533. Журавли моего детства

Сунцов Тимур Квадратим
НАВСТРЕЧУ 70-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

(полная версия статьи, опубликованной в популярном местном еженедельнике «Мой город – Железнодорожный» № 8(533) от 11 марта 2015 года)


Я живу в Железнодорожном. Здесь я вышел на пенсию. Здесь открыл для себя много интересного и близкого сердцу. Так, у въезда в город со стороны микрорайона «Заря» находится кафе с необычным названием «Чирчик». Какое странное слово, словно щебетание воробушка «чик-чирик»!

На самом деле – это имя города, где я появился на свет, где в горах Западного Тянь-Шаня, между отрогами Каржантау и Чаткальского хребта при слиянии Чаткала и Пскема несет до самой Сыр-Дарьи свои воды шумливо-щебечущая река по имени Чирчик! Там путника встречает Троицкая церковь, построенная в 1897 году и названная в честь святого праздника Троицы, посвященная Святому великомученику Победоносцу Георгию. Церковь строилась на приходские деньги по проекту инженера В.С. Гейцельмана, не была закрыта в Советские времена и действует в настоящее время. В этой церкви я принял обряд таинства крещения.

Побывавший в долине Чирчика в 1934 году чешский писатель Юлиус Фучик в своем очерке «Долина чудес в Узбекистане» писал: «Это чудо будет совершено здесь. Река будет давать энергию и сырье, другую часть даст воздух над ней, и из Чирчикской долины будут поступать не только электричество и минеральные богатства узбекских гор, но и удобрения, необходимые растениям и главное, хлопку».

К чему такое длинное вступление? Просто в канун 70-летия Победы советского народа над нацисткой Германией хочется рассказать, как ковалась победа в моём отчем городе! Вот небольшие выдержки из газеты «Социалистический Чирчик»:

«…В сентябре 1940 года первая комсомольская ГЭС дала промышленный ток, азотный завод выдал первые тонны минеральных удобрений. Мощные компрессоры поставлял Сумский машиностроительный завод имени Фрунзе. Предприятие-получатель уже действовало и называлось оно не азотным заводом, а электрохимическим комбинатом; компрессор же был нужен для второй очереди комбината. Отправка этого мощного нагнетателя еще не закончилась, когда наступило 22 июня 1941 года.

С первых же дней войны немецкие бомбардировщики стали появляться над Сумами. Яростное сопротивление советских войск лишь ненадолго могло сдержать танковые армады, рвущиеся к Киеву, в Донбасс, на Ростов. Каждый знает, одновременно с подвигами на фронтах в те страшные для нашей Родины дни, не менее героические дела вершились и в тылу. Многие сотни заводов и фабрик вместе с оборудованием, персоналом, запасами сырья были под бомбами, под огнем вражеской артиллерии вывезены в восточные районы страны и приведены в действие на новом месте. Зарубежные историки называют это чудом, но наши отцы и деды знают - не чудом, а рабочими руками, инженерным расчетом, личным примером коммунистов и комсомольцев обеспечен успех гигантской операции по перебазированию индустрии из западных районов на Восток...

Адрес эвакуации Сумского завода был назван 21 августа 1941 года: Узбекистан, Ташкентская область, город Чирчик. Начался демонтаж оборудования. Снимали, а порою, в спешке, срывали с фундаментов станки и грузили их на железнодорожные платформы (а фашисты уже приближались к городу). В наспех формируемых эшелонах, оборудовали теплушки для семей рабочих, прихватывали с собой небогатые запасы продовольствия и небольшую поклажу, бросая нажитое трудом, оставляя родные дома, родной город. Поезд за поездом уходили на Восток, под Харьковом один эшелон был обстрелян с самолетов, на других станциях были бомбежки, но фронт оставался все дальше за спиною. Спустя два месяца в Чирчик из Тамбова, куда ранее были эвакуированы цехи Сумского завода, прибыли еще несколько эшелонов оборудования. С этими эшелонами приехала еще одна группа рабочих и их семьи. По-братски встретил Чирчик украинских машиностроителей.

В конце 1941 года завод получил задание – массовый выпуск минометов. На освоение новой продукции отводились считанные дни. Металл, заготовки, некоторые материалы и оснастку прислали в Узбекистан заводы Урала. Наркомат общего машиностроения командировал в Чирчик группу опытных инженеров-ленинградцев. Эта группа вместе с прибывшими из Сум специалистами составила ядро будущих инженерных служб. Они быстро подготовили всю техническую документацию, нужную для выпуска минометов».

Принимая в тылу эвакуированных рабочих, мои земляки шли на фронт. Например, старшина Миновар Турдалиев прошел с боями от Волги до Берлина и на здании Рейстага оставил подпись за себя и погибшего друга «Мы пришли сюда из Орла и Чирчика». С фронта приходили письма.

В адрес чирчикской молодежи писал командир и политрук части: «Отважный герой войны Казаганбай Агибаев, был в нашем подразделении наводчиком миномета. Его оружие сеяло смерть в стане врагов. В одном из жарких боев с врагами минометчик Агибаев огневыми налетами своего оружия рассеял крупную группу противника, уничтожил 5 фашистов, разбил вражескую повозку с боеприпасами. Он бесстрашно отстаивал рубеж, хладнокровно расстреливал гитлеровских бандитов, но в этом бою, гвардеец Казаганбай Агибаев – защитник нашей Родины, пал смертью храбрых… Будьте достойны быть его товарищами, отомстите за смерть вашего друга самоотверженной работой на заводах, стройках, полях».

Такое же письмо прислали однополчане Степана Микуло, который работал в Чирчике в системе ОСОВИАХИМа. В боях он уничтожил до полутора десятков врагов и, геройски сражаясь, сложил свою голову в лесах Белоруссии. На берегу озера Вайдавас в Латвии похоронены братья Орловы. Петр и Виктор, павшие смертью храбрых под Цессиным. В одном из боев у деревни Яковлево, высота 245, командир танкового взвода Вальдемар Шаландин, находясь со своим танком в засаде, в решающую минуту боя сдерживал колонну вражеских танков. В ходе жестокого боя танк Шаландина был подбит и загорелся. Но он не покинул горящую машину, а продолжал уничтожать вражескую технику и солдат. В этом неравном бою он погиб смертью храбрых, проявив геройство и мужество, чем обеспечил успех выполнения поставленной боевой задачи. В январе 1944 года лейтенанту Шаландину присвоено звание Героя Советского Союза. Вольдемар Шаландин – курсант танкового училища – мой земляк!

Слово «Чирчик» многих оставляет равнодушными, но я уверен, что на планете Земля найдется примерно миллион человек, которым это слово будет ласкать слух! И здесь ничего не преувеличено! Помимо развитой промышленности Чирчик всегда славился мощным оборонным потенциалом: Ташкентское высшее танковое командное училище имени маршала бронетанковых войск П.С.Рыбалко и танкоремонтный завод; авиационно-ремонтно-механический завод; учебный полк спецназа (467 УП СпН ГРУ МО СССР); полк химической защиты; бригада тяжелой гаубичной артиллерии; аэродром базирования штурмовой и истребительной авиации (в том числе вертолетной), полк охраны аэродрома, танковая бригада; бригада спецназа (15 ОБрСпН).

Так сколько же выпускников нашей «танкуши», сколько военнослужащих имели честь находиться в Чирчике в разные времена? Дух захватывает! А сколько людей прошло через наш город дорогами войны? Вечная память тем, для кого чирчикская земля стала последним островком Союза, тем, которые не вернулись из Афганистана…

Почтить память Защитников Родины в Чирчике можно у памятника воину- Интернационалисту, у бюста гвардии лейтенанта, Героя Советского Союза (1944), выпускника нашего танкового училища Вальдемара Шаландина. И, конечно же, у стелы «Журавли», которая встречает всех въезжающих в город. Этот памятник павшим героям Великой Отечественной войны был воздвигнут на центральной городской магистрали Чирчика на правом берегу канала Бозсу и открыт 8 мая 1972 года, за полтора месяца до моего рождения. Капсула с именами 1695 жителей города, погибших на войне, была погружена в постамент памятника. В центре композиции возвеличиваются три белые стелы, на фоне которых в сторону города летит стая журавлей, олицетворяющая души тех, кто не вернулся с войны. Стелы расположены на верхней мраморной плите, а на нижней - раненая птица, с тоской провожающая птичий клин. Всю композицию объединяют слова из стихотворения Расула Гамзатова, высеченные на граните на узбекском и русском языках:

Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.

Окна родильного дома смотрят на стальных журавлей. Путь в жизнь малыши получают, благословлённые ими. Ребята вырастают, набираются сил, знаний и опыта. И опять журавли не отпускают детей. Девятого мая возле них митинг. Народ чествует ветеранов войны. Цветы, торжественные речи. В День Пионерии - почётный караул! А ещё: 23 февраля, 1 мая, 7 ноября… Да мало ли было раньше праздников? Живые цветы лежат там всегда.

В советские времена сложилась хорошая традиция - гулять на выпускном балу до самого утра. Затем пешком, с букетами цветов (и шампанским под мышкой) идти к памятнику и встречать восход солнца вместе с журавлями, давать обещания друг другу, что школьные годы никогда не будут забыты, что мы обязательно встретимся всем классом, а наша дружба будет вечной! Проходят годы…

И вот уже молодожёны спешат возложить к подножию памятника цветы и дать друг другу клятву любви! Затем молодая мама, обременённая плодом, смотрит из окон роддома на журавлей. Вспоминает весёлые школьные годы. Смеётся, как неуклюже целовал её молодой супруг при криках: «Горько»! Мечтает о том, чтобы её малыш был самым красивым! Самым счастливым! А малыш, чувствуя к себе материнскую любовь, ждёт появления на свет! И журавли ждут! Вот и замкнулся этот удивительный круг, где любовь к своему городу, память о павших наших предках поддерживаются в человеке всю жизнь, подпитывая его добрыми и положительными эмоциями.

В наше время много говорят о Святителе Луке (Войно-Ясенецком), Архиепископе Крымском, враче-хирурге (1877-1961). Он и сейчас творит чудеса, излечивая верующих в него людей от недугов. И тому множество свидетельств. Не только в медицине он помогает, испытал на себе! Совершенно случайно (хотя случайностей не бывает на свете) оказался на международной конференции, посвященной Луке. Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий организовал конференцию в Ташкенте и Самарканде на высочайшем уровне.

Что должен был ощущать человек, приехавший на свою историческую Родину из России с международным визитом? Что он чувствовал на могиле своей матери, похороненной в Чирчике двадцать лет назад? Что испытывал, находясь у стен родного автомобильного училища в Самарканде через двадцать лет с момента выхода из него лейтенантом? Что он пережил у памятника «Журавли», смотря через дорогу на роддом, с которого и начался его жизненный путь?

Внезапно Чирчик пронзительно прошептал мне: «Очик - открыт»! И моё сердце открылось новым эмоциям, новым переживаниям! Я вновь ощутил полноту жизни и ответил своему любимому Отчему городу на-рас-пев:

Песня про «Здравствуй, милый Чирчик! Моё сердце очик»!

Куплет 1:
Воробьи чирикают на ветке:
«Чик-Чирик»! Чирчик мне шлёт привет!
Память детства, словно птицу в клетке
Я держал до самых зрелых лет!
Здравствуй, город Детства! Золотой мой!
Сколько ж мы не виделись с тобой?
Журавли, Роддом оберегая,
Начинали жизненный путь мой!

Припев:
Здравствуй, милый Чирчик!
Моё сердце очик* (узб. – открыто)
Я опять молодой
И в душе кичкинтой* (узб. – малыш)
Ну, здравствуй, Чирчик!
Горы! Солнце! Тинчлик* (узб. – мир)
Будут вечно с тобой, -
Расцветай, дорогой!
Милый сердцу Чирчик, -
Да ты совсем не старик!
Мир, Труд, Май и Дустлик* (узб. – дружба),
Расцветай, мой Чирчик!
Мир, Труд, Май и Дустлик, -
Расцветай, мой Чирчик!

Куплет 2:
Дверцу-память отворил я в клетке:
«Чик-Чирик» - лети душа на свет!
К брошенной на «Навои»* монетке (*бывшая площадь Ленина)
Я вернулся! Через много лет!
Мне Чирчик дарил тепло и ласку,
Горы укрепляли дух лихой!
Вспоминаю детство, словно сказку
Здравствуй, отчий город! Дорогой!

Припев.
09.05.2017, 45-летие памятника «Журавли» в городе Чирчике.


Тимур СУНЦОВ,
подполковник запаса.
Фото из архива автора.