Включает зажигание, затем осторожно выезжает.

5. НАТ. НОЧЬ.

Макс едет по темному городу. Перед ним, в держателе на приборной панели установлен телефон. Рядом с телефоном размещена фотография МАРИНЫ, симпатичной, веселой девушки с длинными каштановыми волосами. Переключая внимание с дороги на телефон и обратно, Макс набирает номер Марины, поставив телефон на громкую связь. Слышатся первые гудки.


На экране высвечивается фотография: на фоне зелени какого-то парка Макс стоит, обнимая Марину одной рукой, оба они смеются. Марина принимает звонок.

МАКС
Милая, привет!

МАРИНА
О, Максик! Привет! Ну как ты там, как встреча прошла?

МАКС
По высшему разряду! Днем уже подписали контракт. Ты где сейчас? Ужинала?

МАРИНА
Ага, мы тут девичник устроили, я только минут пять как от Ленки вышла.

МАКС
Шалим без второй половинки?

Марина заливисто смеется.

МАКС
Ну-ка, рассказывай, что вы там творили, пока меня не было.

МАРИНА
А вот не скажу... Но по возвращении тебя ждет сюрприз.

МАКС
Вот как, да? И что за сюрприз?

МАРИНА
Возвращайся скорее, и узнаешь... Ой, мне тут мама звонит... Я ей отвечу, хорошо? Перезвоню через минуту.

МАКС
Не хочу тебя ни с кем делить. Потом ей перезвонишь.

МАРИНА
Милыыый...
МАКС
Шучу. Давай. Я на телефоне.

МАРИНА
Я перезвоню. Люблю тебя.

МАКС
И я тебя.

Марина отключается, Макс ведет машину, улыбаясь. Снова оживает телефон, Макс не глядя тянется к нему, все так же улыбаясь, и только в последний момент обращает внимание на экран. На экране высвечивается Александр, молодой мужчина, в одних шортах и солнечных очках, с шашлыком в руке. Контакт записан как «Типа начальник». Макс тихонько чертыхается, но принимает звонок, и снова ставит на громкую связь.

МАКС
Санек, даров!

АЛЕКСАНДР
Даров, особо ценный сотрудник! Я от тебя уже часа четыре жду отчета по встрече. Как у тебя там?

МАКС
Куда ты так торопишься? Я бы тебе утром все доложил.

АЛЕКСАНДР
Такие новости лучше узнавать сразу, пусть и на ночь глядя...

МАКС
Посреди ночи.

АЛЕКСАНДР
Ладно, ладно, посреди ночи. Ты же знаешь, насколько нам нужен этот контракт?

МАКС
Спрашиваешь.

АЛЕКСАНДР
Ну так как?

МАКС
Считай, контракт у нас в кармане.
(ДАЛЬШЕ)
МАКС (ПРОД.)
Конечно, пришлось немного полаяться, но в итоге они приняли наши условия.

АЛЕКСАНДР
Молодца!

МАКС
Канешн. Ты же знаешь, кто я.

АЛЕКСАНДР
Когда будете подписывать?

МАКС
Эээ... Послезавтра.

АЛЕКСАНДР
А что так долго? Ковать надо, пока горячо. Они за два дня десять раз передумают.

МАКС
Не передумают. Я с ними хорошо поработал. Подождут, подпишут. Они люди деловые, никуда не денутся. Сань, ты же меня знаешь. Я ни одного клиента не упущу. И контракт получу на тех условиях, которые нужны мне. Ты знаешь, кто я.

АЛЕКСАНДР
Да, да, да, само собой... Смотри тогда, давай подписывай и возвращайся. У меня тут для тебя дел невпроворот.

Макс издает страдальческий стон.

АЛЕКСАНДР
Не вой. Я тебе сразу сказал, начнем бизнес...

МАКС
«Придется им жить, и дышать тоже им».

АЛЕКСАНДР
Как там погода у вас?

Макс слегка наклоняется к рулю, чтобы через лобовое стекло разглядеть небо.

МАКС
Красота. Прохладно, а небо ясное...

АЛЕКСАНДР
Эээ... А по прогнозу говорят, у вас там дожди со снегом... Врут опять?

Макс снова тихонько чертыхается.

МАКС
Ну, не знаю, может это где на окраине... А в центре небо чистое.

АЛЕКСАНДР
Странно... Циклон же вроде... Но не суть. Что у тебя там за шум? Ты где сейчас?

Макс обреченно закатывает глаза.

МАКС
Взял машинку в аренду, вот по городу катаюсь.

АЛЕКСАНДР
Развлекаешься, значит... Ну ты смотри там, осторожнее... После дождя наверняка вся дорога мокрая. У нас тоже днем прошел. К ночи прихватит, гололед начнется.

МАКС
Ок, буду осторожен.

АЛЕКСАНДР
Ладно, смотри там. Подписывай контракт и дуй обратно, пока трассу не перекрыли, а то домой с аквалангом поплывешь, ну или на коньках поедешь. На всякий случай напоминаю, что я все-таки гендиректор, так что по возвращении жду от тебя подробный отчет о поездке. Понял меня?
МАКС
Понял, шеф!

Макс салютует пустоте двумя пальцами.

АЛЕКСАНДР
Понял он... Позвони, как будет что новое. Отбой.

Макс отключается. Машина въезжает на небольшую, почти неосвещенную улочку. Макс пытается набрать номер Марины, но машина попадает колесом на яму, подпрыгивает и теряет управление на гололеде. Макс нечаянно выбивает телефон из держателя. Макс пытается взять управление под контроль, изо всех сил вцепившись в руль, но через пару мгновений замечает тень справа от автомобиля, и тут же слышит неприятный глухой стук. Макс тормозит так резко, как только может, но по машине чувствуется, что под колесами есть некое препятствие. Из-за резкого торможения Макса швыряет вперед, лицом к рулю. Макс держит обе руки на руле, и не меняет позы, напуганный произошедшим. Взгляд совершенно ошалелый. Затем Макс начинает медленно выпрямляться, глубоко дышит, чтобы восстановить душевное равновесие. Спустя минуту Макс выходит из машины, осторожно обходит ее спереди. Перед машиной, у самых колес, лежит тело МОЛОДОЙ ЖЕНЩИНЫ. Женщина одета в платье, у нее стриженые до плеча светлые волосы. Одна рука вытянута и находится где-то под колесом. Вокруг начинает скапливаться кровь. Платье порвано, и на нем начинают проступать темные пятна. Макс резко отворачивается, нервным жестом с силой проводит рукой по волосам, от затылка к верху, против роста волос. Когда ладонь достигает макушки, Макс резко выбрасывает эту руку вперед, словно нанося кому-то невидимому удар сверху низ, и при этом издает полустон-полурык. Скорее от бессильной злобы, чем от отчаяния. Потом Макс упирает руки в боки, тяжело дышит, закусив губу. Успокоившись немного, он оборачивается к телу. Подходит ближе, присаживается рядом на корточки, через силу тянет к женщине руки, преодолевая брезгливость. Чтобы понять, в сознании ли она, слегка ее переворачивает, чтобы увидеть лицо. Глаза женщины закрыты, черты лица не различить, поскольку оно залито кровью. Макс шумно выдыхает сквозь зубы, потом пытается нащупать пульс на шее женщины. Несколько раз прикладывает пальцы в районе нужного места, и каждый раз как будто прислушивается. Затем встает. Стоит, размышляет, глядя в пустоту. Смотрит на часы – время позднее, около часа ночи. Макс начинает осматриваться по сторонам. Улицы пустынны: ни машин, ни людей. Камер тоже нет, улочка совсем небольшая. Макс фокусирует внимание на окнах недалеко стоящего многоквартирного дома. Уверенность снова его покидает. Он бросает нервный взгляд на наручные часы: долго ли он здесь проторчал?

Макс подходит к телу, снимает куртку, оборачивает ею руку женщины и аккуратно выправляет из-под колеса. Затем все так же, с помощью куртки, слегка откатывает тело в сторону. Потом Макс снова бросает по сторонам несколько коротких взглядом и быстро садится в машину. Еще немного колеблется, уже оказавшись за рулем. Но в итоге Макс включает зажигание, медленно сдает назад и аккуратно проезжает вперед, объезжая тело. Машина удаляется. Женщина по-прежнему лежит бездвижно. Неподалеку от тела лежит полностью разбитый телефон. Пальцы женщины слегка вздрагивают, как будто делая скребущие движения по асфальту.

6. НАТ. НОЧЬ. УЛИЦЫ ГОРОДА.

Макс едет по городу, нервничает. Глаза бегают по сторонам, при этом лицо сосредоточенно – вовсю идет работа мысли. Он чувствует, что вспотели руки, и отнимает правую от руля, чтобы вытереть о брюки. Тщательно следит за скоростью – чтобы не дай бог не превысила предельно допустимую. Но ехать при этом старается по возможности побыстрее. Сзади начинает слышаться вой полицейской сирены. Макс начинает коситься в боковое зеркало. Машина полиции приближается. Макс едет, едва умудряясь делить внимание между дорогой и отражением полицейской машины в зеркале. В итоге при первой же возможности Макс сворачивает во дворы. Полицейская машина проезжает дальше по прямой. Когда звук сирены стихает вдали, Макс бьет по тормозам и приникает лбом к рукам, лежащим на руле. Макс медленно и глубоко дышит, восстанавливая спокойствие. Потом откидывается на спинку кресла и смотрит перед собой в окна. Макс полностью бездвижен, живут только глаза на его лице, переводя ничего не сознающий взгляд с одной тени на другую. Неподалеку, впереди Макс замечает круглосуточный магазинчик. Мужчина выходит из машины и идет в этот магазин.

7. ИНТ. НОЧЬ.

Круглосуточный магазин, крохотное, забитое всякой всячиной помещеньице. Макс входит и направляется сразу к продавцу.

МАКС
LM красный.

Пока продавец достает сигареты, Макс замечает небольшую коробку с зажигалками. Достает одну, показывает ее продавцу.

МАКС
И это.




Продавец пробивает товар по кассе, называет цену. Макс открывает кошелек и по привычке тянется к карте, рука замирает на полпути. Макс ненадолго задумывается, а потом расплачивается наличными. Убирает кошелек, уходит.

8. НАТ. НОЧЬ.

Узкая дорога в спальном районе. Макс возвращается к машине, достает сигарету, прикуривает. Закашливается с непривычки. Затем долго стоит, курит и смотрит в пустоту. Затем бросает взгляд на капот. С сигаретой в зубах Макс садится перед машиной на корточки, и, подсвечивая фонариком на телефоне, рассматривает машину. Машина заметно помята, но других явных следов произошедшего не видно. Макс встает, еще некоторое время задумчиво стоит, сложа руки на груди и глядя на машину. Затем заканчивает курить, выбрасывает сигарету и садится в машину. Уезжает.

9. НАТ. НОЧЬ.

Отделение банка, на уличной стене вмонтирован банкомат. Останавливается машина Макса. Сам Макс выходит из нее, идет к банкомату. Вставляет карту, набирает пин-код, запрашивает баланс. Затем снимает все свои деньги подчистую. Карту он тут же ломает и выбрасывает в ближайшую урну.

10. НАТ. НОЧЬ.

Дорога, лежащая через пригород. Уже начинается равнина за чертой города. Макс уводит машину в сторону от дороги и останавливается. Выходит из машины. Здесь мужчина достает телефон, поднимает повыше, проверяя качество сигнала. Затем начинает снимать панель телефона, но останавливается. Затем, не трогая уже панель, набирает номер телефона Марины. Механический голос сообщает, что телефон недоступен. Тогда Макс включает WhatsApp и записывает для Марины голосовое сообщение.

МАКС
Любимая, это я. Ты только не волнуйся. У меня кое-что случилось, сейчас некогда объяснять. В общем, мне надо уехать. Не знаю, как надолго. На связь выйти, возможно, не смогу. Но я тебе обязательно позвоню, как только придумаю способ. Пока меня нет, что бы ни случилось, что бы ты ни услышала – знай, что я люблю тебя.
(ДАЛЬШЕ)
МАКС (ПРОД.)
Все будет хорошо, я что-нибудь придумаю. Не скучай. Жди меня.

Макс заканчивает запись, затем решительно выключает телефон, снимает заднюю панель. Затем он достает аккумулятор и выбрасывает так далеко, как сможет. Вынимает сим-карту, бросает ее на землю и давит ногой. Следом на землю падает телефон, и Макс разбивает его ботинком. Потом Макс достает из багажника инструменты и снимает с машины номера. Номера бросает на переднее пассажирское сиденье. Затем Макс снова садится в машину и едет дальше. Уже светает.

Машина едет по проселочной дороге, потом вообще напролом через равнину.

11. НАТ. УТРО.

Покрытое тонким льдом озеро где-то далеко за городом, вдали от дорог. К озеру выезжает машина Макса. Макс выходит из машины, с мрачным видом втягивает грудью утренний воздух. Достает сигарету, закуривает, садится на землю, спиной опираясь на машину. Курит, глядя на озеро. Докуривает сигарету почти до фильтра, выбрасывает окурок, встает. Достает из салона номера, бросает их в озеро. Для этого ему приходится номерами пробить небольшую полынью недалеко от берега. Затем мужчина подходит к багажнику, открывает его. Достает оттуда сумку с ноутбуком. Замечает завалявшийся в багажнике старый пыльный рюкзак, достает и его тоже. Из сумки перекладывает в рюкзак предметы первой необходимости и сменное белье. Затем надевает рюкзак на плечи, полупустую сумку закрывает и убирает обратно в машину. Машину запирает, а ключи убирает в карман. Затем, ласково похлопав машину по крыше, Макс решительно уходит прочь, через заснеженную равнину.

12. НАТ. ДЕНЬ.

Междугороднее шоссе. Макс идет по обочине, рюкзак за плечами, одежда вся запачкалась из-за придорожной грязи, перемешанной с тающим снегом. На шоссе появляется автобус, старый пазик, который едет в том же направлении, куда идет Макс. Макс поворачивается лицом к автобусу, машет обеими руками над головой, потом одной рукой делает жест-требование остановиться. Автобус тормозит, Макс заходит внутрь.






13. ИНТ. ДЕНЬ.

Салон автобуса. Сесть негде. Вокруг деревенские люди, бабушки с набитыми битком сумками. Макс встает в проходе, держась за поручень. В шаге от него, тоже держась за поручни, стоит молодая пара: парень и девушка. Парень что-то шепчет девушке на ухо, она смеется. Макс окидывает их взглядом, в котором сочетаются зависть вперемешку со злобой. Девушка замечает его взгляд и отводит глаза, улыбка исчезает с ее лица. Макс отворачивается и с тоской смотрит в окно.

14. ИНТ. ВЕЧЕР.

Салон автобуса. Автобус пуст, Макс единственный пассажир. Он сидит на одном из сидений и спит, обняв обеими руками рюкзак, лежащий на коленях. Автобус тормозит у остановки, которая, кажется, находится среди леса.

ВОДИТЕЛЬ
Мужик! Эй, мужик!

Макс просыпается.

МАКС
А? Чего тебе?

ВОДИТЕЛЬ
Конечная, приехали. Вылезай давай.

Макс с силой моргает, чтобы проснуться. В спускающихся сумерках Макс пытается рассмотреть что-нибудь в окне, но там нет ничего, кроме черной стены деревьев.

ВОДИТЕЛЬ
Давай быстрее, мне еще в обратку ехать.

Макс с недовольным видом встает и выходит из автобуса.

15. НАТ. НОЧЬ.

Остановка автобуса посреди трассы. Автобус отъезжает, Макс с рюкзаком остается на остановке. Макс, зевая, осматривается по сторонам. От трассы в сторону уходит небольшая дорога. В дальнем ее конце виднеется свободное от деревьев пространство, и можно различить очертания домов. Макс поправляет рюкзак и идет вперед, к деревне.

16. НАТ. ВЕЧЕР.

Въезд в село. Макс входит в село, по центральной улице идет вперед, озираясь по сторонам.
17. ИНТ. ВЕЧЕР.

Небольшой деревенский магазинчик, где можно купить все - от продуктов до бытовых мелочей. Макс заходит в магазин. Неброская обстановка, совершенно обычный, аккуратный сельский магазинчик. За прилавком стоит продавщица РАИСА, веселая, уверенная, несколько крепко сбитая женщина лет 35-37. У прилавка собирают покупки две сухонькие старушки в платках – БАБА ЛЮСЯ и БАБА НИНА. Когда Макс входит, все трое сразу обращают все свое внимание на него. Он явно не вписывается в деревенскую обстановку – одежда хоть и мятая и не слишком чистая, но чувствуется дороговизна по сравнению с одеждой присутствующих. Да и стрижка у Макса модная.

МАКС
Здрасьте.

Бабушки забирают покупки и отходят в сторонку. Делаю вид, что укладывают покупки покомпактнее, но на деле вовсю рассматривают незнакомца. Макс искоса бросает на них обеспокоенный взгляд, а потом подходит к кассе. Продавщица изучает его еще беззастенчивее, чем бабушки. Даже несколько вызывающе.

МАКС
День добрый.

РАИСА
Ну, добрый.

МАКС
Эээ... Сигареты есть?

РАИСА
Какие?

Судя по лицу Макса, он явно не рассчитывает здесь купить именно то, что ему нужно.

МАКС
А что есть покрепче.

Раиса достает сигареты, пробивает по кассе. Макс оплачивает сигареты, убирает в карман, но уходить не торопится.

РАИСА
А ты откуда такой красивый взялся?

МАКС
Мимо проезжал... Вот, решил остановиться.
РАИСА
На машине что ль?

МАКС
Да нет, на автобусе.

Раиса смеется.

РАИСА
Это как ты так на автобусе мимо ехал? Тут только один ходит, и то у нас конечная.

Макс пытается обаятельно улыбнуться, не отвечая.

РАИСА
Это ты куда-то не туда заехал? На улице скоро ночь, поди. Где ночевать собираешься?

Макс пожимает плечами, улыбаясь.

МАКС
Подумал, может, вы мне подскажете, есть тут какая-нибудь гостиница, ну или где еще тут можно остановиться?

Раиса смеется.

РАИСА
Парень, тебе тут что, курорт? Какая гостиница?

МАКС
Ну, может, кто-то берет жильцов на постой?

РАИСА
Ну не знаю... К нам чужие не ездят, так что обычно и брать-то некого.

МАКС
Может, я могу устроиться к бабушке какой?

Бабушки начинают шушукаться, но в маленьком магазинчике Максу и Раисе все прекрасно слышно.




БАБА НИНА
Ишь ты, устраиваться собрался... Взялся не понять откуда, еще и на ночь глядя, весь такой из себя...

Раиса наклоняется к прилавку, опирается на него локтями, а на ладони упирает подбородок.

РАИСА
Надо подумать... Хотя, может, если хочешь... Могу и к себе пригласить.

МАКС
Было бы замечательно. У меня и деньги есть, я заплачу.

Раиса кривится, но ее доброжелательность тут же возвращается.

РАИСА
Да какие деньги, я же по-дружески.

БАБА НИНА
По-дружески... Первый раз дружка этого в глаза видит... По-дружески...

Макс нервно оборачивается, но бабушки делают вид, что занимаются своими сумками, но в то же время поглядывают на Макса, не особо прячась.

РАИСА
А вам домой не пора еще? Вы все купили, что хотели?

БАБА ЛЮСЯ
А мы тебе мешаем, что ль? Гнать она нас еще будет...

Раиса снова смотрит на Макса и расцветает в улыбке.

РАИСА
Не обращай внимания, я к ним привыкла уже. А ты сам откуда приехал-то?

МАКС
Издалека.

РАИСА
Ммм… Женат?
БАБА ЛЮСЯ
Вертихвостка!

Раиса скользит по фигуре Макса оценивающим взглядом. Макс немного злится, но старается этого не показывать.

МАКС
А что, если да?

Раиса смотрит на него немного разочарованно.

РАИСА
А кольца нет... Или ты из этих, которые чуть за порог, так сразу кольцо снимают? Вроде не похож...

МАКС
Нет. Я его просто не ношу.

РАИСА
Ишь ты, какой честный...

БАБА НИНА
Честный, ага, рожа как у жулика... Расфуфыренный, гляди...

Макс игнорирует старушек, но пытается выдавить улыбку перед Раисой.

МАКС
Вижу, у вас тут чужаков не любят.

Баба Нина начинает говорить в голос, уже обращаясь уже к самому Максу.

БАБА НИНА
А кто ж чужаков этих любит? Взялся тут не пойми откуда, ни рода, ни имени. Темнит что-то... Еще на порог его пусти...

РАИСА
И на порог пущу, и на стол накрою, и спать положу. Вам-то что?

БАБА ЛЮСЯ
Нам-то что?
(ДАЛЬШЕ)

БАБА ЛЮСЯ (ПРОД.)
Вот оберет он тебя до нитки, или прибьет по ночи, и только его и видели! Ты же вроде баба взрослая, а дура дурой!

РАИСА
А вам-то что? Кого хочу, того в дом и пускаю!

МАКС
Не собираюсь я никого обирать. У меня своих денег хватает. Я заплачу.

БАБА ЛЮСЯ
Райка, ты у него только данные по паспорту выпиши. А то мало ли что...

Макс зло смотрит на старушек.

БАБА НИНА
О, как смотрит, только про паспорт заговорили! Злой-то какой! Где паспорт-то? Не покажешь?

Раиса хмурится, но все-таки начинает снова улыбаться Максу. Глаза загорелись - явно что-то задумала.

РАИСА
Эти кого хочешь выведут. Не слушай. Может, в самом деле покажешь? Они хоть успокоятся.

Макс делает вид, что вопроса о паспорте не услышал.

МАКС
У вас всегда так?

Раиса смеется.

РАИСА
Там глядишь, расскажу между делом.

БАБА ЛЮСЯ
Да знаем мы там ваши дела...

Макс уже еле сдерживает злость, а посмотрев на улыбающуюся Раису, злится еще больше.
МАКС
Туго у вас тут с гостеприимством. У меня есть деньги. За кровать и ужин заплачу, только без... дополнительных услуг, пожалуйста.

Улыбка Раисы вянет.

РАИСА
Это на что это ты намекаешь?

Макс понимает, что сказал лишнего, и старается исправить ситуацию улыбкой.

МАКС
Я не...

РАИСА
Иди давай. Сам со своими проблемами разбирайся, умник.

МАКС
Простите. Я сказал, не подумав. Я ничего плохого не имел в виду. Просто день сегодня...

РАИСА
Что-то еще брать будешь? Нет? Пошел тогда.

МАКС
А что с жильем? Поможете?

Раиса начинает демонстративно наводить порядок на полках.

МАКС
Что же мне, на улице ночевать теперь?

БАБА ЛЮСЯ
Ночевать, ишь ты... А ну иди отседова! Кто тебя на порог-то пустит? И ты, Райка, к себе не пускай. А то потом чего не досчитаешься. Или тебя саму потом в лесу найдут...



Макс смотрит на старушек, не веря своим ушам, потом с поворачивается к Раисе и смотрит на нее со сдержанной мольбой.

РАИСА
Иди давай. Нам тут неприятности не нужны.

Макс стоит, глядя ей в глаза, размышляя, можно ли ее как-то уговорить, но Раиса стоит с суровым выражением лица и сложив руки на груди. Старушки все стоят в своем уголке, перешептываются, и недружелюбно поглядывают на Макса. Макс разворачивается и выходит из магазина.

18. НАТ. ВЕЧЕР.

Улицы села. Макс идет между домов, на ходу неуверенно рассматривая заборы и дома за ними. Возле одного из домов останавливается, осматривается по сторонам. Затем походит к одному из заборов. Недолго мнется у калитки, затем все-таки отворяет ее и делает шаг вперед, на двор.

МАКС
Хозяева!

В этот момент раздается резкий собачий лай – сторожевой пес учуял чужака. Макс вздрагивает и отступает обратно со двора на улицу, калитку затворяет за собой, но не уходит, высматривает хозяев дома. Спустя несколько секунд из дома выходит ХОЗЯИН ДОМА, мужчина лет сорока в трикотажных домашних штанах и домашней же рубахе, взлохмаченный и раздраженный.

ХОЗЯИН ДОМА
Чего разоралась?

Затем он замечает Макса.

ХОЗЯИН ДОМА
Ты еще кто? Чего тут делаешь? Это на тебя она так разлаялась? А ну пшел отсюда!

МАКС
Я...

ХОЗЯИН ДОМА
Выметайся! Еще раз на двор сунешься – я его с привязи спущу.

Макс отходит от забора и идет дальше.

19. НАТ. НОЧЬ.

Улица села. Уже стемнело, Макс на улице совершенно один. Возле дороги обнаруживается произвольное сиденье – бетонный блок, и Макс усаживается на него. Мужчина отирает лицо руками, ерошит волосы. Взгляд ошалелый. Смотрит по сторонам в полной прострации. Потом замечает невдалеке свет – кто-то идет, освещая себе дорогу лучом фонарика. Макс продолжает смотреть в ту сторону, пока человек с фонариком медленно приближается к нему. Когда прохожий подходит к Максу, свет ударяет молодому человеку в лицо, и он щурится, зажмурив один глаз, и выставляет вперед ладонь, при этом пытаясь рассмотреть прохожего. Прохожий опускает фонарик, и Макс видит ДЕДА. Это невысокий мужчина лет 60-ти или старше, одетый в свободную рабочую униформу темных цветов. У него густые седые волосы и седая щетина на морщинистых щеках.

ДЕД
Ты кто такой? Чего тут расселся на ночь глядя?

Дед снова освещает лицо Макса фонариком, тот снова закрывается

ДЕД
Я тебя не знаю. Приезжий, что ли?

МАКС
Ну да, и что?

ДЕД
Чего здесь забыл? Родственников навестить решил?

МАКС
Может, и родственников.

ДЕД
А чего тогда на улице сидишь?

МАКС
Захотелось.

ДЕД
И где они, твои родственники?

Макс молчит.


ДЕД
Вот как, значит... Сам издалека? Надолго приехал?

МАКС
А как получится.

ДЕД
Ишь ты, гордый какой... Остановиться есть где?

МАКС
Разберусь.

ДЕД
Ты смотри, по ночам-то холодно.

Дед разворачивается и уходит. Затем останавливается.

ДЕД
Ну и чего сидишь? Тут, что ли, ночевать собрался? За мной иди, бестолочь.

Макс нехотя подхватывает рюкзак и идет за Дедом.

20. ИНТ. НОЧЬ.

Помещение кочегарки. Трубы, баллоны, какие-то измерительные приборы. В уголке устроен топчан. На свободном пространстве стоит столик и два стула. Дед и Макс входят в помещение. Макс с интересом и недоверием осматривается, пока дед снимает куртку и по привычке бегло проверяет приборы.

МАКС
Ты что, здесь живешь?!

ДЕД
Бестолочь, кто чужого человека посреди ночи в дом пустит? Садись.

Дед кивает Максу на стулья. Макс проходит вперед, усаживается за столом. Дед достает из загашника стопки, бутылку водки, простенькую закуску. Ставит все это на стол. Открывает бутылку.

ДЕД
Водку пьешь?

МАКС
Пью.
ДЕД
Эт прально. Хороший человек от водки отказываться не станет.

Дед разливает алкоголь по стопкам.

ДЕД
Ну, будем знакомы.

Макс и Дед выпивают стопки досуха.

ДЕД
Меня можешь звать Дедом. Меня все здесь так зовут.

МАКС
А по паспорту?

Дед разливает по второй.

ДЕД
А это тебе знать не обязательно.

Макс салютует ему стопкой.

МАКС
Макс.

Макс и Дед выпивают вторую стопку. Макс встряхивает головой.

ДЕД
Значит, Макс, ты из города приехал?

Макс держит перед собой стопку. Услышав вопрос, смотрит на Деда исподлобья над краем стопки.

ДЕД
По одежке-то сразу видно, что городской. Держи еще.

Дед снова наливает.

ДЕД
Да не бычись так. Я тебе зла не желаю. Не хочешь – не отвечай, я любопытствовать не стану. На вот, голодный, небось. Других харчей тут нет, так что чем богаты...

Дед ставит на стол хлеб, совсем немного холодной отварной картошки, и огурцы. Макс принимается за еду.

ДЕД
Навряд ли тебя сюда в командировку послали, я прав?

Макс протягивает ему стопку в молчаливой просьбе наполнить.

ДЕД
Ишь ты, молчун...

Дед наполняет Максу стопку.

ДЕД
Так что же за дела у тебя здесь? Или случайно занесло?

МАКС
Случайно вышло. Мимо проезжал. Оказалось, конечная.

ДЕД
Случайно... Поди вообще на автобус садился, номеров не разбирая... Стало быть, куда ехать – совсем все равно было? И что теперь? Думаешь здесь пожить? Или обратно поедешь?

МАКС
Ты сам давно здесь?

ДЕД
Да почитай 60 лет с лишком. Родился я здесь.

МАКС
И как оно тут?

ДЕД
Село как село. Жизнь простая, люди простые. Все друг друга знают.

МАКС
Это хорошо или плохо?



ДЕД
Ни то, ни другое. Просто как есть. Здесь вообще народу мало, у кого появляется шанс уехать – уматывают сразу. Приезжих, почитай, и вовсе нет... А новое лицо-то сразу все запомнят. Да ты не напрягайся так. Не знаю, что уж ты натворил, но я же вижу: человек хороший. Не выдадут тебя.

МАКС
Да ничего я не натворил. Просто решил покататься, посмотреть...

ДЕД
Враль-то из тебя так себе.

МАКС
Да я не...

ДЕД
Помолчи. Я человек уже старый, жизнь повидал. Городской парень, видать с достатком, по одежке судя, и вдруг срывается в богом забытое село. Думаешь, не понимаю? Я же не дурак. Так что не ври мне лучше, меня не обманешь. И вообще, я к тебе с добром тут, а ты врать. Не хочешь рассказывать – молчи. Но не ври.

Дед снова разливает по стопкам. Макс молча выпивает. Ненадолго повисает молчание.

ДЕД
Хорошо быть молодым... Вся жизнь впереди, что бы ни случилось. Котомку за спину – и в путь. Эх...

21. ИНТ. НОЧЬ.

Помещение кочегарки. Макс и Дед все еще сидят за столом, оба уже заметно пьяные, пытаются говорить, с трудом выговаривая слова.

МАКС
Нелепая случайность... Понимаешь? Всего одна случайность и все – твоя жизнь летит под откос!

Дед сосредоточенно слушает его, подперев рукой подбородок.

МАКС
Нелепость...

Макс наливает себе еще водки, выпивает. Отирает лицо рукой.

ДЕД
Вот сука-жизнь... Наша жизнь – су-ка! То ты на коне... То... Под конем... А люди пальцем тычут, им-то в радость на чужой грех поглазеть... Сами поди безгрешные...

МАКС
А я, дурак, думал, меня удача любит... А она взяла и отвернулась!..

ДЕД
Да пошла она, удача... Мы сами, вот этими вот руками себе жизнь делаем!

Чокаются, выпивают.

ДЕД
Ты молодой еще... Пересидишь... Забудется... И живи себе дальше. Я в твоем возрасте тоже вляпался по дурости... Но бежать-то было некуда... Сидел, пока не выпустили... Как жена дождалась-то вообще... Тебе, глядишь, больше повезет. Спрячешься...

МАКС
Нельзя мне... У меня Маринка... У меня работа...

ДЕД
Так ты при бабе? И как она?

МАКС
Красавица... И верная... Ждет меня...

ДЕД
Ты смотри... Верная... Любовь-то слепит...

МАКС
Верная... Дождется!..

Макс начинает охлопывать карманы брюк, но потом соображает, что телефона у него нет.

МАКС
Дед, у тебя телефон есть? Дай, мне позвонить нужно...

Дед достает из кармана простенький мобильный телефон, передает Максу, а затем устраивается спать на столе, подложив под голову руку. Макс нажимает на телефоне кнопку звонка, и на дисплее включается подсветка. Затем мужчина готовится набирать номер, но тут на телефон поступает звонок. На дисплее высвечивается: «Таська». Макс без раздумий прерывает звонок, а затем набирает номер Марины. Из трубки звучит хорошо поставленный механический голос

ГОЛОС
Абонент выключен или находится вне зоны действия сети.

Макс отключается посреди записанной реплики электронного голоса.

22. ИНТ. УТРО.

Помещение кочегарки. Макс, заснувший, сидя на стуле, а голову устроив на руках, лежащих на столе, приоткрывает глаза. Перед глазами мутно видно свет, льющийся откуда-то сбоку. Как сквозь вату слышен разговор на повышенных тонах. Макс осторожно приподнимает голову, потому что наутро после попойки она грозит при малейшем неверном движении взорваться болью.

В помещении помимо Макса находятся Дед, который уже давно проснулся, и ТАСЬКА. Таська – поздняя дочь Деда, 32 года, светловолосая, широкая в кости незамужняя деревенская женщина. На момент пробуждения Таська ругает отца, в то время как тот. Склонившись над самодельной раковиной, молча занимается обычными утренними делами.



ТАСЬКА
...всю ночь пили? Ты говорил, домой ночевать пойдешь!

Дед ополаскивает лицо водой, вытирается полотенцем, которое потом вешает тут же, рядом, на гвоздь.

ТАСЬКА
Я, как дура, полночи двери не запирала, все ждала, когда же ты припрешься! Телефон тебе на что?

Дед подходит к столу, сооружает бутерброд из того, что осталось на тарелке, садится на стул и ест.

ТАСЬКА
Позвонить было нельзя? Еще и отрубился, пока я звонила! И что это еще за алкаш? Где ты его выкопал?

ДЕД
Цыц!

МАКС
Здрасьте...

ДЕД
Помолчи, Таська.

Дед встает со стула и начинает надевать свою куртку.

ДЕД
Друг ко мне приехал. Старого приятеля сын. Потому и пили. Он это... Какое-то время у нас поживет. Так что проводи ему домой, пусть отдохнет нормально, только вчера приехал. Сама найдешь, где ему постелить.

Таська обжигает Макса раздраженным взглядом, но с отцом не спорит. Просто разворачивается и выходит из кочегарки. Макс встает, подхватывает рюкзак.

МАКС
Дед, спасибо. Я в долгу не останусь.



ДЕД
Не останешься, не останешься. Иди давай.

23. НАТ. УТРО.

Улицы деревни. Впереди уверенным шагом, не оборачиваясь, идет Таська. Следом за ней, отставая на пару шагов, идет Макс. Макс поглядывает по сторонам, рассматривая деревню при дневном свете. Навстречу им идет баба Люся.

ТАСЬКА
Привет, баб Люсь.

БАБА ЛЮСЯ
Утро доброе, девочка. А это еще кто с тобой?

ТАСЬКА
Вчера к папе приехал.

Баба Люся открывает рот, чтобы еще что-то спросить, но Таська ее перебивает.

ТАСЬКА
Потом, баб Люсь.

МАКС
Здрасьте...

Таська и Макс доходят до простого деревянного дома. Дом почти даже аккуратный, только немного ветхий. Заходят в калитку, потом в дом.

24. ИНТ. УТРО.

Дом Таськи и Деда. В начале небольшая прихожая, потом большая светлая общая комната, из нее два дверных проема ведут в спальни, чуть подальше в сторону видна зона кухни. Обе двери открыты, проемы занавешены тонкими шторками. Входит Таська, следом за ней Макс.

ТАСЬКА
Еду мы готовим там. Едим по большей части там же.

Таська показывает в сторону кухни.

ТАСЬКА
Телевизор тут. Если хочешь – смотри, пока нас нет, но пульт чтобы всегда рядом лежал.

Таська проходит в одну из спален. Макс входит следом.

25. ИНТ. УТРО.

Спальня Деда. Светлая, хоть и небольшая, комната. Мебель простенькая, старая. Тем не менее, здесь довольно уютно: чувствуется женская рука. Таська останавливается рядом с выходом, сложив руки на груди. Макс проходит немного вглубь комнаты, осматривается вокруг.

ТАСЬКА
Спать будешь здесь. Вообще-то это папина комната, но он часто остается в своей кочегарке. Если придет домой ночевать – будешь спать там, на диване.

Таська указывает в направлении общей комнаты.

МАКС
Угу.

Макс снимает рюкзак и кладет его на кровать. Затем начинает ходить по комнате, неуверенно рассматривая мебель и предметы обихода. Пока он не видит, Таська не без интереса рассматривает его самого. Ее злость уже давно прошла, но женщина старается этого не показывать. В конце концов, Макс останавливается у кровати и поднимает глаза на Таську. Таська вновь делает слегка раздраженное лицо.

ТАСЬКА
В общем, устраивайся. Там в шкафу есть старая папина чистая одежка. Возьми, переоденься. Вечером белье перестелю, а сейчас мне на работу надо.

Таська уходит. Макс стоит, глядя пустым взглядом перед собой.

26. НАТ. ДЕНЬ.

Улица деревни. Макс бродит по селу. Проходит мимо бабы Нины и бабы Люси.

МАКС
День добрый.

БАБА НИНА
Добрый, добрый.

Макс проходит мимо, баба Люся наклоняется к уху бабы Нины.
БАБА ЛЮСЯ
Так он что, таськин жоних, что ли?

БАБА НИНА
Как это жоних?

БАБА ЛЮСЯ
А с чего бы тогда Дед его у себя поселил? Любовь у них, точно тебе говорю.

БАБА НИНА
А что тогда сразу не сказал?

БАБА ЛЮСЯ
Да кто ж его разберет? Об чем он там думает...

27. НАТ. ДЕНЬ.

Улица деревни, идущая между домов. Макс сидит на корточках перед петухом у какого-то забора, тянет к петуху руку, как будто поздороваться. Машет пятерней перед глазами птицы, потом начинает шевелить пальцами, изображая червячков. Петух пытается клюнуть руку, но Макс вовремя ее отнимает. Раздается женский смех. Макс поднимает глаза и видит Таську, рядом с ней стоит ее ПОДРУГА, такая же простая женщина, разве что помоложе. Смеется именно подруга, Таська только застенчиво улыбается, но поднимая глаза на Макса, но опуская их к земле. Макс встает, смущенно улыбается.

28. НАТ. ДЕНЬ.

Улица деревни, возле кочегарки. Макс стоит у стены кочегарки, курит и звонит Марине.

ГОЛОС
Абонент выключен или находится вне зоны действия сети.

29. НАТ. ДЕНЬ.

Улица деревни. Макс идет в направлении кочегарки. Ему навстречу идет АРКАДИЙ, местный житель, ровесник Деда. Аркадий ведет в поводу большую собаку.

АРКАДИЙ
Здорово, Макс!

МАКС
Аркадий Петрович, здорово.
Мужчины пожимают руки, затем Макс опускается на корточки перед собакой, обеими руками зарывается в шерсть на шее и начинает ее массировать.

АРКАДИЙ
К деду идешь?

МАКС
Ага.

Макс выпрямляется. Аркадий протягивает ему сверток - инструменты, завернутые в замызганную машинным маслом тряпицу.

АРКАДИЙ
Вот, я у него одалживал. Передашь?

Макс принимает сверток.

МАКС
Не вопрос, Аркадий Петрович.

АРКАДИЙ
Ну а мы тогда домой.

Аркадий по-свойски хлопает Макса по плечу и уходит. Макс идет дальше.

30. СОН МАКСА

НАТ. НОЧЬ.

Макс едет на своей машине. Выезжает на ту самую узкую улочку, слышен глухой удар, Макс резко тормозит машину. Макс выходит из машины, обходит ее спереди и обнаруживает тело той женщины – светлые волосы до плеч, красивое платье. Мужчина садится на корточки перед жертвой и начинает осторожно ее переворачивать. В отличие от реальности, лицо сбитой женщины чисто, на нем нет ни капли крови. У женщины лицо Марины.

КОНЕЦ СНА

31. ИНТ. УТРО.

Общая комната дома Деда и Таськи. Макс в поту просыпается и резко садится на диване. Это замечает Дед, который уже проснулся, оделся и теперь стоит у окна с чашкой чая.

ДЕД
Чего ты подскакиваешь?


Макс смотрит по сторонам, спросонья соображая, где он. Затем подскакивает с дивана и быстро подходит к Деду.

МАКС
Дед, одолжи телефон. Мне позвонить надо срочно.

ДЕД
Вон, на столе лежит.

Макс пробегает к кухонному столу, хватает телефон и почти бежит к выходу из дома. В дверях натыкается на Таську.

ТАСЬКА
С добрым утром.

Таська застенчиво улыбается, но Макс этого не замечает, поскольку даже не взглянул на нее.

МАКС
С добрым.

Оттерев женщину плечом, он выбегает во двор.

32. НАТ. УТРО.

Двор дома Деда и Таськи. Макс, одетый совсем легко, зябко ежится на холодном воздухе. Держит возле уха трубку. Ему отвечает хорошо знакомый механический голос

ГОЛОС
Абонент выключен или находится вне зоны действия сети.

Макс раздраженно сбрасывает звонок и набирает номер Марины по новой, но с тем же успехом. Макс снова сбрасывает. Из дома выходит Дед и подходит к Максу. Макс протягивает Деду телефон.

МАКС
Спасибо.

Дед принимает телефон, убирает в карман. Стоят в молчании.

МАКС
Дед, сигареты не найдется?

Дед лезет в другой карман и достает пачку сигарет и зажигалку. Зажигалку протягивает Максу, вытаскивает из пачки сигарету и тоже отдает Максу. Макс прикуривает и затягивается. Возвращает Деду зажигалку.


ДЕД
Что, так и не отвечает?

Макс молча качает головой, глядя куда-то вперед, поверх забора.

ДЕД
Ты же вроде говорил, что бросаешь.

МАКС
Бросал. Маринка настояла.

ДЕД
Ааа. Понятно. Что, заставляет она тебя понервничать? Поссорились?

МАКС
Нет. Мы не ссорились. Просто мне надо было уехать. Толком не попрощался. Не до того было.

ДЕД
И что? Обиделась?

МАКС
Может, и обиделась.

ДЕД
Бабы... Да ты не психуй. В твои-то годы... Другую себе найдешь. Парень ты видный. Да и девок вокруг мало, что ли? Ты молодой, тебе от них наверняка отбоя нет.

Макс молчит, только качает головой и снова затягивается. Из дома выходит Таська.

ТАСЬКА
Вы чего тут стоите?

Мужчины молчат.

ТАСЬКА
Я на обед буду рассольник готовить. Через час уже садиться можно. Не стойте тут на холоде, хоть оденьтесь потеплее, а то проморозитесь. Ночью еще совсем холодно было.
Не дождавшись ответа, Таська скрывается в доме.

ДЕД
Ты смотри с ней, осторожнее. Я когда бобылем ходил, супруга так же вокруг вилась. То покормит чем, то еще что. Так на себе и женила.

Дед хлопает Макса по плечу и уходит в дом. Макс провожает его насмешливым взглядом. Но затем мрачнеет и снова затягивается.

33. НАТ. ДЕНЬ.

Поле на краю деревни. Снег уже почти весь сошел, начинает проклевываться трава. Вдалеке видна фигура Макса. Он просто бродит, потом останавливается и смотрит вдаль. Свет солнца отливает золотом – время близится к закату. На фоне этого звучит хорошо поставленный механический голос

ГОЛОС
Абонент выключен или находится вне зоны действия сети.

34. ИНТ. УТРО.

Помещение кочегарки. Дед просматривает показания приборов, проходит мимо своих агрегатов с тряпочкой. Макс стоит возле стола и со скуки перебирает лежащие на нем инструменты. Потом поворачивается к Деду.

МАКС
Слушай, у тебя тут для меня работы никакой не найдется? Надоело до смерти балду гонять. Такими темпами скоро взвою.

Дед отвлекается от дела, поворачивается к Максу.

ДЕД
А что ты умеешь-то? Ты ведь в этом всем нифига не понимаешь.

Дед обводит рукой свои владения.

МАКС
Да я же не тупой, научусь. Делов...

ДЕД
Вот всем вам кажется, что чужая работа проще чем по нужде сходить. А я, чтобы во всем этом разбираться, вообще-то ПТУ заканчивал. Вот пущу тебя, неуча, а ты мне потом полсела без тепла оставишь. А меня посадють. Хватит уже, насиделся.

МАКС
Да не может быть такого, чтобы на меня совсем ничего не нашлось.

ДЕД
А на что тебя ставить, кроме приборов, чистоплюй ты наш?

МАКС
Дед, обижаешь. Ну да, я городской. Но это не значит же, что грязной работы прям так уж боюсь.

ДЕД
Ой ли? Ну, ладно... Посмотрим...

35. ИНТ. УТРО.

Помещение кочегарки. У разобранного котла стоит Дед, рядом с ним Макс, держащий в руках металлический ёрш и скребок.

ДЕД
Ну, что стоишь? Вперед...

Макс немного растерян, но все-таки принимается за работу. Сначала аккуратно, стараясь не испачкаться.

ДЕД
Старательнее чисти, работничек.

Дед втихушку смеется, Макс пытается пролезть ершом поглубже. Когда Макс уже полностью поглощен делом, на телефон Деда поступает звонок. Играет бодренькая мелодия. Дед достает телефон, Макс резко прерывает свое занятие.

МАКС
Кто это?


ДЕД
Какой-то неизвестный номер.

Макс бросает инструменты, забирает из рук Деда телефон и почти бежит к выходу. В дверях Макс сталкивается с Таськой.

ТАСЬКА
Ой...

Макс без единого слова огибает ее, почти не снижая скорости, и выходит.

36. НАТ. УТРО.

Улица, возле кочегарки. Макс выбегает из котельной и принимает звонок. Убирает грязной рукой волосы, упавшие на глаза.

ГОЛОС ИЗ ТРУБКИ
Здравствуйте, Егор Михайлович? Меня зовут Наталья, я звоню из МТС-банка. Вам удобно говорить?

Макс, не отвечая, медленно отрубает звонок. Вытирает лоб, пустым взглядом смотря перед собой.

37. ИНТ. УТРО.

Помещение кочегарки. Дед сидит за столом, Таська раскладывает по тарелкам принесенный обед. В помещение входит понурый Макс. Дед и Таська разом поднимают на него глаза. У Макса все лицо вымазано сажей, и Дед с Таськой, не сговариваясь, начинают вместе над ним смеяться. Макс в недоумении смотрит на них, потом рассеянно вытирает щеку, затем смотрит на свою руку. Сообразив, что к чему, Макс медленно идет к умывальнику. В небольшое зеркало он видит себя – грязного и усталого. Поворачивает кран, но вода не появляется. Макс с досады ударяет по крану.

ДЕД
Не психуй. Еще умывальник мне сломаешь. Пойду гляну, что там.

С этими словами Дед уходит. Макс опирается обеими руками на раковину и остается стоять в этой позе, опустив голову. Таська видит на полке чайник, открывает крышку. Там еще есть немного воды. Таська достает из-под умывальника тряпку, смачивает водой из чайника и подходит к Максу. Берет его за плечо и поворачивает к себе.


ТАСЬКА
Иди, я тебя хоть немного оботру. Ты же как чушка грязный.

Таська тряпкой слегка промокает щеку Макса, опустив глаза долу, затем начинает плавным движением протирать ему скулу. Каждое действие она выполняет медленно, нежно. В какой-то момент она поднимает глаза и их взгляды пересекаются. Таська едва заметно приближается к Максу, так, что их лица оказываются совсем рядом. Затем девушка кладет руку ему на плечо. Макс не выдерживает и, словно сдаваясь, начинает ее целовать. Поцелуй с каждой секундой становится все более страстным, но не успевает достигнуть полного накала, поскольку в кочегарку возвращается Дед.

ДЕД
Вы чем тут занимаетесь?

Макс и Таська резко прерываются и отходят друг от друга на шаг. Макс словно очнулся, Таська втихомолку улыбается. Дед, глядя на нее, едва сдерживает ухмылку.

ДЕД
Чё стоишь? А ну домой пошла.

Таська робко оборачивается на Макса, а затем, стараясь не слишком открыто улыбаться, уходит. Дед подходит к столу и садится.

ДЕД
Ну, что стоишь? Садись давай. Расскажешь мне, что тут происходит.

Макс ерошит волосы, затем подходит к столу и садится рядом.

ДЕД
Я смотрю, вы тут между собой уже договорились?

Макс молчит. Дед выжидает, но, поняв, что ответа не дождется, продолжает, попутно принимаясь за еду.

ДЕД
Ну оно-то дело молодое, ты мужик здоровый. Сам таким был. Я когда молодой был – да все девки на меня заглядывались. Ну а если и она тебе понравилась – грех не приласкать.
(ДАЛЬШЕ)
ДЕД (ПРОД.)
Только Таська-то дочь моя. Я к тебе по-доброму отнесся, надеюсь, ты мне тем же и отплатишь. Так что делай, что хочешь, а дочку мою не обижай, понял? Если поиграться решил – не будет к тебе хорошего отношения, и не жди.

МАКС
Извини, Дед, бес попутал...

ДЕД
А что ж сразу попутал? Ты что же, хорошая же девка. Да и я не против, если сойтись решите. Ей бы давно уже замуж пора.

Макс молчит, не поднимая глаз.

ДЕД
Что, не нравится она тебе? Ну... Ты подумай. Один фиг твоя тебя бросила.

Макс поднимает на него рассерженный взгляд.

ДЕД
Да не бесись ты. Послушай лучше, что я тебе говорю. Я человек уже старый, жизнь видел. Твоя ведь тоже молодая, так? Ты когда от нее уехал? Уже месяц как? Да уже с лишком. И что, ответила она тебе хоть раз? Хоть немного о тебе побеспокоилась? Я тебе раньше говорил, и теперь говорю: нельзя бабу одну оставлять. Не дело это. Она поплачет, поплачет, а потом бац – и новая любовь у нее. Да и что ты делать с ней теперь будешь? Ты ведь обратно возвращаться не собираешься. А она что, думаешь, согласится к тебе сюда ехать? Из города – к коровам? Ваше дело конченое.
(ДАЛЬШЕ)
ДЕД (ПРОД.)
Если она тебя еще не бросила, то как пить дать бросит. Вот попомни мои слова. Да давно уже про тебя забыла, вот и не проявляется, хоть звони ты ей, хоть нет.

МАКС
Да нет, не может такого быть... Точно не может.

ДЕД
А чего она тогда, по-твоему, пропала?

Макс не отвечает, просто резко поднимается с места и быстрым шагом идет на выход.

38. ИНТ. УТРО.

Дом Деда и Таськи. Таська в общей комнате наводит порядок: протирает пыль, переставляет мелочевку. Напевает под нос. В дом врывается Макс, Таська оборачивается к нему.

ТАСЬКА
Ты пришел?

Макс проходит мимо нее, даже не взглянув, прямиком в выделенную ему спальню.

39. ИНТ. ДЕНЬ.

Спальня Макса. Макс буквально врывается в помещение, следом за ним входит Таська.

ТАСЬКА
Что-то случилось?

Макс достает из комода свой старый рюкзак, начинает быстро собирать свои вещи, разложенные по разным местам. Все, что найдет, Макс бросает на кровать рядом с рюкзаком.

ТАСЬКА
Макс? Что ты делаешь? Макс, ты что, уходишь? Что случилось? Макс? Вы с папой поругались?

Макс застегивает рюкзак, выходит из комнаты. Таська бежит за ним.


40. ИНТ. УТРО.

Ванная комната в доме Деда и Таськи. Макс входит, собирает по стаканам свои принадлежности – щетку, бритву, и, замотав в туалетную бумагу, убирает в рюкзак. Выходит из ванной.

41. ИНТ. ДЕНЬ.

Общая комната дома Деда и Таськи. Макс проходит мимо Таськи.

ТАСЬКА
Вы поссорились? Это из-за меня? Максимчик, милый, не уходи, я ему все объясню!

Девушка пытается ухватить его за куртку. Ей удается ухватиться за ткань на спине, но Макс двигается так решительно и резко, что пальцы почти сразу соскальзывают. Макс идет к выходу. Таська идет следом за ним.

ТАСЬКА
Постой! Макс!

Почти у порога Таська догоняет Макса, обнимает его со спины обеими руками. Макс вынужденно останавливается.

ТАСЬКА
Не уходи...

Макс грубо избавляется от ее рук и уходит. Таська, ошарашенная, какое-то время стоит бездвижно.

ТАСЬКА
Макс!

Таська начинает плакать, выбегает из дома вслед за ним.

42. НАТ. УТРО.

Двор дома Деда и Таськи. Макс спускается с крыльца, идет через двор, резко отворяет калитку, выходит на дорогу. Таська мчится за ним через двор, зовя по имени, выбегает за калитку. Макс уходит вперед слишком быстро, Таська из-за слез задыхается, и не может бежать за ним. Останавливается, пройдя всего несколько шагов по дороге. Мимо проходит баба Люся, глядя на происходящее, останавливается посмотреть. Таська снова бросается за Максом, ей почти удается его догнать. Она пытается ухватиться за рюкзак. Макс поворачивается к ней, отталкивает ее руку и, снова повернувшись к ней спиной, уходит. Таська рыдает. Подходит баба Люся. Рядом с ней уже стоит и баба Нина.
БАБА ЛЮСЯ
Таська, чего это он? Бросил тебя, что ли?

ТАСЬКА
Да пошли вы!

Таська закрывает лицо руками и кидается обратно в дом, баба Люся и баба Нина ловят воздух ртом от возмущения.

43. НАТ. УТРО.

Остановка на трассе. Макс выходит к шоссе. С собой только рюкзак, с которым он приехал. В нетерпении болтается у остановки, затем направляется пешком в сторону города.

44. НАТ. УТРО.

Трасса среди леса. Макс идет по обочине. За спиной Макса появляется автобус. Макс, услышав его приближение, оборачивается и начинает размахивать руками, чтобы тот остановился. Автобус едет мимо, и Макс бежит рядом с ним, хлопая ладонью по двери. Автобус останавливается, Макс садится.

45. ИНТ. УТРО.

Салон автобуса. Автобус пуст. Макс садится на то же самое сиденье, где сидел, когда ехал в противоположном направлении.

46. НАТ. ВЕЧЕР.

Остановка у автовокзала. Автобус подъезжает к остановке. Из него высаживаются люди. Одним из последних выходит Макс. Случайно натыкается на зазевавшуюся бабушку, наспех извиняется и идет своей дорогой.

47. ИНТ. ВЕЧЕР.

Коридор на автовокзале. Темно, Макс проходит мимо дверей, обозначенных невзрачными вывесками, затем сворачивает в туалет.

48. ИНТ. ВЕЧЕР.

Входное помещение туалета. За конторкой вяжет скучающая женщина-администратор. Макс замечает на стене объявление: «Туалет платный. 15 рублей». Макс выскребает из кармана мелочь, кладет на стойку и идет в туалет.




49. ИНТ. ВЕЧЕР.

Помещение туалета. Макс останавливается у раковины, кидает рюкзак на стоящим рядом табурет. Рассматривает свое отражение в зеркале. Выглядит он плохо – в поношенной дедовой одежде, пыльной и помятой с дороги, с растрепанными волосами, со щетиной. Как будто постарел на десяток лет. В одной из кабинок посетитель спускает воду. Слышится возня, затем щелчок шпингалета. Посетитель выходит из кабинки, подходит к раковине, стараясь встать как можно дальше от Макса. Посетитель наскоро моет руки, косясь на Макса. В это время Макс отрывистыми движениями открывает рюкзак, достает туалетные принадлежности, и начинает худо-бедно приводить себя в порядок. Сначала он принимается чистить зубы. Посетитель окидывает его недовольным взглядом, обходит его по широкой дуге, и покидает помещение. Макс заканчивает чистить зубы и принимается бриться, оставляя на коже кровоточащие порезы.

50. НАТ. ВЕЧЕР.

Двор жилого дома, дома, где живет Марина. Людей пока немного, многие еще только возвращаются с работы. Макс приходит в знакомый двор, осматривается. Нерешительно идет к подъезду. Почти у самого подъезда мимо Макса пробегают дворовые мальчишки, играющие в догонялки, и едва не сбивают Макса с ног. Последние остатки решимости Макса тают, и он уходит в обратном направлении, подальше от подъезда. Садится на первую попавшуюся лавку и начинает курить. Во двор заходит ЕГОР. Егор – общий друг Макса и Марины. Он аккуратен, и с иголочки одет в представительный костюм. Разве что галстук у него ослаблен, отдавая дань наступившему вечеру. Егор сначала спешно идет к своему подъезду, но случайно замечает Макса и останавливается. Какое-то время он рассматривает курящего чужака, пытаясь убедиться, что это и вправду Макс. В конце концов, Егор подходит к старому другу.

ЕГОР
Макс, ты?

Макс поднимает голову.

51. ИНТ. ВЕЧЕР.

Небольшое кафе. За одним столиком сидят Макс и Егор. Макс расслабленно откинулся на спинку стула, в то время как Егор собран и немного напряжен, поскольку внешний вид Макса привлекает нежелательное внимание.

ЕГОР
А ты здорово осунулся. И что это ты на себя напялил?
(ДАЛЬШЕ)
ЕГОР (ПРОД.)
Где ты вообще такие тряпки откопал?

Макс ерошит волосы, но не отвечает.

ЕГОР
Давно тебя было не видно. А мы тебя искали. Где ты был? Чем занимался?

МАКС
Да так... Ничем... Просто...

ЕГОР
Мы уж о самом плохом думали...

МАКС
О чем это?!

ЕГОР
Ну мало ли... Ограбили, похитили. Не дай бог, убили...

МАКС
Да ну ты брось.

ЕГОР
Так где ты был?

МАКС
Да надо было... Уехать... Знакомые у меня... В деревне одной тут...

ЕГОР
Ты бы хоть кому слово сказал, что уезжаешь... А то пропал, мы даже не знали, где тебя искать...

МАКС
Так надо было... А что... это?.. Моя? Маринка... Я ей звонить пробовал, она на звонки совсем не отвечает. Думал позже приехать, только из-за нее сорвался. Как оно у нее?

Егор меняется в лице и откидывается назад, на спинку стула.
ЕГОР
Черт, а я думал, ты из-за этого и приехал... Так ты не в курсе...

Макс подается вперед.

МАКС
По поводу?

Егор мнется, не зная, с чего начать и избегая взгляда Макса.

ЕГОР
Похоронили ее... Недели не прошло, как ты уехал.

МАКС
Чего?

ЕГОР
Мы с ног сбились, тебя искали. А тебя нет. Потому и думали о худшем, что скоро и тебя найдут где-нибудь... Объявили в розыск... Только тебя там, походу, не слишком-то искали...

МАКС
Как? Что?

ЕГОР
Что - что?

МАКС
Произошло это как? Как это, мать его, случилось?!

ЕГОР
А хз что там. Водитель пьяный, наверное. Сбил ее. Сбил и уехал. В нескольких сотнях метров от ее дома. Считай, что в родном дворе. Возвращалась от подруги...

МАКС
Наверное?.. Его что, не нашли?

Егор качает головой.


ЕГОР
Говорят, место глухое. И ночь считай была. Темно, камер нет, свидетели все по домам сидели, в телик пялились. Следаки вроде что-то со следами намутить хотели, но так до сих пор ничего и не слышно... Нелли Ивановна что на похоронах, что после – рыдала, прямо убивалась. Все просила найти этого подонка. Мы надеялись, ты хоть к похоронам вернешься, мало ли... А тебя все не было...

ВОСПОМИНАНИЕ МАКСА.

52. НАТ. НОЧЬ.

Небольшая улочка неподалеку от дома Марины.

Макс пытается набрать на телефоне номер Марины, но машина попадает колесом на яму, подпрыгивает и ненадолго теряет управление на гололеде. Макс нечаянно выбивает телефон из держателя, и телефон падает на пол автомобиля. Справа от автомобиля проносится тень, и тут же слышится неприятный глухой стук.

ОКОНЧАНИЕ ВОСПОМИНАНИЯ.

53. ИНТ. ВЕЧЕР.

Столик в кафе.

МАКС
Когда?..

ЕГОР
Чего?

МАКС
Когда похоронили?

ЕГОР
Десятого, кажется, или около того...

МАКС
Десятого?.. А сбили? Вечер был, да?..


ЕГОР
Ну как вечер... Ночь почти... Она от Ленки шла, у них был девичник. Точное-то время я не знаю...

МАКС
Где это произошло?

ЕГОР
От дома недалеко, я же говорил.

МАКС
А была она в чем?

ЕГОР
Блин, да откуда же я знаю! Вроде Ленка говорила, в платье каком-то... Я с Ленкой тогда в морг ездил, даже сам ее сразу не узнал. Она ж постриглась, еще и в блондинку перекрасилась, готовила тебе сюрприз...

54. ВОСПОМИНАНИЕ МАКСА.

НАТ. НОЧЬ.

Небольшая улочка неподалеку от дома Марины.

Крупным планом подол платья – слишком легкого для ранней весны. Ветер слабо играет с тканью. Затем крупным планом густая белокурая шевелюра и участок залитой кровью кожи лица, почти спрятанного волосами.

ОКОНЧАНИЕ ВОСПОМИНАНИЯ.

55. ИНТ. ВЕЧЕР.

Столик в кафе.

Макс опускает голову, ерошит волосы.

ЕГОР
Друг, ты как? Даже не знаю, что тебе сказать теперь... Все так внезапно получилось... Мы и сами в шоке были. Ну хоть с тобой все в порядке... Где же ты все это время был?..

МАКС
Черт, я уже ничего не знаю...

ЕГОР
Ты как?.. Паршиво выглядишь.

МАКС
Я пойду, наверное...

Макс встает, снимает свой рюкзак со спинки стула, вешает себе на плечо.

ЕГОР
Уже уходишь? Мы же еще кофе не допили! Эй!

Макс оставляет на столике деньги за кофе и идет к выходу. Егор встает.

ЕГОР
Ты еще вернешься? Ты где будешь? Как тебя искать? Хоть номер свой скажи. Макс! Нашим-то что передать?

Макс машет ему рукой, не оборачиваясь, и уходит.

56. НАТ. ВЕЧЕР.

Крыльцо кафе. Макс выходит, останавливается на ступеньках. Затем запахивает куртку поплотнее, и, сгорбившись, идет по улице, не выбирая направления.

57. НАТ. ВЕЧЕР.

Автобусная остановка. Походит Макс. Садится, откинувшись на спинку. Спускаются сумерки, начинает темнеть. Подходит автобус с тем же номером, на котором он месяц назад приехал в деревню. Автобус ненадолго останавливается, ожидая пассажиров, потом отъезжает. Макс остается сидеть на остановке, не меняя позы.