Гильшер Юрий Владимирович

Олег Каминский
Гильшер Юрий (Георгий) Владимирович

Родился 14 (27) ноября 1894 года в городе Санкт-Петербург (Россия), в семье потомственных дворян. Русский. Окончил Московское Алексеевское коммерческое училище в 1914 году.
Окончил Николаевское кавалерийское училище в Санкт-Петербург (учился с 30 ноября 1914 года по 1 июня 1915 год).
Пройдя ускоренный военный выпуск, стал одним из лучших кавалеристов и стрелков училища.
1 июня 1915 года был произведён в прапорщики и сначала получил назначение в 13-й драгунский Военного ордена генерал-фельдмаршала графа Миниха полк, но затем уже 3 июня был командирован на учебу в Гатчинскую Военную авиационную школу.
Окончил Военную авиационную школу лётчиков в Гатчине (учился с июня по октябрь 1915 года).
8 октября 1915 года был командирован в 4-й армейский авиационный отряд.
17 (30) октября 1915 года ему было присвоено звание «военный летчик».
Участвовал в первой мировой войне с 27 октября (с ноября) 1915 года. Воевал на Западном фронте.
7 (20) ноября 1915 года при запуске мотора, от удара лопастью винта, получил сильный ушиб головы и серьёзно повредил себе руку, получив закрытый перелом обеих костей правого предплечья и сильный ушиб кисти руки.
15 ноября 1915 года с загипсованной рукой добровольно отправился в служебную командировку в Москву, где на заводе «Дукс» занимался приемом запасных частей для летательных аппаратов.
20 февраля 1916 года был направлен в Одесскую авиационную школу на переподготовку, прошел обучение на новых быстроходных истребителях «Моран».
С 25 марта (5 апреля) 1916 года снова был на фронте. Воевал на Юго-Западном фронте в Галиции в составе 7-го авиационного отряда истребителей.
30 марта 1916 года произведен в чин корнета и был назначен командиром 7-го истребительного отряда.
Летал на двухместном истребителе «Сикорский С-16».
Для тренировки лётчиков в меткой стрельбе, изобрёл и создал качающийся тренажер для поддерживания навыков стрельбы с самолёта.
Вечером 27 (28) апреля (10 мая) 1916 года в результате неисправности системы управления элеронами его самолет «Сикорский С-16» зав. № 201 три раза перевернулся через крыло, затем вошел в штопор и, с высоты 1000 метров рухнул на землю. При этом лётчику оторвало стопу левой ноги, у него было сильно поранено лицо и тело.
В госпитале ему была сделана операция и ампутирована левая нога до колена.
С 28 апреля (10 мая) по 30 октября 1916 года находился на излечении.
Выздоровев, получил обычный протез и благодаря усиленным тренировкам в ходьбе стал ходить как здоровый человек. Медицинская комиссия признала его годным к военной службе.
Желая вернуться в авиацию, сделал по своим чертежам специальный деревянный протез.
29 октября 1916 года он обратился к начальнику Управления военно-воздушного флота с просьбой, чтобы его оставили в авиации и направили на фронт. Просьба была удовлетворена и, на следующий же день он вернулся в свой 7-й  отряд.
С ноября 1916 года по март 1917 года временно исполнял должность командира, а 22 июня 1917 года был утвержден командиром 7-го авиационного отряда истребителей.
С протезом ноги летал на истребителе «Ньюпор-21»
Всего сбил 6 самолетов противника, в том числе 5 самолетов – летая с протезом.
7 (20) июля 1917 года около 8 – 9 часов вечера в районе Тернополя появились 8 - 16 самолетов противника. На их перехват поднялись пять русских самолетов, в том числе три истребителя из 7-го авиаотряда, которые пилотировали летчики корнет Ю. В. Гильшер, прапорщик Д. А. Макеенок и поручик В. И. Янченко. В воздушном бою Гильшер в паре с другим летчиком сбил один самолет, но и сам погиб: от пулеметной очереди противника* мотор его самолета вырвался из рамы и вылетел вперед, крылья сложились, самолет рассыпался в воздухе и упал на землю. Поручик Янченко приземлился рядом, вынул из-под обломков тело командира, забрал его и доставил его на свой аэродром.
Похоронен в городе Бучач Тернопольской области (Украина).

Список известных воздушных побед Ю. В. Гильшера:
27.04.(10.05.)1916     1        2-х местный самолет**            Бурканув
31.03.1917                1        2-х местный самолет                Пусте Поле
07(13).04.1917           1        «Бранденбург С.1»***             Галиция
02(15).05.1917           1        «Оэффаг С.2»****                Большовце (Болыповцы, Боушув)
04(17).07.1917           1        2-х местный самолет                Посухов (Помухов)
07(20).07.1917           1/2     2-х местный самолет                Тернополь

Награжден орденами Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом (23.03.1917), Святого Георгия 4-й степени (15.05.1917), Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» (20.05.1917), Святого Станислава 3-й степени, а также Георгиевским оружием (21.11.1917).

Примечания:
*         По некоторым данным, его сбил австрийский лётчик - наблюдатель обер-лейтенант Фридрих Хирш.
**       Австрийские лётчики - пилот цугсфюрер Александр Гальбави и лётчик-наблюдатель кадет Юлиус Хорак произвели вынужденную посадку на русской территории и были взяты в плен.
***     Австрийские лётчики - пилот - фельдфебель Хабличек и лётчик - наблюдатель обер-лейтенант Роман Шмидт произвели вынужденную посадку на своей территории. Фельдфебель Хабличек был ранен в бедро и 13 мая 1917 года умер в госпитале.
****   Подбитый австрийский самолет приземлился прямо на линии фронта и был разбит огнём русской артиллерии. Пилот - сержант Мусбруггер получил ранения, лётчик-наблюдатель - лейтенант Хоченегг погиб.