В Италию - со своим бельём, ч 7

Тамара Пимонова
 Дневник путешественницы, 30 июля 1995 г. Италия, п. Чезенатико
Снова пишу утром, все ещё спят. Вчерашний день у нас начался рано. Проснулись мы оттого, что услышали какую-то барабанную дробь. На крыше или в окне? Уже светало, и я увидела, что на улице льёт сильный дождь! К автобусу пришлось идти в тёмных накидках-плащах по лужам и босиком. Видок у нас был уморительный, но фото никто по дождю делать не стал. Почему-то в Римини и Сан-Марино поехала только половина группы. Но это не моя проблема. Всё, перейду к экскурсии в маленькую самостоятельную республику Сан-Марино, которая располагается почти в центре Италии на горе Титан. Вот что я запомнила.
 Государство основал Марино в те времена, когда начались гонения на христиан. Спустя время его возвели в сан святого, отчего и возникло нынешнее название. На горе высотой семьсот метров стоят три старинных замка, собор и небольшая церковь, где сохранились пещеры в скалах, в которых и жил Марино со своими подвижниками. Главный город Сан-Марино стоит на вершине горы, а внизу в долинах разбросаны деревушки с аккуратными домиками под красными крышами. Когда мы по каменистой дороге поднялись на самую вершину, оттуда увидели всю страну как на ладони! Она занимает всего-то 90 квадратных километра. Граница с Италией идёт вокруг горы Титан. В республике есть свой флаг, герб, правительство и деньги, она является наблюдателем в ООН. В год выбирают двух губернаторов, чтобы исключить коррупцию и кумовство. За годы существования этой малюсенькой страны здесь практически все стали друг другу родственниками, поэтому судьи у них из Италии. Чтобы не судить родственников. Впрочем, преступлений тут практически нет. Большую часть прибыли бюджету даёт туризм. В Сан-Марино много разных музеев, маленьких магазинчиков с ювелирными украшениями из золота и серебра. Славится республика своими винами и другими напитками.
 После официальной экскурсии нам дали свободное время. Я со своими девчонками договорилась, что буду бродить одна, начала уставать от их выяснений отношений. Какое же Ирине нужно иметь терпение, чтобы постоянно выслушивать претензии девочки-подростка! Я ей всё время сочувствую. Ладно, я не об этом тут пишу. Все улицы Сан-Марино —  сплошная ярмарка! Небольшие лавочки примыкают друг к другу, а толпы туристов похожи на муравейник, где муравьи что-то добывают, а потом вливаются в поток себе подобных и с ним спускаются с горы в норку-автобус. Я купила тарелочку с видом Сан-Марино и красивую серебряную цепочку на память. Я удивилась, когда в одной из лавочек услышала русскую речь. Приятная женщина средних лет, продавщица или владелица ювелирного магазинчика, показывала изумительной красоты брошку в виде цветка с разноцветными камнями моей соотечественнице. Я прислушалась к их разговору, а когда посетительница вышла, всё же не купив брошь, я спросила:
- А вы давно из России?
- Я уехала из Советского Союза, хотя, конечно, жила в России, в Москве. Там познакомилась со студентом из этой страны, о которой даже не слышала, потом вышла замуж, и мы с мужем приехали сюда. Живём в своём доме, у нас два сына. У его родителей вот этот магазинчик, они уже пожилые, приходиться помогать. Хотя я тоже имею высшее образование. Но оно тут никому не нужно! Впрочем, я ни о чём не жалею, живётся мне хорошо, просто иногда хочется поговорить на своём языке с русскими. Слава Богу, вас начали выпускать за границу, открыв железный занавес!
- Да, мы имеем теперь возможность, только заработки многих не позволяют пока путешествовать. Но я оптимистка, думаю, что в России всё наладится! Удачи и Вам! Нужно бежать, а то на автобус опоздаю.
 Я вышла из лавочки и услышала невдалеке какую-то музыку. Оказалось, что отряд арбалетчиков с барабанами и неизвестными мне духовыми инструментами поднимался по дороге вверх. Вокруг высоких мужчин в нарядных бархатных костюмах прошлых столетий уже собралась толпа зевак. Оказалось, что мы попали на национальный праздник, ведь в старые времена именно арбалетчики защищали крепость от врагов. Тут я увидела и своих подруг, мы успели сделать снимки рядом с красавцами в старинных костюмах. Молодой итальянец (да, по национальности они итальянцы) что-то начал говорить Оле и вручил ей какие-то билеты. Оказалось, что это приглашение на вечернее шоу. Увы, мы должны возвратиться в Чезенатико и ещё сходить в супермаркет за продуктами на обратную дорогу.
 Продолжаю запись в автобусе. После того, как все встали и дружно взялись за уборку, мы дождались представителей итальянского тур бюро. Они у нас  приняли коттедж (один из радостных моментов!) и вернули нам залог! Теперь у нас появилось свободное время до отправления автобуса, только уходить никуда нельзя. Мы слонялись по двору, но тут неожиданно приехали наши итальянские друзья, Галина с Альфредо. Они привезли нам острое блюдо из ракушек, которые мы собирали, и фрукты в дорогу. Оля первая попробовала, потом и я с Ириной, так, из уважения, но брать с собой отказались — дорога длинная, мало ли как отреагируют наши желудки на непривычную пищу. Было немного грустно расставаться, мы сфотографировались на память и подарили им матрёшку, которую везли в качестве сувенира. До поездки мы представляли, что коттеджи кто-то будет убирать как в обычных отелях, поэтому везли сувениры и шоколад. Хорошо, что нашлось, кому вручить. Галина, как и обещала, принесла Оле визитку с адресами, обычным и электронным. Не помню, о чём мы ещё беседовали, потому что я была вся в напряжении — как перенесу дорогу при обострении своей хронической болячки? Мы дождались, когда остальные сдали свои апартаменты, попрощались с друзьями, загрузились  в наш допотопный автобус и держим путь в Венецию. Да, народу убавилось, но, похоже, нашу Татьяну это не испугало. С нами теперь едет ещё один экскурсовод, опытнее неё, но она честно предупредила, что проблем на границе будет много.
 Должна признаться, что поездка в Италию мне принесла больше разочарования, чем радости. Выехали мы из Чезенатико снова в дождь. Может быть, к счастью? Кто же из всех присутствующий такой грешник, что беды на нас валятся как из рога изобилия?

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ