Эдуард Мане-предшественник импрессионизма-6

Койфман Валерий
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Мане отдал в своем творчестве дань увлечению молодости: морю и кораблям.
Не много добавляя к общему творчеству Мане, марины расширяют наше представление о мастере, позволяют полюбоваться водной стихией, которая всегда притягивала взгляд художников и нехудожников.

При взгляде на марины Мане возникает одновременно простое и мощное чувство природы и пространства. К тому же здесь был интерес художника к проявлениям современной жизни: пароходы ещё удивляли современников, они были символом прогресса и вызывали некоторый романтический настрой дальних странствий.

Пароходы, рыбацкие шхуны, яхты, море – были частью жизни современного человека.
«БИТВА «КИРСАРДЖА» И «АЛАБАМЫ»» - это и превосходный морской пейзаж, и, отражение события современной жизни.
Мы присутствуем при расстреле американского корабля «Алабамы» выстрелами федералов с «Кирсарджа». Корабль уже получил брешь в корме. Мане отодвинул корабли к горизонту, расстояние уменьшило их ,и море, которое Мане громоздит вокруг кораблей выглядит гораздо страшнее, чем битва. Событие происходило недалеко от французского берега на глазах у многочисленных зрителей.

«ОТПЛЫТИЕ ПАРОХОДА В ФЛАКСТОН» (Флакстон-английский город) – мы видим колесный корабль, готовящийся к отплытию. День прекрасный, солнечный, женщины прячутся под зонтиками. Слева – Сюзанна в белом платье и Леон в фетровой шляпе. Атмосфера картины и мазок уже импрессионистичны. Художник написал картину в Булони из окна отеля «Флакстон», где он проживал в 1869 году. Там же он написал ещё несколько морских пейзажей.

Молодые, еще никому не известные, Клод Моне, Ренуар, Дега, Сислей, Писарро, Базиль, Берта Моризо и другие, только овладевавшие импресионистической проблематикой, тянутся к Мане как к лидеру новой живописи уже в 60-е годы.

Они образуют своеобразный круг друзей и почитателей Мане.

Он очень дорожит их поддержкой. Отвергнутый представителями официального искусства, осмеянный критикой и публикой, он черпает в этой группе так необходимую ему теплоту.
Публика и пресса называют всех этих людей «Бандой Мане» или «Батиньольской школой». Все вместе они собираются в кафе Гербуа. Мане сделал тогда же замечательную гравюру «В КАФЕ ГЕРБУА».

С 1868 года начинается дружба Эдуарда Мане с художницей Бертой Моризо.
Берта очень красива, в ней есть еще и нечто завораживающее, не поддающееся словесному определению.

Они сразу нравятся друг другу, но между ними стоят преграды респектабельности и светских привычек.
Это явно взаимная любовь, но любовь запретная, невысказанная и обреченная таковой остаться. Берта оказала довольно значительное влияние на творчество Мане, особенно в его пленэрных поисках.
Берта часто позирует художнику, ему очень нравится писать ее. Сохранилась целая серия живописных и графических портретов Берты.

К 1872 году относится лучший портрет Берты – «БЕРТА МОРИЗО С ФИАЛКАМИ». Мане отказывается от передачи интерьера, он дает серый фон, светлеющий за головой модели, окружая ее своеобразным сиянием. Берта в черном платье, черной круглой шляпке с лентами. Только едва намеченный букетик фиалок, приколотый у выреза платья, оживляет ее наряд.

С этой изысканной гаммой гармонируют розовые тона кожи.
Сама же тень настолько трепетна, пронизана светом, что лицо сразу охватывается взглядом, смотрится целостно.
Портрет вообще воспринимается также, как он был создан,- на едином дыхании, взволнованно и благоговейно. Поразительны глаза. Кажущиеся очень темными, они манят к себе и отталкивают, смотрят и не видят. К тому времени, когда Мане писал портрет, Берта Моризо была уже известной художницей, выставлявшейся в Салоне.
Она уже была замужем за братом Мане Эженом.

Эдуард Мане, живя в своем мире непритязательных, зато чудесных явлений реальной жизни, видит и события из ряда вон выходящие.

Он занимает глубоко гражданскую позицию, откликаясь на события, которые потрясали Францию того времени. В конце 60-х годов он написал свое единственное произведение на современный исторический сюжет – «РАССТРЕЛ ИМПЕРАТОРА МАКСИМИЛИАНА».
Попытка Наполеона III сделать Максимилиана, брата австрийского императора Франца Иосифа, императором Мексики была авантюрой и закончилась трагически: Максимилиан расстрелян мексиканцами. Казнь потрясла Францию: негодование смешалось с чувством вины и унижения.

Над темой казни автор трудился более года и создал четыре варианта.
Картина трактует расстрел не как драматическое исключение, а как неумолимый в своей жестокой обыденности факт.
В картине занимают внимание больше профессиональные движения стреляющих солдат, и особенно одного из них, который перезаряжает ружье, равнодушные зеваки на стене тюремного двора, чем жертвы карательной акции.

Сцены картины как будто заморожены, нет ничего мелодраматического, как, например, в «Расстреле» у Гойи. В окончательном варианте картины, который перед нами, Мане сознательно сделал униформу мексиканских солдат французской.
Это уже было прямое обвинение 2-ой Империи. Картина, и сделанная с нее гравюра были немедленно запрещены властями.
Это вызвало бурю протестов, в том числе и Золя.
Во время войны Мане участвует в обороне Парижа (сентябрь 1870 – январь 1871г.), осажденного пруссаками, а когда она заканчивается, уезжает на море, и тут узнает о начавшейся революции.

Вскоре он возвращается в Париж, где свирепствуют репрессии, он делает зарисовки страшных уличных сцен расправы версальцев с коммунарами. Все виденное вызывает у Мане глубокую нервную депрессию. Кроме того, со времени осады Парижа у него возникают болезненные ощущения в ноге, которые напоминают ему об укусе змеи, полученным еще в молодые годы во время плавания на «Гваделупе» в Бразилию. Боли не покидают Мане уже до конца его жизни.