Фарисей

Юрий Лазин
ИС Р21-107-0178
Рег номер ОГ-14/32 от 21.04.2021



ФАРИСЕЙ.

                гл.1

- Эй, фарисей. Да, да, ты, остановись.
Иаков остановился и в удивлении стал поджидать догоняющего его человека. Человек тащил на верёвке барана, и это мешало ему идти быстро.
- Что тебе надо от меня, человек? – Спросил Иаков с нескрываемым удивлением и улыбкой на лице, когда мужчина догнал его.
- Купи барана, фарисей. Смотри, какой хороший.
Баран был действительно хорош. Иаков решил, что мужчине нужно срочно продать животное, и он готов отдать его подешевле.
- Сколько ты просишь за него?
- Да всего каких-то 16 динариев.
Иаков оторопел.
- 16 ди…что ты сказал? Я не ослышался? Хороший баран на рынке не стоит больше 8 динариев. Я думал ты мне его хочешь за 6 отдать, ну, в крайнем случае за 7динариев.
Собеседник замешкался, но ненадолго.
-Видишь ли. Этот баран не простой. Он жертвенный.
- Так отведи его в храм и принеси в жертву Богу. – Ответил Иаков.
- Я его сегодня уже водил туда, но левиты его не приняли. Нашли у него какой-то недостаток. А он в моём стаде самый лучший. Чем же мне Бога благодарить, как не тем, что Он же мне и дал?
- Ну, и при чём здесь цена? Если твой баран не понравился левитам, то это на рыночные цены не влияет. Мы же не в храме.
- Не всё так просто, - возразил мужчина, - раз мой баран им не понравился, то они сказали мне, что я должен купить жертвенное животное  в храме, там целое стадо баранов и все такие как надо. Без изъянов. Но чтобы его купить, я должен был обменять свои динарии на серебряники, которые только в храме можно потратить.
Иаков понял, о чём речь, но перебивать не стал. Решил дослушать версию случайного собеседника.
- Так вот, их баран, которого я выбрал у них, оказался по стоимости в 16 серебряников, хотя и похуже моего. Ну, думаю, грабёж, но пошёл менять деньги. И что ж ты думаешь?
- Тебе дорого поменяли?
- Я думал, один к одному поменяют, а поменяли два серебряника за 3 динария. Итого, мне пришлось купить их барана, который похуже моего, за 16 серебряников, или 24 динария. И теперь, когда я тебе предлагаю жертвенного барана всего за 16 динариев, то уступаю тебе целых 8 динариев. Скажи, сколько дней тебе нужно трудиться, чтобы заработать 8 динариев?
Иаков снова улыбнулся.
- 8 дней.
- Видишь, ты получишь барана, и заплатишь за него на 8 дней работы меньше, чем заплатил бы в храме.
Иаков расхохотался, но быстро успокоился и спросил:
- А почему ты не предложил левитам купить твоего барана в храме? Баран то хороший.
- Я предложил. Они дали мне за него 5 серебряников.
На сей раз Иаков от смеха удержался.
- Ну, они тебе рыночную цену и предложили.  А как ты хотел? Храм же нужно содержать? Посмотри, какое великолепие. Ты на одни восточные ворота в храме посмотри. Их открыть могут не менее, чем  двадцать человек. Они обшиты медным листами, на которых выбиты красивые рисунки. Одного дерева на них  на десятки тысяч динариев.
- Я всё понимаю, - ответил владелец барана. – Но мы же ничего оттуда себе не берём. Только приносим. Я когда входил в храм с бараном, сразу в ящик 5 динариев бросил. Передо мной одна старая женщина всего две лепты (2 сотых динария) бросила, а я 5 динариев. Каждый год два динария плачу налога на храм. Десятину на храм отдаю. Ты скажи мне, фарисей, а правда, что моя десятина уже не попадает нашему сельскому левиту, а передаётся сюда, в храм?
Это была чистая правда. Саддукеи, из числа которых всегда избирался первосвященник храма, присвоили десятину и лишили рядовых левитов  средств к существованию. И было это чуть не сто лет назад, если не больше. Иаков слышал, что в первое время даже были случаи смерти от голода среди простых левитов. Как истинный фарисей, Иаков саддукеев не одобрял, поэтому ответил  не задумываясь:
- Это действительно есть и придумали это саддукеи. И всё, о чём ты говоришь, это их рук дело. Но они имеют власть от священнического рода, который возглавлял храм ещё при великом царе Соломоне. Тогда ещё первый храм был и первосвященником был Садок. Оттуда и саддукеи.
Иаков, как это любят делать фарисеи, приготовился много чего рассказать путнику, но тот перебил его неожиданным вопросом:
- А правда, что в первом храме в Святая Святых стоял Ковчег завета, а во втором храме его нет?
Это была больная тема для каждого фарисея и саддукея. Иаков исключением не являлся. Он почесал рукой свой лоб, в том месте, на котором висел тфилин*, и махнув воскрилиями **на рукаве, ответил:
- Да. После того, как вавилоняне разрушили первый храм, Ковчег завета исчез. Если бы он где-то объявился, мы любые деньги заплатили бы, чтобы его вернуть, но следов его нигде нет. А на место  в Святая Святых, где должен  стоять Ковчег завета, священник во время службы ставит кадильницу. В память о Ковчеге. Ну да ладно, земляк. Я отработал сегодня и мне нужно ещё почитать книгу притч царя Соломона, а время близится к закату. Извини. Не куплю я у тебя барана. Продай его кому-нибудь другому. Но должен тебя разочаровать. Твой баран жертвенным не считается, поэтому и цена ему рыночная.
Иаков попрощался и пошёл домой. Не доходя до своего дома двух улиц, он остановился на перекрёстке и, повернувшись на восток, стал молиться на виду у прохожих. Так делали все фарисеи.
Они считали, что их  молитвы Богу должны быть публичными, чтобы все вокруг видели и знали, что фарисеи люди набожные и приближённые к вере. Одежды сами по себе выдавали  фарисеев, но важно было и поступками показывать собственное отношение к вере предков и своей секте.  Некоторые  из фарисеев, кто мог позволить себе раздачу милостыни, старались делать это, непременно, при свидетелях. Иаков такой  публичности не любил, но раз уж он стал фарисеем, то нужно было следовать их правилам, и он следовал. Молился он искренно, но мысль о том, что молитва напоказ не заполняет его душу, никогда не оставляла его.
Дома Иакова ожидал  его друг и сосед Иуда. Он так же был из фарисеев. Поскольку трудился он в пекарне, то принёс с собой пару небольших лепёшек. Многие фарисеи где-то трудились. Для того, чтобы посвящать свою жизнь вере, нужно было самому обеспечивать себя и свою семью. Но, основная их часть, старалась устроить свою жизнь за счёт простых людей. В храме и синагогах такие фарисеи старались найти себе применение, как толкователи Торы и Танаха, или как организаторы общественной жизни иудеев. Такие фарисеи всегда были впереди, и в храме, и в синагогах, и везде, где только можно. Но для того, чтобы быть настоящим фарисеем, нужно было очень хорошо знать священные книги. Это требовало постоянных занятий по их изучению, и изучению преданий старцев, которые иногда противоречили друг другу. Эти противоречия рождали в среде простого народа вопросы, на которые фарисеи с удовольствием отвечали так, как им казалось правильнее. Те фарисеи, которые работали, старались посвящать изучению священных книг всё свободное время.  Таким был Иаков. Он работал сапожником. Попадались среди фарисеев и люди зажиточные, которые могли  позволить себе тратить время только на изучение Торы, других священных книг и участие в богослужениях, но таких было меньшинство. Впрочем, такие фарисеи всегда старались занять какую-нибудь подходящую должность при дворе, или в управлении городом. Как бы то ни было, простые люди к фарисеям относились с уважением, как к книжникам, способным толковать книги Моисея и пророков.

                гл.2

-Кого я вижу! Как прошёл день, дружище? – Спросил Иаков Иуду.
- Хорошо поработал.  Сегодня много народу было около храма. Лепёшек выпекли больше обычного. Вот хозяин и расщедрился. На пару лепёшек больше дал. Иуда достал две лепёшки и передал их Иакову.
- Спасибо, - поблагодарил Иаков. -  Хороший у тебя хозяин. Понимающий.
- Да- поддержал Иуда. – Он и отпускает меня немного пораньше остальных. Да он и о Сотворении мира знает. Или в детстве читал, или сейчас Тору читает.
- Но он же не фарисей.
- Нет. Не фарисей. Но нас он уважает. Не то, что некоторые. Вон, Осия работает портным, так там никаких поблажек. Работает, пока не стемнеет.
- Зато воскрилия на его одежде, самые красивые. – Заметил Иаков.
- Да куда ему до самых фарисейских фарисеев?
- О, да. Но даже и среди самых достойных, есть воистину достойные. –Иаков хитро улыбнулся.
- Насчёт всех достойнейших не скажу, но  Гамалиила я очень уважаю.-Ответил Иуда.
- Да кто же не уважает старого мудрого Гамалиила? –Уже всерьёз поддержал Иаков и продолжил: - Ты скажи мне, что ты думаешь о наших 613 правилах? В наших книгах стольких правил нет. Есть в преданиях старцев, среди которых нет ни одного пророка. Но мы их помним и соблюдаем. Правильно ли это? Я слышал, что и среди фарисеев есть такие, кто ищет среди всех этих правил, одно-главное. Чтобы соблюдая его, соблюдать все остальные.
- 613 правил, это наш устный закон, основанный на преданиях старцев. Я так это понимаю. Моисей принёс нам 10 Божьих заповедей. Соблюдать их  становится трудно. Жизнь постоянно меняется. Вот для того, чтобы соблюсти 10 Божьих заповедей, мы, фарисеи, придумали 613 житейских правил. Если их соблюдаешь, то ни одну из 10 заповедей не нарушишь. Саддукеи и ессеи  против этого. И те и другие считают, что лучше жить по закону Моисея. Саддукеи придерживаются этих взглядов в храме и у власти, а ессеи попросту уходят из городов, чтобы жить в глуши. Хорошо, что фарисеев больше, чем саддукеев и ессеев вместе взятых.
- Я знаю всё это. А как думаешь, может статься, что одно из 613 правил будет противоречить  Божьим заповедям?
- Ну, если человек захочет согрешить, то ему эти правила не помогут.
- А зачем тогда все эти 613 правил? Достаточно следовать 10 заповедям. Их и запомнить легче.
Иуда на секунду задумался и ответил:
- Если так рассуждать, то  и из 10 заповедей можно начать искать самую главную. Ну, наибольшую, чем все остальные.
- Да тут и искать нечего. – Сразу парировал Иаков. – Первые 4 заповеди о Боге. Они главнее тех 6 заповедей, которые о людях. А самая первая заповедь, главная. Не зря же Господь сделал её первой. Если помнить о Боге и о Его гневе, то всё остальное не забудешь. Не случайно же мы носим на себе эти воскрилия и хранилища.
- Мы то носим, а простые люди не носят. Им, чтобы помнить, нужны правила. Вот мы им их и придумали. Что ни говори, а это помогает. Посмотрит человек на дверные косяки в своём доме, а там положенные знаки. Да на любую вещь в доме. Уже то, что всё это есть, заставляет человека предметно думать. Ведь так просто 613 правил не запомнишь. Да и наши воскрилия, и хранилища не столько мы видим, сколько простые люди. Они видят это на нас.
Иаков понял, что Иуда готов долго говорить и перебил его:
- Знаешь, меня сегодня остановил человек, которого левиты обманули в храме.
- Это как?
- Будто ты не знаешь? Как всегда. Он привёл в храм отменного барана для жертвоприношения, а его заставили купить другого, из храмового стада да ещё за три цены.
- Ну, это обычное дело.
- А что, если дело становится обычным, то уже не важно, правильное оно, или нет?
Иуда задумался, а Иаков продолжил.
- Как можно в храме обманывать жертвователей, которые ежегодный налог на содержание храма платят и приносят Богу жертвы?- Ответил Иуда.
- Это всё саддукеи. - Высказал предположение Иуда. - Они лицемеры. Они даже не верят в то, что душа человека бессмертна. Я подозреваю, что они это делают специально, чтобы оправдывать свои беззакония. Вот твоя одежда сколько стоит?
- Ну, динариев 10, но без сандалий. - Улыбнулся Иаков.
- А одежда первосвященника стоит не меньше 10 тысяч динариев. Деньги, деньги им нужны. И чем больше, тем лучше.
- Может быть, первосвященнику без этого нельзя? - Робко предположил Иаков.
- Ты считаешь, что человеку нужна одежда за 10 тысяч динариев, чтобы прикрыть свою срамоту?
-Так я и говорю, - Иаков снова  улыбнулся, - Сколько правил нужно нарушить, чтобы так  жить?
- Я разве спорю? Лицемеры они. Нарушишь одну заповедь, за этим тянется другой грех.
- А мы, фарисеи, не лицемерим?
-  Где это мы лицемерим?- Удивился вопросу Иуда.
- Ну, не знаю. Вот когда ты милостыню раздаёшь, то свидетелей собираешь. Не лучше ли было бы это сделать без них?
- Мы не кичимся этим. Мы так людей учим, что милостыню давать нужно.
- Ну, да. Ну, да. А мне кажется, что люди нас осуждают за это. Будто мы показухой занимаемся. Мне, например, проще было бы просто дать несчастному денег.
- Не вздумай так делать. Ты фарисей. Каждый фарисей всё делает как все. Такое поведение ещё наши деды и прадеды придумали. За то мы и называем себя "сынами света".
- Но ты же говоришь, что жизнь меняется. Что поэтому и 613 правил были придуманы в дополнение к 10 Божьим заповедям. Может быть, пришло время придумать что-то ещё?
- Не переживай. Есть кому думать. Пусть старейшины думают. Станем мы старейшинами, вот тогда будем думать за других.  Совсем скоро, через неделю великий праздник- Пасха. Его будут отмечать все. И фарисеи, и саддукеи, и ессеи и весь израильский народ. Из самых разных стран приедут евреи, чтобы праздновать Пасху в Иерусалиме. Лично я бросаю работать за пять дней до Пасхи. А как ты?
Иаков утвердительно кивнул и ответил:
- Конечно. Я уже предупредил хозяина мастерской. Да его и самого работать не заставишь.

                гл.3

За пять дней до Пасхи Иаков с Иудой пришли в храм рано утром и были там весь день. Храм поражал своим великолепием и мощью. В его стенах были уложены огромные камни до сорока локтей в длину, пять локтей в ширину и шесть локтей в высоту. О том, как их обтесали с такой тщательностью, а потом подняли и уложили в стены, оставалось только догадываться. 
В преддверии Пасхи служба шла постоянно. Животных приносили в жертву одно за другим. Кто-то, кто побогаче, приносил в жертву быка, кто-то барана, а кто победнее, тот покупал голубя, причём здесь же, в храме. За голубя приходилось отдавать целый серебреник, и это было не дёшево. Но разве станет кто дешевиться, когда речь заходит о жертве Богу Всевышнему? Голубь, конечно, не баран, но купленный за такую цену, сразу становится существенной жертвой.  Толпы народа заполняли и сам храм, и весь его двор.  Тот самый момент, когда Иаков с Иудой  проходили мимо стола меновщиков денег, их внимание привлёк состоятельный иудей, приехавший, по-видимому, издалека, и пытавшийся купить серебряники за греческие драхмы. По своему весу и значимости, серебряная драхма вполне соответствовала римскому динарию, ходившему в Иудее, но меновщик стал менять   по одному серебрянику за две драхмы, а не за полторы. Иаков с Иудой молча переглянулись.
- Интересно, этот иудей сейчас не спорит потому, что не догадывается об обмане, или просто не хочет скандал поднимать? – Спросил Иакова Иуда.
-  Я думаю, что он всё понимает, но относится к излишним затратам, как к жертве Богу. Видимо, он может себе это позволить.
В этот момент в храм вошёл Человек с бичом в руке и стал  переворачивать столы меновщиков денег и разгонять торговцев скотом и голубями. Следом за Ним следовала толпа народа Отовсюду вдруг послышалось:
- Это Иисус Назорей. Это Иисус Учитель.
Меновщики в панике собирали с пола рассыпанные деньги, не скандаля и не утруждая себя пересчётом, а торговцы скотом послушно погнали свой товар к выходу из храма. Понятно, что все они торговали и меняли деньги здесь с ведома первосвященника и саддукеев, но ни одного саддукея рядом не было, а решительность Иисуса Назорея подкреплялась ударами бича и словесными увещеваниями:
-«…не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? А вы сделали его вертепом разбойников»*** (марк 11.17.)
Иаков и Иуда с интересом наблюдали за происходящим. Особенно удивил их момент, когда несколько саддукеев появились в помещении, но тут же ретировались. Видимо побежали с докладом к старшим. А что удивительного? Возразить словам Иисуса Назорея им было нечего. Он говорил словами из Писания.
- Иуда, ты не знаешь, кто этот Иисус?
- Подожди, сейчас спросим.
Иуда остановил одного мужчину из толпы, следовавшей за Иисусом Назореем, и спросил:
- Скажи, брат, кто этот Иисус?
Тот удивленно воззрился на Иуду.
- Ты что, не знаешь Иисуса? Это же Чудотворец. Нет ни одного больного, которого бы Он не смог вылечить. Да что там больного. Сегодня перед полуднем Он воскресил умершего 3 дня назад человека по имени Лазарь. Я лично могилу открывал и видел, как Лазарь в погребальных пеленах вышел.
Друзья удивленно переглянулись.
- Что, не верите? Я сам видел. Уже смердило из могилы.
- Спасибо, брат. - Только и вымолвил Иуда, а Иаков сказал:
- А ты не помнишь, как на прошлой неделе в синагоге один брат рассказывал о том, как этот Иисус Назорей вылечил больному сухую руку, которую тот и не помнил, когда поднимал.
- Он истинный Чудотворец. Ни разу не слышал, чтобы такое кто-то вылечил.
- Это да. Только он это сделал в синагоге и в субботний день.
- Так Он нарушил одну из главнейших заповедей?- Удивился Иаков.
- Конечно. Ты что не помнишь этот рассказ?
- Я помню, но имени Его не запомнил.
- Эх, Иаков, Иаков. Нужно быть повнимательнее к именам таких людей.
- А как Он объяснил? Почему в субботу?
- А так и сказал: «… не  человек для субботы, а суббота для человека». Однако Он  уходит. Пойдём ка за Ним. Смотри сколько народа за Ним пошло.
- Смотри и саддукеи вышли. Интересно, станут ли они с Ним о чём-то говорить, или …?
- Или станут, или нет. Только голыми руками Его не возьмёшь. Народу в храме скоро не останется. Все за Ним идут. Пошли и мы.
Друзья двинулись вслед за толпой. Вскоре они оказались в храмовом дворе. Иисус Назорей был уже далеко, и толпа народа растянулась от Него до самого храма.

                гл. 4

На следующий день друзья снова были в храме. Они стояли в толпе фарисеев около Святая Святых. Всё было как всегда, и тут кто-то из фарисеев, с явной неприязнью в голосе,  сказал:
- Этот Иисус Назорей опять здесь. Вон смотрите, и ученики Его с Ним.
- А давайте спросим у Него что-нибудь такое, на что он не ответит. Надо наказать этого Выскочку.
- А что ты спросишь у Него?
Иаков с Иудой молча слушали разговор фарисеев и  не понимали, они то чем  так недовольны? Ну, посрамил Иисус Назорей вчера саддукеев, так они того и заслуживают. Фарисеям-то что до того? Сговор, между тем, продолжался:
- А спросим у Него, позволительно ли платить подать кесарю?
- Ну, спросим, и что?
- А если скажет, что не позволительно, значит Он враг римскому кесарю, которому мы налоги платим.
- А если скажет, что позволительно?
- Э, друг. Если Он так скажет, это будет означать, что Он враг всем иудеям, которых римский кесарь завоевал и заставил платить налоги. Что бы Он не ответил, он будет врагом, или римскому кесарю, или иудеям. И я не знаю, что для него хуже.
Иаков толкнул Иуду в бок:
- Оставь их. Послушай. Притчу рассказывает о виноградарях. Не отвлекайся, а то не поймём.
Господь же продолжал:
-«1….некоторый человек насадил виноградник и обнёс оградою, и выкопал точило, и построил башню, и отдав его виноградарям, отлучился.
2. И послал в своё время к виноградарям слугу – принять от виноградарей плодов из виноградника.
3. Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем.
4. Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем.
5. И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали.
6. Имея же ещё одного сына, любезного ему, напоследок послал  и его к ним, говоря: постыдятся сына моего.
7. Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдём, убьём его, и наследство будет наше.
8. И, схватив его, убили выбросили вон из виноградника.
9. Что же сделает хозяин виноградника? – Придёт и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.
10. Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла;
11. это от Господа, и есть дивно в очах наших.»( Марк, 12г.)***
Иуда спросил Иакова:
- Ты что понял из притчи сей?
- Я не знаю. Если только виноградари это мы иудеи, то некоторый человек, это сам Бог, виноградник – земля наша обетованная.
- А башня – храм? – Спросил Иуда.
- Не иначе.
- Кто же любезный сын того некоторого человека?
- Мессия. Кто же ещё.
- Кто же посмеет руку поднять на сына Божьего?
- Не знаю. Но кто бы это ни был, ему не сдобровать. Смотри, наши к Иисусу пробрались, да не одни. С иродианами.
- А иродианам чего надо?
Иаков недоуменно пожал плечами.
Несколько фарисеев и иродиан, подойдя к Иисусу Назорею, спросили Его, лицемерно заискивая:
- «14…Учитель! Мы знаем, что ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? Давать ли нам или не давать?
15. Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете меня? принесите мне динарий, чтобы мне видеть его.
16. Они принесли. Тогда говорит им: чьё это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы.
17.Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.» (Марк. 12г.)***
Иуда и Иаков молча переглянулись. Иисус Назорей не просто поломал подлый замысел фарисеев, но и опозорил их в их собственных глазах. Дал им понять, что Он видит их хитрость и подлость.  Простой народ вряд ли понял о чём речь, но фарисеи с иродианами чувствовали себя униженными.
- Вот скажи:  Он не пророк? – Спросил Иаков Иуду.
- Даже если и не пророк, то умнее нас с тобой вместе взятых.
- Ага. А заодно и всех присутствующих здесь фарисеев, которых Он только что посрамил.
- Подожди, подожди. Вон к нему ещё и саддукеи пробираются. Давай послушаем этих истинных лицемеров.  Они говорят, что нет бессмертия души и поэтому воскресения мёртвых не случится никогда.
Между тем, пренебрежительно расталкивая толпу людей, в роскошных одеждах, саддукеи подошли к Иисусу.
- « 19. Учитель! Моисей написал нам: если у кого умрёт брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмёт жену его и восстановит семя брату своему.
20. Было семь братьев: первый взял жену и, умирая, не оставил детей.
21. Взял ее второй и умер, и он не оставил детей; так же и третий.
22. Брали ее за себя семеро и не оставили детей. После всех умерла и жена.
23. Итак, в воскресении, когда воскреснут, кого из них будет она женою? Ибо семеро имели ее женою.» (Марк. 12г.)***
Иуда толкнул плечом Иакова:
- Ты понял, о чём вопрос? И это спрашивают саддукеи, которые не верят в воскресение мёртвых.
- Ну да. Как и наши, опозорить Его хотят в глазах людей. Давай подойдём и сами спросим у Него.
- Что ты спросишь?
- Нам что, не о чем спросить Чудотворца? – Иаков добродушно улыбнулся.
Между тем, Иисус Назорей ответил саддукеям:
- 24. «…этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией?
25. Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы, на небесах.
26. А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова?
27. Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь.» (Марк.12г.)***
Когда Господь произносил последние слова Иаков с трудом протиснулся к нему. Иуда едва за ним успевал. Недовольные их настойчивостью люди вокруг ругали их, а иногда даже и давали тычка кулаком в спину, но друзей это не останавливало. Иуде очень хотелось услышать, о чём Иаков спросит Иисуса Назорея. Поэтому он старался не отставать. Поднырнув за спины раздосадованных саддукеев он замер прямо около плеча Иакова. Между тем Иаков  спросил:
- 28 «…какая первая из всех заповедей?
29. Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь Единый;
30. и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь!
31. Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.» (Марк.12г.)***
Иаков внимательно выслушал Господа и сказал:
- 32. «…хорошо, Учитель! Истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его;
33. и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв.
34. Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от царствия Божия…» (Марк. 12г.)***
Иакова и Иуду плавно вытеснили из круга. Недоумевающий Иуда спросил:
- Ты сам-то понял что сказал? Что жертвы Богу не нужны?
- Ну ты удивляешь. Ты же рядом стоял. Всё слышал. Если ты не веришь в Бога всем сердцем и всей душой, то все твои жертвоприношения не стоят ничего. В них и смысла нет. Но подожди. Учитель опять говорит.
-35. « Продолжая учить в храме, Иисус говорил: как говорят книжники, что Христос есть сын Давидов?
36. Ибо сам Давид сказал Духом Святым: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.
37. Итак, сам Давид называет Его Господом: как же Он Сын ему?» 9Марк.12г.)***
- И что ты скажешь на это?
- Ничего не скажу. Не знаю. – Откровенно ответил Иаков. – Место это читал. Это из 109 псалма Давидова. Много раз читал, но так ничего и не понял. А ты знаешь, о чём это место?
- Нет. Не знаю. Сходим к Гамалиилу, спросим.
- Не к Гамалиилу нужно идти. За Учителем . Он всё разъяснит. Второго дня мы с тобой спорили о заповедях. А вот тебе ответ. Две заповеди и не ошибёшься.
- Ты назад посмотри. - Иуда сказал это каким то упавшим голосом. Иаков оглянулся и увидел менял, которые заносили в храм мвои столы, а у стен храма уже стояли стада баранов и десяток откормленных бычков. Тут же стояла повозка с голубями в плетенных клетках.
- Что скажешь? - Спросил Иуда.
Иаков тяжело вздохнул и ответил:
- Одно из двух. Нам, или оставаться здесь навсегда, или идти за Учителем до конца наших дней. Третьего не дано. Я, пожалуй, пойду. А ты?
- А я останусь. Храм есть храм. Он один на всём свете. Любой учитель придёт сюда, как и Этот. Нужно просто ждать. Все дороги ведут сюда.
- Как скажешь, брат. - Ответил Иуде Иаков и они расстались.

                гл. 5

Спустя 37 лет после описанных событий, Иерусалим пал под натиском римлян, которые разрушили его до основания, оставив нетронутой, только одну крепостную стену с тремя величественными  башнями исключительно для того, чтобы все приходящие могли оценить силу римского войска, которое сумело справиться с подобной твердыней. По свидетельству иудейского историка, Иосифа Флавия, на момент беспрецедентной осады, в Иерусалиме находилось больше 1 100 000 человек.  Это были жители города и люди, пришедшие в Иерусалим отпраздновать Пасху из самых разных мест. После нескольких месяцев обороны и взятия города, в живых осталось не более 100 тысяч человек, большинство из которых римляне продали в рабство.

*тфилин – в переводе с еврейского – башня, крепость, амулет, а в славянском переводе - хранилище. Представлял из себя маленькую кожаную коробочку, на которой были написаны десять заповедей. Одну из таких коробочек фарисей должен был носить привязанной лентой ко лбу, вторую на руке. Чтобы соответствовать высказыванию Моисея: «Итак положите сии слова мои в сердце ваше и в душу вашу, и навяжите их в знак на руку свою, и да будут они повязкою над глазами вашими» (Второзаконие 11.18) Тфилин носили только фарисеи. Некоторые из них увеличивали размеры коробочек-хранилищ до максимально возможных  размеров, что придавало им комичный вид.
**Воскрилия – кисти и кисточки (цицит, евр.), которыми только фарисеи украшали  края своих одежд. Делалось это для того, чтобы кисточки постоянно напоминали о заповедях Божьих и необходимости вести праведную жизнь. «И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им, чтобы они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти; и будут они в кистях у вас для того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали все заповеди Господни, и исполняли их, и не ходили вслед сердца вашего и очей ваших, которые влекут вас к блудодейству, чтобы вы  помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы перед Богом вашим (Числа 15:37-40) ……Понятно, что дух соревновательности присутствовал и здесь. У кого-то воскрилия были простыми, а у кого-то вычурно-красивыми.

- В Евангелии от Матфея 23.5 "...все же  дела (фарисеи) свои делают  с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища (тфилин) свои и увеличивают воскрилия одежд своих;"

*** Слова из Евангелия от Марка.

Храмовые серебренники имели хождение непосредственно в храме. На них ничего не было изображено. Это были просто серебряные гладкие монеты, которые по весу соответствовали римскому динарию и греческой драхме. Ни за какие другие деньги в храме нельзя было купить жертвенное животное. Следовало обменять обычные деньги на серебренники, но за 1 серебренник менялы брали полтора динария. Именно за такие 30 серебренников и предал Иуда Иисуса Христа.

 
Следующий рассказ в сборнике "Евангельские рассказы".
http://proza.ru/2020/01/27/878