К постижению сути масонства-15

Ион Жани
       К Австро-Венгрии, как к империи в мире  было принято относиться иронично. Ее называли “лоскутной империей”, намекая на то, что она состояла из огромного количества малых народов. Кто только не населял эту страну, кроме титульных австрийцев и венгров – словаки, чехи, поляки, боснийцы, русины, евреи. Это было самое многонациональное государство Европы. В Австро-Венгрии официальными в XIX веке были признаны одиннадцать языков – немецкий, венгерский, чешский, словацкий, польский, сербохорватский, словенский, румынский, русинский (то есть, украинский) и даже итальянский. 4 миллиона прадедушек и прабабушек нынешних западных украинцев до 1918 года значились подданными последнего австрийского императора Карла I, Львов именовался на картах Лембергом, а территория Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областей официально называлась “королевством Галиции и Лодомерии” — то есть, Галичины и Владимирщины. В 1861 был образован Галицкий парламент (Сейм крайовы), а в 1867 Галиции было предоставлено широкое самоуправление, как культурное, так и экономическое. В результате Львов стал главным центром польской культуры и политики. Вместе с тем, город служил и важным центром галицко-русского движения. Городу также было дано право делегировать представителей в парламент Вены. Кстати кронпринц Вильгельм даже собирался в 1918 году стать украинским королем. Ради этого он выучил украинский язык настолько хорошо, что писал на нем стихи и носил под мундиром вышиванку.

В политическом отношении Австро-Венгрия делилась на две части — Австрийскую Империю, управляемую с помощью Рейхсрата, и Венгерское Королевство, включавшее в себя исторические земли венгерской короны и подчинявшееся венгерскому парламенту и правительству. Неофициально эти две части назывались Цислейтания и Транслейтания, соответственно.

В австро-венгерской армии существовал языковой плюрализм. Солдаты в частях комплектовались из одних и тех же областей. Главным рабочим языком считался немецкий. Но, кроме него, функционировали еще несколько полковых языков, на которые переводились все служебные документы. Статус полкового язык получал, если на нем разговаривали не менее двадцати процентов военнослужащих части.
Если не считать Великобританию, то Австро-Венгрия стала первой конституционной империей в континентальной Европе. Она стала результатом компромисса между абсолютистской монархией и парламентаризмом, феодальным дворянством и буржуазией, национализмом и монархическим интернационализмом.

     Предшественницей двуединой монархии была– классическое самодержавное государство. В XVII-XVIII веках оно сыграло такую же прогрессивную роль в борьбе с турецким нашествием, как и Российская империя. Именно австрийцы отвоевали у турок Венгрию с ее тогдашней столицей Будой – половинкой нынешнего города Будапешт.
Однако в начале XIX века австрийские власти принялись за германизацию. Множество общественных и культурных объединений, не являвшихся «пронемецкими», были также запрещены.

Жёсткие законы, продиктованные Габсбургской династией, привели к вспышке общественного недовольства в 1848.
В 1848 году венгры восстали уже против Австрии. Усмирить их удалось только благодаря вмешательству России и экспедиционной армии генерал-фельдмаршала Паскевича, которую Николай I послал своему союзнику Францу-Иосифу для усмирения мятежа. Однако союз с Россией развалился во время Крымской войны когда Франц-Иосиф потребовал от Российской империи очистить так называемые дунайские княжества – территорию будущей Румынии.
Франц-Иосиф уже в 1866 году проиграл войну Пруссии. После этого венгры опять потребовали расширения своих политических прав. Империя оказалась на грани развала.

    Империю можно сказать спасла молодая императрица Елизавета, жена императора Франца-Иосифа – Зисси, как сокращенно называли ее в императорской семье.
Венгерским представителям удалось пробиться через нее к ее мужу и донести свои требования. В результате, 29 марта 1867 г. была произведена реформа. Австрийская империя и Венгерское королевство стали союзом двух государств под властью одного монарха. Даже на пряжке их солдат одно время красовались два герба – двуглавый орел Габсбургов и венгерский щит с короной св. Стефана.
 
К Австрии, кроме собственно австрийских земель, отошли еще и Чехия, а также Галиция. Венгрия получила Словакию, Хорватию и Словению, которые имели свои парламенты и автономию. Нынешнее украинское Закарпатье, называвшееся тогда Подкарпатской Русью, тоже относилось к венгерской части двуединой монархии. Накануне Первой мировой войны в Австро-Венгрии проживало около 52 млн. человек. При этом она считалась самой большой по площади чисто европейской страной, так как Российская империя, кроме Европы, занимала еще и значительную часть Азии.
Экономика едва возникшей Австро-Венгрии была развивающейся, отстающая от передовых стран Запада, но переживающая индустриальный подъём. Она была унаследована ещё от Австрийской империи. Прежняя политика протекционизма властей и её последствия были ликвидированы реформами конца 60-х годов XIX века. В результате экономика получила импульс к развитию и за несколько лет достигла уровня стран Западной Европы. Переломным моментом стал кризис 1873 года. Он затронул и Австро-Венгрию, где в «чёрную пятницу» 9 мая на Венской бирже произошёл крах. Это значительно ослабило валюту, а количество банков сократилось в несколько раз. Оправиться от кризиса страна смогла только в 1881 году, когда достигла уровня развития 1873 года. Однако в дальнейшем австро-венгерская экономика больше не смогла встать в один ряд с ведущими экономиками Европы и мира. Тем не менее именно тогда зарождаются автомобильные марки Ikarus, Tatra и Шкода.
      Зисси по рождению баварская принцесса, выросшая в очень мягкой семье, она плохо уживалась со строгим этикетом венского двора. Ее нарушение церемониала становились предметом жарких конфликтов с матерью императора – Софией. Кроме того, Зисси частенько заводила романы на стороне, обожала езду верхом, а вторую половину жизни вообще провела в основном за границей – на многочисленных европейских курортах. Конец ее приключениям положил … напильник итальянского террориста Луиджи Луккени. На беду, в Австро-Венгрию входили еще и спорные земли между Северной Италией и Словенией. Итальянцы хотели присоединить их к себе, но так как большой войны не было, то самые горячие головы из них решили прибегнуть к террору.10 сентября 1898 года императрица Зисси прогуливалась в Швейцарии по набережной Женевы. Ее сопровождала только одна фрейлина. Совершенно неожиданно из праздно шатающейся публики вынырнул молодой человек и пырнул супругу императора Австро-Венгрии заточкой, сделанной из обычного напильника. Это “шило” пробило корсет и вошло в сердце. Елизавета даже не поняла, что произошло. Поначалу она приняла нападавшего за обычного грабителя. Императрице даже хватило сил встать на ноги. Но потом она потеряла сознание и умерла.
В Австрии до сих пор существует культ Зисси. О ней снято множество фильмов.
     За несколько лет до убийства Зисси покончил самоубийством вместе с любовницей ее единственный сын наследник престола Рудольф. После смерти Рудольфа наследником престола стал эрцгерцог Франц-Фердинанд – племянник императора Франца-Иосифа. Широкому читателю на территории бывшего СССР он известен в основном благодаря фразе из романа Гашека “Похождения бравого солдата Швейка”: “Убили, значит, Фердинанда-то нашего. Того, что жил в Конопиште, того толстого, набожного”…
      Новый наследник престола понимал, что Австро-Венгрию нужно в очередной раз реформировать. В начале XX столетия больше половины ее населения составляли славяне – чехи, словаки, поляки, словенцы, хорваты. Некоторые из них, как хорваты, сохраняли верность империи. Другие – становились сепаратистами. Кроме того большая часть населения была занята в аграрной сфере, особенно на периферии империи. Это было связано с феодальными пережитками. Многие земли принадлежали крупным боярам, магнатам и помещикам, на которых работали местные крестьяне. Землевладельцы запрещали продавать крестьянам свой урожай в городе, установив монополию на товары со своих участков.Франц-Фердинанд был готов пойти недовольным навстречу. Чтобы предотвратить внутренний кризис, он предлагал превратить двуединую монархию в триединую – из австрийской, венгерской и славянской частей. Тем более, что для симпатий к славянам у него были личные причины. Эрцгерцог был женат на графине-чешке Софии Хотек, имел от нее детей и большую часть времени проводил в своем охотничьем замке в Чехии, о котором упоминает Гашек в своем романе.
    Эрцгерцог был настоящим политическим пророком. Однажды он сказал: “Я никогда не поведу войну против России. Я пожертвую всем, чтобы этого избежать, потому что война между Австрией и Россией закончилась бы или свержением Романовых, или свержением Габсбургов, или, может быть, свержением обеих династий... Начальнику австрийского генштаба фон Гетцендорфу, который мечтал о военной славе, наследник престола заявил, что войны с Россией нужно избегать, так как от нее выиграет только Франция и французские масоны-антимонархисты, “которые стремятся вызвать революцию, чтобы свергнуть монархов с их тронов”.
Однако эрцгерцог предпринимает роковой шаг. Накануне празднования сербами и боснийцами годовщины победы над турками (боснийская армия также участвовала в войне) Австро-Венгрия проводит военные маневры вблизи боснийско-сербской границы. 28 июня 1914 года эрцгерцог Франц Фердинанд приехал в Сараево по приглашению генерала Оскара Потиорека, чтобы наблюдать за маневрами. При этом торжественный визит эрцгерцога Фердинанда в боснийскую столицу Сараево пришелся непосредственно на день празднования - 28 июня. Усмотрев в этом демонстрацию имперской власти и унижение национального достоинства славян, патриоты (организация «Млада Босна») решили ответить убийством эрцгерцога Фердинанда. Убийство было поручено группе из шести заговорщиков из тайного общества "Чёрная рука". Кортеж из шести машин (Франц Фердинанд с женой ехали во второй, вместе с Потиореком), приветствуемый толпами народа, миновал центральное отделение полиции. Там их ждали заговорщики.Неделько Чабринович, тоже серб, бросил гранату, но промахнулся. Осколками был убит шофёр третьей машины и ранены её пассажиры, а также полицейский и прохожие из толпы. Чабринович проглотил яд (цианистый калий), но его только вырвало. Возможно, вместо цианистого калия ему дали какой-то более слабый яд. Он прыгнул в реку, но уже в реке был схвачен, жестоко избит и передан в руки австрийцев. Другие заговорщики не смогли ничего сделать из-за заслонившей машину толпы народа. Покушение как будто провалилось.Франц Фердинанд поехал читать речь в городскую ратушу. После чтения речи один из придворных его свиты, барон Морсе (Morsey), предложил Потиореку разогнать с улиц толпы, чтобы обезопасить эрцгерцога на пути в госпиталь, где он собирался навестить раненого графа Мериции, и в музей Сараево. В ответ Потиорек сказал «Вы думаете, что Сараево кишит убийцами?», и Франц Фердинанд решил поехать в больницу навестить раненых при покушении. Софи настояла на том, чтобы ехать с ним.
     Как там вышло не совсем ясно, но во время этой поездки Гаврило Принцип еще один из шести, подбежал к машине и выстрелил Софи в живот, а затем Францу Фердинанду в шею. Как и Чабринович, он попытался отравиться, и его вырвало. Затем он попытался застрелиться, но набежавшие люди отобрали у него пистолет. Как и Чабриновича, его избили — так жестоко, что в тюрьме ему пришлось ампутировать руку. Фердинанд и его жена были перевезены в резиденцию губернатора, где они умерли не более чем через час после выстрелов.Все шестеро заговорщиков были арестованы. Они отказывались отвечать на вопросы следователей, только один из них (вероятно, Данило Илич) сломался и рассказал все детали, в том числе заявил, что оружие было предоставлено сербским правительством.Принципа не могли приговорить к смертной казни, поскольку ему было только 19 лет, и по австро-венгерским законам он был несовершеннолетним. Он был приговорён к максимально возможному сроку — 20 годам тюремного заключения. Данило Илич и ещё два террориста — Велько Кубрилович и Мишко Йованович — были повешены.
      Считается, что приход Франца Фердинанда на смену Францу-Иосифу, которому шел уже девятый десяток, мешал и венграм, не желавшим потерять Словакию и Хорватию (объединяющихся при триединстве в славянскую часть государства), и сербским экстремистам, грезившим королевством южных славян, кроме того несмотря на относительно быстрое развитие экономики, Австро-Венгрия не могла существовать без иностранных инвестиций и большая часть военной промышленности контролировалась инвесторами из Германии.
В целом, в убийстве эрцгерцога было слишком много заинтересованных. Выстрел в Сараево положил начало первой мировой и будущему распаду двуединой монархии. 1914 г - 28 июля Австро-Венгрия объявляет войну Сербии - виновнице гибели наследника Австро-Венгерского престола. Россия – защитница славянских народов и своих интересов на Балканах – первой реагирует на эти события, объявив мобилизацию армии с целью оказания военной помощи Сербии и отвлечения собственных народных масс от назревающей революции. С этого момента конфликт вырастает до масштабов мирового, и в него одно за другим начинают вовлекаться другие государства. Разгорается одна из самых кровавых войн в истории человечества - Первая Мировая. Около тридцати стран тем или иным образом были вовлечены в эту войну с 1914 по 1918гг, т.е. почти половина всех независимых государств с населением около 1 миллиарда человек. Большинство стран вступило в эту войну, воодушевившись мечтой о "последней" европейской войне, которая положит конец всем войнам на европейском континенте; мечтой об "окончательном" и "справедливом" переделе мира. Австро-Венгрия воюет в союзе с Германией.

В 1918 г. Австро-Венгрия терпит поражение. На руинах империи возникают новые государства - Австрия, Венгрия, Чехословакия; части территорий отходят к Польше, Югославии, Румынии, Италии...
Собственно, таковы в общепризнанной историографии сведения о судьбе Австро-венгерской империи. Однако, столь ли всё однозначно, относительно выгодоприобретателей во всех этих перипетиях судеб народов?...
   Особенно, если обратить внимание на то обстоятельство, что масоны в этом играли не самую последнюю роль. В частности, интересен один маленький факт. «Черная рука» через своего представителя Габриновича осуществляла контакты с русскими революционерами, особенно с Луначарским, Мартовым и Троцким. Именно эту тайну пытался открыть на московском процессе 1937 года Карл Радек, когда заявил:
«Я хотел бы также рассказать о тайне войны… Одна часть этой тайны была в руках молодого сербского националиста Принципа, который предпочел умереть в тюрьме, но не открыть ее…». Но договорить Радеку не дали свои же товарищи, участники того самого судебного процесса… Как бы то ни было, сложно обойти вниманием то обстоятельство, что и российские революционеры в определённой степеи воспользовались плодами той войны. Не стоит забывать, что в результате выстрелов, прозвучавших в Сараево, Европа была ввергнута не только в пучину войны, но и революций, которые стоили престолов сразу трем династиям – Габсбургам, Гогенцоллернам и Романовым...

Продолжение следует...