Эдуард Мане-предшественник импрессионизма-7

Койфман Валерий
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

В тех случаях, когда художник соприкасался с враждебным ему миром хищной пошлости, в его искусстве начинали звучать недобро-иронические интонации.
Пример тому «БАЛ–МАСКАРАД В ОПЕРЕ», написанный вскоре после разгрома Коммуны, потрясшего Мане.
Речь идет о реальном ежегодном бале в парижской Опере.
Зловещая стена развлекающихся хлыщей в цилиндрах и переряженных кокеток возникает из резких срезов композиции, жестко рассекающих фигуры слева и сверху, из столкновения ярко окрашенных и совершенно черных пятен.
К. Писарро, имея в виду видимо эту картину, утверждал: «Мане сильнее нас, он создает цвет при помощи черного цвета». Кроваво-красный ковер под ногами этой копошавшейся толпы воспринимается многозначительным намеком... .Это скорее похороны, чем веселый бал – маскарад.
С возрастом восприимчивость Мане к различным аспектам современной жизни обостряется. В нем рождается какая-то деликатная чуткость к нюансам человеческой натуры. И это требует от художника усложненности жанра.

Таков упоминавшийся ранее «ЗАВТРАК В МАСТЕРСКОЙ».Трудно решить, глядя на эту картину, к какому жанру ее следует отнести – портретному или бытовому.

Это и портрет юноши, и тихая бытовая сцена, и многоголосый натюрморт, где шлем, ятаган и сабля, соседствующие рядом с кошкой на кресле, вносят в обыденную атмосферу картины потаенно-романтическое звучание.
Портретность в картине необычно сильна. Прежде всего, в трактовке образа главного героя, в образе которого Мане усиливает черты возвышенной устремленности, юношеского порыва.
Это Леон Леенхоф. Казалось бы окружающие Леона предметы, обстановка,фигуры людей должны были бы приземлить образ, отвлечь от него внимание.
Однако этого не происходит, образ молодого человека выделен художником не только композиционно, но и цветом, и манерой письма.
Фигура Леона написана в уверенной, характерной для почерка Мане плоскостной манере. Одежда Леона – черная бархатная куртка, желтого тона панталоны, желтая соломенная шляпа – представляет собой великолепный по живописи фрагмент.

А вот другая картина Мане - «БАЛКОН».Это модернистский парафраз картины «Махи на балконе» Гойи.
Персонажи взяты, как будто из разных пьес: справа-хорошенькая простушка из комедии; самодовольный франт, герой-любовник; слева- это Берта Моризо,она воплощение драмы и тайны, и предвещает героинь Ибсена, Чехова, она словно впитала безнадежность чувств, напоминая Флоберовскую Эмму Бовари.
Даже цвет картины в скупых пределах черного, белого и зеленого становится тревожным.

А вот как почти через 100 лет увидел эту картину известный сюрреалист Рене Магрит
В 1873 году Мане выставляет в Салоне картину «КРУЖКА ПИВА».
Картина имеет огромный оглушительный успех, все поздравляют художника, его чествует весь Париж, везде, во всех витринах, выставлены репродукции этой работы.

Картина представляет собой в принципе редкий сюжет для французов с их культом вина. Вино считалось «патриотическим» мужским продуктом. Но и пиво в то время становилось очень популярным. Отчасти это было связано с потерей Эльзаса и Лотарингии, что вызвало спрос на продукцию из этой провинции – на пиво и кислую капусту. Перед нами картина написанная с блеском в стиле Франса Хальса, изображает эпикурейца в кабачке, толстого, красного, жизнелюбивого.
Поза портретируемого полностью выражает его сущность.
Как писали критики: «Художник ухватил момент, когда в капле отразился океан».

Другие отмечали, что картина создана когда художник творит, как бы не ведая, сколько сил и знаний требуется для создания произведения столь легкого и свободного.

В сущности это был портрет мало кому известного гравера– литографа Эмиля Белло, постоянного посетителя кафе Гербуа и большого поклонника пива.

Его имя стало известно всему Парижу. Белло закончил жизнь преуспевающим дельцом, владельцем газеты «Эхо французских пивных».