Шипы и розы профессии лётчика

Полковник Чечель
    Лучше всего, наверно, о нашей профессии сказал Герой Российской
федерации лётчик-испытатель Сергей Мельников:

     «Ребята, если вы хотите иметь много денег, ездить на дорогих «Мерседесах»,
ходить в ночные клубы, то не идите в лётчики. Но если вы хотите иметь нечто
большее, что невозможно объяснить словами, это надо испытать самому, как
в серый, пасмурный день взлетаешь за облака, а там все гда солнце…
Ради этого, наверное, стоит жить». А выводы делайте сами.

    Я думаю, что со временем эти слова Сергея Мельникова и писателя А.И.Куприна о людях, стремящихся в Небо, будут выбиты на мемориальных досках на каждом аэродроме нашей великой Родины - СССР. Как и высказывание проф. Николая Егоровича Жуковского: "Самолёт величайшее творение разума и рук человеческих. Он не подвластен никаким авторитетам, кроме лиц, знающих и уважающих лётные законы..."

     Писатель Александр Иванович Куприн так сказал о лётчиках после своего первого полёта с пилотом Иваном Михайловичем Заикиным: … «Я люблю их общество. Приятно созерцать эту молодость, не знающую ни оглядки на прошлое, ни страха за будущее, ни разочарований, ни спасительного благоразумия. Радостен вид цветущего, могучего здоровья, прошедшего через самый взыскательный медицинский контроль.

Постоянный риск, ежедневная возможность разбиться, искалечиться, умереть, любимый и опасный труд на свежем воздухе, вечная напряжённость внимания, недоступные большинству людей ощущения страшной высоты, глубины и упоительной лёгкости дыхания, собственная невесомость и чудовищная быстрота – всё это как бы выжигает, вытравливает из души настоящего лётчика обычные низменные чувства – зависть, скупость, трусость, мелочность, сварливость, хвастовство, ложь, - и в ней остаётся чистое золото.

Беседа лётчиков всегда жива, непринуждённа и увлекательна, разговор редко о себе, никогда о своих личных подвигах. Нет и тени презрения к низшему роду оружия, как раньше это было в кавалерии, в гвардии и во флоте, хотя перевод в «земную» армию страшит лётчика в сотни раз более, чем смерть. Нет насмешки по отношению к слабому, неспособному, к неудачнику. Наивысшее развитие чувства товарищества. Умилительная преданность ученика учителю.

И как прекрасна в этих сверхъестественных людях-птицах, дерзко попирающих всемирные законы самосохранения и земного тяготения, как живописна в них беспечная и благородная, страстная и весёлая, какая-то солнечная и воздушная любовь к жизни!»

    Стимул к творчеству

Оригинал новости


Куприн родился 7 сентября 1870 года. Александр Иванович стал очень хорошим писателем и переводчиком. Современники говорили, что этот литератор очень любил все новое.

Интересные факты:

1. Закончив Александровское военное училище, молодой Куприн отправился служить в пехотном полку. Там он познакомился с бытом русского офицерства, уставными и неуставными отношениями, понятием чести и долга перед родиной. Все это дало очень много для последующей писательской карьеры.

2. Выйдя в отставку после службы, Александр Иванович приехал в Киев. Однако, в отсутствие гражданской профессии, ему пришлось немало скитаться и испытывать нужду. Эти неприятности продлились целых 7 лет. Когда Куприну это надоело, он переехал в столицу. За эти годы Александр Иванович побывал и цирковым борцом, и артистом, и журналистом, и псаломщиком, и рабочим, и клерком. Поистине, это был неоценимый опыт, давший самый богатый материал для его произведений.

3. Во время революции 1905 года по стране прошла волна локальных восстаний и забастовок. В конце осени в Севастополе произошла стачка среди матросов на Черноморском флоте. Однако, и здесь восстание подавили самым жестоким образом. Когда лояльные царю корабли флота атаковали крейсер «Очаков», восставшим пришлось спасаться вплавь.

Некоторым удалось добраться до берега. Всех, кого ему удавалось найти, писатель спрятал и снабдил гражданской одеждой. А затем помог миновать оцепление. Чтобы они могли пробраться мимо жандармских кордонов, писатель в некоторых случаях отвлекал внимание на себя, притворяясь пьяным.

4. Нормальной практикой является такая, когда писателю за публикацию выплачивают гонорар Куприну же вместо денег, однажды, досталось двое суток военной тюрьмы. В то время военнослужащим запрещалось писать куда-либо без санкции руководства.

5. Писателю довелось побывать в роли героя шуточных стихов. Там было про то, что Куприн покорил уже три стихии за исключением огня. Это было истинной правдой: на то время Александр Иванович стал первым литератором, покорившим воздушную стихию с помощью воздушного шара и опускался на дно морское в водолазном костюме.

6. Писатель был не очень дисциплинирован. Иногда получалось так, что он манкировал своей работой. С леностью Куприна старалась бороться первая супруга автора. Когда писатель оборудовал на чердаке свой рабочий кабинет, Мария Карловна решила посмотреть, как он там работает и обнаружила его спящим. После этого она перестала кормить его завтраками. Супруга хотела, чтобы он достиг успеха, и установила правило, что он не мог зайти в дом без свеженаписанной главы.

   У писателя всегда была тяга к цельным и сильным натурам. С разносторонним спортсменом и одним из первых русских воздухоплавателей и летчиков, большим энтузиастом и популяризатором авиации в России Сергеем Исаевичем Уточкиным Александр Куприн познакомился в 1904 году в Одессе, на Большом Фонтане. Они подружились, и эта дружба связывала их долгие годы. Бывая в Одессе, Куприн встречался с отважным авиатором, а Уточкин, приезжая в Питер, тотчас торопился повидаться с Александром Ивановичем. Со времени знакомства «никогда не мог себе вообразить Уточкина без Одессы и Одессу - без Уточкина», - говорил Куприн.

    13 сентября 1909 года Куприн совершил с Уточкиным полет на воздушном шаре. Кроме них, в полете приняли участие еще редактор «Одесских новостей» И.М.Хейфец и корреспондент газеты «Русское слово» И.А.Горелик. Как вмещались эти четыре человека в сплетенной из лозы корзине высотой 95 и периметром по борту 480 сантиметров - представить трудно.

     Об этом полете Куприн оставил яркие воспоминания. «Пилот говорит, что можно садиться в корзину. Легко сказать - садиться, но как туда влезешь вчетвером? Корзина не больше как мне по пояс, в верхнем обрезе два квадратных аршина, книзу немного суживается... садимся со всей смехотворной неловкостью, на которую только способны новички...»

     «... Всего необыкновеннее было ощущение внезапной оторванности от людей, - вспоминает писатель. – Точно мы остались во всем мире вчетвером в маленькой корзине, и никому уже больше нет до нас дела, так как и нам до них. Проходит не больше двух минут. Вся Одесса лежит под нами, точно карта города, изданная городской управой...»

    В полуторачасовом полете над Одессой они достигли высоты 1250 метров и благополучно приземлились за чертой города. Впечатления о полете были рассказаны писателем в очерке «Над землей».

    Александр Иванович Куприн с теплотой и любовью вспоминал об Уточкине: «Из многих виденных мною людей он - самая яркая по оригинальности и душевному размаху фигура». И далее: «... если есть в Одессе два популярных имени, то это имена Бронзового Дюка, стоящего над бульварной лестницей, и С.И.Уточкина».

     Эта незамысловатая, открытая всем ветрам корзина воздушного шара «Россия», сплетенная из прутьев лозы дожила до наших дней и ныне хранится в Одесском историко-краеведческом музее. Кроме корзины с потемневшими уже от времени прутьями лозы, сохранились еще две (из восьми) стропы.

      Немногим более чем через год - 12 ноября 1910 года – опять-таки в Одессе Куприн совершил полет на аэроплане «Фарман» с пилотом-спортсменом Иваном Михайловичем Заикиным. Это было первое знакомство писателя с летательным моторным аппаратом тяжелее воздуха. И хотя этот полет был не совсем удачным, так как при посадке аэроплан был сильно поврежден, он произвел на писателя большое впечатление.

    «На воздушном шаре, - говорил он, - вы себя чувствуете совершенно беспомощно. Вы - игрушка воздушных течений, вы плывете туда, куда вас гонит ветер... На шаре – вы раб шара, на аэроплане - вы гордый повелитель его».

     Южному полюбившемуся городу Куприн посвятил немало своих произведений. Здесь он работал над повестью «Гранатовый браслет», полной высокой поэзии и любви, рассказами «По-семейному», «Леночка», писал об одесском цирковом атлете Арбузове в рассказе «Цирк».

     Осенью 1919 года из Гатчины Куприн с семьей эмигрировал за границу. После семнадцати лет эмиграции, 31 мая 1937 года, Москва встретила старого писателя, а в конце того же года он переехал в Ленинград, где 25 августа 1938 года Куприн скончался.

     В память о приездах писателя в Одессу и увековечивании южной жемчужины в своих произведениях один из переулков города носит имя Куприна, а на доме №2 по Маразлиевской улице, в котором проживал Александр Иванович Куприн, установлена мемориальная доска.
Сан-Франциско

   ЭТО НАДО ДАВАТЬ СМОТРЕТЬ ДЕТЯМ, которым ВОВРЕМЯ КЕПКУ С большим козырьком не купили, чтобы неба не видели, и туда не просились. В итоге, им ПРИСПИЧИЛО ИДТИ В АВИАЦИЮ...

         https://www.youtube.com/watch?v=1JWGsF2enKE

   [20.12.2019] Любовь Рассоха: Спасибо, Вам, вчера зачиталась, что заснула с тел. в руках... Вспомнила жизнь летную в Бобровичах... Грусть нашла..

   Летчики - отдельная категория людей, преклоняюсь перед людьми этой героической профессии...

   Это тоже относится к "шипам", впрочем, можно считать и наоборот: " Я спросил о Вас моего друга Владимира Кузнецова и вот что он мне ответил:

   "Сергей, привет! Полковник Чечельницкий - это командир 12-го отдельного морского ракетоносного авиационного полка, моего первого боевого полка, в котором мне посчастливилось служить. Я с ним летал, и мы до сих пор в отличных отношениях. Свои книги в электронном виде он присылает мне регулярно, но вот читать мне пока приходиться только руководства, наставления, федеральные авиационные правила и т. д.  Сегодня 17-ое, а я уже 14 лётных дней отлетал, и  пока только мечтаю, что уйду на пенсию и прочитаю.  Только дом надо ещё достроить, чтобы сесть на веранде .... мечты... Спасибо за отзыв. Все хорошо. Перед Новым годом газ подключил, 30 декабря  и стройка продолжается".