Небесный покровитель

Ирина Кашаева
Сосед мой,  Михаил Ильич , был очень одинок. Он  рано овдовел. Единственный сын   жил далеко и отца навещал  редко. Поэтому  все свое тепло старик отдавал нам, соседским ребятишкам.   
Закрываю глаза и вижу дядю Мишу,  сидящим на лавочке   и мастерящим для нас   игрушки.
В его доме было множество икон. Одну  из них дядя Миша  почитал более других и  и молился перед ней особенно истово.
На старинной  доске  изображен лик юноши  с  крыльями за плечами. В одной  руке у него щит, а в другой-меч.
-Кто это?- как-то спросила я.
-Это Михаил Архангел, мой небесный покровитель. Благодаря ему я  с войны живым пришел. Спас он меня, да и не меня одного. "
- Как это- "спас"? Разве святые есть на самом деле? Расскажите?"
-Слушай.
 Родился  я 21 ноября 1924 года. В этот же день моя бабушка пошла в соседнее село и купила эту икону.
Там   Храм  Божий рушили, а иконы люди тайком по домам  разбирали.  Кто-то  себе оставлял, кто-то  на еду менял.  Голод   был. Вот  бабушка и обменяла эту икону   на  картошку.
Только из больницы меня  принесли ,  окрестили сразу и нарекли Михаилом.  Дома крестили, сами.
В  1933-ем мои  родители и бабушка  умерли от голода.  Выжили только  мы   со старшей  сестрой Дуняшей. 
Думаю, что это Михаил Архангел спас нас от лютой смерти.
 В те   годы были гонения  на верующих.
Помню, как идейные  безбожники  шныряли по избам , искали  все, что имело отношение к вере в Христа и сжигали. Главной у них была товарищ Тимофеева:  тетка в красной косынке, черной кожанке и с  наганом за поясом. Ее именем  матери пугали своих непослушных детей. Так и говорили:" Не будешь слушаться- придет Тимофеева и заберет тебя!"
Однажды  отряд безбожников    ворвался и  в нашу хату . Я очень  испугался за икону . Но каким-то непостижимым образом Дуняша предвидела это! Она спрятала икону в подпол,  заперла его на  замок и накрыла половиком.  Вот только ключ спрятать не успела и   сунула его мне.
Я быстро забрался на печку и зарылся там в кучу тряпья.
Чекисты в кожанках ворвались в избу.
-Где икона?"- сурово спросила Тимофеева.
-Нет у нас никаких икон"-спокойно и твердо  ответила Дуняша.
-Знаю, что есть! Отдай по-хорошему!"-злобно завизжала комиссарша и  отшвырнула мою сестру в сторону. Чекисты начали обыск и сердце мое   замерло.
Перестав дышать, я мысленно  молился , чтобы они не заметили подпол.
 Рыская  по  избе волками, нехристи перевернули  все вверх дном, но так  ничего и  не нашли. Случилось   чудо: они топали  сапожищами прямо над иконой, но поднять половик и  открыть подпол  не догадались!
 Тимофеева пребывала  в страшном   бешенстве.
-Мы вернемся и  тогда тебе не поздоровится!  "-злобно процедила она сквозь зубы и хлопнула дверью.
Они  ушли, а я спустился с печки , обнял сестру и мы оба плакали.
Вечером к нам зашла  соседка .
-Уходить тебе   с мальчонкой надо.  Ведьма  эта  в  покое вас теперь не оставит"- тяжко вздыхала она.
-Куда же я из родного-то дома пойду? Да и Мишутка мал еще. "-качала головой  Дуняша.
-Не знаю , милая.  Но раз уж ты с ведьмой в войну  вступила- спокойной жизни не жди. Идите к  Нюре под  Пензу. Нюрка-то хоть и не сахар, но все же тетка! Все одно лучше чем тут помирать!"
После ее ухода  Дуняша завернула икону в чистую ткань и собрала меня.  Выйдя на улицу, она поклонилась в пояс  родному дому и перекрестила его. 
Потом она  взяла меня за руку и мы пошли прочь по вязкой после дождя дороге. 
 Шли мы долго, с редкими передышками. Я очень устал, потерял счет дням и растер ноги до крови.  Наконец мы вошли   в  незнакомую  деревню.
-Все, Мишутка. Пришли. Здесь живет тетя Нюра,  сестра нашей мамы  Не выгонит же она нас! "-сказала Дуняша.
Тетя Нюра жила одна. Она  показалась мне суровой , но  на улице нас не оставила. Пригласила в избу, обогрела и накормила. Икону тетя Нюра сразу повесила  в передний угол ,  на почетное место.
Тетка была с характером, но мы все-таки поладили.  Началась  наша новая жизнь.
 Дуняша помогала тете Нюре по хозяйству, а я  определился к соседу  учиться сапожному мастерству.
Со временем я   стал хорошим сапожником. Мне нравилась одна  девушка. Я мечтал сказать ей об этом и когда-нибудь жениться на ней!
А в сорок первом началась война и порушила все наши планы.  Мне шел семнадцатый год. Как и многие ребята,  я рвался  на фронт. Но меня не брали. Тогда я  приписал себе два недостающих года и осенью получил повестку.
Помню, как на сборном пункте плакали Дуняша и тетя Нюра! Они наперебой крестили меня, а тетя Нюра  одела на меня свой крестик и благословила по-матерински.
Война стала  страшным испытанием для всех нас!
Воевал я  в пехоте.  Смерть шла за мной по пятам и сожрала многих моих друзей. Я даже ранен не был.  Пули обходили меня стороной, словно  кто-то невидимый оберегал меня. Победу я встретил в Берлине.
Как же мы были счастливы,  когда   объявили о Победе!
В тот день мы с ребятами нашли полуразрушенный  фашистский склад. Там находились огромные цистерны со спиртом.
-Братцы! Четыре года  мы за Россию-Мать кровушку проливали! Победа, братцы! Победа! Давайте  выпьем за нашу великую Победу, за за товарища Сталина и за наш народ! Тащите посуду"-распорядился старшина .
Командир наш, младший лейтенант , одобрил это предложение.
Мы живо  достали   котелки,  кружки , подошли к одной из  цистерн и выстроились в очередь.
Вдруг..
-Еще один шаг и я стреляю! Все назад!"
Все, как один, мы   отскочили от бочки и обернулись.
В разбитом  дверном  проеме маячила фигура незнакомого офицера с майорскими  погонами.   
-Кто  позволил  самоуправство?! Сволочи! Чтобы я  больше вас здесь не видел! Увижу- все как один под трибунал  пойдете! Марш отсюда!"-орал майор, выхватывая пистолет.
 "Сейчас по нам палить начнет!"-мелькнула у меня мыль. Было  страшно и очень обидно ! Дожить до Победы и погибнуть в самом Берлине,  вот так....Мы не могли даже шевельнуться,  все словно  окаменели!
На наших глазах неизвестный майор   расстрелял   цистерны со спиртом. Все до единой! Дождался, пока из них вытечет весь спирт и ушел так же быстро, как и появился.
Мы страшно  негодовали, но ничего не могли  поделать!
-Братцы а кто он, этот майор? Из какой части? Точно не из нашей!"-нашелся, наконец,  старшина. Действительно, никто из нас не знал его!  Позже выяснилось, что спирт в цистернах был намеренно  отравлен немцами. Если бы мы попробовали его,  все бы остались в том подвале!
Кем же был  офицер, спасший наши жизни? Где-то я уже видел его лицо! Но где?!
Вскоре меня демобилизовали  и  я  вернулся домой. Шел  мне тогда только двадцать первый год , но   я был  уже  наполовину седым. 
Сестра обняла меня и молча  прижалась к моей груди. А тетя Нюра плакала,  обхватив нас обоих руками.
В  святом углу ,по-прежнему  висела наша  икона  .Та самая... Тетя Нюра с Дуняшей подошли к ней, перекрестились и поблагодарили  Михаила Архангела  за мое счастливое возвращение.
А я стоял, всматривался в  лик святого и видел в нем черты лица   неизвестного майора. Того самого , который расстрелял бочки с отравленным спиртом и не позволил нам погибнуть...Да!  Это  точно был он!
 И я рассказал обо всем Дуняше.
А она поведала мне вот что:
- В ночь с 8 на 9 мая я никак не могла уснуть. Вроде бы все хорошо, Победа и ты  вот-вот вернешься домой! Но сон не шел ко мне.  Вдруг вся комната озарилась ярким  светом.Я вскочила и подошла к иконе: она сияла  ясным серебряным светом и освещала весь дом!
Я подумала, что что-то плохое случилось с тобой, упала на колени и молилась, молилась... Очнулась  только с  рассветом.Гляжу, а икона перестала сиять...И на душе у меня так спокойно стало , так светло! Я поняла, что теперь  все хорошо будет!"
Вот так, дочка! Благодаря своему небесному покровителю  я перетерпел все и выжил.  Благодаря ему я живу и сейчас..."