Несколько слов Эрнеста Хемингуэя

Олег Яненагорский
Литературный дневник. 18 декабря 2019 года

«Будучи трезвым, претворите все свои пьяные обещания. Это научит вас держать язык за зубами». Эрнест Хемингуэй.
Я прочитал эти слова, мелькнувшие на экране компьютера, и задумался над их смыслом. Писатель явно "выстрадал" эту фразу. Почему я так думаю?
Вспомнился декабрь 1990 года, туристическая поезда на Кубу, посещение дома-музея Хемингуэя в пригороде Гаваны. В том доме писатель жил около 20 лет (с перерывами на войну и путешествия), Там же он написал роман «По ком звонит колокол», повесть «Старик и море» и многое-многое другое. Экскурсовод рассказывала, что в доме-музее сохраняется сложившаяся при жизни Хемингуэя планировка и обстановка, показывала его вещи и книги. А потом я неожиданно услышал, что 2 июля 1962 года писатель застрелился из охотничьего ружья в вестибюле своего дома в Айдахо. Мне кажется, что эта информация в СССР не была широко распространена. И тогда же я узнал, что Хемингуэй был женат семь раз…
Вот про это точно в СССР не писали, наверное… для того, чтобы не разрушать светлый образ прогрессивного писателя…
Хемингуэй покончил с собой, находясь в депрессивном состоянии, считая, что его преследует ФБР… Ему ставили диагноз «мания преследования» и лечили, лечили, лечили… до самой смерти...
Через 50 лет открыли архивы и выяснилось, что ФБР действительно преследовало писателя – агенты следили за ним, прослушивали телефоны, контролировали переписку… Так, что проблемы писателя были не только в пьянстве и женах…
Много лет спустя прочитал, что Хемингуэй как-то написал другу в письме: «Мой тебе совет: женись как можно реже и никогда не женись на богатой суке».
Не с моей биографией кого-то осуждать за неоднократные браки. Ничего плохого (в отличие от некоторых биографов и журналистов) не буду говорить или писать о женах Хемингуэя. «Чужая душа – потемки», гласит русская пословица...
Но всё это вспомнилось после фразы: «Будучи трезвым, претворите все свои пьяные обещания. Это научит вас держать язык за зубами»…