Бернардино Луини. Святое семейство

Алина Алексеева-Маркезин
 Бернардино Луини.Святое семейство. Прадо.Мадрид.Масло,дерево. 100 - 84 СМ

    Бернардино Луини (1485- 1532) — североитальянский художник, один из самых известных леонардесков — учеников Леонардо да Винчи родился в 1480 г. Многие его произведения в прошлом приписывались кисти Леонардо.

     Когда Бернардино начал работать, осталось неизвестным. Его ранние картины выполнены в позднеготическом стиле, напоминающем Бергоньоне, который считается его непосредственным наставником.  Согласно местным преданиям, он был плодовитым художником. Судя по тому, что создал огромное количество фресок и картин (в основном изображающих Мадонну), можно заключить, что он был хозяином процветающей мастерской. После смерти Бернардино, последовавшей в 1532 году, его дело продолжили сыновья — Аурелио и Джованни Пьетро.

ПАВЕЛ МУРАТОВ."Образы Италии"

        "Какой-то непреодолимый инстинкт дурного искусства увлёк его к худшему, что было в живописи леонардесков. Луини обладал поразительной лёгкостью делания. Производительность его достигла неслыханных размеров. Миланские галереи насчитывают десятки его мадонн и святых, улыбающихся своими томными взглядами и фарфоровыми кукольными личиками; сотни их вывезены в собрания Италии и Европы.

  В противоположность другим леонардескам и в силу, быть может, своего первоначального художественного воспитания Луини любил ставить себе монументальные задачи, разделываясь с ними по большей части весьма небрежно и дешево."

     В работе "Святое Семейство" Луини, подаренной Козимо III Медичи Филиппу II, особо ярко проявляется влияние Леонардо на миланскую школу живописи. Не восприняв полностью новаторство Леонардо, Луини позаимствовал его модели и формы.

     Сюжет Святого Семейства с маленьким Иоанном Крестителем почерпнут из «Размышлений о жизни Христа» Псевдо-Бонавентуры (XIV век) и был проработан Леонардо в его Мадонне в скалах. Луини здесь интерпретировал его в благочестивом образе, идеально подходящем для воспитания детей.

       На картине изображены двое обнявшихся детей, это объятие заключает в себе и эмоциональный, и теологический смысл. Фигуры Святой Девы и Иосифа, смотрящих на детей, обрамляют две вертикальные линии: стебель белой лилии, символизирующий чистоту Девы Марии, и посох Иосифа, несущий в себе двойную идею - намек на его преклонный возраст и напоминание о чуде, когда этот посох расцвел в знак подтверждения того, что Иосиф избран стать мужем Марии.

    Фрески сохранились в Милане, Лугано, Саронно и Кьяравалле. В российский собраниях творчество Бернардино Луини представлено произведениями, хранящимися в Государственном Эрмитаже, ГМИИ им. Пушкина, а также картиной «Святой Иероним», вышедшей из мастерской живописца, ныне в собрании Калужского областного художественного музея.