Финал

Михаил Шаргородский
История, описанная мною в 4-х  эпизодах, имела неприятный финал и для меня лично.
Из Министерства уволили несколько руководящих работников за недостатки, допущенные в работе по борьбе  с "негативными явлениями."
Среди этих лиц был и я.
Поскольку я был главным инженером, меня направили в подведомственное проектно-конструкторское бюро руководителем одного из подразделений.
Надо сказать, что чувствовал себя там я довольно некомфортно.
Я уже 15лет проработал в аппарате министерств. Более 5лет был куратором организации, куда меня направили  на новую работу.
И они и я ощущали во взаимоотношениях определенную неловкость.
Моя работа  в этой  организации совпала по времени с периодом, когда Министерство решило сместить нашего руководителя.
Руководство комиссией по изучению дел в организации было возложено на человека, назначенного на ту должность, которую раньше занимал я.
Надо сказать, что в то время в проектных организациях существовал своеобразный  порядок. Руководители служб были на твердых окладах, а все остальные сотрудники на выработке.
Поскольку руководители подразделений, как правило, были наилучшими специалистами своего направления, они работали и создавали самые лучшие проекты.
Так как, на себя оформлять сделанную работу у них не было права, искали какую-то подставную, подходящую личность, как будто он сделал эту работу.
Иногда эти личности, правда, делали часть, или даже всю работу, так что их гонорар  был в этих случаях оправдан.
Думаю, что  это были издержки системы. Это не было мошенничеством, поскольку продукция была создана, но нарушением все же было.
Такие подставы были во всех службах нашей, и всех других, подобных организаций.
Комиссия министерства основное внимание уделила тому, у кого сколько было подставных фигур, и сколько денег им было выплачено.
Они досконально изучили материалы в нашей организации и собрали, по их мнению, убийственный материал.
Такой подход был бы полностью оправдан при проверке любого предприятия. Но здесь была своя специфика.
Министр был сравнительно новым человеком в отрасли и решил вопрос такой специфической организации рассмотреть на выездном заседании коллегии прямо в проектном бюро.
Я уже в одной из своих миниатюр описывал эти события, так что допускаю небольшой повтор.
На заседании коллегии докладчик выступал больше часа. Все обвинения сводились к финансовым нарушениям.
По окончанию доклада,  министр грозно обратился к тремстам проектантам, застывшим в испуганном безмолвии: "Ну, что скажете в свое оправдание?"
Первым предложили выступить начальнику самой крупной службы. Он с испуга вообще говорить не мог. Что-то нечленораздельное промямлил, чем еще более рассердил Министра и сел.
Я понял, что мы погибаем. И вопреки регламенту, попросил слова. Мне его дали. Волновался я страшно. Но говорил довольно долго. Если правильно помню, то минут 12. На таких мероприятиях принято не превышать 5 минут.
Смысл моего выступления был в том, что если мы исправим все, о чем говорил докладчик, разве положение дел улучшится? Ведь мы призваны поднимать технический уровень отрасли. А в докладе об этом ни слова. Между тем в системе уйма именно таких проблем.
Как бывший главный инженер, я хорошо знал все болевые точки, и многие из них назвал. Министр слушал молча. Ни разу не перебил. Не задавал вопросов.
По окончанию моего выступления в зале нависла довольно длительная пауза.
Затем Министр, демонстративно отодвинув от себя доклад и другие, подготовленные для него бумаги, обратился к присутствующим: "Ну что же  товарищи, давайте поговорим о наших делах"
Напряжение спало.
Выступил старейший конструктор, рассказал о проблемах. Выступали и другие, но не по должностям, а по владению предметом.
На коллегии никого не сняли. Побочным результатом стало то, что докладчик и некоторые другие лица, строившие свои планы на разгроме  проектной организации, стали моими смертными врагами. 
Полагаю, что был еще один, несколько отдаленный результат.
Года через два нашего Министра перевели на должность Министра  торговли.
Через некоторое время он пригласил меня на должность своего помощника. Я думаю, что он меня запомнил тогда на коллегии, и, возможно, это и определило его выбор.
Перейдя в министерство торговли, я посчитал, что эпопея, о которой я рассказывал в предыдущих своих эпизодах, для меня закончилась, хотя не совсем бесследно.
Еще довольно долго, в особенности при выдвижении вперед, вспоминали, что я был когда- то смещен за некие упущения.
Оглядываясь назад, представляется, что все это было так давно, совсем в другую эру. Ныне уже другое поколение, другие понятия и подходы.
И Слава Богу!