О Фантомасе и не только...

Алексей Жарёнов
Взять «интервью» у дяди Саши Буданова – моего соседа по даче – меня осенило, когда я окучивала картошку. Дядя Саша со своей дородной супругой через межу от меня тоже занимались этим интересным делом. Причём, супруга дяди Саши тётя Липа мотыжила как заведённая, не разгибаясь, а дядя Саша то и дело выпрямлялся для длительных перекуров. Чувствовалось, что накануне он сильно усугубил.

- Дядя Саш! А вот когда лучше жизнь была: сейчас или в советское время? – задала я вопрос, чтобы нарушить затянувшееся молчание.

Дядя Саша – человек конкретного дела. Про политику он никогда не говорил. Я не разу не слышала ,чтобы он что-то осуждал в прошлом или чем-то недоволен был в нынешнем.

- Ой, Иришка! Да, ведь и раньше хорошо было и сейчас неплохо! – нейтрально ответил он, улыбаясь. – Ну, пойдёмте, попьём чайку, побазарим. Чай, успеем, не сегодня, так завтра доделаем!

Через полчаса, когда  мы пили чай на даче у Будановых, я конкретизировала свой вопрос.

- Дядя Саш! Вот вы меня намного старше, вы в советское время пожили! А какие вам три события запомнились, когда СССР существовал?

Вопрос мой совпал с выходом тёти Липы из домика. Дядя Саша ловким движением фокусника откуда-то достал «чекушку», плеснул мне в чай, а себе налил треть стакана и … И беседа наша задалась!

- Какие три события, говоришь? -  дядя Саша призадумался, закрыв глаза, медленно прожёвывая закусочный огурец.  – В общем, я так тебе скажу! Первое – это полёт американцев на Луну; второе – фильмы про Фантомаса; третье – игры наших хоккеистов с канадскими профессионалами в 1972 году.

Нестандартность его ответа меня, «заставшую» только кусочек существования СССР, поразила!

- Да, Ирочка! Американцы высадились на Луне в 1969 году. А в СССР об этом широко узнали на следующий год. У меня тогда как раз была первая юношеская любовь! (« Нет, это уже не первая любовь» - кивнул дядя Саша в сторону вышедшей супруги.) Я провожал Ларису, мы смотрели на Луну, целовались, и я говорил ей: «Представь, там недавно люди ходили!» Тогда казалось, что человеку доступно всё! Мы были молоды, влюблены, а человечество смело шагало в космос! Если американцы высадились на Луне, то наши скоро будут на Марсе или на Венере! Да, тогда казалось так!

А фильмы про Фантомаса? Представь в нашем кинотеатре «Фантомас» шёл неделю, и во все сеансы зал был полон! Это сейчас фильм кажется смешным, а тогда все казалось серьёзным! Пацаны приделывали третью руку, пугая учителей в школах! Надевали на лицо капроновый чулок! Хотелось быть сильным, бесстрашным, богатым! Ведь и сейчас многие к этому стремятся! А какие актёры играли? Какая музыка звучала! А подруга Фандора мне казалась самой красивой женщиной на свете! Шикарный фильм! Весь Союз был от него в восторге! Говорили, что снято 100 серий, и в это верили!

Ну, а хоккей с канадцами в 1972 году вся страна ждала. Помню, объявляет диктор Фила Эспозито, тот выезжает и …падает! Все обомлели! А потом Эспозито дал нашим прикурить! Его жест – ребром ладони по горлу переняли все пацаны, игравшие в хоккей! За наших болели неистово! Особенно, когда драки начинались! Женька Мишаков тоже канадцев дубасил, да и остальные не поддавались! Жалко,правда, Валерку Харламова канадцы избили в последней игре! Но за наших гордость была – играли лучше канадцев! А ведь чехи, шведы, финны  серию проводить с канадцами отказались! В общем…

- Ну, хватит, балабол! – тётя Липа прервала разговорившегося мужа. – Пошли окучивать!
И моё незапланированное интервью оборвалось. Впрочем, самое основное, кажется, уже было сказано!