Два жадных медвежонка

Елена Бекиш
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Марья Потаповна
Мишутка
Топтыжка
Лиса
 В пьесе использована песня А. Фроловой "Русский чай"
Картина первая
МАРЬЯ ПОТАПОВНА: (Напевая, раздувает самовар, накрывает на стол). Чай с вареньем, чай с печеньем, чай с хорошим настроеньем, чай с малиновым листом соберёт всех за столом. Если вы в тоске-печали, вас утешит чашка чая. С крепким чаем, с калачём огорченья нипочём! Славится везде недаром русский чай из самовара, крепкий чая аромат восхищает всех подряд!
(Выходит на авансцену, глядит в зал). Мишутка! Топтыжка! Где вы?
МЕДВЕЖАТА: Мы здесь!
МАРЬЯ ПОТАПОВНА: Чай стынет!
(Медвежата выбегают на сцену, садятся за стол).
 МАРЬЯ ПОТАПОВНА: А к чаю  сегодня прянички.
МИШУТКА: Медовые?
ТОПТЫЖКА: Или мятные?
МАРЬЯ ПОТАПОВНА: Вкусные. Тебе один пряничек, Мишутка, и тебе один пряничек, Топтыжка.
ТОПТЫЖКА: А почему только один? Я старше, мне больше пряничков положено!
МИШУТКА: А я младше, меня обижать нельзя, последний пряник, и тот мне!
МАРЬЯ ПОТАПОВНА: Не ссорьтесь. Много сладкого есть вредно и тем, кто старше, и тем, кто младше.
МЕДВЕЖАТА: Почему?
МАРЬЯ ПОТАПОВНА: От сладкого зубы болят, да и на дерево залезть не сможешь. А спорить станете, я и эти пряники отберу.
(Медвежата быстро съедают пряники, давясь и кашляя).
МАРЬЯ ПОТАПОВНА: Ну, ну, не жадничайте! Кто ж так себя за столом ведёт? Сядьте красиво (медвежата выполняют), возьмите в лапы чашки, пейте маленькими глоточками, наслаждайтесь вкусом и ароматом чая. Теперь возьмите салфетки, вытрите ротики... молодцы. Что нужно маме сказать?
МЕДВЕЖАТА: Спасибо!
МИШУТКА: Мы гулять!
МАРЬЯ ПОТАПОВНА: Не спеши, Мишутка. Помогите мне стол убрать.  (Убирают стол).
ТОПТЫЖКА: А теперь гулять!
МАРЬЯ ПОТАПОВНА: Не  спеши, Топтыжка. У меня для вас задание. Вот вам корзинка. Пойдите в малинник, ягод наберите спелых, и сами полакомитесь, и пирог сладкий вам к чаю испеку.
МИШУТКА: Мама, нас двое, а корзинка одна.
МАРЬЯ ПОТАПОВНА: Так вы в одну корзинку быстрее вдвоём ягод наберёте.
ТОПТЫЖКА: Набрать-то наберём, а как потом делить их будем?
МАРЬЯ ПОТАПОВНА: Очень просто. По одной ягодке брать будете и в миску складывать. Тебе одна ягодка и мне одна ягодка.
МИШУТКА: Тебе одна ягодка!
ТОПТЫЖКА: И мне одна ягодка!
МЕДВЕЖАТА: Здорово! Мы пошли! (Уходят).
(Медведица уносит самовар, уходит).

Картина вторая
(Медвежата идут по лесу с корзинкой).
ТОПТЫЖКА: Мишутка, зачем ты малину цветами закрыл? Ни одной ягодки не видно.
МИШУТКА: Это чтобы ты ягодки не ела по дороге, а все до дома донесла. А цветы мы маме подарим, она нас пряничками угостит.
ТОПТЫЖКА: Здорово ты придумал! Только устала я по лесу бродить. Давай у этого пенёчка сядем и по одной ягодке съедим.
МИШУТКА: Давай!
(Садятся у пенёчка, берут из корзинки по ягодке).
ТОПТЫЖКА: Мне одна ягодка!
МИШУТКА: И мне одна ягодка!
(Замечают головку сыра).
ТОПТЫЖКА: А это что ещё за колобок?
МИШУТКА: (Принюхивается). Вкусно пахнет!
ТОПТЫЖКА: (Принюхивается). Да это же сыр!
МИШУТКА: Ух, ты! А я как раз проголодался!
ТОПТЫЖКА: И я проголодалась! Сейчас мы его поровну разделим и подкрепимся. Это мне одна головка сыра! (Берёт сыр себе).
МИШУТКА: А это мне одна головка сыра! (Берёт сыр себе).
ТОПТЫЖКА: Так дело не пойдёт! Надо чтобы было поровну!
МИШУТКА: А как же мы поровну разделим, если головка сыра всего одна?
ТОПТЫЖКА: А мы по очереди есть будем, сначала я откушу кусочек, а потом ты.
МИШУТКА: Вот уж нет. Сначала я откушу, а потом ты!
ТОПТЫЖКА: Ты делить не умеешь, значит, больше съешь.
МИШУТКА: И ты делить не умеешь, обманешь меня!
ТОПТЫЖКА: Ну и пусть этот чудесный сыр на пенёчке лежит, а мы, такие усталые и голодные, будем на него смотреть и от голода умирать!
МИШУТКА: Ну и пусть! И будем! (Медвежата кладут головку сыра на пенёк, садятся рядом и плачут).

Картина третья
(Входит Лиса, принюхивается, замечает сыр).
ЛИСА: Что за шум в лесу? Кто же это таких хорошеньких, таких маленьких и пушистеньких медвежаточек обидел? (Медвежата плачут ещё громче. Лиса закрывает уши, морщится, но улыбается и гладит медвежат по голове).
ЛИСА: Ну-ну, не надо плакать. Тётя Лиса поможет вашей беде. Что случилось?
ТОПТЫЖКА: Мы сыр нашли!
ЛИСА: Ну, это не беда.
МИШУТКА: А поделить не можем!
ЛИСА: И это не беда.
ТОПТЫЖКА: Ещё какая беда! Мы есть хотим!
МИШУТКА:  А головка сыра одна и она не делится.
ЛИСА: Ещё как делится!
МЕДВЕЖАТА: Помогите нам, тётя Лиса!
ЛИСА: С удовольствием! Как будем сыр делить? Поровну?
МИШУТКА: Чтобы и мне и Топтыжке одинаково получилось!
ТОПТЫЖКА: Да! Сколько Мишутке, столько и мне!
ЛИСА: Понятненько. Значит на двоих сыр разделить?
МЕДВЕЖАТА: На двоих! (Лиса разламывает головку сыра пополам и даёт каждому медвежонку по половинке).
ЛИСА: Ну, что ж, это тебе, Мишутка, а это тебе Топтыжка... Или нет, постойте, наоборот, это тебе, Топтыжка, а это тебе, Мишутка. Ну, что, поровну?
(Медвежата рассматривают свои куски сыра).
МИШУТКА: Кажется, у меня кусок поменьше...
ТОПТЫЖКА: Нет, это у меня кусок поменьше...
ЛИСА: Ничего, раз вы считаете, что я не поровну разделила, я быстренько это исправлю. (Берёт половинку сыра у Мишутки, откусывает и отдаёт обратно).
МИШУТКА: Теперь-то у ж точно у меня кусок стал меньше!
ТОПТЫЖКА: А у меня больше!
ЛИСА: Не порядок! (Берёт сыр у Топтыжки, откусывает, возвращает).
ТОПТЫЖКА: А теперь у меня меньше!
МИШУТКА: А у меня больше!
ТОПТЫЖКА: Я старше, значит, мне кусок побольше полагается!
МИШУТКА: А я младше, меня обижать нельзя!
ЛИСА: И ты, Топтыжка, права, и ты, Мишутка, прав. Дайте-ка мне ваши кусочки, я их подровняю. (Откусывает от каждого куска, отдаёт их обратно медвежатам).
МИШУТКА: Ну вот, теперь у меня кусок поменьше!
ТОПТЫЖКА: Зато у меня побольше!
ЛИСА: Да, нехорошо получилось, надо ведь было поровну поделить?
МЕДВЕЖАТА: Поровну!
ЛИСА: Как с вами сложно! Придётся ещё немного подровнять. (Обкусывает оба куска, отвернувшись от медвежат).
ТОПТЫЖКА: Тётя Лиса, ну что, получается поровну?
ЛИСА: Получается, получается.
МИШУТКА: Поровну-поровну?
ЛИСА: Поровну-поровну. Уф! (Отдаёт медвежатам два маленьких кусочка). Вот! Теперь-то уж ровнёхонько!
(Медвежата берут каждый свой кусочек и с изумлением рассматривают его).
ТОПТЫЖКА: Это что же, это мой кусочек?
МИШУТКА: А это что же, это мой кусочек?
ЛИСА: Ещё подровнять?
ТОПТЫЖКА: Ты хитрая, Лиса! Ты нас обманула!
МИШУТКА: Съела наш сыр! А обещала поровну поделить!
ЛИСА: А всё потому, что кто-то очень жадный! Если бы вы попросили меня поделить сыр поровну – на нас троих, я бы честно с вами поступила. А так – жадность вас сгубила! Смотрите, когда будете малину делить, не подеритесь! (Уходит).
ТОПТЫЖКА: Не буду я такой маленький кусочек есть! (Кладёт на пенёк сыр).
МИШУТКА: И я тогда не буду такой крохотный кусочек есть! (Тоже кладёт сыр на пенёк).
ТОПТЫЖКА: Я пойду домой! (Берёт корзинку).
МИШУТКА: Отдай корзинку! Я понесу!
ТОПТЫЖКА: Нет! Я старше! Я понесу!
МИШУТКА: Отдай!
ТОПТЫЖКА: Не тяни, ягоды рассыплешь!
МИШУТКА: Сама рассыплешь! (Топтыжка замахивается на Мишутку, отбирает корзинку и убегает).
МИШУТКА: Я маме скажу! (Плача, бежит за Топтыжкой).
(Выходит Лиса, замечает на пеньке сыр).
ЛИСА: Смотри-ка, сыр есть не стали, вот до чего жадность доводит! Ну, а я не гордая, от добра не откажусь.  Где жадному голодно, там умному сытно. (Забирает сыр, уходит).
Картина четвёртая
(Медведица ставит стол,  на стол ставит пакет муки, крынку с молоком. Плача, вбегают медвежата).
МАРЬЯ ПОТАПОВНА: Что случилось?
ТОПТЫЖКА: Лиса наш сыр съела!
МИШУТКА: Обманула нас!
МАРЬЯ ПОТАПОВНА: Какой сыр?
ТОПТЫЖКА: Который мы на пенёчке нашли, да поделить не сумели, а она делила-делила, да весь сыр и съела!
МАРЬЯ ПОТАПОВНА: Понятно. А малина-то где?
МИШУТКА: Это Топтыжка у меня корзину отнимала, вот малина и высыпалась.
ТОПТЫЖКА: С чем теперь пирог-то печь?
МАРЬЯ ПОТАПОВНА: С ревенём испеку.
МЕДВЕЖАТА: Он же кислый!
МАРЬЯ ПОТАПОВНА: Вам пирог с ревенём есть кисло, а мне на детей своих жадных смотреть горько. (Утирает слёзы).
МЕДВЕЖАТА: Не плачь, мамочка! Мы так больше не будем! (Убегают, возвращаются с яблоками). Вот, мамочка, угощайся!
МАРЬЯ ПОТАПОВНА: Спасибо, дети.  Да только как же эти яблоки делить будем? Тут четыре яблока, а нас трое. Не подерёмся?
ТОПТЫЖКА: А мы с яблоками пирог испечём! И все вместе будем чай пить!
МИШУТКА: А жадничать больше не станем!
МАРЬЯ ПОТАПОВНА: Вот и славно! (Поёт и танцует с медвежатами).
Чай с вареньем, чай с печеньем, чай с хорошим настроеньем, чай с малиновым листом соберёт всех за столом. Если вы в тоске-печали, вас утешит чашка чая. С крепким чаем, с калачём огорченья нипочём! Славится везде недаром русский чай из самовара, крепкий чая аромат восхищает всех подряд!