Ирина Одоевцева Люблю о ней вспоминать Ленинград,

Тамара Воронина 2
Ирина Одоевцева Люблю о ней вспоминать… Ленинград, Переделкино..
   Давно порываюсь написать о Бунинских блинчиках. Да, это есть в ее книгах, в ее  воспоминаниях. Но, многое  из того, что мы читаем  и читали тогда, оживало, осуществлялось и в нашей жизни. Надо сказать, что у Ирины Владимировны был  совершенно   исключительный  вкус к пище, ко всему тому, что она ест. Ее вкусовые качества были  качеством человека, который употреблял не просто изысканную, какую-то необыкновенную пищу, нет, она обладала, она знала вкус  ЗДОРОВОЙ пищи. Немного, но чтоб очень было качественно и полезно. Это и делало и сохраняло ее здоровый организм, очень солидного возраста(она вернулась на 93 году жизни), когда мы уже наблюдаем  болезни   и  желудочные,  и кишечные. Она никогда, ни разу не пожаловалась на  плохое переваривание. Она просто не допускала в свой организм плохую еду. Мы часто с ней были на кухне вдвоем, и она меня просто учила, как приготовить то одно, то другое. Она очень любила хорошее мясо на сковороде, но мы-то на сковороде жарим, чтобы  прожарилось хорошо. А мне она говорит надо мясо на сковороде жарить : ТАК и ТАК, т.е. раз положил и тут же перевернул  и все - готово. Сначала она научила меня хорошо отбить  так, чтобы кусочек был очень тоненький, посыпаю специями, кладу на раскаленную сковородочку, и тут же  переворачиваю. Все - готово. Попробовали - во рту тает, вот это вкус. Никакой жарки. Искусство. Легкость. Делали салатики, мелко-мелко крошили, сдабривали соусами. Яблочки, тертые, всегда были в ходу. Очень любила квашенную  капусту, чтобы она хрустела, выбирали на рынке.-хрустящие кусочки. Как-то принесли арбуз. Он на наш вкус был очень сладкий, а она не стала есть, именно потому, что очень сладкий. Арбуз не должен быть очень сладкий. А этот арбуз плохой. Вот так мы воспитывали  и наш вкус к еде. Надо сказать, она  любила русские соленья: огурчики, они тоже должны хрустеть. Надо заметить, у неё были великолепные зубные протезы. Они, как влитые держались. Она ими могла свободно  есть хрустящую капусту, огурчики.
    Как-то мы сварили  ей борщ, настоящий,  со свеклой, морковью, все натерли, по пассировали, обильно положили специй, словом  борщ получился на славу. Ирина-то Владимировна пришла в такой восторг от тарелки борща со сметаной, что мы стали варит его чаще, чем собирались. Потом мы сварили ей рассольник с солеными огурчиками. Понравился, но борщ победил.Готовили все мы сами. Это все было в Ленинграде.Обедать мы ее всегда привозили на кухню,сервировали стол.Всегда был фужер для вина. Оно должно было быть очень высокого качества.  Кушала она  не торопясь, красиво, всегда вилка и нож были в руках. Маленькие кусочки хлеба, любила чуть-чуть подсушенные.
   Но  вот, когда мы приехали в Москву, в Переделкино, в Дом Писателей, пришлось нам труднее. Прежде всего, общая столовая, ОБЩЕПИТ, и все тут.  Для наших советских желудков, они готовили хорошо. Мы к этой еде привыкли. А вот Ирина Владимировна эту пищу ела с большим трудом. Она ее просто не хотела. Я даже ходила на кухню, что-то просила  для нее сделать, например, отварить простой картошечки. Котлеты совершенно есть не могла. И тогда мы стали что – то придумывать  в тех условиях и  готовить для нее сами. Кофе пила только наш натуральный домашний, легкие бутерброды. Анна Петровна (Колоницкая) все время что-нибудь привозила, конечно деликатесы, и, прежде всего, копченую колбаску, которую она очень  любила. Мы даже завели дома маленькую электрическую  плиточку. И стали очень осторожно, но  для нее что-то готовить.
    Вот на этой плиточке-то  мы и   делали   Бунинские блинчики. Во Франции они пекли блинчики на  спиртовых  комфорках, а мы на нашей плиточке, на маленькой сковородочке, и блинчики получались ма-аленькие. А   ели их с маслом, со сметаной и с икрой, все заворачивалось трубочкой. Боже, как это  было вкусно, и Ирина Владимировна в этом активно участвовала и ела их с удовольствием.    У нас было два номера, и поэтому мы делали их в моем номере. Я открывала балкон, чтобы запахи выходили на улицу. Тайно угощали наших верных друзей, соседей рядом. Устраивали  праздники. На нашей маленькой плиточке  мы варили и молодую картошечку. Да еще  свежие огурчики, которые Анна привозила, все  это Ирине Владимировне очень нравилось. Было лето, и Анна много привозила еще и разных ягод. И Ирина Владимировна с наслаждением  ими лакомилась.  А уж в день ее рождения 28 июля, там было все : и деликатесы и блинчики и, конечно, шампанское и разные  сухие вина. Был и творческий вечер и поздравления и цветы и подарки. Это было красиво, торжественно, празднично. И, главное, это было на Родине, в столице России, в МОСКВЕ.
Народная артистка России Тамара Никитична Воронина
17 декабря 2019г.
Г.  Екатеринбург.