Начальник тишины. 33. Вечеря

Монах Салафиил Филипьев
(Начало: http://www.proza.ru/2019/11/16/1101)

     Великомученик Георгий уверенно вел Власа по тропинке к маленькой приходской избушке, окна которой излучали приятный желтый свет.
     — Георгий, а вам не холодно по снегу в сандалиях?
     — Нет, не холодно.
     «Тишина-то какая», — подумал Влас, оглядывая спящие заснеженные поля, красиво отражавшие лунный свет мириадами снежинок. И тут ему показалось, что кто-то сказал: «Тишина оттого, что Начальник тишины здесь».
     — Вы что-то сказали? — обратился он к святому Георгию.
     — Я? Нет, — спокойно ответил тот.
     — Простите, а вы здесь уже бывали? — не унимался Влас.
     — Нет. Никогда.
     — Откуда же вы знаете дорогу?
     — А откуда я знал, как нам сюда ехать?
     Влас понял неуместность своего вопроса и замолчал. Подняв голову, он вздрогнул от необычного зрелища: небо стало совсем близким и звезды сияли неестественно ярко.
     — Вот это звезды! — вырвалось у Власа.
     — Звезды всегда звезды, и небо всегда небо, — не оборачиваясь, отозвался великомученик. — Сияние звезд и небесный свет непрестанно говорят нам о вечной Истине… и при Ироде, и при Диоклетиане, и при Путине. Только мало кто об этом задумывается.
     — Георгий, а почему небо сегодня такое низкое и звезды совсем близко?
     — Потому что в эти минуты центр всего мира находится здесь, — великомученик указал рукой на избушку, к которой они подошли.
     — Где? В этом домишке?!
     — Да, в этом домишке. А еще потому, что в данный момент мы с тобой очень близки к Истине, или, вернее, Она очень близка к нам. И сейчас мы Ее увидим.
     С этими словами великомученик распахнул перед Власом дверь избушки. А Власу почему-то в этот миг вспомнилось, как красиво святой Георгий окончил повествование о епископе Киприане: «Удар меча распахнул перед ним дверь в небо…».
     Миновав сени, Влас оказался в среднего размера комнате, напоминавшей то ли часовню, то ли монашескую келью. Перед иконами теплились лампады. В углу у потемневшего от времени деревянного Распятия приютился старенький церковный подсвечник. На нем, уютно потрескивая, горели три желтые свечи. Вдоль стены протянулась длинная скамья. В центре нее сидел Гость, поглаживая мурлыкавшего кота, устроившегося у Него на коленях. Гость был одет в светлое. С двух сторон от Него сидели юноша, одетый так же, как святой Георгий, с той лишь разницей, что его платье покрывало ноги до самых сандалий, и почтенный старец-монах в облачении, напоминавшем великосхимническое, но только без белых крестов и надписей.
     — Проходите, братья, — Гость приветствовал вошедших кивком головы и пояснил юноше и монаху: — Это святой генерал Георгий привел Власа. Десять лет назад мы с Власом в камере смертников встретились. Он Меня приютил. Садитесь, братья, — Гость указал на стулья, стоявшие у стола.
     — У нас еще одной души не хватает, — продолжал Гость, — но она скоро будет. Уж очень, Влас, она желала твоего друга навестить.
     Влас не понял, о чем речь, но уточнять не решился.
     — И отца Серафима, хозяина этого богохранимого дома, тоже пока нет. За полчаса до нашего прихода, его позвали умирающую пособоровать и причастить. А это отсюда далеко. Благо он сделал, что не поленился, поехал к больной на ночь глядя. Хотя она и не умрет сегодня. Ничего, Влас, с отцом Серафимом ты еще познакомишься.
     — А я думал, что это отец Серафим, — Влас указал на монаха.
     Гость, взирая с любовью на старца, объяснил:
     — Нет, это не отец Серафим. Это наш преподобный Виталий, монах. Я его специально пригласил, хотя сегодня здесь вечеря смертников, а не преподобных. У тебя, Влас, с отцом Виталием есть нечто общее. И Я просил его помогать тебе.
     Монах, не поднимая глаз, согласно кивнул головой.
     — Отче, — обратился Гость к монаху, — будь добр, расскажи Власу свою историю. Ему будет интересно. И пусть твой рассказ откроет эту нашу скромную вечерю.
     — Я жил на земле в седьмом веке, — начал рассказ отец Виталий. — Свой монашеский путь я проходил в обители преподобного Серида. В шестьдесят лет, по благословению старцев, я вышел из монастыря для служения Христу в миру. Мой путь лежал в Александрию. Город встретил меня суетой базарных площадей, криками погонщиков верблюдов, безжизненным блеском желтых каменных плит, отшлифованных стопами александрийских толп. Было жарко и душно. После тишины и приятной прохлады монастырских келлий Александрийское пекло показалось мне сущим адом. В основной массе александрийцев я, к своему великому сожалению, не замечал и тени христианских добродетелей. Напротив, в этом городе справедливость и порядочность очень часто были попираемы у всех на глазах, а порок и зло торжествовали. Сердце мое сжималось от боли, когда я думал о том, что Александрия считается одним из оплотов Христианства. Первое, чем я занялся — это поиском работы. Окружающие подшучивали, что, мол, монах на старости лет решил устроиться в миру. Заработав немного денег, я снял себе крохотную каморку на окраине города, где селилась одна беднота. Мне было неимоверно тяжело. А ведь тогда я еще не приступил к своему послушанию. Я много молился, чтобы исполнить предстоящее служение. В один день я решился. Как сейчас помню тот теплый вечер. Солнце уже садилось, и его малиновые блики красиво расцвечивали белокаменные здания. Возвращаясь с поденной работы, я не свернул, как обычно, на дорогу, ведущую к моему дому, а двинулся в противоположном направлении. Чем ближе я подходил к нужному мне кварталу, тем настороженнее смотрели на меня прохожие. Отыскав дом, я постучал. Женщина, открывшая мне, сказала, перекрестясь: «Почтенный авва, вы ошиблись». «Я не ошибся, — возразил я, не в силах поднять глаз. — Я хочу купить твою ночь». Женщина опешила, а потом с ухмылкой сказала: «До чего дожили! Уже святые отцы вышли из пустынь, чтобы блудить с нами. Заходи, старый бабник». Я дал ей деньги, заработанные мною с великим трудом. Когда мы прошли во внутренние комнаты, я предупредил женщину, чтобы она не спешила раздеваться. Я объяснил, что хотя и купил ее ночь, но использовать время собираюсь по своему усмотрению; я буду молиться. Разложив богослужебные книги и зажегши светильник, я начал бдение. Так прошло мое первое всенощное бдение в доме разврата. Потом были еще десятки таких бдений. Женщины относились ко мне по-разному. Некоторые пытались склонить меня к блуду и, получив отказ, грязно ругались; другие были безразличны и засыпали под мое чтение; иные смотрели на меня полными удивления, какими-то детскими глазами, благодарили, но на следующий день возвращались к своему ремеслу; но были и такие, которые всю ночь рыдали, каялись и вместе со мной молились. Эти последние оставляли греховную жизнь и устремлялись в монастыри или выходили замуж и создавали христианские семьи. Такая моя жизнь продолжалась довольно долго. Целый день я работал на палящем солнце, помогая разгружать караваны и выполняя другие подсобные работы, а с наступлением вечера направлялся к домам блудниц, покупал их ночь и молился. Одно у меня было условие: я запрещал женщинам рассказывать о том, как я проводил у них ночи. Это правило работало хорошо. Известие о «бессовестном монахе-блуднике» скоро распространилось по Александрии и ее окрестностям. Прохожие, завидев меня, плевались и кричали: «Ступай, окаянный, тебя ожидают блудницы». Другие советовали: «Отец, возьми себе одну из блудниц в жены и сними монашескую рясу, чтобы не хулилось через тебя монашество». Я же, грешный, радовался про себя, что дела мои остаются в тайне и я получаю поношения и обиды. Незадолго до кончины я затворился и несколько дней умолял Господа, чтобы Он простил мне вольные и невольные согрешения, соделанные мною на послушании. Ведь иногда я, немощный, не успевал отсекать с должной поспешностью блудные помыслы, иногда грешил взглядом, иногда самомнением. Перед смертью я написал записку такого содержания: «Никого не осуждайте прежде времени, доколе не придет Сам Праведный Судия Господь». С этой запиской в руках, стоя на коленях перед иконами, я и отдал Богу душу. После моего отшествия в иной мир, покаявшиеся блудницы все рассказали, и александрийцы наконец поняли смысл моего послушания, которое я, по немощи своей, так нерадиво исполнял. И вы, выслушавшие меня теперь, простите великодушно за самохвальство мое и многословие.
     — Это что, правда, что ли, все было? — растерянно спросил Влас.
     Ему ответил великомученик Георгий, сидевший рядом:
     — Правда, но можешь удостовериться. Читай «Жития святых», день двадцать второй по юлианскому календарю, месяца апреля. У нас с преподобным Виталием рядом дни памяти. Мои страдания Церковь вспоминает на следующий день, двадцать третьего апреля.
     — Вы простите, что я спросил, — извинился Влас, — я просто подумал… Мне пришла мысль, что если бы в наше время какой-нибудь монах в Москве около «Интуриста»…
     — В ваше время так не спасаются, — сказал Гость. — Подвижники такого рода — это благой плод зрелой монашеской нивы. А сейчас монашество — это, увы, не обширная плодоносящая нива, а маленький цветник среди мира. Вот ты, Влас, бросился в самое пламя спасать погибающую бабочку. И что из этого вышло?
     Потупив взор, Влас тихо ответил:
     — Я сам чуть убийство не совершил… Прости меня, Господи, я ведь и в Тебя целился, когда Ты там на улице Собою Жана загораживал.
     Гость в глубокой задумчивости сказал:
     — Если вы любите любящих вас, какая вам награда?.. И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете?.. Но вам, слушающим говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас, — Он сделал паузу. — Впрочем, безошибочно пройти путь спасения и в древности было не легче, чем сейчас.
     — А как спасаться, Господи? — спросил Влас.
     — Страданием… Об этом хорошо может рассказать мученик Севастьян, бывший начальник личной охраны римского императора. На греческом языке «мученик» значит «свидетель». В этом отличие мученика от простого смертника. Мученик тоже смертник, но он еще и свидетель истинной веры, — Гость кивнул в сторону сидевшего рядом с Ним юноши, приглашая его к разговору: — Возлюбленный Мой Севастьян, прошу тебя, засвидетельствуй нам свою веру.
     Мученик встал, смиренно поклонился Гостю и молвил:
     — В христианском страдании сокрыта великая тайна. Великая! Эту тайну не под силу разгадать мудрецам века сего. Христианская вера для них сплошной соблазн и безумие. Церковь Христова ежедневно отмечает праздник нескольких святых. И почти каждый день среди этих святых есть хотя бы один мученик. Это ли не безумие для мира? Убили человека, замучили, а христиане радуются, у них праздник. Да еще какой, с торжественными песнопениями и красивыми облачениями… И вот, что еще я скажу: страдания пожигают в нас зло, страдания воскрешают добродетели, страдания венчают нас золотыми нимбами фаворского света, сиянием нетварной энергии Божества. Это еще не все. Главная тайна заключается в том, что состояние страдания есть состояние Богооткровения. Божественный Страдалец, в Которого мы веруем, познаётся нами в нашем собственном страдании. Страданием познаётся Страдавшая Истина. Вера в Страдающего Спасителя есть та вершина, до которой призван подняться человеческий дух. Страдающий Мессия, Страждущий Царь оказался чужд как иудейским старейшинам и первосвященникам, так и властителям Римской империи. Кроткий и Смиренный Господь нелепым кажется — фарисеям и книжникам всех народов и эпох. Он глубоко отвратителен всем сверхчеловекам, революционерам и искателям земного счастья! Страдающий Спаситель… — более великой истины я не знаю ни на земле, ни на небе. Я дважды умирал за Христа. Меня убили дважды. Сначала расстреляли, а потом, когда Бог меня воскресил, насмерть забили палками. Но мне мало двух смертей. Ради Христа, ради Страдающей Истины, ради Распятой Любви, я желал бы умирать непрестанно. Любовь мою Распяли за меня, распните же теперь и меня! Когда меня раздели и привязали к сухому дереву, и солдаты достали из колчанов стрелы, я радостно крикнул им в лицо: «Знайте, что смерть во Христе полна цветов, света и небесного аромата, словно чисто убранная праздничная храмина». Больше я не сказал им ни слова. Я кончил говорить с людьми. Теперь мне предстояла небесная дорога. Я поднял глаза вверх. Боже мой, как высоко. Целая бездна воздуха. Как я переправлюсь через нее? В этот момент в меня вонзилась первая стрела, она попала в шею. Стрела была просмоленная и цветом своим напомнила мне чернозем. Тогда я подумал, что это земля пытается не пустить меня к небу, желает навечно пригвоздить меня к сухому дереву. Мысль эта промчалась в моей голове за долю секунды. Раздался тугой шлепок о мое тело второй стрелы, потом третьей, четвертой, пятой… десятой и еще многих. Фонтанчики крови били из меня после каждого попадания. Странное дело: в ту минуту надо мной кружилось несколько бабочек шоколадного цвета. Вероятно, они приняли струи моей крови за сладкий гранатовый сок. Сколько было сил, я смотрел вверх, на прозрачную дорогу, уходящую в небо, на бабочек… В последнее мгновенье я увидел ликующий, всё заполняющий бело-золотой свет. Потом я просто закрыл глаза…
     — Скажите, мученик Севастьян, — задал вопрос Влас. — А если нет гонений, если за веру не сажают в тюрьму и не расстреливают, то как же тогда страдать, как спасаться?
     Мученик поклонился Власу и ответил:
     — Христианство есть вольное страдание. Если нет страданий телесных, то есть страдания душевные. Все аскетическое духовное делание построено на душевном страдании. Внутренняя борьба с собственными страстями и бесовскими помыслами вменяется христианину как страдание, даже если он живет внешне спокойно. Такое духовное делание доступно всем христианам; не только подвижникам, но и простым мирянам. Все зависит от свободного выбора, от волеизъявления человека. Вопрос стоит так: хотим мы быть с Богом или нет? А быть с Богом — это значит быть в Любви, Истине и Свете. Про Бога, ставшего Человеком, говорится в Писании: «Он презираем был и отвергнут людьми, Страдалец изведавший болезни; мы не почитали Его, но болезни наши переносил Он, и боли наши терпел Он, а мы считали, что это Бог наказывает Его; и Он изранен преступлениями нашими, сокрушен грехами нашими, но ранами Его мы исцеляемся». И вот если мы хотим быть с Богом, то путь к Нему лежит через добровольное очистительное страдание.
     — А связана ли со спасительным страданием молитва Иисусова, — обратился Влас к Гостю, — та молитва, которую Ты мне в тюрьме дал?
     — На этот вопрос может хорошо ответить делатель непрестанной молитвы, авва Виталий,  — сказал Гость.
     Отец Виталий приоткрыл полу мантии и выставил вперед руку с шерстяной вервицей.
     — Эти четки, — сказал он, — крепкая цепь, которой делатели молитвы связывают себя ради Господа. Многие приступали к молитве Иисусовой, но не многие собирали ее плоды. Чтобы преуспеть в этой молитве, нужно отречься не только от всего внешнего и суетного, но и от многих своих безвредных душевных привязанностей. Иисусова молитва требует полного самопожертвования. Это ли не страдание? Молитва Иисусова — молитва покаянная. А покаяние — это не только изменение собственной жизни, но и непрестанное горькое сожаление о своих грехах. В последних словах Иисусовой молитвы — «помилуй мя грешного» — заключена великая энергия очистительного страдания, способная превращать лютых волков в кротких агнцев, величайших злодеев — в святых. Так что молитва Иисусова — это непрестанное жертвоприношение.
     Получив ответ, Влас поблагодарил отца Виталия. В этот момент в сенях кто-то появился.
     — А вот и долгожданная душа, — обрадовался Гость.
     В комнату вошла Василиса. У Власа на мгновенье помутилось в глазах. Не смея промолвить ни звука, он с жадностью разглядывал вошедшую. Она была очень красива, много лучше, чем раньше. Ее белое кружевное платье из легкой ткани казалось совсем воздушным. Голову Василисы украшал венок из диковинных цветов, лицо озаряла радость. Перед собой она держала маленькую икону Спасителя, ту самую, которая стояла у нее в комнате.
     Влас от неожиданности отпрянул назад и взволнованно спросил:
     — Ты не умерла, что ли?!
     — Умерла. И мое тело лежит сейчас далеко отсюда…
     — Где? — вырвалось у Власа.
     — В морге пятьдесят второй больницы, на «Октябрьском поле». А та, которую ты видишь сейчас — это моя душа.
     — Душа? — удивился Влас.
     — Да, душа. Дорогой Влас, очень прошу тебя, передай то, что я сейчас скажу, моей маме. Я уже один раз была у нее, а больше ходить нет воли Божией. Попроси ее от моего имени крепко веровать в Господа, заботиться о спасении, ходить в церковь, исповедоваться и причащаться. Скажи ей, что если она будет так делать, то, по милости Божией, мы обязательно увидимся с ней в будущей жизни.
     — Хорошо. Передам обязательно.
     — Благодарю тебя и за то, что заботишься о моем отпевании, — продолжала Василиса. — Ты можешь попросить отца Серафима, который живет здесь, чтобы он меня отпел.
     — Хорошо. Василиса, я так рад видеть тебя! Мне очень понравилось твое стихотворение. Молись за меня, пожалуйста.
     — А ты за меня.
     — А за тебя-то разве нужно, ты же уже спаслась?
     Василиса кротко улыбнулась и негромко сказала:
     — Молись.
     — Влас, если отец Серафим будет тебе по сердцу, — взял слово Гость, — попроси его быть твоим духовным отцом. Без духовника в эти лукавые времена трудно спастись. Сейчас не так важно, в какой части света живет человек, потому что весь мир стал на одно лицо; неважно, в большом городе он живет или в малом селе, в великой лавре или в маленьком скиту, одно важно — найти духовника. Если не нашел, ищи, и если опять не нашел, опять ищи, прося помощи свыше. Ищущий обрящет, и просящий получит… Сейчас мы уйдем.
     — Как уйдете? — перепугался Влас. — А как же отец Серафим?
     — На прощание, Влас, я повторю завет, данный Мною ученикам. Помните слово Мое, которое Я сказал вам. Раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас. Наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу… А вы благословляйте проклинающих вас, молитесь за обижающих вас, любите врагов ваших, любите убивающих вас.
     С этими словами Гость поднялся со скамьи и медленно, как бы в глубоком раздумье, вышел через сени во двор. Кот Абрикос проводил Его до входной двери, но на улицу не пошел. За Гостем проследовали великомученик Георгий, мученик Севастьян и преподобный Виталий.
Василиса на мгновение задержалась у выхода из комнаты, обернулась к Власу и мягко, как будто ребенку, сказала:
     — И туда, где нет любви, вложи любовь и получишь любовь. Помни об этом, когда пойдешь к Жану.
     С уходом гостей в избушке отчего-то сразу сделалось темно. Три свечи у Распятия и несколько лампад, разумеется, не могли в достаточной степени осветить помещение. И тут только Влас понял, что свет каким-то чудесным образом исходил от гостей. С их уходом ушло и ровное янтарное сияние, наполнявшее комнату.
     Оставшись один, Влас оторопело оглядывался, словно не понимая, где находится. Если бы в тот момент его спросили, какие гости были в избушке минуту назад, то он не решился бы ответить прямо, настолько невероятным казалось все происшедшее. «К чуду привыкнуть нельзя», — вспомнились Власу чьи-то слова. «Да, и в самом деле, к чуду привыкнуть невозможно, — думал он. — Чудо — оно всегда чудо. Кто же это сказал? Где я это прочитал? А-а, — это слова мученика Иосифа Муньоса. Я же статью про него в «Православной беседе» читал… Интересно, а почему я должен к Жану идти? Это еще зачем?.. А как, спрашивается, я отцу Серафиму объясню свое внезапное появление? Он еще милицию вызовет. Господи, помилуй. Вот попал!»
     Тут, к своему ужасу, Влас услышал в сенях скрип двери, шаги и бархатный баритон отца Серафима:
     — Абрикос, Абрикосочка, вот молодец, хозяина у дверей встречаешь!

(Продолжение: http://www.proza.ru/2019/12/19/188)