Иван да Марья

Елена Бекиш
Действующие лица:
Иван
Марья
Леший
Водяной
Кикимора 
Баба 
Дед 
Русалки, они же девушки


Сцена первая               
ФОН: 001.
 (Дед и Баба выходят, садятся).
БАБА:  Утро-то  какое хорошее!
ДЕД: Кабы не мошкара, было бы хорошее!
БАБА:  Солнышко светит, птички поют!
ДЕД: Макушку уже напекло солнышко-то, эвона, омуты аж до дна прохватывает, скоро русалки на берег полезут.
БАБА: А нам-то  почто русалок бояться, чай, не девки уже. А коли солнышко макушку напекло, панамку напяль, и не ворчи.  Сейчас молодежь хороводы водить станет, песни петь зачнёт, то-то радость!
ДЕД: Ты сама, гляди, в хоровод не кинься, не позорься на старости лет.
БАБА: А, коли и кинусь, что за позор? Вот, кто ворчит, тот людей смешит.
ДЕД: И то, верно. Нынче всяк себя любит, всяк для себя пользу ищет.
БАБА: Ох, дед, правда твоя! Взять, хотя бы Федьку с Дунькой, не смотри, что брат и сестра, с самого утра как две собачонки лаются, им на двоих два яблока дай, и то подерутся.
ДЕД: Вот-вот! А Стёпка с  Ульянкой и того хуже, сначала облают друг друга, а потом и в драку! Ох, не та молодёжь пошла нынче, не та!
БАБА: Ну, ты пустого-то не мели, не все ж такие!
ДЕД: Как не все, когда все!
БАБА: Мы-то не такие!
ДЕД: Нашла молодёжь! (смеётся).
БАБА: А вот и молодёжь! Я ещё хоть куды! Хоть и к самому Водяному в царевишны! (танец).
ДЕД: Ждёт тебя Водяной, не дождётся! (Баба заваливается, Дед её подхватывает, но она гордо отстраняет его, садится на пенёчек).
БАБА: А, коли сурьёзно, так и среди молодёжи есть на кого полюбоваться, кого в пример представить.
ДЕД: Кто ж такие?
БАБА: А, Иванушка с Марьюшкой!
ДЕД: Те, что братец с сестрицей?
БАБА: Они! Вот, на кого любо посмотреть!
ДЕД: Это так, они как копеечка!
БАБА: Какая такая копеечка?
ДЕД: На, вот, тебе копейку. Попробуй-ка, разломи её надвое.
БАБА: А, ну, давай! (пробует разными способами разломить). Не, никак! Не ломается!
ДЕД: А, ну, баба, разменяй-ка мне эту копеечку!
БАБА: Тю! Что удумал! Как же я тебе копейку разменяю? Она ж не делится.
ДЕД: Так  вот и Марьюшка с Иванушкой – всюду вместе, нераздельно.
Сцена вторая Хоровод девушек (ноги босые) хоровод: мальчик-девочка, в центре Женя и Настя ( у них на ногах обувь).
ФОН: 002. Хоровод девушек.
(Идёт хоровод, среди девушек Иван и Марья. (ЗВУЧАТ 2 КУПЛЕТА – после второго куплета на сцене только Иван и Марья. На сцене Иван и Марья. Смеются, брызгают друг на друга водой из ведра. Когда смолкает музыка, артисты начинают говорить.
ЗА КУЛИСАМИ: девушки переодеваются в Русалок – снимают нарукавники, надевают накидки, меняют ободки.
ФОН: 003. Тема Ивана и Марьи. Фоном.
МАРЬЯ: Жаркий июль задался, Иванушка, сенокос в самом разгаре, трава поднялась сочная да высокая, будет нам, чем Бурёнушку зимой кормить.
ИВАН: Уж как не хочется мне с тобой, сестрица, разлучаться, да надо на сенокос идти.
МАРЬЯ: И мне без тебя, братец, полдня как неделюшка, да что делать!  Я пойду к озеру, сети проверю, рыбку из сетей добуду, ушицы тебе сварю.
ИВАН: Не ходи, Марьюшка, к озеру, нынче солнце жарко светит, русалки на берег выйдут в хороводе закружат, заприметит тебя Водяной, к себе утащит.
МАРЬЯ: Да разве ж я с ним пойду? Не боюсь его!
ИВАН: Не ходи! Он и спрашивать тебя не станет, силой утащит. Хватит с меня и молочка с хлебушком. Сиди дома, на луг не ходи. А как я тебя позову, выходи меня встречать.
МАРЬЯ: Хорошо, Иванушка. Я дома приберу, пирожков напеку. И ты, братец, себя береги, под жарким солнцем не томись, к обеду домой возвращайся.
ИВАН: Береги себя, Марьюшка, сестрица, душа моя!
МАРЬЯ: Береги себя, братец, Иванушка, сердечко моё! (Иван уходит, потом  Марья уходит).
Сцена третья
ФОН: 004. Хоровод Русалок
(На сцене хоровод русалок).
КИКИМОРА: Расступись, племя чешуйчатое да хвостатое! Дорогу повелителю омутов, озёр, рек и болот! Выходит Кикимора, Водяной).
ФОН: 005. Водяной – постепенно убирать громкость и выключить.
ВОДЯНОЙ: Не шуми, Кикимора, голова с утра гудит, от солнца и на дне не спрятаться!
КИКИМОРА: Самое время, ваше Купальское величество, новую царевишну для вашего омута выбирать.
ВОДЯНОЙ: Давно уж выбрал,  Марьей кличут красавицу.
КИКИМОРА: Прикажете в хоровод заманить?
ВОДЯНОЙ: В хоровод заманить не долго, уговорить царевишной стать сложно. Умна Марья, да послушлива брату своему.  Кабы можно было против воли её царевишной сделать, уж давно бы в омут утащил. А так, она и на берег-то не выйдет.
КИКИМОРА: А мы обманом её возьмём!
ВОДЯНОЙ: Обманом? Это дело! Думайте!
ФОН: 006. – фоном, тихо на слова, громче на действие.
РУСАЛКА-1: Раскидаем у Марьи под окном каменья драгоценные, да злато-серебро, она выйдет их собирать, а мы её – хвать!
ВОДЯНОЙ: Ишь, чего удумала! Моим богатством разбрасываться! Лучше думайте!
РУСАЛКА-2: Я рукавом махну, и под окнами Марьи встанут грибы-боровики, да ягоды спелые, она кинется их собирать, а мы её – хвать!
КИКИМОРА: Не так глупа Марья, чтобы по грибы да ягоды из избы выскакивать, коли Иван запретил ей из дому выходить.
РУСАЛКА-3: Так он же не запретил, а всего лишь попросил.
РУСАЛКА-4: Для Марьи это крепче всякого запрета.
ВОДЯНОЙ: Лучше думайте!   
РУСАЛКА-5: Мы рукавами махнём, всех птиц лесных под окна к Марье сгоним, они петь зачнут, она и выйдет их слушать, а мы её – хвать!
РУСАЛКА-6: Марья на наши-то песни волшебные русалочьи из окна не выглянула, на птичьи и того боле не купится.
ВОДЯНОЙ:  Лучше, лучше думайте, племя чешуйчатое!
КИКИМОРА:  Знаю! Знаю!
РУСАЛКИ: Что, что  придумала?
ВОДЯНОЙ: Говори! Не томи!
КИКИМОРА: Я ж голос изменять мастерица! Хочу, филином прокричу, хочу птицей болотной-камышницей.
ВОДЯНОЙ: Говорили уж об том, не станет она птиц слушать!
КИКИМОРА: А я не птицей прокричу, а Ивановым голосом. Подумает Марья, что Иван с сенокоса вернулся, и выбежит его встречать!
РУСАЛКИ: А мы её – хвать!
ВОДЯНОЙ: Ну, Кикимора! Ну, ты умная!
РУСАЛКИ: Ну, ты хитрая!
ВОДЯНОЙ: Хватит языком молоть! Дело надо делать! Русалки, прячьтесь. Ты, Кикиморушка, кричи верней! ( Русалки и Водяной прячутся).
ФОН: 006 – уменьшить звук.
КИКИМОРА: (Голосом Ивана). Марьюшка, душа моя, выходи встречать!
МАРЬЯ: Бегу, Иванушка, сердечко моё!
(Марья выбегает на сцену, Русалки окружают её,  к ней подходит Водяной).
ФОН: 007. Водяной – фоном, тихо.
ВОДЯНОЙ: Буль-буль-буль-буль. Марья, давно я ждал тебя!
МАРЬЯ: А я не тебя ждала! Я к Ивану спешила,  он меня звал!
КИКИМОРА: Это я тебя заморочила! Ивана не жди, его Купальскому величеству кланяйся!
МАРЬЯ: Сроду я нечисти болотной не кланялась и теперь не буду!
РУСАЛКИ: В омут! В омут её!
ВОДЯНОЙ: Цыц! Племя чешуйчатое да хвостатое!
РУСАЛКИ: Молчим! Молчим!
КИКИМОРА: Тебе, Марья, его Купальское величество великую честь оказать решил!
ВОДЯНОЙ: Будь моей царевной, Марья.
МАРЬЯ: Ни к чему мне твоё царство!
РУСАЛКИ: Глупая!
ВОДЯНОЙ: В дорогие наряды тебя одену, каменьями драгоценными твои персты украшу, ожерельями жемчужными выю тебе оберну, в парчу и шелка укутаю!
МАРЬЯ: И куда ж я пойду, такая разнаряженная?
ВОДЯНОЙ:  Не пойдёшь, поедешь! Карпов в карету из раковины запрягу, по рекам и озёрам катать тебя буду!
МАРЬЯ: Довольно с меня  моего  сарафана и лодки, на которой  меня брат  по речке катает.
ФОН: 008. Фоном на слова Водяного -
ВОДЯНОЙ: Буль-буль-буль-буль! Не зли меня, Марья! Солнце печёт, с ума меня сводит! Сама не пойдёшь – силой в омут утащу!
РУСАЛКИ: Утащи! Утащи её!
МАРЬЯ: Не боюсь я! Не люблю тебя!
ВОДЯНОЙ: Упрямишься? Буль-буль-буль! Так, стоять тебе здесь липой-деревом до той поры, пока не покоришься мне, да сама в омут не попросишься!  (Русалки кружат вокруг Марьи, закрывая её от зрителя).
ФОН: выкл 008, вкл. 009. колдовство
ВОДЯНОЙ: Ох! Солнце! Солнце с ума меня сводит! В омут!
КИКИМОРА: В омут всем! (Русалки уходят вслед за Водяным. На сцене вместо Марьи стоит  липа).
КИКИМОРА: А ты стой, липа-Марья, стой, пока не поумнеешь! (Уходит. К Липке подбегает одна из Русалоче, ОНА и уводит липку за кулисы). АНЯ МОЛЕВА  (роль Кикиморы) накидывает платок – один на голову, другой на плечи, готовится к сцене с Иваном и бабкой.
РУСАЛКА: Если есть на свете тот, кто тебя любит, пусть  добудет цветок папоротника,  и на ветви твои кинет. И станешь ты снова Марьюшкой! (Уводит Марью-липку за кулисы).
Сцена четвёртая                ФОН: 010. Кикимора – лягушки, коротко.
   завидев Ивана, спотыкается и падает, Иван помогает ей подняться).
ИВАН: Не ушиблась ли, бабушка?
КИКИМОРА: Ушиблась, молодец, ушиблась, милай.
ИВАН: Молочка выпьешь?
КИКИМОРА: Ох, не до молочка мне, плохо мне!
ИВАН: Может, водицы тебе дать?
КИКИМОРА: Ох, не до водицы мне, помру я сейчас!
ИВАН: Чем же помочь-то тебе, бабушка? Что дать?
КИКИМОРА: Ой, плохо! Ой, помираю! Дай мне… дай…
ИВАН: Что?
КИКИМОРА: Дай то, чего с собой не взял!
ИВАН: Как же я тебе это дам, коли с собой не взял?
КИКИМОРА: Ой! Не отдашь, так прямо тут и помру у тебя на глазах!
ИВАН: Бери, бабушка, бери, только не помирай!
КИКИМОРА: Навсегда отдаёшь?
ИВАН: Да навсегда, навсегда!
КИКИМОРА: Ух! Ух! Полегчало. Добрый ты, хороший. Ступай.   
ИВАН: Пойдём, бабушка, я тебя до дома доведу.
КИКИМОРА: Не надо, мне уж совсем хорошо. А ты ступай, тебя, поди, дома ждут. Я тут посижу, мой дом недалече.
ФОН: 010. – коротко, лягушки.(Иван уходит. Кикимора снимает платок, хохочет и убегает, выводит Марью-липку, уходит).
Сцена пятая
ФОН: 011. Тема Ивана и Марьи. Фоном на всю сцену
ИВАН:  (За сценой). Марьюшка! (Выходит на сцену). Марьюшка! (Озирается). Где же ты, душа моя?! И дома тебя нет, и у озера нет. Чувствует сердце, беда стряслась. Пойду искать тебя, сестрица, по белу свету! (Уходит, вновь появляется у липы-Марьи). Шёл-шёл, опять к липке пришёл… Видно, с пути сбился. (Уходит, вновь возвращается к липке).  Что за морока?! Опять у липы оказался! Что ж, сяду, передохну, да снова в путь. (Садится у липы, дремлет).
МАРЬЯ: Иванушка! Иванушка!
ИВАН: Что это? Чудится мне, будто ветви липы имя моё шепчут… (Снова дремлет).
МАРЬЯ: Иванушка! Братец  дорогой!
ИВАН: (Поднимается). Нет, не чудится… Марьюшка, где ты?
МАРЬЯ: Иванушка, здесь я стою, Водяной меня в липку обратил за то, что с ним идти отказалась.
ИВАН: Сестрица, зачем же ты из дома вышла?
МАРЬЯ: Обманом меня выманили, голосом твоим позвали.
ИВАН: Что же делать теперь? Нет мне без тебя счастья!
МАРЬЯ: Пойди в лес, найди цветок папоротника, сорви его, да мне на ветви кинь, и снова я Марьей стану. Торопись, папоротник только один раз за всё лето этой ночью купальской цветёт!
ИВАН: Жди меня, сестрица! (Убегает).
ВЫКЛЮЧИТЬ ФОНОГРАММУ
Сцена шестая
ФОН: 012. Лягушки, кикимора – фоном.
(На сцене хоровод Русалок, Кикимора).
КИКИМОРА:  Расступись, племя чешуйчатое! Всё ли выполнили, как я велела?
РУСАЛКИ: (Говорят все одновременно). Выполнили, как ты сказала!
КИКИМОРА: Не галдите! Ты говори!
РУСАЛКА-3: Весь папоротник  по лесу повыдергали, в омут повыкидали!
РУСАЛКА-4: Ни травиночки, ни цветочка заветного теперь Иван не найдёт!
КИКИМОРА: (Хохочет). Быть Марье липой навсегда! (Уводит Марью-липку. Русалки бегут за ней).


Сцена седьмая
 (Иван идёт, ищет цветок папоротника, садится. За его спиной появляется Леший).
ФОН: 013. Леший.
ЛЕШИЙ: Здорово, мил человек.
ИВАН: Здравствуй, дедушка.
ЛЕШИЙ: Я смотрю, ты не без дела в мой лес пришёл. Всё ходишь, всё ищешь что-то.
ИВАН: Ищу, дедушка.
ЛЕШИЙ: Какой я тебе дедушка? Я хозяин леса!
ИВАН: Так ты и есть Леший?
ЛЕШИЙ: Я самый! Только зря ты заветный цветок ищешь, русалки нынче озорничали, весь папоротник в лесу повыдергали, окаянные!
ИВАН: Неужто ни одного кусточка не оставили?!
ЛЕШИЙ: Может и оставили. Тебе скажи, так ты последний кусток сорвёшь!
ИВАН: Не скажешь, так я сам его найду!
ЛЕШИЙ: Не найдёшь! Тот самый кусток, который нынче ночью зацветёт, у меня в потайном месте от людского глаза спрятан.
ИВАН: Покажи мне его, Леший!
ЛЕШИЙ: Ещё чего?! Ишь, племя людское, ненасытное, повадилось в мой лес ходить, травы рвать да топтать, ветки ломать, мухоморы ногами поддавать! А за цветком заветным уж, сколько лет человек по лесу рыщет. Всё вам мало, клады вам подавай, богатство! А того в ум взять не могут, что лес и есть самое, что ни на есть богатство!
ИВАН: Не на потеху мне цветок папоротника, и не клады искать я пришёл! Мне сестру мою, Марьюшку, выручать нужно! Водяной её в липку обратил! Только цветок папоротника и поможет ей обратно человеком стать!
ЛЕШИЙ: Ах, он, идол рыбохвостый! Всё не угомонится! Кажон год девицу в свой омут тащит-заманивает!
ИВАН: Покажешь цветок?
ЛЕШИЙ: Не могу я просто так тебе цветок отдать. Ты меня побороть должен.
ИВАН: Негоже мне, молодому, с тобой, стариком, бороться.
ЛЕШИЙ: Ты не гляди, что я на вид дряхлый, а лучше силу мою испытай, коли сестрицу спасти хочешь.
ИВАН: Да как же с тобой бороться?
ЛЕШИЙ: На поясах! Кто кого перетянет за этот пенёк! (Иван и Леший меряются силой, гремит гром, Леший почти одерживает верх).
ФОН: 014. Борьба.
ИВАН: Врёшь! Не возьмёшь! За тебя, Марьюшка! (Побеждает Лешего).
ЛЕШИЙ: Твоя взяла! Видно, сильно ты сестру любишь. Иди за мной! (Леший показывает Ивану цветущий папоротник). ФОН: 015.
ИВАН: Ишь, ты! Красота-то какая! Прости, Леший, и, спасибо тебе! (Кланяется Лешему. Срывает цветок).
ЛЕШИЙ: Ничего, ради любви и цветка заветного не жаль. На, вот, возьми ещё разрыв-траву. Придёт опасность, кинь её на землю меж собой и врагом, да желание прокричи как можно громче. Торопись! Цвет папоротника цветёт ярко, да вянет быстро!
ИВАН: Спасибо! (Иван убегает, Леший уходит).
Сцена восьмая
ФОН: 016. Тема Ивана и Марьи.
(На сцену Кикимора выводит  Липу-Марью, вбегает Иван).
ИВАН: Марьюшка, душа моя, нашёл я цветок!
ФОН: 017.Колдовство.
 (Иван бросает цветок на ветви липы. Появляются русалки, хороводом окружают Липку. Входят Водяной и Кикимора. Русалки расступаются, открывая расколдованную Марью).
МАРЬЯ: Иванушка!
ИВАН: Марьюшка!
ВОДЯНОЙ: Не твоя она боле! Отойди!
ИВАН: Как не моя?
КИКИМОРА: А так, забыл, как бабушке отдал то, чего с собой не взял?
ВОДЯНОЙ: Ты же Марью на сенокос не взял, бабушке посулил отдать, да навсегда, а не на время!
РУСАЛКИ: Слово – не воробей, вылетело – не поймаешь!
КИКИМОРА: Не дал слова, и то держись, а, коли дал, так крепись!
РУСАЛКИ: Наша теперь Марья!
ВОДЯНОЙ:  Русалки, хватайте Марью, да в омут тяните!
РУСАЛКИ: Мы Марью хвать!
ИВАН: Осади назад! (Русалки останавливаются).
МАРЬЯ: Не жить нам друг без друга, Иванушка!
ИВАН: (Бросает между собой и Русалками разрыв-траву). Разрыв-трава, ворогу нам не дай достаться, быть нам нераздельно, никогда не расставаться!
ФОН: 018. Гром. Сразу 017.
(Русалки хороводом закрывают Ивана и Марью, они незаметно уходят со сцены).
ВОДЯНОЙ: Где? Где они?
КИКИМОРА: Сквозь землю провалились!
ВОДЯНОЙ: Ищите их! Моя Марья!
КИКИМОРА: Племя хвостатое, да чашуйчатое, все леса-поля обойдите, а Марью найдите, да в омут притащите! (Все уходят. Русалки переодеваются в девушек).
Сцена девятая
ФОН: 019.(На сцене Леший).
ЛЕШИЙ: Ишь, расшумелись, разгалделись! Не видать вам Марьи, как своих ушей! (Наклоняется, поднимает и  рассматривает цветок Иван-да-Марью). Вот они где, цветком двухцветным обратились, никто их теперь не сможет разделить. Ну, так тому и быть, будет новый цвет Иваном-да-Марьей зваться, да у людей символом любви считаться.
ФОН: 020. (На сцене хоровод девушек и парней, они поют песню).