Ремарки у Пристли

Наталия Май
               

На сайтах, форумах, а теперь еще и в статьях в Дзене появляются версии трактовки пьесы Пристли «Опасный поворот». Олуэн объявляется коварной героиней, которая специально рассказывает всю правду о событиях годовой давности, желая разоблачить Бетти и принизить ее в глазах Роберта, потому что она – ее соперница. Она «не случайно» все это начала (намеки)  – чтобы все персонажи вывернулись наизнанку, показали себя во всей красе, и тогда Роберт увидел бы в ней безгрешного ангела на фоне всех остальных. Одна из статей так и называется «Коварная Олуэн Пиил».

Пристли – не из тех авторов, которые сами не знают, что они написали. Он очень точно и дотошно расшифровывает замысел своих пьес – особенно в ремарках (в скобках – когда говорящий произносит ту или иную фразу с определенной интонацией). У него есть слова, касающиеся Олуэн, именно в скобках, которые полностью опровергают эту версию. Она и сама знала не намного больше, чем Роберт.

Догадавшись об отношениях Фреды и Мартина, внимательно понаблюдав за Фредой, Олуэн осознает правду. (То есть, она понятия не имела, что жена Роберта ему изменяет с его братом.) И, узнав, нисколько ее не осуждает – потому что видит, что Фреда очень несчастна, и проникается к ней жалостью. У нее ни на мгновение не возникает мысли принизить Фреду в глазах Роберта и намекнуть ему на это. Олуэн очень жалостлива по природе и склонна щадить людей, хотя, конечно, может иной раз вспылить, разозлиться – она не железная.

Вот ее отношение к Бетти (обратите внимание на ремарки, именно в них Пристли дает понять, что он имеет в виду):

«Олуэн (чистосердечно, без всякой насмешки). Ну, что же, мне очень жаль, Роберт, но я не могу ей отплатить тем же, - я восхищаюсь только ее наружностью.  Не могу сказать, чтобы я ее не любила, но… Во мне нет к ней той жалости, того сочувствия, которые мне хотелось бы или которые я, может быть, должна была проявлять к ней.
Роберт (недовольный ее ответом). Вы не питаете к ней жалости? Разве есть какая-нибудь необходимость вам или кому-нибудь жалеть ее? В вас чувствуется какое-то раздражение, Олуэн».

«Чистосердечно, без всякой насмешки» - вот что пишет сам Пристли. Так о каком коварном замысле в отношении Бетти здесь может идти речь?

Фреда и Бетти изменяют своим мужьям. Но почему Олуэн (и тот же Роберт, даже когда узнает всю правду) сочувствуют Фреде, но не Бетти? Потому что Фреда любила до самозабвения, она испытывала глубочайшие муки, и ее страдания невыносимы. Бетти двигало уязвленное самолюбие и корысть (я предполагаю, что и с мужем она, узнав о его нетрадиционной ориентации, продолжала жить ради положения и денег, и с любовником встречалась, теша свое тщеславие и желая «вытянуть из него побольше», по ее собственному признанию). А на такие чувства, как у Фреды, она не способна в принципе. Даже у Олуэн накал эмоций не такой – натура она менее страстная и не до такой степени растворяется в другом человеке, вплоть до «стертости» своего «я».

Олуэн понятия не имела, кто украл деньги фирмы – когда Роберт рассказывает об этом, Пристли дает следующую ремарку к словам Олуэн:

«Олуэн (с растущим волнением). Вы сказали, что вам кое-что сообщили. Но ведь и Мартину кое-что сообщили. То есть ему попросту сказали, что вы взяли этот чек».

Уж наверное Пристли написал бы не «с растущим волнением», а «имитируя волнение», раз она притворяется и ведет свою «коварную игру».

Кого-кого, а уж Роберта разоблачать она точно бы не захотела! А именно его она со слов Мартина подозревала в краже, и именно этим терзалась. Вот ремарка Пристли – когда Роберт заявляет о своей невиновности: «Олуэн смеется, точно она освободилась от давившей ее большой тяжести». Так себя ведут люди, которые знают правду и притворяются, будто не знают? Нет, это абсолютно непосредственная реакция.

Считает ли она себя невиновной в смерти Мартина? Нет, хотя это действительно был несчастный случай, причем по его вине. Вот ремарка Пристли:

«Олуэн (печально). У нас у всех, похоже, на совести слишком много такого, что нам приходится скрывать».

И печаль, и угрызения – искренние. Так пишет сам автор. (Вот почитал бы он сейчас кучу домыслов тех, кто не удосужился обратить внимание на такое количество ремарок!) Так что Олуэн не ставит себя выше окружающих, она терзается мыслями о своей недостойности.

Так что она такого знала? Только то, что Мартин денег не брал, а смерть его была случайной. И что Стэнтон тайно встречается с Бетти. И знает только потому, что сама абсолютно случайно оказалась не в том месте не в тот момент – неудачно все совпало.

Люди предполагают, что она хотела вывести Бетти на чистую воду, рассматривая треугольник: Роберт-Олуэн-Бетти. А я бы рассмотрела другой любовный треугольник: Стэнтон-Олуэн-Бетти. И считаю, что признание свое она адресовала именно Стэнтону (ее главной целью было дать ему понять: хватит мне голову морочить, я все про вас знаю).

Представьте ситуацию: за Олуэн ухаживает Стэнтон, давая понять, как она ему дорога. При этом она видит рядом с ним Бетти, прекрасно зная, какие их связывают тайные отношения. С Бетти он перемигивается, обменивается шутками, намеками, будучи уверенным, что Олуэн неизвестна правда о них. И какой дурой любая женщина на ее месте должна себя чувствовать! Может быть, Олуэн казалось, что они за ее спиной обсуждают ее, высмеивают – как знать? Ей хотелось все это прекратить. Но Стэнтон упорно не желал понимать ее намеки:

«Стэнтон (в волнении). Но ведь вы же не поехали ко мне в тот вечер?
Олуэн  (спокойно). Нет, я поехала. Прямо направилась к вашему коттеджу в Черч-Мерли и прибыла туда около одиннадцати или немного позже. Оставив машину у полянки, я прошла пешком к коттеджу. А затем… затем… вернулась обратно.
Стэнтон. Вы подошли к самому коттеджу?
Олуэн. Да, да. Не притворяйтесь же таким бестолковым, Стэнтон. Я подошла вплотную к вашему коттеджу и увидела то, что заставило меня тут же повернуться и броситься обратно.
Стэнтон. Так вот когда вы приходили. После этого я понимаю, что было бесцельно…»

Она до такой степени раздражена именно на Стэнтона (больше, чем на Бетти), что буквально уже срывается: «Не притворяйтесь же таким бестолковым».  Ей надоел этот обман, причем с ЕГО стороны. Олуэн в данном случае выясняет отношения со Стэнтоном, а не с Бетти. (И на это имеет полное право.) Та сама себя выдает, закатив истерику.

Вот ремарка Пристли насчет ее отношения к «разоблачению Бетти» в глазах Роберта:

«Олуэн (тоскливо). О, какое это имеет значение! Оставьте эту девочку в покое».

Она понимает прекрасно, что Роберт ее не полюбит, узнав правду о Бетти, ничего в их отношениях не изменится. На этот счет у нее нет иллюзий. И говорит это все она «тоскливо» и с безнадежной интонацией еще до того, как Роберт внятно продемонстрировал свою реакцию и отношение к этому.

Олуэн – из тех, кто любит из жалости. Роберт ей представлялся несчастным. И чтобы она спланировала акцию, в которой он получал бы один удар за другим и в моральном отношении напоминал бы теперь боксерскую грушу? Она склонна жалеть других больше, чем себя. И приписывать ей такие мотивы могут только те, которые по каким-то причинам вообще не читают ремарки в пьесах. Или не придают им значения, считая себя умнее, чем автор, ясно и определенно выразившийся.