Велосипеды

Владимир Борков
Практически вся Сашкина жизнь с раннего детства и до седых волос была связана с велосипедами.
Его самый первый трехколесный велосипед с довольно большими колёсами мог бы называться самым простым транспортным средством, если бы не возможность с помощью несложных манипуляций переделывать его из трехколёсного в двухколёсный. Но это для взрослого человека манипуляции были несложными. Для пятилетнего велосипедиста Сашки превращение его любимого трехколёсника в, как ему тогда казалось, «взрослый» двухколёсник было чуть ли не священнодействием.
Отец выкатил из подвала велосипед, достал из кожаной велосипедной сумочки соответствующий «семейный» ключ и как-то незаметно, с шутками-прибаутками превратил Сашкин любимый велик во «взрослую машину». Наблюдая за этим процессом, Сашка уже начинал чувствовать, как сразу становится взрослее. Он, почему-то в тот момент не задумывался о сложности езды не на уверенно стоящем на земле трехколёснике, а на этом, на котором еще нужно научиться держать равновесие…
От Сашкиной «взрослости» не осталось и следа, как только он сел на велосипед, придерживаемый отцом сзади за седло. Велик вилял из стороны в сторону, руль не хотел держаться, а педали почему-то никак не нащупывались ногами… 
Сашка старался прислушиваться к советам отца, голос которого был хорошо слышен позади, но путного пока ничего не получалось. Отец, подстраховывая Сашку и держа велик за седло, слегка разогнал «машину и наездника» и в надежде на успех отпустил их в самостоятельное путешествие. Первая же попытка поехать самостоятельно закончилась у завалинки. Упали оба: велик в одну сторону, Сашка в другую. Было немного больно, но еще более досадно. Подбадриваемый отцом, Сашка вновь и вновь садился на седло и, убедившись, что сильные и надежные отцовские руки уверенно удерживают его на столь, как оказалось, ненадежном велике, пускался в очередной «заезд», который, тоже заканчивался через несколько метров очередным падением.
От досады Сашка начал хныкать, мол, зачем из такого хорошего трехколесного велика нужно было делать вот такой нехороший. Но отец не сдавался.
– Бери велик за руль и пойдем. Попробуем ездить перед домом, – сказал отец – там ты точно научишься ездить!
Перед домом проходила улица Комсомольская и у нее были тротуары. Как раз возле дома у  тротуара имелся небольшой уклон. Сюда отец и привел Сашку, который к тому моменту уже сильно утратил надежду научиться ездить на «взрослом» велосипеде.
– Смотри прямо, – сказал отец, – а когда съедешь вниз, попробуй держаться правее, чтоб не выехать на дорогу.
– А ты меня держишь? – с волнением спросил Сашка.
– Держу! Поехали! – и Сашка почувствовал, как растет скорость! Чем выше она становилась, тем уверенней ехал велосипед.
– Ты меня держишь? – кричал Сашка, преодолевая и страх, и восторг от быстрой езды одновременно.
– Держу, держу! – послышался голос отца где-то отдаленно позади. Сашка почувствовал, что тут что-то не так. Ему срочно захотелось посмотреть, как отец может поддерживать его при такой, как ему казалось, быстрой езде. Он попытался немного повернуть голову вправо и даже максимально скосил глаза, но отца не увидел. Зато велосипед, внимание которому Сашка на мгновенье уменьшил, предательски вильнул и они вместе сделали плавный поворот направо. Сашка, наконец, увидел отца, стоявшего так далеко, что его немаленькая фигура выглядела, словно игрушечная.
Сашке захотелось прокричать что-то радостное отцу, а эйфория, охватившая от быстрой, длинной и самостоятельной поездки, заставила на миг забыть о необходимости управлять велосипедом… К счастью, скорость уже успела существенно снизиться и в тот миг, когда Сашка с великом уткнулись в стену дома, падение было не слишком болезненным.
Слегка растерявшись, Сашка посмотрел на отца, который на сей раз вовсе не спешил ему на помощь.
– Ну, и чего ты остановился? Езжай ко мне, но не торопись! – крикнул отец издалека.  Сашка самостоятельно сел на велосипед, оттолкнулся ногами и… Да! Да! Да-а-а-а! Он поехал сам – без посторонней помощи! Фигура отца, еще несколько мгновений тому назад казавшаяся маленькой, вновь выросла до своих настоящих размеров
– Папа! Ты видел?!
– Конечно, видел! – отец радовался успеху сына ничуть не меньше самого Сашки. – А ну, давай еще раз! – и Сашка с радостью, слегка неуклюже развернув велосипед, еще раз отправился в то же «путешествие», но уже без вынужденных остановок об стену дома или другие преграды. Он на каком-то интуитивном уровне понял свои действия при поворотах, при рулении, при объезде небольшой лужи. Счастье искрилось на Сашкином лице… На лице отца тоже.
Отец повстречал какого-то своего знакомого, они закурили и стали о чем-то разговаривать, а Сашка все гонял на велике неподалеку, время от времени бросая вопросительные взгляды: видит ли отец его велосипедные успехи?
Домой пришли довольные и счастливые. Отец радовался успеху сына, а Сашка, словно альпинист, покоривший первую в своей жизни вершину, находился на седьмом небе от счастья.
Поначалу поездки на велосипеде были у Сашки не слишком частыми, в основном, по выходным дням, когда мама или отец помогали снести велосипед с балкона на улицу.
Как-то незаметно прошло два года. Сашка подрос и уже сам под сердобольное аханье бабушки мог вынести свой любимый велосипед во двор. Сашка так дорожил своим велосипедом, что безукоризненно выполнял наказ бабушки никуда со двора не выезжать, иначе велосипед отнесут в подвал и закроют в кладовке.
Шло время и Сашкин велосипед стал ему мал. Сашка вырос, а велосипед, к сожаленью, нет. В то время в городе случилось несколько дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали дети. Поэтому на настойчивые Сашкины просьбы купить ему новый велосипед звучал один и тот же ответ в разных по интонации звучаниях: «Нет!»
Ездить на своем стареньком велосипеде Сашке становилось все более неудобно. Да и друзья смеялись над ним, когда он, неуклюже сгорбившись, ехал по двору мимо «Школьников» и «Орленков», которыми владели некоторые его товарищи. А уж прокатиться на настоящем новеньком и блестящем взрослом велосипеде «Минск», который был у Сашкиного друга Ромки, было целым счастливым событием.
К этому времени Сашка уже не просил своих родителей купить ему велосипед. Родители были спокойны за Сашку: нет велосипеда – нет проблемы. А Сашка с Ромкой втихаря уходили на соседнюю улицу и там по очереди гоняли на велосипеде сколько душа желала.
Словно в наказание за такое непослушание у Сашки случилось первое настоящее не только досадное, но и весьма болезненное падение.
Однажды ближе к вечеру, когда во дворе было полно соседских мальчишек и девчонок Сашка с товарищами гоняли в догонялки на велосипедах. Улепетывая на новеньком Ромкином «Минске» от водящего, Сашка повернул во двор своего дома на приличной скорости. Тут ему наперерез выскочила соседская девчонка с игрушечной коляской. Сашка резко нажал на тормоз, велосипед понесло юзом с разворотом к стене дома. Девчонку объехать удалось, но заднее колесо задело стену и Сашка грохнулся со всего маху на асфальт, проехав по нему еще с метр на вытянутых при падении руках.
В первые секунды Сашку заботило только то, что Ромкин велосипед валялся на асфальте и мог быть поцарапан.
– Ромка, я нечаянно поцарапал твой велик, ты же сам видел!– извиняющимся тоном полукричал в шоке Сашка подбегающему к нему Ромке.
– Да плевать на него!– крикнул Ромка,– ты на себе-то посмотри! – только сейчас Сашка почувствовал нарастающую жгучую боль в обеих ладонях. Покрытые грязью пополам с кровью, Сашкины руки с содранной кожей выглядели ужасно. Рубашка тоже была вся в пыли и грязи. Сашка задрал её и с удивление обнаружил, что живот практически не пострадал – руки спасли. И коленки тоже лишь чуть поцарапались, даже не кровоточили.
– Иди домой, – сказал Ромка, – промой руки и чем-нибудь перевяжи.
Сашка поплелся домой и, стараясь никого не шокировать своим видом заперся в туалете. Если снимать грязную одежду содранными в кровь ладонями было весьма больно и неприятно, то мыть горящие жгучей болью ладони  водой с мылом было еще больнее.
Руки заживали быстро и недели через две почти не осталось даже следов от былого падения.
Прошел год. Второй Сашкин велосипед появился у него весьма неожиданно. Как-то Сашка во время школьных каникул между шестым и седьмым классами поделился своей мечтой о велосипеде с другом Ромкой. Тот вдруг сказал, что может запросто отдать бесплатно свой «Минск» Сашке, но тому придется купить втулку для заднего колеса.
В ту пору Сашка весьма смутно представлял то, как выглядит эта втулка и тем более то, как её установить. Но друг Ромка потому и был Сашкиным другом. Он с удовольствием обещал помочь Сашке решить эти технические трудности, если Сашка сможет решить главную проблему – финансовую, ведь втулка стоила, по словам Ромки «бешеных денег», а именно 5 рублей 60 копеек.
Дома Сашка высыпал из своей копилки всю мелочь и, пересчитав её трижды, с унынием пришел к выводу, что 3 рубля и
84 копейки – это не та сумма, которая может помочь ему.
Вскоре на обеденный перерыв пришла мать. Сашка, боясь, что мать вновь ему откажет, стал быстрой взволнованной скороговоркой объяснять, что Ромка отдаёт ему свой велосипед, что теперь его многолетняя мечта может осуществиться, что он не будет ездить по дорогам, а только во дворе и что для этого ему не хватает 2 рубля и 66 копеек.
– Какая странная сумма? – удивилась мать, – и что ты собираешься на нее купить.
– Заднюю втулку! То есть такую очень дорогую деталь в заднем колесе, без которой ездить никак…
– Я не очень себе представляю, что это такое,– сказала мать. – И она стоит 2 рубля и 66 копеек?
– Нет…– замялся Сашка.– Она стоит 6 рублей и 50 копеек, но 3 рубля и 84 копейки у меня уже есть – я их достал из своей копилки!– он показал матери открытую деревянную копилку в виде гриба с прорезью в шляпке для вбрасывания мелких монет. Боясь немедленного отказа, Сашка даже не смотрел на мать. Его взор уперся куда-то в пол. Поэтому Сашка не видел, как улыбнулась мать и пошла в прихожую за своей сумкой, в которой лежал её кошелёк.
– Вот тебе шесть пятьдесят, – сказала мать, – но только дай слово, что будешь ездить аккуратно… – она перехватила счастливый взгляд сына, – особенно по дорогам!!!
– Хорошо! Спасибо! – чуть не визжал от радости Сашка. – А откуда ты знаешь, что я езжу… ой… буду ездить по дорогам?
– Ага! – засмеялась мать, – Сам проговорился! Хотя не трудно догадаться, что на настоящем взрослом велосипеде ездить только по двору и скучно, и неудобно. Кроме того, ты часто приходишь ко мне на работу, чтоб помочь донести домой продукты, которые я покупаю. Вот теперь будешь их возить на велосипеде – и легче, и быстрее! Согласен?
– Конечно! – счастливый Сашка сейчас был согласен с любыми словами матери.
– А свои деньги убери обратно в копилку. Когда-нибудь пригодятся.
Окрылённый Сашка не пошел, а полетел за Ромкой  и вскоре они уже возвращались из магазина «Спорттовары» с завернутой в промасленную бумагу втулкой заднего колеса.
Не заходя домой, ребята пошли в подвал дома, включили  свет и, удобно расположившись возле кладовки с номером 17, что соответствовал номеру Сашкиной квартиры (для каждой квартиры дома была отдельная кладовка), стали чинить велосипед.
Собственно говоря, чинил велосипед Ромка, а Сашка внимательно запоминал порядок установки и регулировку втулки. Как оказалось, ничего сверхъестественного в этом процессе не было. Просто нужно было один раз увидеть – и делов-то!
Потом Ромка достал небольшой велосипедный насос и показал Сашке, как надо накачивать колесо. Дело оказалось не слишком простым: насос  скользил в руках, качать было очень неудобно, а колесо наполнялось довольно медленно.
Однако всё когда-нибудь заканчивается.  Сашка всегда огорчался, когда заканчивалось что-то хорошее и непременно радовался каждый раз, когда заканчивалось что-то плохое.
Они с Ромкой вывели велосипед из подвала. Солнечные лучи слегка ослепили пацанов.
– Дай-ка, я проведу испытания!– сказал Ромка и, ловко усевшись на велосипедном седле, быстро покатил со двора на улицу. Его не было долгих десять минут. Сашка даже начал переживать, не случилось ли чего? Но вот из-за угла дома показался запыхавшийся Ромка, уверенно и красиво выписывающий кривые траектории на велосипеде. Затормозив возле Сашки, Ромка сказал:
– Жаль немного, но теперь уже ничего не поделаешь! Твой велик полностью здоров! Забирай! – и Сашка, так долго ожидавший это событие, с удовольствием и некоторым волнением пустился в первую поездку на СВОЁМ взрослом велосипеде!
Велосипед «Минск» прослужил верой и правдой Сашке шесть лет. Позади остались поездки с друзьями за кукурузой на огромное колхозное поле, поездки за еще не до конца дозревшими грецкими орехами в зеленой кожуре, растущими в большом количестве на одной из окраин города.
В прошлом остались догонялки  на велосипедах по аллеям городского парка и занимательное соревнование, названное ребятами «Черепаха», суть которого сводилась к тому, что поперек  аллеи мелом или обломком кирпича чертили линию, а метров через 5 от нее чертили такую же. Нужно было как можно медленнее проехать эту дистанцию, не касаясь земли. Соревновались парами. Тот, кто касался ногой земли или тот, кто первым наезжал передним колесом на вторую линию – проигрывал и выбывал… Позади были 8 классов средней школы. Ушли в историю четыре курса музыкального училища. Сашка уже стал работать. Велосипед как-то постепенно стал ему не нужен, потихоньку ржавея и пылясь в кладовке подвала.
Как-то раз он с матерью пошел по магазинам и по дороге повстречали хорошего знакомого матери, у которого она часто покупала мёд, яблоки и груши. В разговоре о том, о сём, он обмолвился, что недавно поехал на своем велосипеде в магазин, а вернулся без велосипеда – кто-то банально украл его. А ведь велик был для него хорошим подспорьем в хозяйстве.
Сашка не долго думая, предложил взамен свой велосипед. Предупредив, что он уже не новый и даже местами поржавевший. Радости знакомого не было предела. Они с Сашкой сходили, выкатили из подвала велик, Сашка громко похлопал по седлу, словно прощаясь и благодаря железного друга за приятно проведенное время, и передал руль в руки знакомого.
Второй взрослый велосипед появился у Сашки только спустя 3 года. В ту пору Сашка уже был женат, работал учителем в школе на одном конце города, а жил на другом.
Чтоб добраться на работу, нужно было сначала преодолеть около 850 метров по гравийной дороге с горы, на которой стоял дом, вниз. Там нужно было дождаться рейсовый автобус, на котором, проехав чуть более трех километров, выйти  в центре города, перейти на противоположную сторону улицы и пересесть на другой автобус и, проехав на нем еще три с половиной километра, выйти в 150 метрах от своей работы.
Вот даже читать описание этого пути приходится довольно долго. А рассчитывать этот путь по времени было совершенно невозможно, так как частые поломки рейсовых автобусов доводили расписание, красовавшееся на автобусных остановках на специальных желтых табличках, до полной бесполезности. Добираться до работы в таких условиях приходилось иногда и по часу, и даже более. Другое же расписание – школьных уроков – работало всегда исправно, а вот опоздания из-за непредсказуемости транспортного сообщения, мягко говоря, не приветствовались.
Как-то Сашка попросил разрешения у своего тестя, который ездил тоже на другой конец города на работу, одолжить свой велосипед, чтоб сравнить время в пути на автобусах и на велосипеде. Автобусы оказались далеко в проигрыше, так как с помощью велосипеда Сашка без особенного напряга добирался на работу за 17 минут, даже несмотря на то, что на улице Трускавецкой отрезок пути в 250 метров из-за крутизны подъема он преодолевал пешком.
Ездить каждый раз на работу на велосипеде тестя было невозможно из-за несовпадения графика их работы, поэтому было принято решение о покупке велосипеда – как-никак транспортное средство, на котором не только сам едешь, но и привезти по хозяйству можно много всего. На более серьёзное средство передвижения у молодой Сашкиной семьи просто не было денег.
Приобрести велосипед сразу – тоже было дело непростое и в финансовом, и в практическом плане. Чтоб ни у кого не просить и не занимать денег (как отдавать потом?), решили ежемесячно откладывать то 8, то 10 рублей.
Наконец, необходимая сумма в 60 рублей была накоплена, однако в родном городе купить велосипед было до банальности невозможно. Нужно было ехать в соседний Дрогобыч, да не в центр, а на его далёкую окраину в магазин «Авто-Мото-Велотовары». На вопрос тестя, как и на чем, мол, собираешься довезти велосипед домой, ведь в магазине они продаются в недособранном виде, Сашка, не задумываясь, ответил:
– А в чём, собственно, проблема? Куплю, соберу и на нем приеду!
Это был путь примерно в 16-17 километров, на котором имелись и длинные крутые подъемы и такие же длинные и крутые спуски. Но что такое спуск для велосипедиста? Это шикарное ощущение быстрой без усилий езды с упругим ветром в лицо. А вот подъемы!... Их рациональнее для собственного организма преодолевать пешком, ведя за руль своего стального «коня», у которого, в отличие от современных многоскоростных велосипедов, была единственная скорость.
В Дрогобыч поехали вместе с тестем – ему хотелось посмотреть запасные части к своему велосипеду, а заодно и Сашке помочь при сборке новенького велика в магазине.
Приехали. Осмотрелись. От богатого выбора моделей и цветов зарябило в глазах. Выбрали. Оплатили. Собрали. Обтерли ветошью от лишней смазки. Отрегулировали высоту руля и сидения.  Испытали, проехав каждый по одному кругу возле магазина. Остались довольными.
– Ну, что? – полушутя спросил тесть. – Соревнуемся, кто быстрее домой доберется: я на рейсовых автобусах или ты на личном транспорте? – при этом слово «личном» тесть с шутливой многозначительностью подчеркнул.
– Ну, я не знаю…– сказал Сашка, пристёгивая велосипедную сумку с ключами к раме велосипеда. – Уж как получится… Поеду, а то уж солнце скоро зайдет.
Около полутора часов понадобилось Сашке, чтоб добраться до самого дома. На улице уже сильно потемнело. Он завел велосипед в сарай, запер дверь на замок и подошел к двери квартиры. Из-за неплотно прикрытой двери услышал разговор тестя с тёщей:
– Мне вот повезло! Почти без задержек! С одного автобуса на другой! А вот  Саша, наверное, еще и половину пути не проехал – ветер сегодня для него встречный. Ехать тяжелее…
– А я и не заметил, что ветер встречный! – сказал Сашка, входя в квартиру. Все заулыбались, радуясь удачному окончанию сегодняшнего дня.
Со следующего дня Сашка стал ездить на работу в школу на велосипеде. Рядом со школой жили его хорошие знакомые, которые разрешили ставить Сашкино «транспортное средство» за домом под охрану добрейшего лохмато-безпородного пса Дуная. Сашка частенько привозил «охраннику» то косточки, то что-нибудь вкусненькое.
Как-то незаметно пришли осенние холода с ветрами и дождями. Половина пути на работу шла то круто, то более полого вниз. Одна четверть шла круто вверх и последняя четверть перед школой также была с небольшим уклоном вниз. Кроме того, ветры, сильно дующие в Бориславе осенью и зимой, чаще были попутными при поездке на работу. А вот обратный путь всегда давался тяжелей: и работа сил не прибавляла, и все уклоны приходилось преодолевать снизу вверх, да еще и против ветра.
Однажды утром, когда Сашка собирался на работу, ветер немилосердно завывал в дымоходе и электрических проводах между столбов вдоль дороги. Сашка решил засечь время поездки до школы. На некоторых участках он специально распрямлял спину, чтобы увеличить парусность. Велик довез его за 11 минут. А вот обратная дорога заняла все 40. Местами порывы ветра просто останавливали Сашку и он делал сюрпляс.
Однажды погода устроила Сашке настоящее испытание. С самого утра шел дождь, то еле морося, то усиливаясь, то переходя в мокрый снег, который тут же таял. Но это были так называемые «цветочки». Выйдя после уроков из школы около трех часов дня, Сашка увидел настоящие «ягодки» в виде гололедицы. Ледяной коркой было покрыто абсолютно всё: от веток на деревьях, до последнего квадратного метра земной поверхности. Ноги скользили, чуть не упал, пока добирался к своему велосипеду. Подумал: «Как же я поеду?»
Вывел велик на дорогу. Осторожно сел. Попробовал проехать несколько метров, стараясь не наклонять велосипед в стороны. Вроде, ничего страшного. Немного разогнался. Попробовал плавно затормозить – велосипед послушно и без юза выполнил указание «водителя». Вскоре убедился, что приятного от такой езды не слишком много, но и неприятности можно избежать, если резко не тормозить и вообще не делать резких движений.
Длинный и крутой спуск на улице Трускавецкой решил преодолеть пешком: уж очень сильно там всегда велосипед «несло» даже в сухую летнюю погоду. Домой добрался за полчаса – вполне приличное время, особенно для такой гололедицы и за эту поездку почувствовал уверенность в езде по льду.
В будущем Сашка всегда с наступлением зимы сначала «включал» у себя в мозгах особенности приемов зимнего вождения и, наверное, поэтому у него никогда в зимнее время не случалось никаких дорожных неприятностей.
Ветер и гололедица, безусловно, были ощутимыми факторами дискомфорта при поездках на работу и обратно. Однако наибольшей неприятностью был дождь. Причем, чем сильнее дождь – тем сильнее неприятность. Иногда казалось, что все дождевые капли специально сговорились и слетаются к одному месту, а именно к Сашкиной фигуре, сидящей на велике.
Конечно, если была возможность, Сашка старался переждать дождь под каким-нибудь укрытием. Но дважды случалось так, что ждать уже не позволяло время и, чтоб не опоздать на работу, нужно было мчаться со всей возможной скоростью под настоящим ливнем. Особенностью такой шальной езды была промокшая спереди и почти сухая на спине курточка, до нитки промокшие брюки и вода, переливавшаяся через голенища сапог. Пёс Дунай удивлённо смотрел, как Сашка привычно ставит возле его собачьей будки свой велосипед, снимает свои сапоги и выливает из них воду. А Сашка в промокших до нитки брюках и сырых сапогах спрятанных под штанины пошел на уроки. Брюки высохли прямо на нем к концу пятого урока, а вот сапоги пришлось сушить по приезду домой. Но главное для Сашки было то, что вся эта сырость не сильно отразилась на его не слишком богатырском здоровье – отделался лёгким насморком.
Частенько, провожая взглядом проезжавших мимо него велосипедистов на многоскоростных спортивных велосипедах, Сашка завидовал белой завистью. Ездить на таких велосипедах намного удобнее, особенно на подъемах.
Но сразу осуществить свою мечту о приобретении такого велосипеда, живя в советской действительности с её непременным дефицитом, у Сашки не получалось. То он слышал, что в Дрогобыче появились такие велосипеды, но в это время у Сашки не было денег, то появлялись деньги, но в продаже исчезали спортивные велосипеды.
Однажды коллега по работе случайно сказал, что его отец уже год тому назад купил четырёхскоростной  велосипед «Турист» и даже не с «рогатым», как у спортивных велосипедов, а с прямым рулём. Но отца разбил паралич и теперь велик стоит без надобности. Быстро договорились о цене и на следующий день Сашка на автобусе поехал в Дрогобыч, вышел на второй при въезде в город остановке и пошел искать дом с указанным позавчера его коллегой номером.
Сделка купли-продажи состоялась. Сашка заплатил 140 рублей, хотя точно знал, что такие велосипеды стоили 210-220 рублей. Как ему объяснили, скидку сделали за то, что велосипед долго стоял в сарае, пылился и т.д. Проверив затяжку всех креплений и отрегулировав под себя седло, Сашка попрощался с уже бывшим владельцем велосипеда и поехал на нём домой. Ехать, переключая в нужный момент соответствующую скорость, было намного удобнее, чем на обычном односкоростном велосипеде. Однако лишь полторы недели спустя Сашка понял, в чём был подвох со скидкой на велосипед.
Так уж получилось, что приехав домой и поставив новый велик в кладовку подвала рядом со старым дорожным велосипедом, Сашка 4 дня не садился на него из-за навалившихся каких-то дел. Потом было несколько незначительных поездок, во время которых Сашка ощутил незначительный люфт в переднем колесе. Проверив затяжку конусов гаечным ключом, Сашка успокоился и ездил по улицам города, забыв про мелкий люфт, который все равно то пропадал, то вновь ощущался. Сашке стало очевидно, что до причины он так и не добрался, но нужно будет это сделать обязательно.
Спустя полторы недели, прогуливаясь на велосипеде, Сашка решил попробовать поехать на перевал в сторону посёлка Сходница. Некоторые места затяжного петляющего подъема поддавались легко, по некоторым пришлось спешиться и некоторое время вести велосипед за руль. Наконец, вот он – перевал.
Сашка сел на обочине подальше от дороги, чтобы отдохнуть и покурить перед обратной дорогой. Какое-то время он сидел созерцая Карпатские пейзажи и думая о чем-то хорошем. Вдруг  послышался сигнал. Сигналил подъезжающий к Сашке со стороны Сходницы мотоциклист. Из-за шлема, закрывавшего практически всю голову, Сашка не сразу узнал своего хорошего знакомого. Покурили, поболтали и перед тем как уехать Сашке вдруг пришла в голову идея:
– А ты бы мог поехать за мной и засечь скорость? Меня интересует скорость после последнего нижнего виража – дальше начинается прямой участок.
– Да в чем проблема! Поехали.
Ехать с горки велосипедисту всегда приятно, а с большой горки тем более. Но тут была своя особенность. У спортивного велосипеда ширина покрышки меньше, чем у дорожного, отчего его устойчивость на поворотах ниже и если вовремя не притормаживать, то можно запросто уйти в непредсказуемый занос и улететь с дороги. А это в Сашкины планы не входило.
Не злоупотребляя скоростью, прошли все виражи и вот показался впереди последний из них. Сашка отпустил тормоза  и велик самостоятельно и очень ощутимо начал наращивать скорость. Вираж закончился и дальше дорога шла сначала с большим уклоном вниз перед тем как выйти на прямой километровый участок. Сашка изо всех сил раскручивал педали на последней четвертой скорости. Он мог поклясться, что так быстро на велосипедах он еще не ездил. Мелькнула мысль: «Только бы не выскочил кто-нибудь на дорогу! Тормозить на такой скорости практически нереально…»
Дорога тем временем перешла в равнинный участок, скорость существенно замедлилась. Сашку догнал его знакомый на мотоцикле и, поравнявшись, сказал: «Не хило! Стрелка спидометра дрожала между 70 и 75 километрами в час!»
Сашка поблагодарил знакомого и тот, газанув, скрылся из виду. А Сашка спокойно продолжил путь и только метрах в ста от дома, закладывая вираж под 90 градусов ощутил, как покрышка переднего колеса трется об вилку. Когда Сашка выровнял велосипед, трение прекратилось. Тогда он попробовал сделать еще один правый поворот и опять звук трения покрышки об вилку.
Сашка остановился перед домом и стал внимательно осматривать велосипед. Вроде, всё в порядке. Что же такое?.. Но стоило сильнее нажать на руль и стало заметно, как вилка у самого крепления возле оси выезжает из положенного ей места, в котором она должна стоять намертво. Только присев и пристально присмотревшись, Сашка обнаружил заводской дефект. «Так вот почему мне тебя продали со скидкой!».
Хорошо, что у Сашки был знакомый сварщик. Вечером того же дня они вместе посмотрели на опасный дефект и договорились, что  Сашка приедет к сварщику на работу и тот всё заварит в лучшем виде.
На следующий день Сашка аккуратно ехал почти через весь город к сварщику и вспоминал пословицу о том, что когда глаза не видят – сердце не болит. Зная о дефекте в передней вилке своего велосипеда, Сашка ехал очень спокойно, а ведь еще вчера он разгонял своего стального «коня» до невиданной до этого скорости и нисколько не переживал, не зная о незаметном взору, но весьма серьёзном дефекте. Сашке даже стало не по себе, когда он представил, как ломается передняя вилка на скорости 70 км/час.
Обратный путь Сашка проделал в своей обычной манере езды, будучи вновь полностью уверен в надежности своего велосипеда.
Так и служили верой и правдой оба велосипеда. Один для того, чтобы съездить на рынок за картошкой и другими продуктами, другой для поездок с чисто спортивными целями.
Но жизнь часто делает повороты. Сашка решил сменить  место жительства и уехал в Ярославскую область на берега великой и могучей Волги. Велосипеды же  продал за символическую цену знакомым.
А на новом месте у него вскоре появился новый велосипед-трудяга, на котором и на работу ездил, и на дачу, и на рыбалку. По восемь-девять месяцев длился велосипедный сезон у Сашки. Лишь в самое глухозимье у велосипеда был отдых в гараже.
Спустя много лет Сашка даже удивлялся, как ему хватало сил ездить на велосипеде на рыбалку по берегу Волги. Уложив и привязав к большому самодельному и очень прочному (в отличие от родного с велозавода) багажнику двухместную резиновую лодку весом 22 килограмма в специальном фирменном рюкзаке, повесив на правую сторону руля большую самодельную брезентовую сумку с рыболовными снастями, на левую сторону руля такую же сумку, но с едой для себя, закинув за спину небольшой самодельный вещмешок, в который умещалось все то необходимое, что не влезло в перечисленные выше ёмкости и, оседлав велосипед, Сашка потихоньку уезжал от гаража.
Продвигаться по берегу к излюбленному месту лова было довольно просто. Где было возможно – Сашка ехал на велике верхом, где невозможно – вёл его за руль. Это было самое настоящее путешествие по пересечённой местности. В одном месте нужно было с большим трудом преодолевать ручей, впадающий в Волгу, в нескольких местах путь по берегу перекрывали подмытые половодьем и упавшие вершинами к воде деревья.
Уровень воды в Волге в течение дня мог сильно изменяться. Обычно к утру вода была на самом низком уровне и по сырому песку велосипед ехал довольно уверенно. Зато по окончанию рыбалки приходилось преодолевать еще и водные преграды, так как уровень воды поднимался весьма существенно.
Как-то спустя лет пятнадцать после одной из таких поездок на рыбалку, уже во втором десятилетии 21-го века, Сашка попробовал повторить то, что когда-то давалось ему запросто. Что сказать? Путь на рыбалку дался ему очень трудно, а вот путь в обратную сторону можно было бы точно охарактеризовать такой простой фразой: чуть не сдох!!! Возраст, увы, сил не прибавил…