***
И вот мы в пятом классе. Самое большое огорчение – Зоя Петровна уже не наша учительница. У неё первоклассники. На каждой перемене мы стараемся прийти к ней в класс. Она нам радуется, спрашивает, как успехи, не надо ли чем помочь, гладит нас по голове, улыбается. И этого её тепла и ласки нам хватает на целый день.
***
Но пятый класс – это уже почти взрослые. И спрос с нас совсем другой. Теперь нам доверяют дежурить по школе: следить за порядком на переменах, останавливать не в меру расшалившихся малышей, решать их конфликты, следить за порядком в столовой. Эта ответственность очень дисциплинирует. Даже наш хулиганистый Валера Шакалин, надев красную повязку, во время дежурства по школе становится степенным и строгим.
Дежурство в классе тоже обросло новыми обязанностями. Теперь мы сами должны приготовить мел для доски на весь учебный день, к каждому уроку прополоскать и хорошо отжать тряпочки для стирания мела, в начале каждого урока доложить учителю, кто отсутствует, а после уроков вымыть пол в классе (в начальной школе полы мыли технички.)
***
Пионерский галстук – тоже большая ответственность. Твой девиз: «Пионер – всем ребятам пример», а значит, должен ему соответствовать. Я помню, с каким волнением я всегда собиралась на пионерские сборы. Не мамино дело было – стирать и гладить пионерскую форму.
Это моя забота. И если со стиркой никаких проблем не было, то глажка угольным утюгом была делом непростым: то утюг раскалится так, что оставляет на белой ткани блузки жёлтый след, то станешь раздувать угли в утюге – и вылетевший пепел или крошечка угля испачкают блузку. Да и разгладить все складочки на юбке было непросто. Поэтому день накануне сбора, когда нужно приготовить парадную форму, был нелёгким.
Торжественность пионерского сбора неизменно вызывала во мне необъяснимый трепет: торжественное построение, внос знамени под звуки горна и барабана, призыв «Будь готов!» и салют «Всегда готов!» - это были не пустые слова. В ответ на них в душе поднималось желание сделать всё, чтобы не уронить это высокое звание – пионер.
***
Меня выбрали председателем совета отряда, а значит, я стала членом совета дружины школы. На левый рукав формы пришила две красных полоски – отличительный знак председателя совета отряда (у звеньевых – одна полоска). Помню волнение, с которым я шла на первый совет дружины. Мне казалось, что сейчас я получу очень важное поручение. Оно наверняка будет очень трудным. Справлюсь ли? Но оказалось, что поручение выполнимое: продумать, как подтянуть успеваемость в классе, собрать как можно больше макулатуры и продолжать тимуровское шефство.
***
И вот я провожу первый сбор отряда. Нужно выбрать звеньевых. Звеньев три – по количеству рядов парт. Эту задачу решили просто – выбрали отличников: Карпунову Свету, Крюкова Валеру и Ампилогова Вову. По сбору макулатуры и шефству над нашей бабушкой никаких разногласий не было. А как подтянуть успеваемость в классе, все были в недоумении. Но я уже прояснила для себя эту задачу у Нелли. Дав высказать свои предложения всем желающим и видя, что их просто нет, я предложила сильным ученикам взять шефство над слабыми. И вот тут началось бурное обсуждение, кто кому будет помогать с учёбой. Спорили до хрипоты: то сильный ученик не хотел работать с этим неуспевающим, то слабый не хотел себе такого шефа. Наконец, договорились. Мне досталась самая слабая ученица – наша цыганочка Рая Чивинская.
***
Заниматься с моей подшефной в школе было негде – класс занимала вторая смена. Приходилось после уроков идти к ней домой. Когда я впервые пришла к Рае в дом, меня поразило обилие ковров и богатое убранство дома, а также её старые родители: мама лет 50-ти, одетая в цыганский наряд, и седовласый, седобородый, с золотыми зубами и величественной осанкой отец. Меня приняли очень радушно и даже с некоторым почтением, как к учительнице. Вместе с Раей накормили вкусным обедом и напоили чаем из самовара с пышным сдобным пирогом, а потом усадили за стол для занятий и ушли в другую комнату, чтобы не мешать. Это радушие повторялось в каждый мой приход.
Заниматься с Раей было делом нелёгким: родители в ней души не чаяли и не предъявляли никаких требований, а она этим пользовалась. Поэтому даже читала ещё по слогам. Но с моей помощью вытягивала на тройки. Двойки стали редкостью. Позже я узнала, что её отец – цыганский барон. Он во время войны был на фронте, а в это время на оккупированной территории немцы расстреляли всю его семью. На Раиной маме он женился после войны. Раечка была для них светом в окошке. Мы были в восьмом классе, когда прошёл слух, что Раю обручили с врачом-цыганом. Он значительно старше, но её согласия никто не спрашивал. Всё решили родители. Так у них принято.
***
С переходом в среднюю школу в учёбе никаких особенных трудностей не возникало. На устных предметах работал мой уже устоявшийся метод: я не отвлекалась во время объяснения учителя, если что-то не поняла – спрашивала, поэтому учебник прочитывала один раз, чтобы выстроить логическую последовательность материала. На выполнение устных уроков у меня уходило не более получаса. Задания по русскому языку – дело 10-15-ти минут. А вот с математикой этот фокус не получался. Если бы не помощь Нелли, я сама не могла бы одолеть длинные алгебраические примеры. Не потому, что не знала законов алгебраических действий, но то запутывалась в последовательности действий, то какое-нибудь пропускала. И тут моя подруга всё расставляла по местам. Когда же нужно было написать домашнее сочинение, я торопилась начать его сразу в тот же день. Потому что знала, что пойду с ним к Нелли. Она никогда не отказывалась прочесть мои опусы и раскритиковать. Критика её была всегда с таким юмором, что мы обе весело смеялись над моими ляпсусами. Особенно она была непримирима к штампам, к языку учебника. Всегда требовала, чтобы я писала о том, что думаю по заданной теме сама, а не списывала с учебника. Вот и умением выражать свои мысли я тоже обязана своей любимой Нелличке.