Тайны библейских рецептов

Роман Кушнер
Из серии «Тайны библейских рецептов»

ОЛАДЬИ «АШИШИМ»

Бобы красной чечевицы 200 г (17,4 сикля) заложить в металлический сосуд, раздробить пестиком. Добавить 100 г муки (8,7 сикля) и столько же семян кунжута. Туда же разбить 2 яйца и всё хорошенько вымешать. Пожарить смесь, как оладья. Готовые лепёшки полить прозрачным и вязким натуральным медовым сиропом.
!;;;;;;; Бэтэавон! — Приятного аппетита!(ивр)

                * * *

Израильское царство Иерусалим (967 г. – 928 г. до н. э.)

«Доколе царь был за столом своим, нард мой издавал благовоние своё…» Песнь песней.

Главный повар пребывал в смятении. Он уже приготовил все продукты, что требовалось для любимого лакомства правителя, но явилась Суламифь и упросила собственноручно испечь оладьи. Лицо её излучало и печаль, и радость. Кто-то из приближённых пустил слух, что царь имеет намерение отпустить девушку домой и за неё радовались в тайне.

Повар не упускал из виду, как вымешивала тесто Суламифь, но чуть отвернулся, чтобы подать ей горсть семян кунжута и не уследил. Ловким движением она вбросила в смесь мелко накрошенный лепесток фиолетового цвета.

— Прекрасная моя, ашишим твои вкусны и небывалый аромат нежит моё нёбо. Кажется, я припоминаю это благоухание. Однажды ты подала мне незнакомый напиток по цвету подобный шафрану, он прогнал мою бессонницу.

— То было деревенское вино, настоенное на корне мандрагор, мой повелитель, люди называют его мурийун. А вот его листья, сродни листьям свеклы, напротив. Наши пастухи перед дальней дорогой едят их и впадают в спячку.

— И я только теперь узнаю об этом?! Ты скромна, Суламифь, сердце твоё проникнуто зрелой женской мудростью. Ты ни разу не выказывала своего влечения, не осаждала царя мольбами. Возвращайся с миром к своему пастушку, что «пасет между лилиями».

С дорогими подарками, с лёгким сердцем покидала дворец дщерь Иерусалимская и душа её пела хвалу «возлюбленному Богом»:

«О, если бы ты был мне брат, сосавший груди матери моей! Тогда я, встретив тебя на улице, целовала бы тебя, и меня не осуждали бы!»

                * * *

Из серии "Тайны библейских рецептов"

Памяти моих бабушки и дедушки.

КУГЕЛАХ ИЗ МАЦЫ.

2-3 стакана мацовой муки,
3-4 яйца, немного воды, 2-3 столовые
ложки гусиного жира, перец
и соль по вкусу. Далее скатать
биточки и подрумянить на сковороде.
Приятного аппетита!

— Однажды известный праведник пришёл к раввину и не застал того дома. Тогда он отправился в синагогу, но и там не нашёл его. Раввин, узнав от жены кто приходил в его отсутствие, в свою очередь, пошёл искать праведника. Вот так они и ходили друг за другом, пока не настал Песах. Короче, встретились за пасхальным столом.

— Ты это к чему рассказываешь? — глотая обильные слюни, спросил Ицек.

Его жена закончила помешивать половником в кастрюле, продолжила:

— Да… как бы тебе доходчиво объяснить. К примеру, вчера, в кои веки, ты заработал а биселе гелт[немного денег], а сегодня я решила приготовить на обед суп с фрикадельками. Твоего сына отправила купить полфунта вермишели.

— Ну, и…? — удивлённо протянул муж.

— Так вот, пока фрикадельки варились, я на минутку сбегала к соседке…

— Ну?! — уже предполагая нечто ужасное, выдавил Ицек.

— Во-первых, успокойся, — Белке вынула половник из кастрюли, — во-вторых, тебе ли не знать еврейскую мудрость, что родители обучают детей говорить, а дети учат родителей молчанию. Твой кецеле[котёнок] принёс-таки вермишель, но взамен сожрал, почитай, все фрикадельки. Из расчёта: 3 - тебе, 2 - ему, 1 - мне! Потому я и молчала, пока всё варилось, молчу и сейчас, разве не слышно?

— Так-так-так… — разочарованно протянул Ицек, — что ещё изречёшь такого после чего мне не то что есть, жить не захочется? Кстати, при чём тут праведник, да ещё такая радость на лице? — он с подозрением прищурился.

— При чём? — переспросила Белке и со счастливой улыбкой поставила перед мужем полную тарелку наваристой вермишели с …одной фрикаделькой, — Ну?! Скажи теперь, что он свою маму не любит?! А что до раввина, — женщина озабоченно сняла передник, — таки-да, на Песах будут тебе кугелах из мацы. Чем они хуже фрикаделек?!

                * * *

Из серии "Тайны библейских рецептов"

Впервые это блюдо испробовал из рук отца.

"МАННА НЕБЕСНАЯ"

Накрошить мацу в глубокую миску, залить небольшой порцией
кипятка, плотно накрыть крышкой и дать ей запариться. Затем
слить остатки воды, заправить 1 ст.ложкой гусиного жира,
хорошенько посолить и… можно приступать к трапезе.

— Проходите пан Подольский, прошу извинить, супруга у сестры, помогает убирать после праздничного седера. Вы же знаете, у евреев наступила Пасха. Что это я делаю? "Манну небесную", это наше семейное блюдо на Песах. Как только утром обнаруживаю на столе свежую мацу, так сразу и готовлю. О, я вижу, пан, Вы хотите попробовать еврейское блюдо? С удовольствием угощу, но хочу предупредить, оно бы не было еврейским, кабы не один маленький секрет. Я всегда с этого начинаю и дети уже привыкли не возражать. А всё почему? Минуточку…

Ну вот, кажется, запарилось. Ешьте на здоровье пан Подольский. Что? Не прячьте глаза, уважаемый, вижу, что и Вам не понравилось, не вкусно, верно? Вот так всегда и начинается. Когда в первый раз наш дедушка Герш, да будет ему вечная память, выставил "манну" на стол, мы конечно, попробовали и дружно отказались есть. Ничего удивительного - обычная распаренная кипятком маца, без вкуса и запаха. Вот тогда дедушка и рассказал нам, что возвращаясь из плена Египетского, в пустыне евреи долго питались ниспосланной Господом манной, падающей с неба. И она имела почти такой же вкус, а может и хуже, но не в этом дело. Творец послал её, чтобы народ наш утолял голод и нашёл в себе силы дойти до Земли Обетованной. Как Вы думаете, пан, Он что, не в состоянии был предложить что-нибудь повкуснее? Мог, но не сделал. Мы с вами взрослые люди и уж конечно знаем, что вкус любому блюду придаёт труд и пот человеческий, разве не так? Вот дармовая манна и оказалась безвкусной. Но что поделаешь, тогда выбирать евреям не приходилось. Улыбаетесь? А сейчас добавим гусиного жира, посолим и хорошенько размешаем... Ну, а теперь пробуйте, уважаемый пан. Как? Съедобно? Говорите, никогда прежде такой вкуснятины не пробовали? Подождите, а как насчёт стаканчика вишнёвой наливки?

— Ханка? Ты уже пришла? Неси поскорее дедушкин кувшинчик, "мир вил эссен ун тринкен!" [я хочу есть и пить]

                * * *

Из серии "Тайны библейских рецептов"

Посвящается моей незабвенной бабушке.

ФАРШИРОВАННАЯ РЫБА

Готовится, как обычная "гифилте фиш" с сырым луком, разве что в фарш для начинки стоит добавить немного сахарного песка и лимон.
Чугунок или кастрюлю с рыбой или с кнейделех[котлетки, шарики] с вечера поставить в духовку и задать температуру 150 - 160С На следующий день за два часа до обеда вынуть и перед подачей на стол остудить. Да, чуть не забыл, воды налить немного, чтобы только закрыть рыбу.

                * * *

— Не стоит благодарностей, уважаемый рав, на здоровье. А Ханки нет, она у соседки. К тому же, я на собственном опыте убедился, благодарить её - бессмысленная трата времени. Мне пришлось бы делать это по пять раз на дню, а работать когда? В одном я уверен, отродясь не совершал более выгодной сделки, но понял это, когда женился на ней. Так вот, они оба родились друг для друга и разлучить их сможет разве что смерть одной или полный развал другой. Ну, что Вы, я совсем не это имел в виду. Русскую печь, чего же ещё? Что там ваш Моцарт или господин Сальери! Вы бы видели, уважаемый рав, с какой лёгкостью извлекает она из неё волшебные видения, какой фантан мыслей, запахов и звуков ласкают и раздражают мои органы чувств! Вот где настоящий гений! Нет, не преувеличиваю, оно-таки есть. Приглашаю на следующий шабес отведать фаршированной рыбки. Всё ещё сомневаетесь? Я понимаю, но тогда придётся открыть маленький секрет. Можно, Вам можно, рав, слушайте:

Крупную и благородную рыбу отбросим за ненадобностью, сами понимаете - настоящая фаршированная рыба, как и любое произведение искусства, строго для определённого слоя населения. Согласен, это блюдо для бедняков, которое мы сами же, кстати, и придумали. Будем откровенны между собой, разве это новость, что наши евреи фаршируют всё, что под руку попадётся? Так вот, Белке отправляется на рынок попозже, когда все страсти поутихнут. Первым делом, естественно, берёт щучку, как говорится, на оформление, затем торгуется насчёт самой мелкой рыбёшки. Вот в этой мелочёвке и заключается весь секрет, а чистить для неё не работа - растягивает рывком каждую - чешуя потом мигом слетает. Удаляет лишнее и в мясорубку, два раза, а то и три. Затем всё фарширует и в печь на ночь до шабеса. Вы не поверите, к утру наш кот однажды ушёл в форточку - не выдержал издевательства над собой.

— Белке?! Что у нас есть? Их вил эссен!

                * * *

Из серии "Тайны библейских рецептов"

"ЯЙЦА ЗОЛОТИСТЫЕ" - древнееврейский рецепт

Для этого берутся сваренные очищенные от скорлупы яйца
и до половины начиняются поджаренной на огне пшеничной мукой слегка приправленной оливковым маслом, чесноком, толчёной содомской солью и чёрным тмином. Обсыпанные сверху всё той же золотисто-коричневой пыльцой, яйца таят во рту и вызывают у поедавших ещё больший аппетит.

                * * *

"Нищий, получающий милостыню, делает гораздо более для дающего ему, чем сам дающий для нищего".
(Иехошуа бен Ханания, законоучитель Талмуда)

"Богатый нищий"

Ба;рух, а в галуте обычный Боря, служил охранником. Зарабатывал четыре тысячи шекелей и был доволен. Он-то да, супруга не очень. Дети подрастали, расходы увеличивались, а доходы оставались неизменными. Не желая больше сдерживать свои эмоции, как-то в святой для евреев шаббат она высказала всё, что думает о нём: об их голозадой жизни, о купленных на шу;ке[рынок] синюшных куриных крыльев вместо полноценной курицы и десятка не вызывающих доверия яиц к ветхозаветному еврейскому блюду, вычитанному в Торе её мамой, о трусости перед начальством и многих других "приятных" вещах.

На следующее утро, стиснув зубы, он вошел в офис, где располагалась его охранная контора и вежливо поздоровался со своим смуглолицем начальником на "рабочем иврите". Так называл он свой минимальный иврит за первые два года жизни в Израиле. Тот вежливо выслушал просьбу "бледнолицего", задумчиво кивнул и опять углубился в творческий рабочий процесс, от которого был оторван весьма некстати. Барух решил, что вопрос исчерпан и удалился, пробормотав что-то вроде "литраот" [до свидания].

Прошёл месяц, а добавочных часов в работе не прибавилось. Его напарник, с кем Барух ночью охранял четыре бульдозера у строящейся транс-самарийской дороги, заметил его грустный вид и поинтересовался, что за проблема того гложет. Барух рассказал. В ответ на это Иоси заметил, что его знакомый из Харькова подрабатывает на Дизенгофе, иногда на Алленби, играя на кларнете и неплохо получается. Так что если у Баруха есть способности, пусть попробует.

Мысль понравилась хотя бы тем, что он жил недалеко от тель-авивского рынка Кармиэль и, как гитарист-самоучка, когда-то играл в школьном оркестре. Вот только не хотелось выступать в роли "русского-нищего" Лучше всего, наверное, петь на английском, но в нём Барух разбирался чуть лучше, чем в японском. Иоси, как он знал, всё своё детство провёл с родителями в Индии и английский язык у него был вторым родным. На вопрос Баруха, как по-английски звучит фраза: "Я нищий английский шахтёр" остряк ответил: "I am a rich men". Барух записал эту фразу в записную книжку русскими буквами.

Через несколько дней решившись на эту авантюру, Барух нахлобучил пониже козырёк своей американской фуражки с буквой N и принялся наигрывать на гитаре, напевая несколько вымученных слов из Modern Talking. Прохожие равнодушно шли и шли мимо. Когда голова начала плавиться от жары, перед ним внезапно остановилась пожилая пара, явно туристического происхождения. Мужчина, одетый в клетчатую рубашку с песочного цвета бабочкой, что-то вежливо спросил на английском. Барух растерялся, но всё же собравшись с духом, выдал на чисто английском языке: "I am a rich men". На что умудрённый жизненным опытом мужчина улыбнулся и произнёс: "I am rich too". Затем вытащил красивый бумажник из крокодиловой кожи, вынул новенькую красную купюру в двести шекелей и улыбнувшись от всей души всеми тридцатью двумя фарфоровыми зубами, положил её в потёртый дерматиновый чехол.

Потом, уже несколько дежурств подряд, напарник крутил лысой головой и никак не мог в это поверить, пока Барух не купил на том же рынке бутылку молдавского коньяка "Белый аист". То, что напиток оказался изготовлен где-то в степи под Ашдодом, настроение им не испортило. До полуночи окрестности Шомрона, близ нового участка транс-самарийского шоссе, оглашали слова совершенно дикой, немыслимой песни с искажённой мелодией про русского солдата, пьющего вино пополам с печалью.

1999 год