Снова и снова...

Сергей Сатватский
Гуожи возвращался от «Дающего мудрые советы» даосского монаха, у которого он постигал мудрость учения Лао-Цзы. Обычно монах давал ему лист рисовой бумаги, на котором была одна из глав Дао Дэ Цзин. Гуожи должен был в течение двух недель размышлять над текстом, а затем обсудить с Учителем свои соображения по поводу истин описанных «старым ребёнком» как часто называли Лао-Цзы. Гуожи достал из-за пазухи лист и, развернув его, прочитал:

«Когда Империя идёт по Пути,

Люди пашут и сеют.

Когда Империя противится Пути,

Склады полны оружия.

Нет большего заблуждения, чем страх,

Нет большей иллюзии, чем подготовка к самозащите,

Нет большего горя, чем наличие врага,

Тот, кто знает, что у страха одна причина – он сам,

Всегда будет в безопасности!»

- Я уже обдумывал эту главу из Дао Дэ Цзин! – сказал вслух Гуожи. – Наверняка «Дающий мудрые советы» ошибся! Надо вернуться к нему и взять новое задание.

С этими словами Гуожи развернулся и пошёл в обратном направлении. Когда он вошёл в пещеру даоса, тот очень удивился, увидев своего ученика, по его мнению, уже должного быть около деревни, где тот жил.

- Что случилось, Гуожи? Ты что-то забыл мне сказать? – спросил монах.

- Нет, Мастер! Я не забыл, но произошло небольшое недоразумение. Вы дали мне задание, которое я уже обдумывал.

- Верно, Гуожи! Я дал тебе задание, которое ты уже получал три месяца назад. Всё правильно! Но ошибки нет! Проходи, присядь.

Гуожи прошёл и сел на камень. Монах продолжил:

- Гуожи, скажи мне, ты ведь сеешь рис каждую весну?

- Да, Мастер! – ответил Гуожи.

- И это один и тот же рис, в смысле того, что ты используешь семена для посева от прошлого урожая?

- Так, Учитель! – подтвердил ученик.

- И твоя прекрасная Джу довольна тем, что у вас всегда есть хороший запас продуктов, и кое-что, вы даже можете отвезти в город для продажи?

- Да – кивнул Гуожи.

- Гуожи, ум человека подобен земле. Чтобы он давал хорошие всходы, ты постоянно должен засеивать его правильными семенами. Поэтому, Гуожи, в нашей практике мы возвращаемся к пройденному. И как в обычной жизни бывают годы благоприятные, и ты собираешь больше урожая чем обычно, так и при повторении ты можешь открыть для себя то, что упустил при первом знакомстве с учением. Как твоя прекрасная Джу довольна твоей работой и дом твой от этого богатеет, так и от повторения укрепляется разум и богатеет сердце!

- Так значит, ошибки не было?

- Не было, Гуожи! Некоторые истины достойны тысячекратного повторения! Ты давно знаешь меня и не удивляешься тому, что я читаю одну и ту же книгу на протяжении всех этих лет!

- Не удивляюсь! – ответил Гуожи. – Но вы ведь монах! А я, так тороплюсь узнать всё, что говорил Лао-Цзы.

- Ты успеешь, Гуожи! – улыбнулся даос.

Гуожи спросил:

- Мастер, неужели вы, прочитав тысячи раз эти строки, до сих пор находите в них что-нибудь новое?

- Так и есть, мой мальчик! И даже больше! Каждый раз я открываю священные тексты, словно впервые, с тем же трепетом и волнением снова и снова!

- Я вас понял, Учитель! Я могу идти?

-Конечно, Гуожи! Твоя прекрасная Джу и сын, наверняка, заждались тебя!

Когда Гуожи ушёл «Дающий мудрые советы» открыл книгу, лежавшую на столе и прочитал:

«Великий Путь – чист,

Но люди предпочитают извилистые тропинки.

Замечай, когда баланс вещей нарушается,

Оставайся на Пути…»

«Дающий мудрые советы» отложил книгу и закрыл глаза...