Разговор с котом

Владимир Морозов 5
         * * *
Здравствуй, кот. Давай поговорим.
Ты меня поймёшь, ведь ты же очень умный.

Поделюсь сомнением своим...
Или убеждением своим?..
Я не знаю, как сказать. Когда-то, скромный, юный,
я стоял перед огромною страной.
Родиной моей она себя считала.

Но душа её упрямо отвергала,
и она мне не была родной.

Почему?
Да потому, что родность -
не в местах, где ты рождён на свет.
Ничего роднее в мире нет,
чем ТВОИХ заветных целей сходность
с целью и мечтой твоей страны.

Если же пути её темны,
если же она - сама ничтожность,
если злобно лжёт тебе в глаза
и хрусталь добра, упав, разбился, -
Родиной считать её нельзя,
даже если в ней ты и родился.
-----------------------------------------

              1.            

Будто яркий свет волшебного экрана
лился со страниц моих любимых книг.

Было мне шесть лет (читать я начал рано),
никогда не позабуду миг,
когда детски доверяясь слову,
сердце устремляя вдаль своё,
я читал про Гулю Королёву
и дошел до гибели её.

А потом, когда подрос, я видел,
как померкли яркие листы,
как навеки людям души выел
едкий дым мещанской пустоты.
Флаги те же - но уже как маска,
а за ней - корыстный, скользкий уж.
Подлостей чумная свистопляска.
Рожи изолгавшихся чинуш.
Пламя светлой честности остыло,
еле-еле начало мерцать.

Это было. Это вправду было.
И не будем это отрицать.

Дело, кот, ведь не в названьи строев.
Строй нежизнен, если нет стыда.
Тот, кто предал кровь своих героев,
всю страну утратит навсегда.
И заноет: "Ах, куда ж ты делась?"
Будет плакать, в землю биться лбом.

Поздно.
Ты забыл про честь и смелость.
И теперь навеки
будь рабом.

              2.

А теперь хочу сказать о том,
что больной тоской плывёт в огне по венам.

(В мире, многоликом - но пустом,
с кем ещё, как не с родным котом
говорить о самом сокровенном.)

Милый кот,
смотрю в глаза твои:
в них не только мысли о сметане,
в них огней глубокое метанье,
в них гуляют царственные львы.

Ты, конечно, слышал о любви?
О прекрасной боли человеков?
О единстве чистых дел и слов?
Об огне высоких фейерверков?
Знаешь, кот,
лишь там живёт любовь,
где душа людей парит, как птица.

В мире же тиранов и рабов,
в царстве обескрыленных скотов
человеку не в кого влюбиться.

Царь всегда найдёт себе царицу,
раб всегда рабынями любим,
а тому, кто хочет быть иным,
не к кому душою прислониться.
Он плюёт на царские пути.
Он свободен и душой, и телом.
Но в проклятом мире чёрно-белом
разноцветным
счастья не найти.

              3.

Впрочем, что же ныть.
И так есть много тех,
кто в молитвах часто просит Бога:
"Сделай то... Подай мне то..." - а рассуждая строго,
в этом есть какой-то сильный грех.

Будто в услуженьи Он у вас.
Будто Он нарочно создан вами,
чтобы по команде слёзных фраз
говорить: "Да-да, сейчас-сейчас", -
и бежать к вам быстро с чудесами.

В вечных просьбах молится рука.
В грудь стучат и воют, как белуги.
Перестаньте! Бог вам - не слуга.
Это ВЫ - его живые слуги.

Он сюда послал нас для борьбы.
Покидать тот путь никто не волен.
Небу нужен молчаливый воин.
Небу мерзки вечные мольбы.

              4.

Человек! Живи светло и чисто.
Образ и подобие богов!
САМ в боях создай себе Отчизну.
САМ в огне найди себе любовь.

Никогда, нигде на целом свете
пусть не будет трусов и лжецов.
Урожай от мудрости столетий
пусть дождётся наконец жнецов.
 
И на поле мира выйдут люди
радостное счастье пожинать.
Каждого приветит и полюбит
Родина, действительно как мать.

Знания чудесные утроив
мудростью, помноженной на труд,
воскресим всех умерших героев, -
пусть им  будет счастье, пусть живут.

Пусть посмотрят на плоды живые
их горящей жизни, их труда.
И паденья годы роковые
пусть не возвратятся никогда.
-----------------------------------------

          * * *

Вот и всё. Слова мои просты.
За окном - тяжёлый свет заката...
В тишине вечерней темноты
я и кот,
два друга,
чуть не брата.
Он серьёзен. Чувств его полёт
я всем сердцем чутко ощущаю.

Мы вдвоём живём не первый год.
Я и знал, что он меня поймёт.

Вот поймут ли люди?..

Я не знаю.