2-я отдельная истребительная авиационная эскадриль

Владимир Савончик
2-я отдельная истребительная авиационная эскадрилья.

(краткая историческая справка)

2-я отдельная истребительная авиационная эскадрилья сформирована 19 июля 1941 года на базе Лётно-Исследовательского Института.

Нахождение в строю:

С 18 июля 1941 года по 17 августа 1941 года.

В составе действующей армии:

С 18 июля 1941 года по 17 августа 1941 года (31 день). ДГШ-27

В составе Видов Вооружённых Сил:

С 18 июля 1941 года по 17 августа 1941 года – в составе Военно-Воздушных Сил.

В составе объединений:

С 18 июля 1941 года по 17 августа 1941 года – в составе Московской Зоны ПВО.

В составе корпусов:

С 18 июля 1941 года по 17 августа 1941 года – в составе 6-го Истребительного Авиационного Корпуса ПВО.

Командир эскадрильи:

Герой Советского Союза подполковник Юмашев Андрей Борисович – с 18 июля 1941 года по август 1941 года. Направлен в командировку в США.
Майор Гаврилов Николай Васильевич – с августа 1941года по 17 августа 1941 года.

Начальник штаба эскадрильи.

Капитан Чернавский Александр Петрович – с 18 июля 1941 года по 17 августа 1941 года.

Участие в операциях и битвах:

ПВО Москвы – с 18 июля 1941 года по 17 августа 1941 года

Награждены орденами СССР:

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 июля 1941 года. Москва.

Байкалов Матвей Карлович. Лётчик. Орден Красного Знамени.
Галлай Марк Лазаревич. Лётчик. Орден Красного Знамени(1)

СПИСОК НАГРАЖДЁННЫХ УТОЧНЯЕТСЯ.

Вооружение:

И-153
МиГ-3

Дислокация:

Стаханово

МЕСТА ДИСЛОКАЦИИ УТОЧНЯЮТСЯ

17 августа 1941 года 2-я отдельная истребительная авиационная эскадрилья расформирована.

Дополнительная информация:

Герои Советского Союза проходившие службы в эскадрилье.

Галлай Марк Лазаревич – с 18 июля 1941 года по 17 августа 1941 года.
Иващенко Иван Тимофеевич – с  18 июля 1941 года по 17 августа 1941 года.
Коблов Сергей Константинович – с 18 июля 1941 года по 17 августа 1941 года.
Шиянов Георгий Михайлович – с 18 июля 1941 года по 17 августа 1941 года.
Юмашев Андрей Борисович – с 18 июля 1941 года по августа 1941 года. Направлен в командировку в США.
Якимов Алексей Петрович – с 18 июля 1941 года по 17 августа 1941 года.

Лётчики-ассы проходившие службу в эскадрилье.

Коблов Сергей Константинович – с 18 июля 1941 года по 17 августа 1941 года. Побед в составе эскадрильи нет.

Личный состав эскадрильи:

Байкалов Матвей Карлович
Гаврилов Николай Васильевич
Галлай Марк Лазаревич
Гимпель Евгений Никифорович
Гринчик Алексей Николаевич
Иващенко Иван Тимофеевич
Расторгуев Виктор Леонидович
Самусев Михаил Алексеевич
Тарощин Леонид Иванович
Туржанский Борис Александрович
Фёдоров Владимир Павлович
Фёдоров Михаил Фёдорович
Чернавский Александр Петрович
Шевченко Владимир Васильевич
Шелест Игорь Иванович
Шиянов Георгий Михайлович
Юганов Виктор Николаевич
Юмашев Андрей Борисович
Якимов Алексей Петрович

СПИСОК ЛИЧНОГО СОСТАВА УТОЧНЯЕТСЯ.

О замеченных ошибках и неточностях прошу сообщать на адрес major_v@mail.ru

Версия от 18 декабря 2019 года.

Галлай Марк Лазаревич

Родился 3 апреля 1914, в еврейской семье родом из Волковыска[1] Его отец, Лазарь Моисеевич Галлай (1886—1955), был инженером-энергетиком; мать, Зинаида Александровна Галлай (в девичестве Левинсон, 1894—1986) — актрисой разговорного жанра в Ленгорэстраде. Дядя — кинорежиссёр Оскар Михайлович Галлай.
Работал токарем, учился в Ленинградском институте инженеров Гражданского воздушного флота.
Окончил Ленинградский политехнический институт (1937) и Школу пилотов ленинградского аэроклуба.
С 1935 года летал на планёрах и прыгал с парашютом в Ленинградском аэроклубе. С 1937 года работал инженером в ЦАГИ, без отрыва от работы окончил лётную школу и в сентябре 1937 года стал лётчиком-испытателем ЦАГИ.
После начала Великой Отечественной войны в июле 1941 года стал лётчиком-истребителем 2-й отдельной истребительной авиаэскадрильи ПВО Москвы, сформированной из летчиков-испытателей с использованием испытываемых самолётов. До сентября 1941 года участвовал в защите Москвы от налётов фашистской авиации. Совершил 9 боевых вылетов. Во время первого ночного налёта на Москву 22 июля 1941 года сбил «Дорнье-215». За этот боевой эпизод был награждён орденом Красного Знамени. В январе—марте 1942 года был заместителем командира эскадрильи 128-го бомбардировочного авиаполка, совершил 28 боевых вылета (Калининский фронт). С мая 1943 года был лётчиком 890-го полка авиации дальнего действия. В июне 1943 года в составе экипажа ТБ-7, летевшего через линию фронта, был сбит над оккупированной территорией в районе Брянска и выпрыгнул с парашютом. Галлаю удалось найти партизан Рогнединской партизанской бригады (Брянская область), и через 12 дней он на самолёте был вывезен за линию фронта, после чего вернулся на лётно-испытательную работу.
С апреля 1941 года по июль 1950 года трудился на лётно-испытательной работе в Лётно-исследовательском институте. Провёл испытания СБ на флаттер (1941), испытания по доводке маслосистемы бомбардировщика Ер-2 (1941). Провёл испытания третьего опытного образца реактивного истребителя МиГ-9 («Ф-3», первый полет — 9 августа 1946 года). Провёл испытания пороховых стартовых ускорителей на Пе-2 (1943); испытания по доводке мотора АШ-82 на истребителе Ла-5 (1943), испытания Як-7 с опытным ламинированным крылом (1944); испытания по подбору и доводке винтов на высотном истребителе Пе-2ВИ (1944); испытания трофейного реактивного истребителя Ме-163 в планерном варианте (1946), дальнего бомбардировщика Ту-4 (1947—1949). Участвовал в испытаниях самолётов И-215 (1948), Як-20 (1950).
В 1950 году уволен из ЛИИ (увольнение Галлай связывал с начавшейся кампанией по «борьбе с космополитизмом») и некоторое время был не у дел. С помощью Валентины Гризодубовой нашел, до спада кампании, работу лётчика в НИИ-17, где проводились эксперименты с разрабатываемой в НИИ бортовой электроникой. Участвовал в испытаниях бортовых радиолокаторов истребителей-перехватчиков И-320 и Ла-200. В 1953—1958 годах — лётчик-испытатель ОКБ В. Мясищева. Звание Героя Советского Союза присвоено в 1957 году за мужество и героизм, проявленные при испытаниях новой авиационной техники.
В 1958 г. уволен из Вооружённых сил СССР в запас в звании полковника. За время лётной работы освоил 124 типа самолётов, вертолётов и планеров.
В 1958—1975 годах вернулся в ЛИИ на должность старшего научного сотрудника. В 1960—1961 годах — инструктор-методист по пилотированию космического корабля у первого отряда космонавтов, работал с первой группой — «гагаринской шестёркой» — в одном из филиалов Лётно-исследовательского института, в лаборатории № 47, где находился тренажер космического корабля «Восток-3А».
С 1959 года был заместителем председателя методического совета Министерства авиационной промышленности СССР по лётным испытаниям. Опубликовал около 30 научных работ, преподавал в Московском авиационном институте, Академии гражданской авиации.
Награждён одиннадцатью орденами: тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени , орденом Красной Звезды, орденом «Знак Почёта», 15 медалями. Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1959). Доктор технических наук (1972), профессор (1994), академик Академии транспорта Российской Федерации.
Первую книгу «Через невидимые барьеры» опубликовал в 1960 году.[3]. В 1965 г. Галлай стал членом Союза писателей СССР С 1975 года полностью сконцентрировался на литературном труде.
14 июля 1998 года скончался. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве, (уч. № 4).

Иващенко Иван Тимофеевич

Родился 16 октября 1905 года в станице Усть-Лабинской Краснодарский край. С 1927 по 1930 год служил в Красной Армии, в кавалерийском полку. В 1932 году окончил Кубанский сельхозрабфак.
В армии с 1932 года. В 1932—1933 годах учился в Луганской военно-авиационной школе пилотов, в 1934 году окончил Качинскую Высшую авиационную школу пилотов. Служил в строевых частях ВВС СССР до 1940 года. Участвовал в Советско-финской войне 1939 года.
В 1940—1945 годах был лётчиком-испытателем на авиационных заводах. В 1941 году — лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института. В 1941—1943 годах — лётчик-испытатель авиазавода в Куйбышеве, испытывал штурмовики Ил-2. В 1943—1945 годах — лётчик-испытатель авиазавода № 301 в городе Химки. Во время Великой Отечественной войны также воевал в составе истребительной эскадрильи ПВО Москвы.
С августа 1945 года — на лётно-испытательной работе в ОКБ А. И. Микояна. Проводил лётные испытания истребителей, участвовал в работах по испытаниям катапультного кресла лётчика и систем сброса фонаря на МиГ-15. Также проводил испытания самолёта МиГ-17. При испытаниях этого типа самолёта впервые в СССР достиг скорости звука.
Погиб 17 марта 1950 года в испытательном полёте на опытном МиГ-17. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Коблов Сергей Константинович

Родился 9 (22) ноября 1915 года в селении Коб (ныне село Коби, Казбегский район Грузии). Окончил 7 классов 1-й Осетинской опытно-показательной средней школы № 30 во Владикавказе, а в 1936 году - авиационную школу Гражданского Воздушного Флота в городе Батайске (Ростовская область). Работал заместителем начальника аэроклуба в Цхинвале. С марта 1941 года в рядах Красной Армии. В том же году окончил курсы командиров звеньев истребительной авиации (в Кировобаде), после чего проходил службу в 160-м авиационном полку.
С августа 1941 года младший лейтенант С. К. Коблов на фронтах Великой Отечественной войны в составе 2-й ОИАЭ ПВО, летал на МиГ-3. С апреля 1942 года воевал в 182-м ИАП (Северо-Кавказский и Закавказский фронты), где летал на МиГ-3 и Як-1.
К сентябрю 1942 года командир звена 182-го истребительного авиационного полка (105-я истребительная авиационная дивизия, ПВО страны) старший лейтенант С. К. Коблов в 17 воздушных боях сбил лично 4 и в составе пары 2 самолёта противника (в наградном листе говорится о 9 личных победах). За эти подвиги представлен к высшей награде страны.
С сентября 1942 года - заместитель командира эскадрильи 910-го ИАП (9 октября 1943 года преобразован в 148-й Гвардейский ИАП), летал на Як-1 и Як-9. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 701).
С апреля 1944 года воевал в 787-м ИАП (125-я ИАД, Северный и Западный фронты ПВО), летал на Як-9. С 16 августа 1944 года - командир этого полка. К маю 1945 года Гвардии майор С. К. Коблов совершил около 400 боевых вылетов, провёл более 50 воздушных боёв, в которых сбил лично 11 и в составе группы 3 самолёта противника.
После окончания войны продолжал службу в ВВС. В 1947 году окончил Высшие курсы усовершенствования офицерского состава. Командовал авиационным полком. 17 июня 1954 года Гвардии подполковник С. К. Коблов погиб в авиационной катастрофе. Похоронен в Пантеоне города Владикавказа. Имя Героя носят улицы во Владикавказе и Цхинвали. В городе Казбеги установлен его бюст.
Награждён орденами: Ленина (14.02.1943), Красного Знамени (10.06.1943); медалями.

Шиянов Георгий Михайлович

Родился в Москве 7 декабря 1910 года[2] в семье полковника царской армии Михаила Степановича Шиянова и педагога Елизаветы Александровны Фёдоровой[3]. Отец был комендантом военных лагерей на Ходынском поле, поэтому Шияновы жили неподалёку оттуда — в селе Всехсвятском.
В 1928 году окончил Московский радиотехникум, где получил специальность радиомонтажника. Затем около года работал грузчиком и слесарем. С 1930 по 1932 годы работал на заводе «Красный пролетарий», где занимался ремонтом станков.
С 1932 года работал в ЦАГИ старшим техником по испытаниям. В 1934—1935 годах служил в армии в воздушно-десантной части[2]. В 1935 году окончил лётную школу при ЦАГИ. В 1936 году экстерном окончил Качинскую военную лётную школу и стал лётчиком-испытателем ЦАГИ.
Георгий Михайлович Шиянов увлекался альпинизмом. В 1933 году вместе с альпинистом Евгением Абалаковым участвовал в первом восхождении на Пик Сталина на Памире.
В 1935—1941 годах участвовал в испытаниях многих типов самолётов. Проводил испытания экспериментальных самолётов СК-1, ИС-1 и СК-2.
В июле — августе 1941 года в составе 2-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи Москвы совершил 10 ночных боевых вылетов на самолёте МиГ-3.
В 1941 — 1967 годах работал лётчиком-испытателем в Лётно-исследовательском институте в Жуковском. Испытывал первый советский реактивный самолёт МиГ-9. В 13 апреля 1957 году впервые в СССР совершил безаэродромный старт с катапульты на опытном самолёте МиГ-19 (СМ-30). 1 мая 1957 года удостоен звезды Героя Советского Союза.
Георгий Михайлович Шиянов участвовал в испытаниях самолётов БОК-11, БОК-15, ДИС, Ер-2, Ил-18, Ла-7Р, МиГ-17, МиГ-19, Пе-2, Ту-4, Як-6, Як-9, Як-20, Як-11У, Як-18У. Летчик-испытатель М. Л. Галлай писал о нём:
« Немало необычных летательных аппаратов довелось мне повидать за долгие годы жизни на испытательном аэродроме. Из нашей «доморощенной», воспитанной в ЦАГИ, компании больше всего таких аппаратов пришлось, пожалуй, на долю Г. М. Шиянова… »
В 1967—1986 годах Шиянов работал в Лётно-исследовательском институте ведущим инженером.
Умер в Москве 13 декабря 1995 года. Похоронен на Кунцевском кладбище.

Юмашев Андрей Борисович

Родился 18 (31) марта 1902 года в городе Санкт-Петербург в семье служащего. Отец — Юмашев Борис Петрович. Окончил реальное училище, в 1918 году — классы Общества поощрения художеств. Летом 1918 года работал землемером в Орловской губернии.
В армии с августа 1918 года. С конца 1919 года — курсант 2-х Петроградских артиллерийских курсов. Участник гражданской войны: в октябре 1920-феврале 1921 — боец артиллерийского дивизиона (Южный фронт); участвовал в разгроме войск П. Н. Врангеля и отрядов Н. И. Махно. В 1921 году окончил 7-е Севастопольские артиллерийские курсы. До конца 1922 года служил в артиллерии (в Харьковском военном округе).
В 1923 году окончил Егорьевскую военно-теоретическую авиационную школу, в 1924 году — Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков и Серпуховскую высшую школу воздушного боя, стрельбы и бомбометания. Служил в строевых частях ВВС (в Киевском военном округе). В 1926—1927 — лётчик-инструктор Серпуховской высшей школы воздушного боя, стрельбы и бомбометания.
В 1925 году сконструировал и построил планёр Ю-1, с которым участвовал в 3-х Всесоюзных планёрных состязаниях в Коктебеле. В сентябре 1928 года на планёре «Гамаюн» впервые в стране осуществил парение в термическом потоке; установил 2 всесоюзных планёрных рекорда.
С 1927 года — лётчик-испытатель Научно-испытательного института ВВС. Поднял в небо и провёл испытания экспериментального самолёта «Сталь-6»; принимал участие в государственных испытаниях истребителей И-3, И-4, И-7, разведчиков Р-3, Р-6, Р-7, бомбардировщиков ТБ-1бис, ТБ-3, «Сталь-7», Пе-8, пассажирского самолёта АНТ-9. Установил 3 мировых авиационных рекорда грузоподъёмности на самолёте ТБ-3: 11 сентября 1936 года — высота 8.116 м с грузом 5 тонн, 16 сентября 1936 года — высота 6.605 м с грузом 10 тонн, 20 сентября 1936 года — максимальный груз в 12 тонн, поднятый на высоту 2.000 м.
12-14 июля 1937 года в качестве второго пилота на самолёте АНТ-25 (командир экипажа — М. М. Громов, штурман — С. А. Данилин) совершил беспосадочный перелёт Москва — Северный полюс — Сан-Джасинто (США) протяжённостью 10.148 км по прямой (полётное время — 62 часа 17 минут). Были установлены 3 мировых авиационных рекорда дальности полёта (из них 1 — абсолютный). Весь экипаж (первыми среди отечественных авиаторов) был удостоен медалей де Лаво (награды FAI).
За выполнение перелёта и проявленные при этом мужество и героизм майору Юмашеву Андрею Борисовичу Указом Центрального исполнительного комитета СССР от 1 сентября 1937 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия ему 4 ноября 1939 года была вручена медаль «Золотая Звезда».
С 1937 года — лётчик-испытатель ЦАГИ. Участвовал в проведении испытаний экспериментальных высотных самолётов БОК-7 и БОК-15.
Участник советско-финской войны: в январе-феврале 1940 года в составе 85-го бомбардировочного авиационного полка совершил 6 боевых вылетов на ДБ-3.
С марта 1941 года — заместитель начальника Лётно-исследовательского института по лётной части. В июле-августе 1941 года командовал 2-й отдельной истребительной авиационной эскадрильей, принимавшей участие в отражении ночных налётов на Москву. В августе-декабре 1941 года находился в правительственной командировке в США по вопросу приобретения американских самолётов.
Участник Великой Отечественной войны: в январе-феврале 1942 — командир 237-го истребительного авиационного полка (Калининский фронт); в марте-августе 1942 — заместитель командующего 3-й воздушной армией (Калининский фронт); в августе 1942-феврале 1943 — заместитель командующего 1-й воздушной армией (Западный фронт); в марте-июне 1943 — командир 6-го истребительного авиационного корпуса (Центральный фронт). Участвовал в оборонительной операции в районе города Белый, в Ржевской и Курской битвах.
В июле 1943 — марте 1944 года — командующий ВВС Восточного фронта ПВО; в марте-декабре 1944 года — командующий ВВС Южного фронта ПВО. Руководил воздушным прикрытием важнейших объектов Поволжья, Кавказа и Закавказья, коммуникаций и баз снабжения 1-го, 2-го, 3-го и 4-го Украинских фронтов. С февраля 1945 года — начальник Управления истребительной авиации Главного управления боевой подготовки ВВС. Участвовал в подготовке штурма Кёнигсберга и Берлина.
С октября 1946 года генерал-майор авиации А. Б. Юмашев — в запасе. Жил в Москве (продолжительное время жил на даче в Алупке). Занимался художественным творчеством, в 1946 году был принят в Союз художников СССР. Вместе с художником Р. Р. Фальком совершил ряд поездок по Средней Азии, изображая исторические памятники Самарканда и Бухары, портреты людей Востока. Были проведены пять персональных выставок его работ (в Москве (две), Алупке, Обнинске, Сан-Джасинто). Умер 20 мая 1988 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва (в 1937—1946 годах).

Якимов Алексей Петрович

Родился 24 января (6 февраля) 1914 года в селе Верх-Яйва (фактически на Средне-Чаньвинском кордоне) Пермской губернии. Русский. Окончил 3 курса Уральского горного института.
В Красной Армии с августа 1934 года. В 1937 году окончил Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков, был оставлен в ней лётчиком-инструктором. В марте-мае 1941 года — лётчик-инструктор Сталинградской военной авиационной школы лётчиков.
В 1941—1951 годах — лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института (город Жуковский Московской области). В 1944 году выполнил первый полёт и в дальнейшем провёл испытания высотных истребителей ОКБ А. И. Микояна — И-222, И-225. Провёл испытания одного из лучших истребителей войны Ла-5, участвовал в испытаниях истребителей МиГ-3, И-220, И-250, бомбардировщика Ту-4 и других типов самолётов.
Участник Великой Отечественной войны: в июле-августе 1941 года — лётчик 2-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи (ПВО города Москвы), совершил 11 боевых вылетов на истребителе МиГ-3.
В 1951—1954 годах — лётчик-испытатель ОКБ-30 (город Москва). Провёл испытания: новой радиолокационной станции на самолёте Ил-12Д, скоростного планёра-мишени, десантного варианта самолёта Ту-4, различных модификаций самолёта Ли-2.
В 1954—1971 годах — лётчик-испытатель ОКБ А. Н. Туполева (в 1960—1971 годах — начальник лётной службы). Выполнил первый полёт и затем провёл испытания пассажирского самолёта Ту-114 (в 1957 году) и реактивного пассажирского самолёта Ту-104Е (в 1960 году). Участвовал в испытаниях бомбардировщиков Ту-16, Ту-95 и других типов самолётов; провёл испытания по дозаправке в воздухе Ту-16 и Ту-95.
За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, полковнику Якимову Алексею Петровичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1966 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
С апреля 1971 года полковник А. П. Якимов — в запасе. Жил в городе Жуковский Московской области. Умер 10 марта 2006 года. Похоронен на Быковском кладбище в Жуковском.