Грибы исландии

Анатолий Шульга
   Август 1974 года, научное судно СРТР «Академик Книпович» мурманского Полярного института после совместной мальковой траловой съёмки окуня с исландцами заходит в порт Акурейри (север Исландии) для выработки и оформления отчёта о результатах работ.
Более-менее тепло, травка зеленеет, на склонах холмов и горушек небольшие кустики, иногда появляется солнце. По фиорду прошли с исландским лоцманом, на берегах небольшие посёлки с  ярко окрашенными домиками.
   Рядом на швартовых стоит научно-поисковое судно (с которым мы работали на сьёмке) «Арни Фридгейрсон», который поновее и побольше чем наш «клипер», от института рыболовства Исландии. С него к нам пришли двое коллег,  сообща быстренько согласовали совместный доклад для начальства. Одного из них в общении (на английском) мы называли Вилли, а второго, рыжего здоровяка, закончившего биофак МГУ — Эйя. Настоящие их имена и фамилии сложно не только выговорить, но и прочитать.
   Присели после работы над отчётом за столом в каюте на нашем судне и русская водка окончательно сблизила нас. Вечером они повели нас в ресторан, за деньги их института. вход туда был платным. Выдали нам по 100 грамм водки со льдом в больших стаканах и потом ещё по стакану пива при символической закуске. Помню, я у ресторанного оркестра заказал песню  «Satisfaction” от «Роллинг Стоунс». Оркестранты удивились, но исполнили заказ странного русского под овации публики.
   На следующий день на огромном туристическом автобусе Эйя повёз наш экипаж на экскурсию к озеру Миватн. Вилли после вчерашних возлияний, пошёл лечить синдром похмелья в госпиталь, где ему сделали пару уколов и уложили спать. На повороте узкого серпантина наш автобус слегка подтолкнул в кювет «Москвич-412» с семьёй. Вылезли из автобуса, дружными усилиями вытащили это неповреждённое авто на дорогу и поехали дальше. Кстати, советские «Москвичи» в те годы были очень популярны в этой стране, а более-менее высокие руководители рассекали просторы Исландии на 24-х «Волгах».
   У самого озера вулканический пейзаж представляет из себя лавовые образования самых причудливых форм и видов. Всё слегка покрыто травой и кустиками карликовых берёзок с ивой. Подъехали к озеру, начали осматриваться. В одной из  кальдер с сине-желтовато-чёрным грунтом масса паровых источников, бульканье грязи, ручейки с бурой горячей водой, мостки для туристов. Резкий запах сероводорода, прямо таки новорождённая планета Земля.   Рядом и подальше расположены несколько обустроенных сходнями подземных природных бассейнов с очень и просто горячей водой.
  Искупались вместе с западногерманскими туристами, пофотографировались, начали лазить по окрестным буграм и обнаружили массу грибов, преимущественно - подосиновиков.     Насобирали две коробки из-под «колы», отволокли в автобус. Эйя сказал, что эти грибы местные жители не употребляют в пищу, в Исландии их едят только овцы. На мой вопрос: а какие вы грибы едите, он показал мне на следующий день в супермаркете французские шампиньоны, свежие и в консервах. А собранные нами грибы на камбузе мы приготовили на ужин для себя (со сметаной), обьедение.
   Исландские гости вежливо отказались от этой закуски. В  Интернете узнал, что и поныне грибы в Исландии собирают только поляки и восточные славяне, работающие там по найму.
Побывали ещё в местном ботаническом саду. Аккуратные грядочки с мхами и лишайниками, разными видами трав (таблички и по-латыни) и самое старое дерево Акурейри: ель толщиной аж полметра со скрученными постоянными сильными ветрами ветками.
  Красивая суровая кирха, вежливый народ, для наших валютных копеек — атомные цены в магазинах на всё. Купили открыток, кой-каких сувениров и выпив на «посошок» с исландёрами, на третий день погребли в Баренцево море, для совместной траловой съёмки с англичанами и норвежцами..
   Но это уже отдельная песня и мотив.
К сожалению, не смог добавить свои фото. Жду помощи "гаджетного" внука...