Часть 3. И вновь победа!

Владимир Ленмарович Тимофеев
     Музы не стали откладывать в долгий ящик визит к пифиям. Первой задала вопрос нетерпеливая Терпсихора: «Когда мы будем праздновать уничтожение Денежного Мешка?»

     Ответ был моментальным и кратким: «Никогда».

     Урания попыталась успокоить ошеломленных сестер: «Не унывайте. Хромой Кузнец никогда не обманывает. Просто вопрос был не самым удачным. Ведь на самом деле нас вполне устроит, если мешок не уничтожат, а сделают из него, например, коврик в прихожую. Давайте хорошенько подумаем, прежде чем задавать два оставшихся».

     Шаловливая Талия не дала ей договорить: «Смерть тела не так трагична, как гибель духа! Денежный мешок станет полным ничтожеством, когда к нему все люди утратят интерес. Поэтому вот мой вопрос: «Когда Денежный мешок будет предан забвению?»

     Ответ был таким же быстрым и обескураживающим: «Никогда».

     Среди муз возникло легкое подобие паники, но все же они не опустились до свары и ссор. Каллиопа резонно объяснила, что добрая половина романов и поэм, баллад и трагедий, симфоний и опер в своей основе содержат борьбу любви и денег. Забвение Денежного мешка неминуемо привело бы к исчезновению сокровищ мирового искусства и смысла существования самих муз.

     – Мы ставим на первое место себя, свои надежды отомстить этому ничтожеству, возомнившему, что он равен божественным созданиям, — начала рассуждать Урания, — а ведь главное — отношение к нему человека.

     В конце концов, последний вопрос отразил главную надежду муз: «Когда у людей пропадет интерес к Денежному мешку?»

И третья пифия произнесла убийственный, как посчитали музы, ответ: «Никогда».

     Конечно, Денежный мешок добыл себе через подкупленного писца, документировавшего все предсказания пифий, копию этой беседы. И, конечно же, долго хохотал, представляя себе лица обескураженных муз.

     Хотя ответы прорицательниц добавили ему оптимизма, он решил подстраховаться и обратиться к самой знаменитой из них — к Кассандре. Зная о том, что она никогда не ошибалась в предсказаниях, которым никто, пока не становилось слишком поздно, не верил, Денежный мешок готовил себя к любому прогнозу.

     Прорицательница хорошо поставленным голосом, в котором звучали трагические, а иногда и угрожающие нотки, возвестила:

– О, ничтожная тля! Порождение алчбы и злобы!
Ты в безглазой своей слепоте посчитал себя равным Богам!
Легковерно приемлешь ты страсти к безмерной наживе за поклоненье к себе!
Слушай и плачь! Ты с лица Земли не исчезнешь!
Толпы людей будут тебя лицезреть, размышляя о бренности денег и жизни.
Но бесплотны надежды твои! Олимпийские Боги не поставят тебя наравне с Прометеем!

     Да, — подумал Денежный Мешок. — Как все-таки ясен и прозрачен мир денег, и как любят люди и Боги туман и загадки.

     Ну, что же. Я не буду уничтожен. Это главное. А насчет могущества…? Не верю, что люди когда-либо сумеют избавиться от поклонения Золотому Тельцу.

Музы также не преминули навестить Кассандру. Она ошеломила их сильнее Пифий:

     – Не гостем случайным, а жильцом постоянным станет Телец Золотой в доме вашем навечно!

     Некоторое время Денежный мешок продолжал испытывать легкую тревогу, так как подозревал о существовании какого-то подвоха в преподнесенном ему на первый взгляд. радужном видении будущего. Но это случалось все реже и реже. Лишь иногда кошмарные картины мрачных скал, тяжелых цепей и алчных людишек, выгребающих деньги из его разодранного нутра, будоражили его воображение. Смятение, правда, почти сразу же забывалось под натиском прекрасных известий о росте капитала, изобретения все новых и новых способов «размножения» денег, расширения их влияния и могущества.

     Тем не менее, однажды Денежный Мешок решил повстречаться с любимцем Урании — Аристотелем, который положил начало экономике, как науке (Прим.: Аристотель представлял экономику, как деятельность человека по домоустройству, домоуправлению в широком смысле слова. Одновременно он ввел термин хремастика (хрематистика), то есть деятельность человека, основной целью которой является накопление денег).

     Он застал его на занятиях с учениками:

     – После философии самой замечательной наукой является математика. Без овладения содержащейся в ней мудрости вы никогда не сможете понять, что такое экономика. Не сумеете обустроить свой дом, свой город, свое государство. А значит или сами превратитесь в варваров или станете их рабами.

     – Были бы деньги, и тогда можно нанять-купить толкового экономиста, который и будет заниматься всей этой скучной работой по подсчету урожая, необходимости приобретения рабов и скота или их продажи, строительству новых или ремонту старых зданий и тому подобное, — возразил один из учеников.

     – Такое возможно. Но лишь при чрезвычайных обстоятельствах и на короткий срок. Например, когда вам придется воевать или случится заболеть. А если вы пойдете на такой шаг в силу своей некомпетентности или лени, то сразу же попадете в зависимость от нанятого вами управляющего. Именно он будет решать, сколько денег выделить вам на азартные игры, развлечения, путешествия и прочие глупости, вредные для здоровой экономики. Если вы наймете по-настоящему классного экономиста-управленца, он при планировании домохозяйства-домостроительства будет выявлять, а затем и избавляться от лишних звеньев, которые только потребляют конечный продукт, но не создают его. Естественно, в итоге именно вы и окажетесь этим ненужным вредоносным звеном. Следовательно, управляющий будет искать и обязательно найдет способ от вас избавиться. Так, не разбираясь в экономике, вы непременно, хотя и незаметно для вас, сами станете рабом. Или еще хуже. Например, с вами произойдет несчастный случай, который, конечно же, будет тщательно спланирован.

     Денежный Мешок посчитал, что наступил удобный момент появиться на лужайке. Ученики сразу же окружили его, стали ощупывать и догадались, что внутри находятся монеты и драгоценности. Самые активные попытались развязать горловину. Но это им, как когда-то музам, не удалось. Доставать режуще-колющие инструменты они пока не решились.

     – Вот и опровержение ваших сентенций, дорогой учитель! Имея такой мешок, можно не тратить молодость на изучение математики, риторики, астрономии, экономики.

     Игнорировавший до этого появление Денежного Мешка Аристотель снисходительно удостоил его своим вниманием.

– Перед вами зло в самом откровенном обличии — тот самый вожделенный для многих Золотой Телец! А на самом деле это просто серый мешок, наполненный трагедиями и несчастьями. Немало людей поддалось его колдовским чарам. Среди них были фараоны и цари, тираны и диктаторы, купцы и менялы, предсказатели и нищие. Всю свою жизнь они копили и копили деньги, преступая все мыслимые и немыслимые обычаи и законы. А затем уходили в Аид такими же голыми, как родились. А оставленные в наследство накопленные сокровища превращались в яблоко раздора для близких и дальних родственников, порой сталкивая их в смертельных схватках.

     Аристотель ловко развязал горловину мешка и запустил в него руку. Впервые Денежный Мешок испытал ужас — его ночные кошмары оборачивались явью.

     Достав пригоршню золотых монет, Аристотель обратился к ученикам с вопросом:

     – Что это?

     – Золото! Деньги! — нестройным хором ответили ученики.

     – Правильно. Но вы видите только оболочку. Воистину золото оглупляет большинство людей.

     – Так что же это?

     – Не буду давать вам готовый ответ. Полезнее найти его самим. Тогда вы добьетесь освобождения от власти золота. Надеюсь навсегда.

     Аристотель взял в другую руку лист пергамента.

     – Что стоит дороже? Этот лист или монеты? Содержимое какой руки вы хотели бы получить в награду?

     – Конечно, золото!

     – А теперь смотрите, я написал «Десять тысяч». Превратился ли листок в деньги?

     – Конечно же, нет.

     – Теперь я поставил на нем свою подпись. Держу ли я в руках деньги?

     И вновь ученики хором дали отрицательный ответ.

     В этот момент Денежный Мешок с ликованием подумал, что он умнее философа. Ведь за пергамент с личной подписью Аристотеля, например, в ХХI веке можно было бы получить весьма кругленькую сумму.

     – А теперь я пишу: «Подателю сего обязуюсь выплатить десять тысяч динариев». Содержимое какой руки вы предпочли бы получить? Пергамент не изменился, разве что испачкался чернилами, а цена его превзошла пригоршню золота во много раз. Можно ли теперь признать, что он стал деньгами?

     – В какой-то мере, да.

     – А вот я дописываю еще одно слово: «Шутка». И произошло очередное превращение. Так что же такое деньги?

     – Власть, сила, могущество, уважение…

     – Вот наглядный пример, что даже умные люди теряют разум при одном лишь лицезрении денег. А что они приобретают, заполучив их? Заботы и хлопоты, без которых жизнь была светлее и радостнее. Но повторю свой вопрос. Что же такое деньги? Даю еще одну подсказку.

     Представьте себе, что сейчас появятся полицейские и радостно объявят, увидев вас, что нашли злодеев, убивших богатого гражданина, всех его домочадцев и рабов и похитивших вот этот злосчастный мешок. Как отчаянно начнете вы отказываться от него, как станете проклинать его появление здесь. И вместо приобретения власти и могущества вы лишитесь своих глупых голов. Пожалуй, вполне заслуженно.

     Еще немного пофилософствуем. Дорогой мой Клеон. Представь, что мешок стал твоим, и ты отправился с ним на родной Крит, чтобы похвастаться своим богатством. Но Посейдон посчитал, что ты принес ему слишком малую жертву. В гневе разбил он корабль о подводные скалы, и ты вместе с мешком оказался на одинокой скале. Уже через день ты будешь готов отдать все это золото за глоток воды. А еще через сутки будешь молиться и обещать всю оставшуюся жизнь работать на спасителя в приплату к деньгам в мешке. А еще через день ты погибнешь, оставив мешок поджидать новую легкомысленную жертву. Так что сам по себе, без человека, который знает, что такое деньги, Золотой Телец отнюдь не всемогущ, как полагают его многочисленные поклонники.

     После этих слов Денежный Мешок немного встревожился, но продолжал хранить молчание.

     – Э, да вы меня совсем не слышите. Бедные мои ученики! На ваших лицах даже неопытный человек сейчас может увидеть, о чем вы думаете. Вы пытаетесь представить, что могли бы приобрести, окажись эти деньги в вашем владении. Еще немного и поток вожделений и прихотей полностью поглотит ваш разум.

     Тут Аристотель не удержался и позволил себе немного поиздеваться над своими воспитанниками.

     – Не забудьте попрощаться со своим рассудком, чтобы вам легче было превратиться в рабов хремастики. Экономика и хремастика — это антиподы. Хремастика — отрава, яд для экономики. Когда деньги употребляются для развития экономики, они играют положительную роль. Когда экономика сводится к добыванию денег, это нередко приводит к деградации или даже гибели, как отдельного человека, так и всего государства. Вот, послушайте на эту тему подходящую историю.

     В давние времена, когда граждане Эллады только начинали проникать на земли Гипербореи, основали они город на берегу Понтийского моря. Занимались земледелием, благо почва была плодородной, выращивали сады, собирали богатые урожаи пшеницы. Торговали с варварами-кочевниками, но и непременно тщательно рассчитывали, сколько и чего можно продать, а сколько надо с запасом на случай засухи или войны со скифами, хранить. Появился среди них и поклонник хремастики. Он считал только деньги. Экономил даже на рабах-воинах. Потому что не только торговал с варварами, но и ссужал их деньгами. Богател быстро. А запасов не делал. Говорил, что если понадобится, то наймет воинов столько, сколько нужно.

     И случилась война. Обложили варвары город со всех сторон. Граждане, как и положено, сами встали на защиту и рабов своих хорошо вооруженных привели. Хремастик не сделал ни того, ни другого.

     Когда в его владения ворвались кочевники, он стал кричать, что их вождь его друг, поэтому его нельзя убивать. Предложил позвать его, чтобы убедиться в этом.

     Кочевники выполнили его просьбу. Вождь поблагодарил своих воинов. Ведь если бы они сразу отправили хремастика в иной мир, то вождь остался бы вечным должником, но верные бойцы сберегли его честь. Он достал деньги и, не слезая с коня, бросил их хремастику: «Теперь моя совесть чиста. А ростовщики никогда не были и никогда не будут моими друзьями». Ускакал благородный вождь. И только после этого отважные варвары убили хремастика и поделили его добро.

     – Человек, любящий мудрость, — философ может стать хорошим экономистом. Но если Золотой Телец лишит его разума, подчинит своей пагубной страсти, он превратится в хремастика. Ради своей алчности он совершит любое преступление и любую глупость, разрушит и свою семью, и свое государство. А первой жертвой превращения человека в это исчадие Аида становится его совесть.

     Но покинет хремастик этот мир, как я уже говорил, таким же голым, каким появился на свет.

     Денежный Мешок внимательно слушал сентенции Аристотеля и одновременно наблюдал, как реагируют на них его ученики. Один из них просто сверлил глазами мешковину. Не требовалось особой прозорливости, чтобы понять, что он пытается определить, сколько денег находится перед ним, как и на что их можно потратить.

     – Это мой человек — подумал Денежный Мешок и тут же получил подтверждение.

     Молодой человек дерзко прервал своего учителя:

     – Я не стал бы, как Клеон, увозить деньги на свою родину. Я раздал бы их все здесь под хороший процент, и через год у меня было бы уже два таких мешка.

     – Мой, мой человек! — обрадовался Денежный Мешок. — Хотя зеленый, совсем зеленый. Он просто не в состоянии представить, что объем рынка кредитования Афин, Спарты и Македонии в совокупности не составляет и миллионной части моего содержимого. Но это очередная демонстрация, что я сильнее любви, даже если это любовь к мудрости.

     Аристотель без тени раздражения продолжил:

     – Дорогой Леандр, занятие ростовщичеством относится к самым презренным грехам. Тебе скоро станет стыдно, что ты не проявил стойкости, присущей людям, любящим мудрость. Предать философию для того, чтобы стать ростовщиком? Воистину такое может случиться только с внезапно заболевшим человеком. Люди помнят имена героев воинов, мыслителей, поэтов, певцов, спортсменов, царей, даже некоторых несчастных влюбленных. Но имена ростовщиков, хотя бы их должниками были тысячи людей, не встречаются на скрижалях истории.

     А деньги, которыми они умножают свое богатство, обязательно обесцениваются.

     Денежный мешок вынужден был согласиться со вторым утверждением Аристотеля, так как был прекрасно осведомлен, что дериваты являются одной из причин инфляции. Правоту первого утверждения он подверг сомнению. В ХIХ и ХХ веках фамилии Ротшильдов, Рокфеллеров, Дюпонов были знамениты, хотя их потомки предпочли уйти в тень, стесняясь принадлежности к этим непопулярным кланам.

     – Так что же, деньги приносят вред? — не сдавался Леандр.

– Деньги приносят пользу, — ответствовал Аристотель, — когда к ним относятся, как и к другим материалам, необходимым для домоустройства. Когда вы планируете свою жизнь или развитие государства, то подсчитываете, сколько пшеницы и лошадей, воинов и рабов, оружия и одежды, строительных материалов, в том числе и денег, вам потребуется. Хремастик планирует почти то же самое, но его целью являются только деньги, вернее их рост, прибыль. Экономист строит дом, стараясь максимально удовлетворить потребности человека, который заказал это строительство. Хремастик строит дом, тоже стремясь максимально удовлетворить потребности, но на первом месте у него свои интересы. Слава архитектора для него вторична, а на первом месте — прибыль. Грань между экономистом и хремастиком иногда очень тонкая. Случается, что экономист, поддавшись соблазнам, переходит эту грань и превращается в хремастика. А вот поклонники Золотого Тельца пытаются стать экономистами только в конце жизненного пути, когда понимают, что все наворованное, незаконно отнятое, присвоенное все равно в потусторонний мир не заберешь.

     Изучать экономику и хремастику нам предстоит еще долго. Поэтому вернемся к мешку, который послали нам Олимпийские боги в качестве наглядного пособия, а может быть это испытание — не превращусь ли я в хремастика. Хотят проверить, достоин ли я звания философа.

     Итак, что же такое деньги?

     – Деньги — это изделие, сотворенное руками человека, — заявил обычно робкий, в соответствии со своим именем, Тимофеус.

     – Правильно. Но это не все.

     – Деньги могут быть произведением искусства. Отлить металл, придать ему красивую форму, а еще изобразить лик императора, полководца или философа может только тот умелец, которому покровительствует Хромой кузнец Гефест.

– И это верно. Но все сказанное с таким же успехом можно отнести и к украшениям, например, медальонам, брошам. Но главное …

     – Деньги — это сила, могущество, власть, — опять прервал учителя Леандр.

     – И еще возможность ничего не делать, кроме как пользоваться властью, могуществом, силой, — съязвил Аристотель. — Да, большие деньги — это и голубая мечта многих лентяев и бездарей. Но можно ничего не делать и будучи нищим. А можно стать олимпийским чемпионом, не имея ни гроша. Или вождем варваров, щедро раздавая своим воинам всю добычу, не оставляя себе ничего.

     Между прочим, все хремастики, дожив до преклонных лет, да если они еще и прикованы к постели, обречены на танталовы муки, видя, как наследники разбрасываются накопленными ими деньгами.

     – Это верно, — подумал Денежный мешок. — Так происходит очень часто, почти всегда. Как не пытаются мои поклонники воспитать своих детей и внуков, чтобы они предпочитали собирать деньги, а не тратить их, ничего не получается. Если и встречаются исключения, то это как раз тот случай, когда они подтверждают правило.

     – Деньги — это еще и носители информации. — Подал голос еще один из учеников. — Их ценность зависит от количества золота или серебра, содержащихся в монетах, от длительности их обращения, ведь с годами при частом использовании они становятся легче.

     – Вы уже в одном шаге от точного определения. По большому счету деньги и есть информация. Причем она превращается в деньги только, когда имеются, как минимум, два человека, которые соглашаются считать деньгами, например, монеты или камешки, ракушки или шкурки пушных зверей. Чем шире круг договорившихся об этом, тем больше доверия к этим деньгам. Если же договоренности по какой-либо причине прекращают свое действие, самый богатый богач может превратиться в обыкновенного нищего, или даже в раба.

     Денежный мешок решил более не подвергаться пропаганде Аристотеля и исчезнуть.

     – Чего доброго, сам превращусь в экономиста. Вот и исполнятся пророчества пифий и Кассандры.

     Но перед тем, как перенестись в иное время, он посетил жилище Леандра и оставил на его столе горку золото, будучи твердо уверенным, что тот станет его верным апологетом.

     Из беседы Аристотеля с учениками Денежный мешок понял: надо всячески продвигать идеи хремастики и уничтожить экономику, как науку.

     Однако ему не пришлось особенно утруждать себя. Действительность превзошла его ожидания. Хремастика почти всюду заменила экономику, а главное, она стала называться экономикой, а термин «хремастика» практически вышел из употребления. Он вообще стал незнаком ученым, посвятившим свою жизнь изучению и описанию законов хремастики в одеждах экономики. Воистину волк обрядился в овечью шкуру. А когда они наталкивались на явные проявления хремастики в жизни государств и народов, то придумывали для них новые, более благозвучные названия, вроде монетаризма, свободного рынка и прочее.

     К концу ХХ — началу ХХI века хремастика, как уверовал Денежный мешок, победила окончательно. Правители большинства стран главным мерилом благоденствия и процветания стали считать количество денег, находящихся в обращении. Зачастую они не знали и не хотели знать, достаточно ли произведено продовольствия, одежды, построено жилищ и спортивных сооружений, имеются ли возможности для полноценного отдыха и лечения своих подданных, как выживают сирые и престарелые.

     Немногие государства продолжали строить жизнь на основе экономики, но и там Денежный мешок увеличивал число своих адептов. Он верил, что окончательная победа денег близка. В качестве забавного штриха Денежный мешок установил ДЕНЕЖНУЮ премию за достижения в области исследования экономики, той самой, которая на самом деле была хремастикой. И он твердо знал, что Аристотель не был бы удостоен этой награды.

     Все реже снилось ему дикое ущелье и цепи, которыми его приковали, алчные люди, грабящие его нутро, и изумленно взирающий на все это громадный орел.

     Однако стал повторяться другой. В котором Кассандра повторяла одну и ту же фразу: «Ты сам взрастишь убийцу своего!».