Критика демократии

Андрей Браев-Разневский Абр
КРИТИКА  ДЕМОКРАТИИ

*****      *****

В настоящее время, как все мы знаем, многие и часто критикуют демократию, говоря, что время показало, что от демократии нет никакого толка. Помнится, я читал какую-то газету от партии аграриев, в которой говорилось, что демократы уже показали себя, и надо искать что-то другое, но не демократию. Я заметил, что все претэнзии предъявляются не самой демократии, а тем, кто её олицетворяет. То есть, если поп жадный, то Бога нет. Это, конечно же примитивно, но в отношении простого обывателя работает. Но я надеюсь, что среди моих читателей на прозе ру, которые часто заходят на мою страницу, есть и вполне здравомыслящие люди.

*****      *****

Недавно мне пришлось прочитать одного либертарианского автора, который критикует демократию в США. Там американская демократия описывается в подробностях, что и как, и многие вещи рассматриваются весьма подробно, и делается вывод, что демократия совершенно бесполезна. У меня возникло желание прочитать ещё двух идеологов либертарианства, но пока что я не нашёл электронной версии книги. Итак, что же не нравится либертарианцам в демократии? Автор описывает, что у них в Америке имеются различные политические партии. И, когда какой-то кандидат балотируется на должность, нужно тщательно изучать, что он там обещает народу. И, таким образом, сопоставляя, кто и что обещал, избиратель выбирает, за какого кандидата ему голосовать более выгодно. Именно это автор и считает «подлинной демократией». Но на самом деле всё это, что он описывает, никакого отношения к демократии вообще не имеет, это, скорее, какой-то фарс. Автор думает, что можно верить предвыборным обещаниям! Автору не приходит в голову, например, что можно создать свою партию, такую, которая будет следовать интересам народа. Или что человек, за которого голосуют, имеет какую-то биографию, и хорошо бы её изучить для начала. И автор не думает, что внутри политических партий есть много работы, и без этой трудной и изнуряющей работы никакая демократия не возможна. Автор делает вывод, что изучать предвыборные обещания – это долгий процесс. Но ему почему-то не приходит в голову, что, если кандидат не тянет на народного лидера, то эти предвыборные обещания вообще не надо изучать. И автору не приходит в голову, что в мэры можно выбрать человека, который 20 лет проработал на шахтах или был фермером. Автор считает, что демократия – это выборы, там где выбирают – царство демократии. Какое убогое представление! И почему не нашлось ни одного человека, который бы сказал ему это? Автор выпустил книгу, выступи с лекциями, и никто ему не указал на ошибки. Возникает вопрос: США – это безлюдная страна? Или не безлюдная, но умных людей там нет?

******      *****

И – третий случай, когда мне пришлось слышать критику демократии. Как-то раз я нашёл в интэрнете человека, который переживает за народ, и желает ему всяческого добра. Человек оказался настолько искренним, что тайные враги из ФСБ однажды отключили ему интэрнет. Правда, это всего лишь версия. И вот я, увидев этого человека (виртуально, конечно), решил с ним поговорить, как знать, может, мы придём к чему-то единому. И в начале беседы он был в хорошем расположении духа. Но, когда он прочёл мои «Апрельские тэзисы», то вдруг в нём что-то изменилось, он стал резким, раздражительным, и принялся изрекать бессвязные реплики, различные фразы. Апрельские тэзисы ему не понравились, почему – вот уж не знаю. Но одно из возражений было интересно. Он спрашивал, как можно найти среди массы народа настоящих патриотов, чтобы выдвинуть их во власть. На это я ответил, что настоящие люди есть. К примеру, я знаю человека, который установил на мой компьютер операционную систему, не взяв за это ни копейки. Он пришёл вечером ко мне, после работы, и сидел с компьютером 5 часов. Как полагаю, именно таких людей и надо выдвигать в мэры и губернаторы. Но этот москвич сделал вид, что мои доводы не убедительны, и вышел из общения.

******     *******

Также он говорил, что он лично не может назвать ни одного человека, которого можно выдвинуть во власть. Из этого он сделал вывод, что хороших людей не существует, все они жулики и сволочи. И в качестве примера он привёл садовый кооператив. В этом садовом кооперативе много раз избирался председатель, и каждый из них оказывался казнокрадом. Тогда я сказал, что надо применять те методы, которые изложены в «тэзисах». Ничего не ответив, этот человек покинул диалог. В числе прочего он говорил, что идти против власти опасно, и что-то замышлять против них вроде как бесполезно. Хотя, может быть, я не так его понял. Но мне показалось, что он был обижен. Другой критик «тэзисов» заявил, что ему ничего не понятно.

******     ******

Важен здесь именно тот момент, что, конечно же, не всегда можно найти настоящих людей, которых можно выдвинуть во власть. Даже если это ветеран труда, то это ещё не гарантирует его порядочности. Хотя, было бы, конечно, прекрасно жить в стране, которой руководят философы, ветераны труда и ветераны войны, и прочие отличившиеся люди. К этому именно и надо стремиться. А кого же мы выбираем? – Жуликов и прохиндеев. И не просто выбираем, но считаем их «хорошими». И, конечно же, если взять 10 человек из нас, то 9 из них заявят, что они ни разу в жизни не встречали нормальных людей. Таких, на кого можно положиться. Но ведь каждый 10-й скажет, что у него есть кое-кто на примете. И, если в местном комитете НДО будет состоять 1000 человек, то из них 100 скажут, что они знают хотя бы одного порядочного человека. А это уже 100 кандидатов только на одной улице города! Таким образом, если ты, читатель, за всю твою жизнь не встретил ни одного порядочного человека, то из этого никак не следует, что таких людей нет. Создавай отделение НДО в твоём городе, и ты теперь, наконец, узнаешь, что истинные патриоты есть. Ты их увидишь воочию, и некоторые из них станут народными лидерами, и займут ключевые должности в твоём городе. А если ты будешь впустую ходить на митинги и махать красным шариком – не жди никаких перемен. Страной так и будут руководить жулики и прохиндеи. А, если ты ещё и либертарианец, то эти жулики и прохиндеи пожмут тебе руку и похлопают по плечу. Выбор – за тобой, демократия или митинг, или полная пассивность. Я выбираю активность, и пытаюсь эти важные мысли донести до вас. Выбери свой путь и иди по нему до конца. Но не ошибись.

******      ******

18.12.19