Вера Николаевна из Сызрани

Любовь Матвеева-Поротикова
               

                «Сыт – весел, а голоден – нос повесил» (русск. пог.)



                Я еду из Москвы в Петропавловск... Скучно... Миловидная, улыбчивая женщина с очаровательными ямочками на щеках и локотках, севшая в  Сызрани, вызывает всеобщую симпатию в нашей части плацкартного вагона, а ехать нам ещё далеко, надо о чём-то разговаривать. Я завистливо смотрю на Веру Николаевну - ей 64 года - красивая! А едет она к сыну в Башкирию, в гости.
                - Вот так, - говорю я наугад, - ухайдакают мужа, а потом ещё тридцать лет на танцы ходят, новых мужчин соблазняют своими ямочками!.. - смело шучу я. Мне кажется, женщина из тех, кто способен понять юмор.
                - Не одного мужа, а двух «ухайдакала», - поправляет меня Вера Николаевна, улыбаясь. – За первого, Костю,  когда замуж пошла, его мать меня наставляла: «Ты мужа-то корми чаще! Поругались, не поругались – корми, и всё будет хорошо!» Я так и делала, и прожили мы с ним больше двадцати лет в Башкирии, куда я по распределению после учёбы в институте была послана из Сызрани. Были счастливы, вырастили двух детей.
                Потом заболел мой отец - матери к тому времени уже не было -  и я вынуждена была оставить семью, поехать на родину – ухаживать за ним. Отец год болел, потом умер. Я его похоронила, оформила наследство, зову мужа, Костю, к себе: приезжай, ты мечтал на Волге порыбачить, теперь будем здесь жить! Муж приехал, три месяца прожил, порыбачил – уехал назад. Меня не зовёт, да мне и неохота возвращаться - на родине лучше. А там у него, оказывается, уже подруга завелась…
               Что ж, волосы на себе рвать? Дети наши уже большие, к тому времени определились. Дочка замуж вышла, живёт неподалёку от меня со своей семьёй. Потом и сын женился – там, около отца продолжает жить, в Башкирии. Через год вышла замуж и я…
               Прошло много лет… У второго мужа Николая характер крутой оказался! А я, помня совет свекрови, его накормлю вкусненько, он и отмякнет… С ним тоже неплохо жили, ладили. Иногда к нам приезжала его дочь - на недельку. Потом первая жена Николая умерла, дочь вызывала отца на похороны, он не поехал. Говорит - выгнали меня из дома, как собаку, голого, босого, всё у них осталось, чего я поеду? После этого дочь обиделась, не стала к нам приезжать.
               Однажды мне снятся моя мать и свекровь – обе давно покойницы. И говорят: «Ты, Вера, не расстраивайся, мы решили Костю забрать к себе, здесь у нас ему будет хорошо, а то там ему уже надоело, сам себе не рад с новой-то  женой». Проснулась, думаю - к чему бы такой сон? Я знаю от сына, что бывший муж здоров, вроде, всё у него хорошо…
               А через два дня, действительно, телеграмма приходит – умер Костя во сне! Вызывают меня на похороны… Не поехала я – зачем? Мы давно чужими стали. Да и второй муж Николай недоволен бы был… А потом, и Николай умер, тоже не болел… И с ним я прожила почти двадцать лет...
               Вот теперь одна живу. На танцы не хожу, но один сосед присватывается. Не знаю, посмотрю… Вроде, человек неплохой… Может, и с ним двадцать лет проживём, здоровье у него хорошее, хозяйственный... Дочь моя меня к себе не пускает, считает, что нечего мне там делать – зять за что-то меня невзлюбил, будет недоволен. Сама ко мне иногда заходит, и внуки забегают. А к сыну раза три в год езжу. Невестка, вроде, пока не возражает…

                На одной из маленьких станций в районе города Аксакова, на Урале, Вера Николаевна  сошла. Хоть была глубокая ночь, её встречал сын. Подхватил сумки,  повёл мать к машине… Она шла за ним, улыбаясь и забыв уже о нас, а мы завидовали – долго ещё стучать под нами колёсам, пока до дома доедем…