Художник счастья. Огюст Ренуар-7

Койфман Валерий
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

«Первый выход»(1875-76, Галерея Тейт, Лондон).
Картина «ПЕРВЫЙ ВЫХОД» является полной противоположностью картине «ЛОЖА». В «ЛОЖЕ» перед нами светская дама с набеленными перламутровой пудрой щеками, её взгляд уверенный и даже зовущий. В «ПЕРВОМ ВЫХОДЕ» Ренуар вновь возвращает нас в театральную атмосферу, но уже через призму переживаний юной девушки, предпринявший, судя по названию картины, первый выход в свет в сопровождении своей матери. Девушка чуть наклонилась вперед, но поза её несколько стеснена, рука сжимает букетик цветов – весь её облик передает волнение. Зал представляется ей сплошным цветовым пятном. Девушка, видимо, старается сосредоточиться на театральном действии, не обращая внимания на взгляды окружающих.
«ПАРИЖАНКА» (1874, Нац. муз. Уэльса, Кардиф)
«ПОРТРЕТ ГЕНРИЕТТЫ АНРИО» (1876, Нац. галерея, Вашингтон).
Несколько вели¬колепных портретов Ренуар создает с актрисой театра Одеон Ген¬риеттой Анрио. Она позировала ему для этого портрета в полный рост.
В 1876 году он пишет портрет Генриетты Анрио, который сейчас находится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне.
«КАЧЕЛИ» (1876, муз. Орсэ, Париж).
В 1875 году Ренуар знакомится с Маргаритой (Марго) Легран, которая на четыре года, вплоть до своей ранней смерти в 1879 году, стано¬вится любимейшей моделью художника. По-видимому, именно она качается на каче¬лях, позируя для знаменитой работы «Качели».Это прекрасная импрессионистическая работа художника. Показана будничная сцена в парке, преображенная солнечным светом, падающим на фигуры людей, деревьев и землю.
Эмиль Золя, имея в виду эту картину Ренуара, так описывал свою героиню в романе «История любви»: «Она стоит на перекладине на вытянутых ногах, крепко держась за верёвки,... на ней платье сероватого оттенка, украшенное сиреневыми бантами..., но самое восхитительное – рассыпанные в замысловатом танце золотисто-солнечные пятна на её фигуре».
«ПОСЛЕ КОНЦЕРТА» (1880, Институт Стерлинга, США)
Марго Легран вместе с Нини Лопес составляет женский дуэт и в этой замечательной кар-тине.
Ренуар был очарован живым характером Марго, её естественным изя¬ществом, смелостью, красотой. Она умерла от оспы, и трудно читать без душевного волнения письма Ренуара к докторам Гаше и де Беллио, которые по его просьбе лечили Марго в ее последние дни. Для Ренуара ее смерть была большой утратой.
«В САДУ. ПОД ДЕРЕВЬЯМИ В МУЛЕН ДЕ ЛА ГАЛЕТТ»(1875, ГМИИ им. Пушкина Москва)
Где-то гремит музыка, танцуют парижане и парижанки, а здесь в тени, все готово, чтобы спокойно посидеть, выпить стаканчик вина, или выкурить папироску, или пригласить очаровательную подругу на искрящийся весельем танец. Девушка только что подошла к столу, к своим друзьям, среди которых мы видим и Клода Моне. Одетая в розовое полосатое платье с темным бантом на талии, она встала почти спиной к зрителям и склонилась к сидящим за столом, то ли прислушиваясь к их разговору, то ли вступая в беседу. Вся картина соткана легкой кистью, свободными мазками – густыми, когда Ренуар пишет зелень деревьев и кустарников со светлыми бликами просвечивающих через листву солнечных лучей, и прозрачными, когда художник одним движением кисти рисует, например, стеклянный бокал с вином.
«Обнаженная в солнечном свете» (1875-1876, муз. Орсэ, Париж).
«Обнаженная (АННА)» (1876, ГМИИ им. Пушкина, Москва). Модель Анна Лебер позировала Ренуару для ставшей шедевром импрессионизма картины «Обнаженная в солнечном свете», которую художник выставил на второй выставке импрес¬сионистов.
Можно ли считать «Обнаженную в солнечном свете» портре¬том? В какой-то степени можно, если считать портретом изобра¬жение человека, соответствующее его внешнему и внутреннему образу. Ведь Анна, девушка Монмартра, была не очень щепе¬тильной, и ее обнаженный вид, ее спокойствие и даже радостное выражение лица среди тепла, зелени и освещающих ее красивое молодое тело солнечных лучей отражали простую и безыскусную ее сущность,— молодая женщина счастлива, когда она красива, здорова, привлекательна. Анна Лебер так же рано умерла от оспы, как и Маргарита Легран.
Правда, сейчас, любуясь этой картиной как общепризнанным шедевром импрессионизма, мы с особым интересом и, может быть, с усмешкой прочтем отзыв об этой картине художествен¬ного критика тех лет Альберта Вольфа, который писал в «Фигаро»: «Внушите господину Ренуару, что женское тело — это не нагромождение разлагающейся плоти с зелеными и фиолетовыми пятнами, которые свидетельствуют о том, что труп уже гниет полным ходом». Исследователи именно Анну Лебер признают также моделью «Обнаженной» из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина.