22. Ещё немного об иностранцах

Андрей Клыгин
 Как я уже говорил, за время моей службы было очень много полётов американских разведчиков РС-135 и они ничем не запомнились, хотя все были довольны если он появлялся в их смену, особенно были довольны офицеры, словно думая про себя "вот он враг №1, я тебя вижу, я тебя веду!"
 Это когда всё идёт нормально, но иногда идёт не всё как надо, вот именно эти случаи мне и запомнились, я хочу рассказать несколько эпизодов, некоторые подумают, что в паре эпизодов такого не могло быть в Советской Армии, но это было.
                Эпизод первый.
 У наших лётчиков происходили учения, у нас была объявлена "готовность раз" и все офицеры находились на Пункте Упраления
 Цели парами появлялись на экране, но так как самолёты были скоростные они то исчезали, то появлялись в другом месте, в это время появился и РС-135.
-Вот только его нам и не хватало.-сказал командир.
Всё бы ничего, но внезапно везде погас свет, началась паника, локаторы работают, а на ПУ и ПРЦ нет света.
-Радисты, у вас как?
-Датчик не работает, все кнопки при нажатии сразу залипают.- ответил я.-А в это время операторы выдают квадраты сразу несколько целей-несколько наших и американца, а мы сидим с Саней в полной темноте и уже пропустили несколько засечек.
-Радистам какой -нибудь свет организуйте,- приказал командир.
В рубку забежал взводный.
-Ключом пробовал?-Я переключил на ключ, попробовал, но при нажатии вниз тоже сразу залипает, а из батальона запрашивают "почему молчим?"
 В окошко просунул голову командир.
-Сделайте что нибудь.
-Могу попробовать ключом, но будет очень медленно.
-Пробуй!
И я стал "работать", ключ приходилось наоборот всё время отдёргивать вверх иначе сразу залипает.
В это время к нам зашёл медик с железной тарелкой со спиртом и поджёг, рубка окрасилась синим светом, командир отдавал распоряжение отправить дневального бегом  к электромеханикам, а я продолжал отдёргивать ключ вверх даже не знаю принимают ли там мою "абракадабру", так как из батальона беспрерывно шло- ЩЬЬ(сменить радиста).
Целей было много и я на такой скорости передавал только квадраты, на высоту, на скорость, на время не было времени, а из батальона по прежнему безпрерывно-ЩЬЬ
 ЩЬЬ ЩЬЬ.
Прибежал дневальный и сообщил-полетел дизель. Я по прежнему продолжал постоянно дёргать рукой, на требование батальона "сменить радиста", я попробовал передать ДЧ ВРК НО(датчик не работает)и ещё открытым текстом, маскируя под код-ТОК НЕТ.
 Батальон замолчал, я даже представил, что там все собрались и с хохотом слушают нашу "белиберду", командир опять заглянул и вопросительно кивнул мне, я ответил что не уверен принимают ли они нас, рука устала , меня заменил Саня, я сказал ,чтобы снизу сразу отдёргивал, но он и так всё понял.
 Мне казалось , что это сумасшествие никогда не кончится.
Когда всё закончилось все офицеры и солдаты, свободные от смен, отправились к электромеханикам.
 Дизель был чуть меньше паровоза да и внешне был похож на него и надо было в ручную его убрать и на его место поставить другой, это была каторга сантиметр за сантиметром мы толкали этот дизель-двигатель, на это ушло несколько часов.
 Когда я вернулся уже опять подошла моя смена на дежурство, заходя в рубку спросил Саню:
-Всё в порядке?
-Всё!
 Утром пришли все помятые, не выспавшие офицеры во главе с командиром в ожидании оценки, каждое утро из батальона приходит кодограмма с оценками по пятибальной сис теме, но пять баллов никогда не ставят, высший балл обычно 4,6 это когда замечаний нет. Кодограмма задерживалась, все понимали , что мы в полной заднице, если получим 2,0, то "полетят головы".Через какое то время в окошке появилось измученное лицо командира.
-Ты ведь можешь узнать оценку?-Я запросил радиста на том конце, через несколько минут он дал ответ.
-3,5 сказал я.-Командир устало провёл рукой по лицу.
- Спасибо!
      
                Эпизод второй.
 Я сообщил дежурному , что Греэм-Белл ведёт иностранца и стал передавать данные в батальон. Дежурный радостно потирая руки сообщил об этом на станцию , чтобы были готовы.
 Через несколько минут последовали координаты от нашего оператора и мы спокойно повели, минут через десять дежурный сказал что оператор хочет со мной поговорить и передал телефон,слышу голос Камала:
- Слушай, у меня на экране ничего нет, была одна засечка и всё.
-Как нет? Мы уже десять минут передаём твои координаты.
-Да я передаю квадраты по старому маршруту, которые остались на экране с прошлого раза, может у меня станция барахлит, Греэм-Белл его ещё ведёт?
-Да.
-Скажи  их последнюю засечку.-Я принял от Греэм -Белла последнюю засечку и сказал ему, вдруг слышу:
-Мать честная...
-Что такое?
-Он развернулся и улетел обратно в сторону Аляски.-Это был залёт, очень крупный залёт, мы провели треть маршрута, а цель чуть ли не на Аляске.-Чего делать-то?-спросил спрсил Камал.Я сказал давай потерю и отдавая телефон дежурному уже представил что сейчас будет. Так и есть.
-КА-КА-Я, НА ХРЕН ПОТЕРЯ,-услышал я крик дежурного,- он наверное снизил высоту,- и повернувшись ко мне спросил,-что Греэм-Белл передаёт?-Я уже незаметно повернул ручку настройки и сказал:
-Слышимость ноль.-Если бы я сказал координаты, то быстро бы выяснилось,что мы вели пустоту.
-Гонтарь, у тебя что там?-Крикнул он оператору-высотомеру.
-У меня ничего нет.
-Он наверняка высоту снизил,смотри внимательней.
-А у меня сразу ничего не было.
 Дежурный в панике вызвал командира, пришли и другие офицеры,все в ожидании "подарков"из батальона, никто ничего не понимает, куда самолёт пропал?
 А правду знали только  два человека - Камал и я и мы не горели желанием её открывать,вдруг пронесёт. И пронесло!
 Утром получили оценку -4,2 с небольшими замечаниями.

                Эпизод третий.
  Мы успешно провели Джона в Норвегию и теперь прослушиваем Желания, ожидая его обратно,но именно по этому приёмнику мне надо было послушать футбол, сегодня кубок УЕФА, "Спартак" играет в гостях с "Астон Вилла", первая игра в Москве 2:2 и у наших шасов почти не было.
 Я тайком от дежурного поймал игру и в наушниках услышал голос Николая Озерова,шла 87 минута счёт 1:1 , я ещё подумал, молодцы спартаковцы, хоть и не пройдут , но игру не проиграют и слышу "Черенков...г-о-о-о-о-о-о-о-л!" и я вместе с ним "г-о-о-о-о-л!"
 Дежурный с испугом спрашивает"что случилось?"
-"Спартак" выиграл у англичан 2:1 в гостях!
- Да ,здорово!-обрадовался дежурный,но через миг спросил,- а как слышимость Желания?- Я уже настраивая приёмник отвечаю:
-Слышимость 5 баллов.
 Через несколько минут появился Джон!

                Эпизод четвёртый.
 Нам в рубку поставили супер-пупер секретный приёмник, эту бандуру ,размером с холодильник, поставили на стол в угол и сказали чтобы мы не вздумали его фотографировать, вот зря они это сказали,конечно же мы позднее фоткались с ним в разных ракурсах-запретный плод сладок!
 Но речь не об этом, этот приёмник не имел никакого отношения к морзянке,он работал в телефонном режиме,в экстренных случаях по нему мог говорить только командир на прямую с Диксоном, нам только показали, где какие тумблеры надо включать.
 Мы его использовали совсем по другому,по нему можно было слушать зарубежные передачи и западную музыку ну и конечно мы об этом никому не говорили.
 Как то во время дежурства я слушал Радиосвободу и там узнал , что наши сбили пассажирский "Боинг"на Дальнем востоке. Эта новость меня ошарашила и по глупости сказал об этом дежурному и забыл , что это единственный офицер,который с солдатами разговаривал с позиции "я начальник ты дурак". Он как понёс- кто тебе разрешил,ты не имеешь права,это подсудное дело, договорил до того,что я чуть ли не враг народа и меня надо к стенке поставить.
 К концу смены пришла кодограмма "воздух" , я стукнул по стенке , вышел кодер быстро расшифровал и передал дежурному, дежурный прочитав её сразу вызвал командира.
 Он вертелся возле командира как белка в колесе, командир время от времени бросал взгляд на меня, я понял доносит на меня.
-Ну, давай рассказывай,чего там ты услышал? Пришла кодограмма что сбит разведывательный самолёт на Дальнем востоке.
-Да я не знаю ничего.
-Да брось ,я же знаю, что вы слушаете "голос америки"и тому подобное, мне самому интересно, что там говорят.
-Выступал президент США и сказал,что русские сбили южнокорейский пассажирский самолёт, погибло около двухсот человек и что русские ледовые разведчики постоянно нарушают их границу, но у них никогда и в мыслях не было их сбивать.
 Рядом всё крутился оперативный дежурный , ждал когда командир начнёт меня отчитывать.Командир с минуту посидел и сказал: "Ну ты смотри там, не шали!"